Слайд 2
![«В четырехстах шестидесяти пяти строках „Медного всадника“ заключены проблемы важнейшие,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-1.jpg)
«В четырехстах шестидесяти пяти строках „Медного всадника“ заключены проблемы важнейшие, всеобщие, которые
долго еще будут волновать человечество!»
Валерий Брюсов
А волнуют ли эти вопросы современное общество? Актуальна ли эта поэма сейчас?
Слайд 3
![Истории создания поэмы «Медный всадник» создан во время второй Болдинской](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-2.jpg)
Истории создания поэмы
«Медный всадник» создан во время второй Болдинской осени
(1833) всего за 25 дней (6 октября — 31 октябр<я> 1833 г., 5 ч. 5 минут утра). Жанр «стихотворная повесть» восходит к «восточным повестям» Байрона и связан со стремлением к бытописательной прозе, активно создаваемой Пушкиным в 1830-е гг. В поэме отразился его философский взгляд на решение проблемы человека и истории.
Слайд 4
![Вступление 1. Каков пафос вступления к поэме? Подтвердите свои мысли](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-3.jpg)
Вступление
1. Каков пафос вступления к поэме? Подтвердите свои мысли текстом.
2. На какие композиционные
части его можно разделить?
3. В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга (стихи 1—43)? Как в первой части вступления противопоставлены прошлое и настоящее?
4. Какой смысл выявляется в многократном повторении слова «люблю»? Что и почему любит поэт?
5. Почему в последних строках вступления происходит контрастный слом настроения?
Какой смысл в том, что поэма «Медный всадник» открывается гимном Петербургу? Докажите, что город Петра — это не только место действия поэмы, но и ее главный герой.
Слайд 5
![Подберите строки из вступления к поэме в качестве подписи к иллюстрациям художника Александра Бенуа](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-4.jpg)
Подберите строки из вступления к поэме в качестве подписи к иллюстрациям
художника Александра Бенуа
Слайд 6
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-5.jpg)
Слайд 7
![«На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-6.jpg)
«На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред
ним широко
Река неслася...»
Слайд 8
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-7.jpg)
Слайд 9
![«Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-8.jpg)
«Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из
тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво;
Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов
Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод, ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли….»
Слайд 10
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-9.jpg)
Слайд 11
![«Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-10.jpg)
«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы
державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла….»
Слайд 12
![«В этой поэме видим мы горестную участь личности, страдающей как](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-11.jpg)
«В этой поэме видим мы горестную участь личности, страдающей как бы вследствие
избрания места для новой столицы»
В.Г. Белинский
Прав ли критик, таким образом интерпретируя конфликт поэмы? Докажите .
Слайд 13
![Часть первая 1. Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия? Какие метафоры](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-12.jpg)
Часть первая
1. Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия? Какие метафоры и сравнения помогают
представить разбушевавшуюся стихию живым существом?
2. Какую информацию мы узнаем о Евгении в первой части? Какую характеристику дает ему автор? О чем герой мечтает? Можно ли его считать только безликим чиновником или его человеческий облик привлекателен?
3. Что меняется в облике Евгения в разгар наводнения? Опишите его психологическое состояние. Какие детали внешности подчеркивают его?
4. К каким философским обобщениям приводит читателя Пушкин в конце первой части? Что для стихии человеческая жизнь?
Слайд 14
![Подберите строки из 1 части поэмы в качестве подписи к иллюстрациям художника Александра Бенуа](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-13.jpg)
Подберите строки из 1 части поэмы в качестве подписи к иллюстрациям
художника Александра Бенуа
Слайд 15
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-14.jpg)
Слайд 16
![«Ужасный день! Нева всю ночь Рвалася к морю против бури,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-15.jpg)
«Ужасный день!
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их
буйной дури...
И спорить стало ей невмочь...
Поутру над ее брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод»
Слайд 17
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-16.jpg)
Слайд 18
![«И всплыл Петрополь как Тритон, По пояс в воду погружен.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-17.jpg)
«И всплыл Петрополь как Тритон,
По пояс в воду погружен.
Осада! Приступ!
Злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревна, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!»
Слайд 19
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-18.jpg)
Слайд 20
![«Тогда, на площади Петровой, Где дом в углу вознесся новый,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-19.jpg)
«Тогда, на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над
возвышенным крыльцом
С поднятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений….»
Слайд 21
![Часть вторая 1. Какие детали подчеркивает поэт в картине конца](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-20.jpg)
Часть вторая
1. Какие детали подчеркивает поэт в картине конца наводнения? Какой смысл
имеет сравнение Невы с шайкой разбойников?
2. Каким изображен Евгений в сцене поисков затопленного дома Параши?
3. Для города Петра наводнение — это не исключение, а правило, а для Евгения — крах всей его жизни. Подберите цитаты, доказывающие эту точку зрения.
5. Что стало причиной бунта Евгения — психическое расстройство? отчаяние? понимание социальной несправедливости? дворянская честь, заставившая героя мыслить по-государственному? Подберите аргументы в доказательство каждой точки зрения.
6.Каковы причины превращения Евгения из бедного чиновника в безумца, грозящего царю и самодержавию?
Слайд 22
![Подберите строки из 2 части поэмы в качестве подписи к иллюстрациям художника Александра Бенуа](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-21.jpg)
Подберите строки из 2 части поэмы в качестве подписи к иллюстрациям
художника Александра Бенуа
Слайд 23
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-22.jpg)
Слайд 24
![«И долго с бурными волнами Боролся опытный гребец, И скрыться](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-23.jpg)
«И долго с бурными волнами
Боролся опытный гребец,
И скрыться вглубь меж
их рядами
Всечасно с дерзкими пловцами
Готов был челн...»
Слайд 25
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-24.jpg)
Слайд 26
![« Что ж это?... Он остановился. Пошел назад и воротился.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-25.jpg)
« Что ж это?...
Он остановился.
Пошел назад и воротился.
Глядит... идет... еще
глядит.
Вот место, где их дом стоит;
Вот ива. Были здесь вороты —
Снесло их, видно. Где же дом?
И, полон сумрачной заботы,
Все ходит, ходит он кругом...»
Слайд 27
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-26.jpg)
Слайд 28
![«……..Он скоро свету Стал чужд. Весь день бродил пешком, А](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-27.jpg)
«……..Он скоро свету
Стал чужд. Весь день бродил пешком,
А спал на
пристани; питался
В окошке поданным куском.
Одежда ветхая на нем
Рвалась и тлела. Злые дети
Бросали камни вслед ему»
Слайд 29
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-28.jpg)
Слайд 30
![«Он очутился под столбами Большого дома. На крыльце С подъятой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-29.jpg)
«Он очутился под столбами
Большого дома. На крыльце
С подъятой лапой, как
живые,
Стояли львы сторожевые,
И прямо в темной вышине
Над огражденною скалою
Кумир с простертою рукою
Сидел на бронзовом коне»
Слайд 31
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-30.jpg)
Слайд 32
![«И он по площади пустой Бежит и слышит за собой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-31.jpg)
«И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой -
Как
будто грома грохотанье -
Тяжело-звонкое скаканье
По потрясенной мостовой...
И, озарен луною бледной,
Простерши руку в вышине,
За ним несется Всадник Медный
На звонко-скачущем коне...»
Слайд 33
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-32.jpg)
Слайд 34
![«И во всю ночь безумец бедный Куда стопы ни обращал,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-33.jpg)
«И во всю ночь безумец бедный
Куда стопы ни обращал,
За ним
повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал»
Слайд 35
![ОБРАЗ ПЕТРА I в поэме Каким мы видим Петра во](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-34.jpg)
ОБРАЗ ПЕТРА I в поэме
Каким мы видим Петра
во вступлении?
Почему из царя-преобразователя, полного «великих дум», Петр превращается в «кумира на бронзовом коне», «горделивого истукана», которому нет дела до малых мира сего?
В чем суть конфликта Петра и Евгения?
Можно ли считать, что в поэме Петр и Евгений только противопоставлены? Найдите общность этих образов.
Как в поэме выражается присутствие автора? На чьей стороне автор?
Что олицетворяет собой образ Медного всадника?
Слайд 36
![Д. Гранин в эссе «Два лика» рассматривает основные образы «в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/306465/slide-35.jpg)
Д. Гранин в эссе «Два лика» рассматривает основные образы «в раздвоении»,
как бы расщепляя их и обнаруживая в них «верх» и «низ». Он утверждает, что в поэме «два Петра: Петр живой и Петр — Медный всадник, кумир на бронзовом коне.
Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своем нехитром счастье, и Евгений безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царя — на власть.
Два Петербурга: Петербург прекрасных дворцов, набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором будет жить Раскольников.
Две Невы...
Расщепление проходило сквозь всю поэму, через весь ее образный строй».
Согласны ли вы с такой трактовкой поэмы? Аргументируйте свое мнение.