- Главная
- Литература
- Революция или Эволюция? (Проблемный урок по литературе. 11 класс)
Содержание
- 2. Эволюция или Революция От Серебряного века к эпохе социализма. Литература 10 – 30-х годов ХХ века
- 3. Две формы движения в природе и истории Но при этом не имеется в виду оценивать значение
- 4. Век девятнадцатый железный, воистину жестокий век… Двадцатый век еще бездомней, еще страшнее жизни мгла. Еще темнее
- 5. Вам было выгодно раздуть народную ненависть к капитализму и натравить народные массы на русский капитализм, как
- 6. Еще один аспект литературы в частности и искусства в целом – это идея социализации. М.Геллер «Машина
- 7. Век – волк? Века волки? Мне на плечи кидается век-волкодав, Но не волк я по крови
- 8. Какой ценой? Задохнулся от отсутствия воздуха А.Блок Расстреляны: Н.Гумилев, С.Клычков, Н.Клюев… Арестовывались, высылались, прошли ГУЛАГ: Н.Заболоцкий,
- 10. Скачать презентацию
Эволюция
или
Революция
От Серебряного века к эпохе социализма.
Литература 10 – 30-х годов
Эволюция
или
Революция
От Серебряного века к эпохе социализма.
Литература 10 – 30-х годов
Две формы движения в природе и истории
Но при этом не
Две формы движения в природе и истории
Но при этом не
Революция понимается не столько в смысле насильственности, сколько в смысле внезапности происходящих изменений: эволюции и революции производят одно и то же, но различным образом, т. е. либо путем более или менее медленных и часто незаметных изменений, либо сразу
Представление об эволюции как постепенном развитии живых организмов от простых к сложным оформилось ещё во времена античности.
эволюция
революция
= Две возможности взаимоотношений человека с миром: деятельностно-активное и пассивное подчинение постепенности процессов
Век девятнадцатый железный,
воистину жестокий век…
Двадцатый век еще бездомней,
еще
Век девятнадцатый железный,
воистину жестокий век…
Двадцатый век еще бездомней,
еще
Еще темнее и огромней
тень Люциферова крыла…(Блок)
В мой жестокий век…(Пушкин)
Век девятнадцатый железный,
воистину жестокий век…
Двадцатый век еще бездомней,
еще страшнее жизни мгла.
Еще темнее и огромней
тень Люциферова крыла…(Блок)
Век шествует путем своим железным… (Баратынский)
Мне на плечи кидается век-волкодав… (Мандельштам)
Век мой – яд мой,
век мой – вред мой,
век мой – враг мой,
век мой - ад… (Цветаева)
Вам было выгодно раздуть народную ненависть к капитализму и натравить народные
Вам было выгодно раздуть народную ненависть к капитализму и натравить народные
В первые послеоктябрьские годы основным пафосом литературы стала поэтизация массы. Появляется сразу несколько произведений с названием «Мы»
Утверждая МЫ, новая литература настороженно, а чаще всего и враждебно, относилась к личности и личному. Я вызывало резкое неприятие
События заслоняли человека
С чем связано такое обвинение?
Почему звучит из уст писателя?
Мы живем в дни удивительных явлений, небывалых, непредвиденных, как бы совершенно случайных; мы живем во дни катастрофического, ураганного периода исторического развития. Ход истории дан полный, дальше запасу аж нет, пары выпускаются залпом, единовременно. Эти дни в то же время и опаснейшие дни – в личном, крошечном смысле. Цену человеческой жизни и даже личности мы свели к нулю…(Фурманов)
Людей надо считать взводами, ротами и думать не об отдельном человеке, а о массе. И это не только целесообразно, но оправдано: если ты не думаешь о себе, то имеешь право не думать о других. Какое тебе дело, что одного застрелили, другого ограбили, третьего изнасиловали? Люди найдутся всегда.(В.Кин)
Единица! Кому она нужна?!. Единица – вздор, единица – ноль…(Маяковский)
Еще один аспект литературы в частности и искусства в целом –
Еще один аспект литературы в частности и искусства в целом –
М.Геллер «Машина и винтики. История формирования советского человека»:
Цель инфантилизации – превратить население социалистической страны в детей, но в детей послушных, напуганных, лишенных инициативы, во всех случаях жизни ожидающих указаний сверху, от «родителей».
Л. Андреев, 1917, сентябрь:
Ленин, ничтоже сумняшеся, прямо взывает к зверю в человеке, он открыто приглашает его вырваться из клетки и начать работать зубами и когтями… И его слушатели, его читатели под влиянием его статей мрачно сжимают кулаки, готовые немедленно броситься на ненавистных буржуев.
Какое настроение должно быть доминирующим в литературных произведениях данного периода?.
Достоевский угадал разрушительный потенциал «маленького» человека, его способность становиться агрессивным, распоясавшимся хамом. Обесценивание жизни человека стало нормой жизни социалистического общества.
Конфликт человека и системы, конфликт в душе человека системы – вот предмет литературы.
Век – волк? Века волки?
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но
Век – волк? Века волки?
Мне на плечи кидается век-волкодав, Но
Пусть для сердца тягуче колка
Эта песня звериных трав!..
…Так охотники травят волка,
зажимая в тиски облав (Есенин)
Я пропал, как зверь в загоне,
где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу хода нет
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно –
Путь отрезан отовсюду.
Будь, что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я - убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра. (Пастернак)
О, как безысходно поэту
В скользящей удавке загона,
Погоня, погоня по следу! –
За горло клыками закона!
Задушен, застрелен, затравлен
Замучен вопящей отравой… (Ю.Даниэль)
Вы меня, как убитого зверя,
На кровавый подымете крюк,
Чтоб хихикая и не веря,
Иноземцы бродили вокруг….
Зверей стреляют разно,
Есть каждому черед
Весьма разнообразный.
Но волка – круглый год!
Не плачь, о друг единый,
Коль летом иль зимой
Опять с тропы волчиной
Услышишь голос мой. (Ахматова)
Но, очевидно, наш герой чувствовал себя, как одинокий волк, ощущающий за собой дыхание резвых собак на волчьей садке…
На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк (Булгаков)
Конечно, нередко даже на лучших произведениях, созданных в советское время, хорошо видны отметины красной чумы. Да что там отметины. Не нужно специального анализа, чтобы обнаружить в крови даже лучшего созданного яда тоталитарной идеологии. И вместе с тем эта литература несла своим читателям и подлинные ценности, была и противостоянием, и противодействием, и нравственной опорой. Она служила человечности тем, что говорила правду о человеке. (л.Айзерман)
Какой ценой?
Задохнулся от отсутствия воздуха А.Блок
Расстреляны: Н.Гумилев, С.Клычков, Н.Клюев…
Арестовывались, высылались, прошли
Какой ценой?
Задохнулся от отсутствия воздуха А.Блок
Расстреляны: Н.Гумилев, С.Клычков, Н.Клюев…
Арестовывались, высылались, прошли
Подверглись гонениям: А.Ахматова, Б.Пастернак, А.Твардовский…
Покончили жизнь самоубийством: С.Есенин, М.Цветаева, В.Маяковский…
Умерли в изгнании: И.Бунин, З.Гиппиус, Д.Мережковский, Вяч.Иванов, И.Северянин, В.Ходасевич, И.Бродский….
НАМИ ЛИРИКА В ШТЫКИ НЕОДНОКРАТНО АТАКОВАНА