Фольклорные традиции Ярославля презентация

Содержание

Слайд 3

Особенности:

Для народной культуры Ярославля издавна характерно отсутствие локальной замкнутости, сравнительно ранее сосуществование архаического

в своих истоках творчества крестьян и нового фабрично-заводского фольклора, сильное влияние на устную народную поэзию литературы городской эстетики.

Слайд 4

Многочисленные фольклорно-этнографические материалы по Ярославскому краю, принадлежащие концу XIX - начала XX века,

показывают, что к этому времени произошли существенные изменения в общей картине жизни народной поэзии. В частности, заметно сужается по сравнению с прошлым сфера бытования наиболее древних форм творчества, органически связанных с мифологией, таких, как календарная обрядовая поэзия, заговоры, трудовые песни. Устойчивость поэтической формы обеспечивала этим жанром относительною сохранность, но разрушение ритуалов, связанное с потерей веры людей в действенную силу обряда, не способствовало их дальнейшему развитию.

Слайд 5

Поэзия свадьбы

Особенно прочно память ярославцев удерживает старинные свадебные песни (лирические и венчальные), приговоры,

в речитативной манере исполняемые дружкой и подругами невесты, «свадебные указы» - комические монологи, стилистически близкие ярмарочному фольклору и возникшие, видимо, под его влиянием (начиная с XIX века они составляли, оригинальную черту ярославской свадьбы).

Слайд 7

Сказочные традиции

Сказка, подобно обрядовой поэзии, постепенно перестает быть всенародным достоянием и формирует

устный репертуар немногих рассказчиков-знатоков, от которых собирателями и записывались сказки. Преобладающее место в сказочном репертуаре Ярославля занимали и все еще, при общем ускорении процесса отмирания жанра, продолжают занимать авантюрно-новеллистические и сатирико-бытовые сказки, сказки-анекдоты, ближе стоящие к современной жизни, насмешливо, иронически касающиеся сферы бытовых отношений людей.

Слайд 8

Исторические песни

Почти повсеместно собирателями фиксировались исторические песни (о взятии Казани, убийстве царевича

Дмитрия, о расправе разинцев с астраханским губернатором, о турецких войнах, об Аракчееве и др.);

Слайд 9

Солдатские песни

В это же время в ярославском фольклоре отмечалось большое количество старых солдатских

песен, известных по песенным сборникам XVIII века («Петербуржская новая дорожка», «Как и шли-прошли солдаты молодые» и др.).

Слайд 10

Прозаический фольклор

Все эти когда-то чрезвычайно популярные в фольклоре области жанры, пройдя характерную стадию

хранения в народной памяти, к настоящему времени оказались окончательно забытыми. В отличие от них фактом современной действительности продолжает оставаться прозаический фольклор, представленный во всей своей жанровой полноте (предания, легенды, былички, анекдоты) и тематически отмеченный чертами местного колорита (предания о Н.А.Некрасове, легенды о ростовских и иных святых, анекдоты о пошехонцах и т.д.).

Слайд 11

Ярославская народная песня

Полнокровной жизнью в фольклоре живет песня. И до сих пор в

селах и деревнях можно услышать «Ах ты наш батюшка, Ярославль-город», «Как во городе Ростове», «Золотое мое Пошехоньеце». Из всего жанрового и стилистического многообразия песенности можно выделить 4 основных пласта народной лирики

Слайд 12

Песенное творчество делится на 4 категории:

Лирическое
Романсное и балладное
Стихотворное
Частушки

Слайд 13

Лирическая песня

Лирические песни исконно крестьянского происхождения, представленные сравнительно небольшим количеством текстов и характеризующиеся

неравномерностью распространения по районам; они фиксируются по преимуществу от пожилых певцов (к таким песням, например, относятся: «Не кукушечка во сыром бору куковала», «Вдоль по речке», «Прощай, радость, жизнь моя» и др.);


Слайд 14

Песни романсного типа и баллады

Преимущественно любовная тематика и драматизм содержания, сочетающийся с

сентиментальной окраской, сделали их чрезвычайно известными в крае и обеспечили им устойчивость в песенном репертуаре разных поколений (в частности, «Приведите ко мне музыканта», «Ах, зачем эта ночь», «Зачем ты, безумная, губишь»);

Слайд 15

Песни литературного происхождения

Эти песни распространены не только в сельской, но и в

городской местности и поются всеми. Особую часть их составляют песни на стихи поэтов, чья жизнь и творчество были связаны с Ярославским краем (таковы «Песня о камаринском мужике» Л.Н.Трефолева, «Уродилась я, как былинка в поле» И.З.Сурикова, песни на стихи Н.А.Некрасова: «Коробейники», «Меж высоких хлебов затерялося» и др.).

Слайд 16

Частушки

Частушки, распространившиеся во второй половине XIX века, они все еще продолжают сохранять большой

удельный вес в песенном творчестве Ярославля. В них, как и в частушках других регионов, запечатлены основные этапы истории России, наиболее важные моменты в жизни края. Много частушек любовных, плясовых, сатирических, шуточных. Разнообразны напевы ярославских частушек. Ритмическое и мелодическое своеобразие песням придает аккомпанемент: пение их сопровождается игрой на балалайке или гармошке.

Слайд 17

«Многие обычаи теперь уже потеряли свою силу, и недалеко то время, когда большая

часть из них, если не все, останутся только в памяти старожилов да в рассказах о минувших годах».

Процесс умирания старой песенной традиции, вытеснения ее литературной песней и частушкой начался уже в середине XIX века, однако развивается он очень медленно - народ бережно хранит полученное им от предков драгоценное музыкальное наследие.

Слайд 18

Примеры ярославских народных песен

В Ярославле крутая гора,
Да там гуляли ярославски некрута.
А их

назначили которого куда,
Мого милого на самую войну,
Неизвестно, за какую за вину.

За вину его немаленькую,
За девочку черноглазенькую.
Я не буду ни рядиться, ни гулять,
Пока милый не придет мой из солдат.
Если миленький придет мой из солдат,
Я опять буду по-старому гулять.

Имя файла: Фольклорные-традиции-Ярославля.pptx
Количество просмотров: 21
Количество скачиваний: 0