- Главная
- Литература
- Томас Гоббс
Содержание
- 3. «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» — название сочинения английского философа Т.
- 4. Томас Гоббс (1588-1688) последовательно разрабатывает систему рационалистической философии, которая охватывает не только учение о бытии, познания,
- 5. Философские воззрения Гоббс создал первую законченную систему механистическогоГоббс создал первую законченную систему механистического материализмаГоббс создал первую
- 6. Идеи о политике и праве Гоббс — один из основателей «договорной» теории происхождения государства. Томас Гоббс
- 7. Автор "Левиафана" был объявлен безбожником. Началась травля философа. Роялисты ставили Гоббсу в вину то, что он
- 8. В "Левиафане" Гоббс упоминает девятнадцать естественных законов. Большинство из них носит характер требований или запретов: быть
- 11. Скачать презентацию
Слайд 3«Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» — название сочинения английского
«Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» — название сочинения английского
ЛевиафанЛевиафан — библейское чудовище, изображённое как сила природы, принижающая человека. Гоббс использует этот образ для описания могущественного государства («смертного Бога»).
При создании теории возникновения государстваПри создании теории возникновения государства Гоббс отталкивается от постулата о естественном состоянии людей «Война всех против всехПри создании теории возникновения государства Гоббс отталкивается от постулата о естественном состоянии людей «Война всех против всех» (лат. Bellum omnium contra omnes) и развивает идею «Человек человеку — волк» (Homos homini lupus est).
Люди, в связи с неминуемым истреблением при нахождении в таком состоянии продолжительное время, для сохранения своих жизней и общего мира отказываются от части своих «естественных прав»Люди, в связи с неминуемым истреблением при нахождении в таком состоянии продолжительное время, для сохранения своих жизней и общего мира отказываются от части своих «естественных прав» и по негласно заключаемому общественному договору наделяют ими того, кто обязуется сохранить свободное использование оставшимися правами — государство.
Государству, союзу людей, в котором воля одного (государства) является обязательной для всех, передаётся задача регулирования отношений между всеми людьми.
«Левиафан» в своё время был запрещён в Англии; перевод «Левиафана» на русский язык был сожжён.
Слайд 4 Томас Гоббс (1588-1688) последовательно разрабатывает систему рационалистической философии, которая охватывает не только
Томас Гоббс (1588-1688) последовательно разрабатывает систему рационалистической философии, которая охватывает не только
Свое учение о рациональности познания он изложил в труде "О теле" (1655), где обосновал тезис о чувстве как начальную стадию познания. Он видит цель познания в рациональном постижении сущности, причин явлений. Признание рационального метода он обосновывает ссылками на достижение механистического естествознания в Европе. Широко применяя факты из истории новой науки, Гоббс доказывает, что только опираясь на разум, систематическое мышление, можно достичь истины. Именно Гоббс выдвигает тезис о надуманности теории двух истин (веры и разума) и провозглашает существование только одной - истины разума, науки. Понятие истины он определяет как свойство наших знаний быть соответствующими свойствам вещей. Он утверждает, что истина - это свойство наших суждений и отрицает определение истины как свойства объектов. Поэтому ни чувств, ни врожденная интуиция, данные откровения не могут быть истинными, если они даны не в формах суждения о мире.
Гоббс в отличие от Декарта, который отождествлял материю с распространенностью, делает вывод, что распространенность, пространство является свойством материальности вообще, а не тела в частности. Такими свойствами, или акциденции, есть движение, покой, цвет и ряд других. Доказательством факта, что пространство является свойством материи, а не тела, он считает способность тела изменять свою форму. Эта изменчивость фиксируется относительно независимого пространства, а соответственно этому пространство не может быть свойством тела, это независимая от тела акциденция.
Отправной позицией соображений Гоббса об обществе и государстве есть понятие "естественное состояние людей". Введение этого понятия позволило философии создать первую абстрактно-идеальную модель общества, которую можно было использовать в виде сравнительного эталона для фиксации сходств и различий между разными сословиями общества, государствами и т.п. Естественное состояние людей охарактеризованы у Гоббса как возможность одних людей препятствовать в достижении своих целей другим людям. Именно такое положение лиц, которые способны ставить перед собой цели и действовать, их достигая, приводит к естественной скрытой войны между всеми людьми. Выход из него был найден в организации общества. Однако общество может существовать только на совпадение интересов людей. А это может быть достигнуто только на пути договоренности, является искусственной и формальной. Таким образом, людям был нужен механизм обеспечения выполнения таких договоренностей. Им стала общественная власть, властители. Власть способна существовать лишь в случае отказа людей от права полного владения собой. Именно таким образом на место естественных законов из-за образования государства вводятся законы искусственные, общественные.
Гоббс выделяет три типа государства: 1) власть - собрание и каждый гражданин имеет право голосовать (демократия) 2) власть собрания, но лишь немногие имеют право голосовать (аристократия), 3) верховная власть только у одного (монархия).
Слайд 5Философские воззрения
Гоббс создал первую законченную систему механистическогоГоббс создал первую законченную систему механистического материализмаГоббс создал первую законченную
Философские воззрения
Гоббс создал первую законченную систему механистическогоГоббс создал первую законченную систему механистического материализмаГоббс создал первую законченную
Слайд 6Идеи о политике и праве
Гоббс — один из основателей «договорной» теории происхождения государства.
Томас Гоббс
ГосударствоГосударство Гоббс
Идеи о политике и праве
Гоббс — один из основателей «договорной» теории происхождения государства.
Томас Гоббс
ГосударствоГосударство Гоббс
ЭтикаЭтика Гоббса исходит из неизменной чувственной «природы человека». Основой нравственности Гоббс считал «естественный закон» — стремление к самосохранению и удовлетворению потребностей. Добродетели обусловлены разумным пониманием того, что способствует и что препятствует достижению блага. Моральный долг по своему содержанию совпадает с гражданскими обязанностями, вытекающими изобщественного договора.
Слайд 7Автор "Левиафана" был объявлен безбожником. Началась травля философа. Роялисты ставили Гоббсу в вину
Автор "Левиафана" был объявлен безбожником. Началась травля философа. Роялисты ставили Гоббсу в вину
"Левиафан" был в Англии запрещен. В 1668 г. году Гоббсом было написано сочинение под названием "Бегемот", или "Долгий парламент". "Бегемот" представляет собою историю революционного времени. Только через десять лет удалось напечатать это произведение в сокращенном виде.
Слайд 8В "Левиафане" Гоббс упоминает девятнадцать естественных законов. Большинство из них носит характер требований
В "Левиафане" Гоббс упоминает девятнадцать естественных законов. Большинство из них носит характер требований
Согласно Гоббсу, естественные законы исходят из самой человеческой природы и являются божественными лишь в том смысле, что разум "дан каждому человеку богом как мерило его действий", а моральные установления Священного писания, хотя и объявлены людям самим богом, могут быть выведены и независимо от него "посредством умозаключений из понятия естественного закона", т.е. при помощи разума.
В "Левиафане" Гоббс дал развернутое определение государства: "Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их мира и общей защиты". Из этого определения следуют основные принципы договорной теории государства:
Государство есть единое лицо. "Тот, кто является носителем этого лица, называется сувереном, и о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является его поданным". Но это не означает, что во главе государства должен обязательно стоять один человек. Суверенная власть может принадлежать и "собранию людей". Но в обоих случаях власть государства едина и нераздельна, она сводит волю всех граждан "в единую волю".
Люди, создавшие государство путем взаимного договора, не только санкционируют все его действия, но и признают себя ответственными за эти действия.
Верховная власть может использовать силы и средства подданных так, как сочтет это необходимым для их мира и защиты. При этом верховная власть не несет какой-либо ответственности за свои действия перед подданными и не обязана отчитываться за эти действия перед ними.