Проза любви в лирике Н.А. Некрасова презентация

Содержание

Слайд 2

«ПРОЗА ЛЮБВИ» В ЛИРИКЕ Н.А.НЕКРАСОВА Тема любви решена в лирике

«ПРОЗА ЛЮБВИ» В ЛИРИКЕ Н.А.НЕКРАСОВА

Тема любви решена в лирике Н.А. Некрасова весьма

своеобразно (новаторство):
Поэты-предшественники изображали любовное чувство «в прекрасных мгновениях, Некрасов же не обошёл вниманием и ту «прозу», которая «в любви неизбежна» («Мы с тобой бестолковые люди…»).
Н. Скатов: Он «не только прозаизировал поэзию любви, но и поэтизировал её прозу».
У Некрасова же любовь - всегда земное чувство, с его прозой жизни и сложными отношениями, когда «жизнь течет мятежно» (примеры?)
Слайд 3

Духовные и нравственные искания лирического героя раннего Некрасова являются продолжением

Духовные и нравственные искания лирического героя раннего Некрасова являются продолжением личной

драмы.
То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть.
Подлинное открытие некрасовской любовной лирики - появление на ее страницах рядом с традиционным лирическим героем лирической героини ( которая нередко оказывается даже сильнее и привлекательнее его).
Лирическая героиня - личность незаурядная, сильная, наделенная глубоким и острым умом, не просто возлюбленная, любящая женщина, это подруга и единомышленница, способная и прийти на помощь, поддержать, и помочь найти выход из горестных обстоятельств («Ты всегда хороша несравненно...»).
…когда я уныл и угрюм, Оживляется так вдохновенно Твой веселый, насмешливый ум…
Слайд 4

Исследуя тонкие движения человеческой души, поэт не боится изображать размолвки

Исследуя тонкие движения человеческой души, поэт не боится изображать размолвки любящих,

ссоры и взаимные упреки (примеры?)- бытовая конкретизация.
Но это не мешает ему увидеть светлое начало даже в самых горьких событиях. Ведь никакая ссора не страшна, когда веришь, что ей на смену не может не прийти «возвращенье любви и участья».
Если проза в любви неизбежна, Так возьмем и с нее долю счастья: После ссоры так полно, так нежно Возвращенье любви и участья...
Слайд 5

Лирический герой Некрасова обычно умен, наблюдателен, деликатен… но жизнь обернулась

Лирический герой Некрасова обычно умен, наблюдателен, деликатен…
но жизнь обернулась для

него утратой надежд и веры в будущее. Герой стихотворения «Застенчивость» даже понимает причины своей житейской драмы и «бессилья обидного»:
«Придавила меня бедность грозная»
Поэт психологически точно передает переживания человека, готового перевернуть мир ради любимой, но при встрече с ней постоянно чувствующего на ногах «гири железные».
Слайд 6

«ПАНАЕВСКИЙ ЦИКЛ» - РОМАН В СТИХАХ Тщательная прорисовка характера, обилие

«ПАНАЕВСКИЙ ЦИКЛ» - РОМАН В СТИХАХ

Тщательная прорисовка характера, обилие конкретных деталей

быта («Прости! Не помни дней паденья...», «Да, наша жизнь текла мятежно,..», «Мы с тобой бестолковые люди...») позволяют говорить о том, что у поэта был реальный прообраз, назвать имя той, любовь с которой подвигла на создание этого цикла стихов, вошедшего в историю литературы под названием панаевского.
Отношения Некрасова с А. Панаевой, наделенной красотой, обаянием, умом и сильным характером, считается, и легли в основу этих стихов.
Слайд 7

"Да, наша жизнь текла мятежно…"

"Да, наша жизнь текла мятежно…"

Слайд 8

Атмосфера напряженности отношений, жизни, полной тревог и утрат, зависимость чувства

Атмосфера напряженности отношений, жизни, полной тревог и утрат, зависимость чувства от

воздействия окружающего мира представлены в одном из лучших стихотворений цикла «Да, наша жизнь текла мятежно...»:
Да, наша жизнь текла мятежно, Полна тревог, полна утрат, Расстаться было неизбежно – И за тебя теперь я рад! Но с той поры как все кругом меня пустынно! Отдаться не могу с любовью ничему, И жизнь скучна, и время длинно, И холоден я к делу своему…
…Но с той поры, как все кругом пустынно,
Отдаться не могу с любовью ничему,
И жизнь скучна, и время длинно,
И холоден я к делу своему.
Слайд 9

Лирический герой- человек рефлектирующий, склонный к мнительности, подозрениям, унынию, озлоблению.

Лирический герой- человек рефлектирующий, склонный к мнительности, подозрениям, унынию, озлоблению.
Образ лирической

героини, по словам Н.Скатова, «дан в развитии, в разных, неожиданных даже, его проявлениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать».

Прости! Не помни дней паденья, Тоски, унынья, озлобленья, — Не помни бурь, не помни слез, Не помни ревности угроз!
Но дни, когда любви светило Над нами ласково всходило И бодро мы свершали путь, — Благослови и не забудь!

Слайд 10

Основные мотивы (мотив - устойчивый, повторяющийся элемент сюжета, характерный для

Основные мотивы (мотив - устойчивый, повторяющийся элемент сюжета, характерный для нескольких

произведений) «панаевского цикла»:
мотивы ссоры («Если, мучимый страстью мятежной…», «Мы с тобой бестолковые люди…»);
расставания, разлуки («Так это шутка? Милая моя…», «Прощание») или их предчувствия («Я не люблю иронии твоей…»);
воспоминания («Да, наша жизнь текла мятежно…», «Давно - отвергнутый тобою…»);
писем («Сожжённые письма») и др.

Я зову ее, желанную: Улетим с тобою вновь В ту страну обетованную, Где венчала нас любовь!

Слайд 11

ВЫВОД Таким образом, стихотворения «панаевского» цикла объединяют не только общность

ВЫВОД

Таким образом, стихотворения «панаевского» цикла объединяют не только общность содержания,

но и художественные особенности:
сквозные образы и детали;
«нервность» интонации, передающая почти «достоевские» страсти;
фрагментарность, обозначаемая на письме многоточиями, которыми кончаются многие стихотворения;
каждое стихотворение цикла заканчивается многоточием, словно намекает на некую недосказанность, недоговоренность, а начала стихотворений - продолжение вновь и вновь начинаемого спора, диалога, даже ссоры;
много вопросительных, побудительных предложений, много обращений к возлюбленной и к самому себе;
для изображения «непоэтических» явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы, новаторское стихосложение.
Имя файла: Проза-любви-в-лирике-Н.А.-Некрасова.pptx
Количество просмотров: 58
Количество скачиваний: 1