Взлёты и падения 60-х в литературе презентация

Содержание

Слайд 2

Процесс «оттепели» в литературе и политике.

1953

1956

1958

1961

1964

1964

1966

1968

1970

смерть Сталина

ХХ съезд КПСС

Нобелевская премия
Б.Пастернака

Опубликован «Один

день Ивана Денисовича»

«Дело» А.Синявского
и Ю.Даниэля

танки в Праге

закрыт «Новый мир»

«Дело» И.Бродского

снят Н. Хрущев

Слайд 3

Эстетические принципы и психологические особенности шестидесятников.

Шестидесятники верили в идеалы коммунизма, романтизировали эпоху революции.
Обретя

духовную свободу, шестидесятники начали борьбу за Человека.
Особым вопросом для поэтов-шестидесятников становится роль художника в обществе.

Б.ОКУДЖАВА - ПЕСЕНКА О БУМАЖНОМ СОЛДАТИКЕ

Слайд 4

Шестидесятники верили в идеалы коммунизма, романтизировали эпоху революции.

«Но если вдруг когда-нибудь
мне уберечься

не удастся,
какое б новое сраженье
не покачнуло шар земной,
я все равно паду на той,
на той далекой, на Гражданской,
и комиссары в пыльных шлемах
склонятся молча надо мной», – так писал один из самых известных шестидесятников – Булат Окуджава.

Другой шестидесятник –
А. Вознесенский – создал поэму о Ленине «Лонжюмо».

Однажды, став зрелей,
из спешной повседневности
мы входим в Мавзолей,
как в кабинет рентгеновский,
вне сплетен и легенд, без шапок, без прикрас,
и Ленин, как рентген, просвечивает нас.
Мы движемся из тьмы,
как шорох кинолентин:
«Скажите, Ленин, мы —
каких Вы ждали, Ленин?!
Скажите, Ленин, где
победы и пробелы?
Скажите — в суете мы суть не проглядели?»
«Скажите, Ленин, в нас идея не ветшает?»
И Ленин отвечает.
На все вопросы отвечает Ленин.

Многие шестидесятники в своем прозрении пошли вслед за А.Солженицыным, поняв, что прогнила не тоталитарная система, а социалистическое общество строилось на изначальной лжи.
Против этой лжи и начали выступать те, кого в 70-е годы назовут диссиденты, чье прозрение оказалось более глубоким. Наша литература надолго расстанется с И.Бродским, А.Галичем, В.Аксеновым, Г. Владимовым, В.Некрасовым и др.

Слайд 5

«Не какие-то «винтики», а мыслители…»
А. Вознесенский «Лонжюмо»

Е.Евтушенко
«Людей неинтересных в мире нет».

Ленин

прост — как материя,
как материя — сложен.
Наш народ — не тетеря,
чтоб кормить его с ложечки!
Не какие-то «винтики»,
а мыслители,
он любил ваши митинги, Глебы, Вани и Митьки...
«Не какие-то «винтики», а мыслители…»
(А. Вознесенский «Лонжюмо»)

Незаменим
академик Ландау.
Незаменима и окрыленна
резкость
конструктора Королева!..
Даже артисты цирков бродячих,
даже стекольщик,
даже жестянщик,
кок,
над которым не светятся нимбы,—
незаменимы.
Незаменимы...
Каюсь,
но я признаю неохотно:
жизнь
не окончится
с нашим уходом.
Внуков,
чей путь еще даже не начат,
незаменимые бабушки
нянчат.
Знаю:
родятся под Омском и Тулой,
в горной глуши,
за сиреневой тундрой,—
знаю:
взойдут на асфальтовых нивах
новые тысячи
незаменимых!
Незаменимых
в деле и силе.
Незаменимых,
будто Россия.
Пусть — знаменитых,
незнаменитых —
незаменимых.
Незаменимых!

Обретя духовную свободу, шестидесятники начали борьбу за Человека.

Р.Рождественский
«Поэма о разных точках зрения».

Е.Евтушенко
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.
А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самою незаметностью своей.
У каждого — свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час,
но это все неведомо для нас.
И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой...
Все это забирает он с собой.
Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!
Таков закон безжалостной игры.
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?
Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная все, не знаем ничего.
Уходят люди... Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать...

Кто-то заплакал.
Кто-то заохал.
Бодрые песни
лезут из окон.
И поговорка вновь торжествует:
«Незаменимых не существует..."
Значит, напрасно
крестили нас в загсах.
Зря мы считали годы без засух.
Зря утопали в пахоте вязкой.
Бредили вязью старославянской.
Зря мы пудовым кланялись щукам.
Зря композитор тему нащупал.
Зря архитектор кальку изводит.
Зря над могилами
матери воют.
Зря нас дорога однажды сманила.
Все заменимы.
Все заменимо!!
Я наполняю легкие
гневом!
Я вам клянусь
пошатнувшимся небом:
лжет поговорка!
Врет поговорка!
Незаменимо
катится Волга.
Незаменимы
ветры над взморьем.
Незаменимы
Суздаль
и Смольный.
Зерна морошки.
Тень от платана...

Слайд 6

Особым вопросом для поэтов-шестидесятников становится роль художника в обществе.

Продолжая классическую литературную традицию,

они тоже считают себя обязанными служить своему народу, своей стране. Поэтому в поэзии 60-х социальные, гражданственные проблемы становятся основополагающими. Конечно, в большей степени подобное утверждение относится к поэтам-эстрадникам, но ими не ограничивается.

«Поэт в России – больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем,
в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет»
Е.Евтушенко «Братская ГЭС».


Его скульптор лепил.
Вернее,
умолял попозировать он,
перед этим, сваяв Верлена,
их похожестью потрясен,
бормотал он оцепенело:
«Символическая черта!
У поэтов и революционеров
одинаковые черепа!»
Поэтично кроить Вселенную!
И за то, что он был поэт,
как когда-то в Пушкина —
в Ленина
бил отравленный пистолет!
А. Вознесенский
«Лонжюмо».

Слайд 7

Основные направления поэзии 60-х годов.

Как в любое переломное время, главную роль в литературе

начинает играть поэзия
(как самый мобильный вид искусства слова).

В поэзии 60-х существовало несколько направлений:
эстрадная поэзия
поэзия бардов
продолжение классических традиций

Слайд 8

Эстрадная поэзия Поэзия «Стадионов».
Поэтические вечера, собиравшие огромные аудитории, стали проводиться на самых больших площадках,

чаще всего это были стадионы. Сейчас в это трудно поверить,
но стадион Лужники не мог вместить всех желающих приобщиться к новой поэзии. Вот как об этом явлении говорили сами поэты:

Совершенно уникальное явление 60-х гг., неизвестное и в мировой литературе – эстрадная поэзия. Волна свободы духа требовала духовного выражения. Людей соединяло чувство общности, когда они приходили на поэтические вечера молодых литераторов, бросавших вызов догматизму прежних времен.

Слайд 9

Р.Рождественский.
ДЕНЬ ПОЭЗИИ
«Нишкни, эстрада!
Будь проклята, эстрада!
Изыди! Провались в тартарары!..»
Тебя поносят широко и страстно,
тебя опять

выводят из игры.
Но им назло, почти не удивляясь,
плывет по залам «стихотворный чад».
«Дешевая»
клокочет популярность,
«дешевые» овации звучат.
Витийствует – просите не просите –
«эстрадно-поэтическая моль»…
– Но кто же в залах?
– Там?!
Наверно, психи…
– Какая туча психов!
Бог ты мой!..

А. Вознесенский «Оза».
А может, милый друг, мы впрямь
сентиментальны?
И душу удалят, как вредные миндалины?
Ужели и хорей, серебряный флейтист,
Погибнет, как форель погибла у плотин?
Аминь?
Но почему ж тогда, заполнив Лужники,
Мы тянемся к стихам, как к травам от цинги?
И радостно и робко в нас души расцветают…

…Товарищ «псих»!
Огромное спасибо
за эту вдумчивую тишину.
В поэзию кидается
Россия.
Как ливень – в лето!
Как апрель – в весну!
И наплевать на чей-то визг нелепый
и нудное дрожанье шепотка:
«Вы пишете всё время на потребу…
а надо поскромней… и – на века…»
Века веками.
Поживем – обсудим…
Но продолжайся ,ежедневный бунт!
Партийная, по самой высшей сути,
поэзия, не покидай трибун!...
По праву сердца
будь за все в ответе,
о самом главном на земле крича.
Чтоб ветер революции
и ветви её знамен
касалися плеча.

Белла Ахмадулина
ДЕНЬ ПОЭЗИИ
...Не зря слова поэтов осеняют,
не зря, когда звучат их голоса,
у мальчиков и девочек сияют
восторгом и неведеньем глаза.

Имя файла: Взлёты-и-падения-60-х-в-литературе.pptx
Количество просмотров: 114
Количество скачиваний: 0