Слайд 2
![Соната – (от итал. Sonare – звучать) – один из](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/15902/slide-1.jpg)
Соната – (от итал. Sonare – звучать) – один из самых
распространенных жанров камерной музыки.
Сонатой называется многочастное циклическое произведение, состоящее из трех или четырех частей, предназначенное для одного или двух инструментов.
Слайд 3
![Наиболее острой и напряженной является первая часть сонаты. Обыкновенно она](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/15902/slide-2.jpg)
Наиболее острой и напряженной является первая часть сонаты. Обыкновенно она написана
в сонатной форме (форме сонатного аллегро).
На основе взаимодействия музыкальных тем и образов происходит раскрытие драматического содержания.
Темы: главная и побочная.
Слайд 4
![Сонатная форма](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/15902/slide-3.jpg)
Слайд 5
![В экспозиции происходит появление основных музыкальных тем. В разработке эти](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/15902/slide-4.jpg)
В экспозиции происходит появление основных музыкальных тем.
В разработке эти темы звучат
по-новому: взаимодействуют друг с другом, распадаются на отдельные мотивы, интонации, сталкиваются и переплетаются.
В репризе повторяются основные темы экспозиции, но с изменениями, вызванными «событиями» разработки.
Слайд 6
![NB](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/15902/slide-5.jpg)
Слайд 7
![Особенность развития, характерного для сонатной формы, можно услышать не только](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/15902/slide-6.jpg)
Особенность развития, характерного для сонатной формы, можно услышать не только в
инструментальных сонатах, но и в симфонических увертюрах разных композиторов, и в таких многочастных произведениях, как концерт и симфония.
Слайд 8
![Соната № 8. «Патетическая». Л. Бетховен (1770 – 1827)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/15902/slide-7.jpg)
Соната № 8. «Патетическая».
Л. Бетховен (1770 – 1827)
Слайд 9
![Музыка Л. Бетховена воплощает образ трибуна, мыслителя, героической личности, которой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/15902/slide-8.jpg)
Музыка Л. Бетховена воплощает образ трибуна, мыслителя, героической личности, которой не
чужды и лирические настроения.
В фортепианных сонатах композитора предстает вся жизнь человека, со всеми его душевными переживаниями, страстями, конфликтами.
Слайд 10
![Название сонаты № 8 – «Патетическая» - принадлежит самому Л.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/15902/slide-9.jpg)
Название сонаты № 8 – «Патетическая» - принадлежит самому Л. Бетховену.
Соната
состоит из трех частей.
Контрастное сопоставление частей, их столкновение, борьба придают музыке драматический характер.
В отдельных моментах сонаты сложность партии фортепиано вполне могла бы сравниться с сложностью игры самого оркестра.
Слайд 11
![Быстрой музыке 1 части предшествует обширное медленное вступление . Именно](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/15902/slide-10.jpg)
Быстрой музыке 1 части предшествует обширное медленное вступление . Именно в
нем возникает первое противопоставление образов – источник конфликта.
Оно раскрывает центральный образ сонаты, который получает дальнейшее развитие во всех её частях.
Но, при этом, все темы сонаты изначально родственны.
Слайд 12
![Из темы вступления вырастает главная партия 1 части. А из](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/15902/slide-11.jpg)
Из темы вступления вырастает главная партия 1 части.
А из побочной –
тема рондо 3 части (финала).
Необходимым этапом развития становится 2 медленная и певучая часть. Можно сказать, что это осмысление пережитого.
Ярким контрастом тихому и умиротворенному завершению
этой части является быстрая и взволнованная 3 часть.
Слайд 13
![Соната № 2. С. Прокофьев (1891 – 1953)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/15902/slide-12.jpg)
Соната № 2.
С. Прокофьев (1891 – 1953)
Слайд 14
![Соната № 2 была написана С. Прокофьевым во время обучения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/15902/slide-13.jpg)
Соната № 2 была написана С. Прокофьевым во время обучения в
консерватории в 1912 году.
В ней слышна почти беспрерывная смена контрастных образов и состояний: от задорно-радостных, до нежно-лиричных.
Слайд 15
![В экспозиции помимо главной и побочной тем, есть две другие](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/15902/slide-14.jpg)
В экспозиции помимо главной и побочной тем, есть две другие –
связующая и заключительная темы.
Остроумно и необычно построена разработка.
Будто в опере или балете, постоянно происходит смена «сцен».
Слайд 16
![Соната № 11 ля мажор. В.А.Моцарт (1756-1791)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/15902/slide-15.jpg)
Соната № 11 ля мажор.
В.А.Моцарт (1756-1791)
Слайд 17
![1 часть сонаты написана в вариационной форме. И это отступление](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/15902/slide-16.jpg)
1 часть сонаты написана в вариационной форме.
И это отступление продиктовано
замыслом композитора: в сонате нет драматического содержания, в ней преобладают лирические образы.
Слайд 18
![В музыке XVIII века ярко предстает эпоха галантных манер. Подчиняясь](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/15902/slide-17.jpg)
В музыке XVIII века ярко предстает эпоха галантных манер. Подчиняясь особой
«формуле» композиторы того времени всячески подчеркивали внешнюю красивость и аристократическую манерность.
Однако, в музыке В.Моцарта «формула» эта приобретает особый, глубокий смысл.
Слайд 19
![В сонате № 11 три части: 1) Тема с вариациями 2) Менуэт 3) Финал](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/15902/slide-18.jpg)
В сонате № 11 три части:
1) Тема с вариациями
2) Менуэт
3)
Финал
Слайд 20
![Огромную популярность соната получила благодаря знаменитому финалу – Турецкому маршу](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/15902/slide-19.jpg)
Огромную популярность соната получила благодаря знаменитому финалу – Турецкому маршу –
«Rondo alla turca», как называл эту часть сам Моцарт.
В то время в европе впервые зазвучала турецкая музыка, важное место в которой занимал турецкий барабан, удары которого Моцарт остроумно воспроизвел в финале своей сонаты.
Слайд 21
![А знаете ли вы, что…](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/15902/slide-20.jpg)
Слайд 22
![Вторая часть сонаты для фортепиано №2 Л.Бетховена Largo appassionato упоминается в повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет".](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/15902/slide-21.jpg)
Вторая часть сонаты для фортепиано №2 Л.Бетховена Largo appassionato упоминается в
повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет".
Слайд 23
![В первом матче суперсерии СССР — Канада 1972 года после](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/15902/slide-22.jpg)
В первом матче суперсерии СССР — Канада 1972 года после второго
гола канадцев под сводами монреальского «Форума» зазвучал похоронный марш Шопена: третья часть сонаты №2 для фортепиано. Однако именно после этого советская сборная смогла собраться и забросить семь шайб.
Слайд 24
![Первым исполнителем сонаты си минор был не автор,Ф.Лист , а](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/15902/slide-23.jpg)
Первым исполнителем сонаты си минор был не автор,Ф.Лист , а его
зять, дирижер и пианист Ганс фон Бюлов. При чем Музыкальный критик Эдуард Ганаслик отрицательно отозвался о сонате . Й.Брамс заснул во время исполнения. Немецкая «Nationalzeitung» подытожила: «Соната — приглашение к свисту и топоту».