Слайд 2
В музыкальном наследии Петра Ильича Чайковского камерное вокальное
творчество занимает особое место.
На протяжении всей творческой жизни
композитор обращался к этому жанру; являясь его лирическим дневником, романсы одновременно стали и творческой лабораторией, «где переплавлялись и откуда
выходили самые яркие, сильные и крупные его музыкальные детища»
(Р. Петрушанская).
Слайд 3
Двенадцать романсов соч. 60 стали самым крупным собранием вокальной лирики Чайковского.
Они содержат различные образцы романсового жанра, являясь своего рода «промежуточным итогом» на пути к более поздним сочинениям.
Слайд 4
Сквозным для этого опуса стал образ ночи, который, однако, находит самое
разное претворение, помимо традиционных для Чайковского состояний одиночества и тоски (лирическое размышление «Ночь» на стихи Я. Полонского).
Слайд 5
В «Ночи» основным принципом развития является вариантный повтор. Весь романс основан
на повторах основной мелодико-гармонической лейтформулы, возникшей в начале, но при повторах происходят небольшие изменения и появляются различные варианты.
Слайд 6
Постоянное повторение концентрирует всё внимание слушателя на одной главной идее романса
- трагической безысходности, характерной для позднего творчества
П.И. Чайковского в целом.
Слайд 7
Ясно заметна тенденция объединить романсы одного опуса в музыкально-поэтический цикл, раскрыть
в нем целый комплекс многообразных и противоречивых переживаний.
Слайд 8
Господствует один образ – образ ночи, получающий самое разнообразное воплощение и
горькие сожаления о прошлом.
Слайд 9
В этом глубоко жизненном сплетении противоречивых чувств и мыслей – сила
музыки Чайковского, покоряющей прежде всего правдой высказывания о себе самом, о людях и действительности своего времени.
Слайд 10
Исполняет Ирина Стародубцева
Слайд 11