Слайд 2
![Сегодня отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-1.jpg)
Сегодня отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной
сферы. В дошкольные учреждения приходит все больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями.
Цель занятий – способствовать снятию у детей нервно-психического напряжения в процессе движения и слушания музыки. Развивать умение распознавать и выражать различные эмоции в мимике и танце. Учить понимать чувства, переданные в музыке, различать оттенки настроения, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями. Развивать творческое воображение, умение самостоятельно находить выразительные позы и движения.
Использую элементы логоритмики, элементарного музицирования.
Слайд 3
![Кинезитерапия Лечебная ритмика Логопедическая ритмика](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-2.jpg)
Кинезитерапия
Лечебная ритмика
Логопедическая ритмика
Слайд 4
![Лечение посредством движения предполагает использование всех его видов и форм](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-3.jpg)
Лечение посредством движения предполагает использование всех его видов и форм в
качестве лечебного фактора. Болгарские ученые Л. Бонев, П. Слынчев, Ст. Банков предлагают для обозначения данного вида терапии термин «кинезитерапия» — как наиболее общее определение применения различных форм движения, двигательной активности и естественных моторных функций человека.
Частью кинезитерапии является лечебная ритмика. Ее задача состоит в том, чтобы с помощью системы физических упражнений под музыку развить чувство ритма и использовать его в лечебно-коррекционных целях. Составным звеном ее является логопедическая ритмика.
Слайд 5
![Э. Килинска-Эвертовска определяет логоритмику в широком значении слова как систему](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-4.jpg)
Э. Килинска-Эвертовска определяет логоритмику в широком значении слова как систему музыкально-двигательных
упражнений, осуществляемых для нужд коррекционной логопедии. Логоритмика, несмотря на свою организованную систему, является лишь дополнением к системе логопедических занятий, поскольку логоритмические упражнения всегда подчинены целям логопедии.
А. Розенталь считает, что логоритмика — новый способ коррекции речи, опирающийся на сочетание музыкального ритма с применением слова.
Слайд 6
![Каждое движение совершается в определенном ритме. Понятие ритм имеет широкое](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-5.jpg)
Каждое движение совершается в определенном ритме.
Понятие ритм имеет широкое распространение
и применяется по отношению к стихотворению, прозе, сердцу, дыханию, природе, работе и т.д.
Ритм выступает и как некая универсальная космическая категория. «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма», — писал Э. Жак-Далькроз.
Слайд 7
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-6.jpg)
Слайд 8
![Обязательным условием ритмической группировки, а следовательно, и ритма вообще, является](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-7.jpg)
Обязательным условием ритмической группировки, а следовательно, и ритма вообще, является наличие
акцентов, т.е. более сильных и выделяющихся в каком-либо отношении раздражений. Без акцентов нет ритма.
Таким образом, ритм есть закономерное расчленение временной последовательности раздражении на группы, объединяемые вокруг акцентов.
Слайд 9
![В педагогическом аспекте ритмика (греч. rhythmikos — относящийся к ритму,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-8.jpg)
В педагогическом аспекте ритмика (греч. rhythmikos — относящийся к ритму, равномерный,
размеренный) — это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой.
Ритмика является составной частью физического и художественного воспитания, особенно в детском возрасте.
Слайд 10
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-9.jpg)
Слайд 11
![Ритмика способствует гармоническому физическому развитию детей, развитию музыкального слуха, музыкальной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-10.jpg)
Ритмика способствует гармоническому физическому развитию детей, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти,
выразительности движений; знакомит детей с музыкой, танцами, песнями, учит в движениях выражать характер и темп музыкального произведения.
На занятиях ритмикой используются прыжки, игровые упражнения, бег, элементы художественной гимнастики, танцевальные и имитационные движения.
Слайд 12
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-11.jpg)
Слайд 13
![Чувство ритма в основе своей имеет моторную, активную природу и сопровождается моторными реакциями.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-12.jpg)
Чувство ритма в основе своей имеет моторную, активную природу и сопровождается
моторными реакциями.
Слайд 14
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-13.jpg)
Слайд 15
![Значение ритмического и логоритмического воздействия на людей подчеркивали многие исследователи.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-14.jpg)
Значение ритмического и логоритмического воздействия на людей подчеркивали многие исследователи.
Так,
В.М. Бехтерев выделял следующие цели ритмического воспитания:
выявить ритмические рефлексы,
приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные),
установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка,
умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных детей,
урегулировать неправильные и лишние движения.
Слайд 16
![В.А. Гиляровский писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-15.jpg)
В.А. Гиляровский писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус,
на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры.
Слайд 17
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-16.jpg)
Слайд 18
![Е.В. Чаянова, Е.В. Конорова считали, что логопедическая ритмика развивает внимание](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-17.jpg)
Е.В. Чаянова, Е.В. Конорова считали, что логопедическая ритмика развивает внимание (его
концентрацию, объем, устойчивость, распределение), память (зрительную, слуховую, моторную, логическую, комплексную).
Слайд 19
![О необходимости применения логопедической ритмики в процессе коррекции речи людей](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-18.jpg)
О необходимости применения логопедической ритмики в процессе коррекции речи людей писали
В.А Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Д.С. Озерецковский, Ю.А. Флоренская.
Они подчеркивали общепедагогическое значение ритма, влияние его на различные болезненные отклонения в психофизической сфере индивида, указывали, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание человека.
Слайд 20
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-19.jpg)
Слайд 21
![Логопедическая ритмика тесно связана с методикой музыкального воспитания, поскольку музыка](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-20.jpg)
Логопедическая ритмика тесно связана с методикой музыкального воспитания, поскольку музыка оказывает
влияние на качество исполнения движений: улучшаются их выразительность, ритмичность, четкость, координация, плавность, слитность, переключаемость.
Эмоциональная окрашенность движений музыкой придает движениям энергию или мягкость, размах или сдержанность и в тоже время содействует их непринужденности.
Слайд 22
![Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-21.jpg)
Движения под музыкальное сопровождение положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти,
воспитывают временную ориентировку, т.е. способность уложить свои движения во времени, согласно метроритмическому рисунку музыкального произведения.
Метрическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает у человека согласованную реакцию всего организма (дыхательной, сердечной, мышечной систем), а также оказывает эмоционально-положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.
Слайд 23
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-22.jpg)
Слайд 24
![Э. Жак-Далькроз В образовании и развитии чувства ритма участвует все](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-23.jpg)
Э. Жак-Далькроз
В образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело.
Чувство
ритма развивается путем ритмических упражнений.
Ритмическая гимнастика, вводя движения в строго определенные рамки пространства и времени, излечивает нервы.
Деятельность мускулов, в свою очередь, способствует более живой и успешной работе мозга.
Слайд 25
![К. Орф Хлопки Шлепки Щелкание пальцами Притопы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-24.jpg)
К. Орф
Хлопки
Шлепки
Щелкание пальцами
Притопы
Слайд 26
![Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору «Шульверка» Карла Орфа.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-25.jpg)
Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору «Шульверка» Карла Орфа. Звучащие
жесты – это хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами и др. Для каждого из звучащих жестов существуют варианты исполнения.
Слайд 27
![Идея использовать в элементарном музицировании «инструменты», которые даны человеку самой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-26.jpg)
Идея использовать в элементарном музицировании «инструменты», которые даны человеку самой природой,
была «заимствована» К. Орфом у неевропейских (африканских, австралийских, индонезийских) народов и отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, так как подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе в русском фольклоре.
Слайд 28
![Использование звучащих жестов вносит элемент движения в освоение ритма, что](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-27.jpg)
Использование звучащих жестов вносит элемент движения в освоение ритма, что крайне
важно для эффективного развития чувства ритма. Осознанное понимание моторной природы ритмического чувства человека открывает методически верный путь к его естественному и качественному развитию.
Звучащие жесты – это также и воспитание тембрового слуха в сочетании с движением, развитием координации и реакции.
Слайд 29
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-28.jpg)
Слайд 30
![Звучащие жесты в орфовской педагогической практике принято на определенном этапе](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-29.jpg)
Звучащие жесты в орфовской педагогической практике принято на определенном этапе «переносить»
на инструменты.
Шумовые инструменты из самого простого материала, их создание и музицирование дают детям огромный положительный заряд.
В конце занятия инструменты прячут за ширму, и дети по звуку определяют инструмент и описывают звук.
Слайд 31
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-30.jpg)
Слайд 32
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-31.jpg)
Слайд 33
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-32.jpg)
Слайд 34
![Речевые упражнения рассматриваются как музыкальные упражнения в самом прямом значении](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-33.jpg)
Речевые упражнения
рассматриваются как музыкальные упражнения в самом прямом значении этого слова.
Речевые
упражнения не только развивают ритм, но и голос.
Все ритмы выполняются в хлопках или притопах вместе с произнесением текста, а в конечном счете – без текста.
Слайд 35
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-34.jpg)
Слайд 36
![Ритмизация заданных текстов …различные поговорки, считалки, дразнилки, словесные сочетания и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-35.jpg)
Ритмизация заданных текстов
…различные поговорки, считалки, дразнилки, словесные сочетания и т.п. Если
один из учеников нашел какое-либо ритмическое решение, все остальные должны тотчас же подхватить этот ритм и проговорить его. Ритмическая поговорка может быть затем спета в двух-, трех-, а затем и в пятиступенном звукоряде.
Слайд 37
![Наряду с речевыми упражнениями следует и без слов (в хлопках,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/561163/slide-36.jpg)
Наряду с речевыми упражнениями следует и без слов (в хлопках, притопах,
шлепках) ритмизировать заданные тексты; в представлении слова должны, конечно, звучать, в исполнении же проявляться только как ритмы хлопков, притопов и шлепков.