Методическая разработка для самостоятельного освоения новых знаний по теме Музыка и литература. презентация

Содержание

Слайд 2

Аннотация

Данный ресурс разработан по программе Т.И.Науменко, В.В.Алеева в рамках раздела «Музыка и литература»

5 класса, который включает в себя несколько тем:
«Самый значительный жанр вокальной музыки»;
«Из чего состоит опера»;
«Единство музыки и танца»;
«Русские сезоны» в Париже.
Ресурс является методической разработкой для детей общеобразовательных учреждений по предмету «музыка», способствует улучшению самостоятельного освоения новых знаний.

Слайд 3

Содержание:

1. Самый значимый жанр вокальной музыки

2. История оперы

3. Музыкальный словарь

4. «СНЕГУРОЧКА» Н.РИМСКОГО-КОРСАКОВА
5.

Единство музыки и танца
6. Что такое балет?
7. История создания балета
8.Музыкальный словарь
9. Роль музыки в балете
10. «Русские сезоны» в Париже
11. Балет «Петрушка» И.Стравинского
12. Список литературы

Слайд 4

« Я открыл трепещущей рукою
Больших театров расписные двери.» (С.Данилов)

Слайд 5

Самый значимый жанр вокальной музыки

Опера - самый богатый и сложный жанр музыки. В

этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.

Слайд 6

История оперы

Первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в итальянском городе Флоренция в

1594году. Сюжетом для него послужил греческий миф о борьбе Аполлона с чудовищем-змеем Пифоном. Такие представления сначала назывались музыкальной сказкой, потом музыкальной драмой. Прошло немало лет, пока их стали именовать музыкальным произведением (opera in musica),и наконец осталось одно слово опера ( по латыни «opus»)-деяние, труд, сочинение.

Слайд 7

Музыкальный словарь

Увертюра - симфоническое вступление к опере, которая передает идейный замысел оперы

вводит слушателя в эмоциональную сферу спектакля.
Слушание М.Глинка. Увертюра из оп. «Руслан и Людмила». Фрагмент
Дополнительное задание: прочитать из учебника стр.96

Слайд 8

Музыкальный словарь

В опере есть музыкальные сольные номера - арии, ариозо, ариетта, каватина, их

можно сравнить с монологом в драматической пьесе.
Ария - сольное пение, в ней раскрывается характер героя, его мысли и чувства.
Речитатив – пение в опере похожее на декламацию. Оперы без речитатива не бывает.

Дополнительное задание: прочитайте из учебника стр. 98

Слайд 9

«снегурочка» Н.римского-корсакова

Снегурочка – один из самых пленительных и нежных персонажей мирового оперного искусства.

Она проходит долгий путь превращения из фантастического сказочного существа в живую, страдающую девушку. Полученный от матери – Весны дар любви губит Снегурочку, она тает от беспощадных лучей солнца. Но одновременно момент таяния становится для Снегурочки минутой подлинного блаженства, когда ее любовь, ее живая душа достигают наивысшего расцвета. Эта двойственность состояния выражена и в ее словах – «люблю и таю»

Н.Римский-Корсаков

Слайд 10


Слушание арии из оперы «Снегурочка»
Сцена таяния Снегурочки

Васнецов В.М. «Снегурочка»

«В ариях герой или

героиня оперных событий душу свою обнажают. Да так, будто сил больше нет таить, что на душе твориться. Пусть все замрут и слушают!»

Слайд 11

Словесный текст оперы называется либретто, в переводе (итал. libretto, букв. - книжечка).

Слайд 12

Роль Оркестра в опере

В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические

средства выразительности служат более полному раскрытию образов, а дирижер держит в своих руках все невидимые оперные нити от каждого артиста и музыканта.

Слайд 13

Роль Хора в опере
Большое значение в опере имеет хор — певческий коллектив, исполняющий

вокальную музыку, преимущественно многоголосную (латинское chorus — толпа, собрание).

Слайд 14

Русский композитор М.Мусоргский говорил, что хор в его операх «Борис Годунов» и «Хованщина»

является главным действующим лицом, потому что изображает весь народ русский.

Слайд 15

Большое значение в опере имеет декоративное оформление

А. Васнецов. Берендеевка. Эскиз декорации к

опере Н.Римского-Корсакова

Слайд 16

Каждая опера неповторима, как неповторим вдохновивший её литературный сюжет.

Слайд 17

Единство музыки и танца
«Если балет может считаться братом других искусств, то лишь при

условии, что он соединяет в себе их совершенства»
(Жан Жорж Новер)

Балет, как и опера, неразрывно связан с литературой. Правда, в балете не звучат слова, однако замысел писателя в нем выражается через музыку и танец, жест и мимику.

Слайд 18

Что такое балет?

Балет (франц. ballet- танцую) – появился в Италии на рубеже

XVI-XVII вв. Это музыкально-театральный вид искусства, который объединяет в себе музыку, хореографию, пантомиму, литературу, изобразительное искусство, драматургию.

Слайд 19

История создания балета

5 октября 1581 года считается днём рождения балета. В этот день

в Париже впервые был впервые разыгран спектакль в танцах. Большую роль в развитии искусства танца сыграли итальянские актеры комедии масок. В игре применялись сложнейшие технические приемы танца, широко использовалась пантомима.

Слайд 20

Музыкальный словарь

Создание любого балета начинается с либретто.
Либретто- это литературный сюжет балета (идея спектакля,

сюжет, обрисованы характеры героев)
Составные части балета

Классический танец

Характерный танец

Пантомима

Слайд 21

Музыкальный словарь

Классический танец - это основа любых видов танцев, основная система выразительных средств

хореографического искусства.
Пантомима - (от др.-греч. παντόμῑμος (pantomimos)) вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов.
Характерный танец – танец воспроизводящий движения народных танцев (испанский, неаполитанский)

Слайд 22

Музыкальный словарь

Кордебалет – большая группа артистов, принимающих участие в балете.
Балетмейстер - мастер балета

или тот, кто пишет или сочиняет танец.
БАЛЕРИНА – артистка балета,
исполнитель главной партии. Один только её выход – и все замерли, любуясь ей красотой и грацией. Её выход лёгкий, изящный, приветливый, по балетному – антре!

Слайд 23

Музыкальный словарь

Антре (франц.- выход) – в средние века в Европе появление на

праздниках в залах костюмированных персонажей с музыкой и инсценировкой.
В современном балете антре - красивое вступление в больших танцевальных эпизодах, сценах.

Слайд 24

Роль музыки в балете

тесно взаимодействует с хореографией;
отражает всё происходящее в сценарии;
даёт музыкальные

характеристики главным героям.
Балет является настолько ярким средством выражения образов, что нередко вводится в действие опер. Послушайте, как совершенно по-разному два великих музыканта передают облик польского народа. «Нежно и трепетно», «Воинственно и самодовольно» - вот как может звучать один и тот же танец.

Слайд 25

Сравните
М. Глинка Ф.Шопен
Мазурка из оп. Мазурка №13
«Жизнь за царя» фрагмент
Дополнительное задание:

Прочитать из учебника стр. 103-104

Слайд 26

«Русские сезоны» в Париже

У каждого искусства бывают свои «звездные» часы. Одним из таких

«звездных» часов балета и оперы стали знаменитые «Русские сезоны» в Париже. «Русские сезоны» - это гастроли русской оперы и балета в 1908 и 1909 годах.

Слайд 27

Афиша «Русских сезонов»

Сергей Дягилев – организатор «Русских сезонов» в Париже

Слайд 28

Н.А.Римский - Корсаков

С. Рахманинов

И.Стравинский

Композиторы

Слайд 29

Художники
Николай Рерих. А.Бенуа
Константин Коровин

Слайд 30

Солисты

Василий Нижинский

Тамара Карсавина

Анна Павлова

Ф.И.Шаляпин

Слайд 31

Балет «Петрушка» И.Стравинского

Одним из ярких событий «Русских сезонов» стал балет «Петрушка» И.Стравинского.
Действие

балета происходит во время Масленицы – праздника, который всегда широко отмечался на Руси.

Слайд 32

Петрушка, влюбился в изящную Балерину, но красавица равнодушна к страданиям жалкого паяца, предпочитая

ему самодовольного Арапа. Образ Петрушки приобретает драматический характер.

Слайд 33

Петрушка

Балерина

Арап

Слайд 34

Заключение

Однако при всей изобразительности балета и оперы мы все же должны помнить:

их источником почти всегда было литературное произведение. И если художественный мир литературы рождает все новые и новые произведения, вдохновляет музыкантов и художников, значит, этот мир поистине велик, поистине богат неисчерпаемыми творческими возможностями.

Слайд 35

Продолжи предложение:

Я узнал…
Мне понравилось…
Новые знания мне пригодятся…

Имя файла: Методическая-разработка-для-самостоятельного-освоения-новых-знаний-по-теме-Музыка-и-литература..pptx
Количество просмотров: 21
Количество скачиваний: 0