Слайд 2
![Создатель элегического стиля Родом из Саратова Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества;](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-1.jpg)
Создатель элегического стиля
Родом из Саратова
Учился в Московском училище живописи, ваяния и
зодчества;
Слайд 3
![1891-1894г. в Петербургской Академии художеств и частной мастерской Павла Петровича Чистякова;](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-2.jpg)
1891-1894г.
в Петербургской
Академии художеств и частной
мастерской Павла Петровича
Чистякова;
Слайд 4
![1895-1898 г. в Париже у Фернана Кормона;](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-3.jpg)
1895-1898 г. в Париже у Фернана Кормона;
Слайд 5
![Мастерская Кормона Учениками Фернана Кормона считаются Тулуз-Лотрек, Ван Гог, Анкетен,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-4.jpg)
Мастерская Кормона
Учениками Фернана Кормона считаются Тулуз-Лотрек, Ван Гог, Анкетен, Бернар, Вийон,
Борисов-Мусатов, Рерих. Большинство этих живописцев, выступавших против официального искусства, училось одновременно в свободных мастерских французских академистов.
Слайд 6
![Борисов –Мусатов восторгался искусством Пюви де Шаванна и мечтал у](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-5.jpg)
Борисов –Мусатов восторгался
искусством Пюви де Шаванна и мечтал у него учиться,
но получил отказ;
Очевидно влияние на его творчество французской группы «наби»;
Слайд 7
![Смерть и девушки 1872 год](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-6.jpg)
Смерть и девушки
1872 год
Слайд 8
![Возвращение После Парижа поселился в Саратове, затем работал в Подольске и Тарусе.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-7.jpg)
Возвращение
После Парижа поселился в
Саратове, затем работал в
Подольске и
Тарусе.
Слайд 9
![Поэтический склад его души и красота родной природы создали особый](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-8.jpg)
Поэтический склад его души и красота
родной природы создали особый стиль картин,
отличающихся трогательной нежностью и грустью..
Слайд 10
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-9.jpg)
Слайд 11
![Основная тема Борисова-Мусатова — ностальгия по уходящему дворянскому быту, романтика](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-10.jpg)
Основная тема Борисова-Мусатова
— ностальгия по уходящему дворянскому быту, романтика старинной русской
усадьбы, домиков с мезонинами и деревянными колоннами, заброшенных парков и заросших прудов
Слайд 12
![Борисов-Мусатов, как и Блок, ощущал не просто время, но и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-11.jpg)
Борисов-Мусатов,
как и Блок, ощущал не просто время, но и его будущую
жестокость, агрессивность.
Он хотел жить тем, что дорого,— образами тургеневских девушек, Татьяной Лариной, ими он грезил, они стали его героинями. А действие он переносил не только в XIX век, но и дальше, вглубь, к XVIII веку.
Слайд 13
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-12.jpg)
Слайд 14
![Персонажи его картин - воплощение мечты художника об идеале. Он](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-13.jpg)
Персонажи его картин
- воплощение мечты художника об идеале. Он стремится в
живописи передать безмолвное, но внятное собеседование человеческих душ, как бы прислушивающихся
к себе и к миру в поисках отзвуков извечных законов красоты.
Слайд 15
![В человеке Борисов-Мусатов умеет видеть и ценить сложность и тонкость](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-14.jpg)
В человеке Борисов-Мусатов
умеет видеть и ценить сложность и тонкость духовкой организации,
способность проникнуться гармонией, присущей природе.
Поэтому все значительные его работы включают изображение пейзажа. Пейзажные этюды составляют большую часть его ранних произведений. С середины 1890-х годов художника все больше привлекает изображение человека в пленэре.
Слайд 16
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-15.jpg)
Слайд 17
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-16.jpg)
Слайд 18
![«Капуста и ивы»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-17.jpg)
Слайд 19
![Агава «Агава»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-18.jpg)
Слайд 20
![Полотно "Гармония" (1900) было важной вехой в формировании художественной системы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-19.jpg)
Полотно "Гармония" (1900)
было важной вехой в формировании художественной системы мастера. Он
пытался в нем передать согласно звучащую красоту искусства, человеческого творчества и красоту природы в самом сюжете (дамы в парке слушают кавалера, декламирующего стихи).
Слайд 21
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-20.jpg)
Слайд 22
![Весна](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-21.jpg)
Слайд 23
![Созданная в 1902 году картина "Водоем" знаменует вступление художника в пору зрелости и расцвета.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-22.jpg)
Созданная в 1902 году картина "Водоем"
знаменует
вступление
художника
в пору
зрелости
и расцвета.
Слайд 24
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-23.jpg)
Слайд 25
![Этим же годом датирован "Портрет дамы", в котором убедительно передана](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-24.jpg)
Этим же годом датирован "Портрет дамы",
в котором убедительно передана индивидуальность модели
и вместе с тем в кем ощутим проникновенный лиризм.
Слайд 26
![женственность в картинах "Осенний мотив", "Дама в голубом платье", "В](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-25.jpg)
женственность
в картинах "Осенний мотив", "Дама в голубом платье",
"В парке" каждый
раз раскрывается новая грань идеала одухотворенной женственности.
Слайд 27
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-26.jpg)
Слайд 28
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-27.jpg)
Слайд 29
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-28.jpg)
Слайд 30
!["Девушка в ожерелье" (1904) - этюд к одному из самых](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-29.jpg)
"Девушка в ожерелье" (1904)
- этюд к одному из самых совершенных по
воплощению и самому светлому по строю чувств созданию мастера - к картине "Изумрудное ожерелье". В этюде переданы очаровательная непосредственность, застенчивая милая неуклюжесть, даже некоторая простоватость юной девушки. Перенесенное в картину, то же лицо преображается отсветом душевного движения, та же фигура приобретает благородное изящество. Красивая, легкая гамма этюда, строящаяся на сочетании зеленого с розово-сиреневым и золотисто-желтым, в картине становится строже, архитектоничнее, но и сложнее, обогащаясь фактурной аранжировкой.
Слайд 31
![Изумрудное ожерелье 1903-1904](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-30.jpg)
Изумрудное ожерелье
1903-1904
Слайд 32
![Сам художник назвал "Ожерелье" "языческой картиной". Ее героини подобны весенней,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-31.jpg)
Сам художник назвал "Ожерелье" "языческой картиной".
Ее героини подобны весенней, полной сил
природе, цветам, поворачивающим головки к солнцу. Картина вдохновлена образом майской природы, поры цветения трав. «
... Поздняя весна, – говорил Борисов-Мусатов, – заполняет весь мой рассудок выпуклыми яркими образами реализма". Пронизывающее картину сенсуалистское начало отличает "Изумрудное ожерелье" от других произведений художника. Природа и человек оказываются слитыми в этом общем дыхании.
Слайд 33
![Важную страницу творческой биографии художника занимает работа над эскизами неосуществленных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-32.jpg)
Важную страницу творческой биографии
художника занимает работа над эскизами неосуществленных панно на
тему "Времена года", предназначавшихся для украшения интерьера частного дома. Как и другие листы цикла, "Летняя мелодия" свидетельствует о мастерстве акварелиста, о его большом декоративном даре, музыкальном чувстве ритма.
Слайд 34
![Последние шедевры Борисова-Мусатова, "Осенняя песнь" и "Куст орешника", пронизаны невозмутимой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-33.jpg)
Последние шедевры Борисова-Мусатова, "Осенняя песнь" и "Куст орешника",
пронизаны невозмутимой тишиной и
спокойствием,
словно в ожидании чуда.
Слайд 35
![Куст орешника …Кто-то дверь незакрытой оставил, И задержанный, жалобный стон](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-34.jpg)
Куст орешника
…Кто-то дверь незакрытой оставил,
И задержанный, жалобный стон Неоплаканной тихой
печали Замер глухо у старых колонн. Вспоминают застывшие клёны Всё забытое в знойные дни — Прошлой осенью тихие стоны Неразрывной осенней любви.
И, не выдав тревожной печали, Тихо падают листья с перил… Кто-то дверь незакрытой оставил,
Кто-то сердце здесь с осенью слил.
Вера Звягинцева. "Балкон осенью" (Памяти Борисова-Мусатова)
Слайд 36
!["Венки васильков" - последний замысел художника. Его помешала осуществить преждевременная](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-35.jpg)
"Венки васильков" - последний замысел художника. Его помешала осуществить преждевременная смерть.
Над эскизами к этой картине художник работал летом 1905 года в Тарусе. Венки и гирлянды, по-видимому, были для него эмблемой печали, утраты.
Но образ произведений Борисова-Мусатова всегда многозначен. Звучная цветовая гамма - яркая синева цветов, ослепительная белизна облака - знаменуют преодоление скорби, растворение ее в восторге перед вечной красотой природы.
Слайд 37
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/487163/slide-36.jpg)