Обзор технологий презентация

Содержание

Слайд 2

Лекционная технология

Лекционная технология

Слайд 3

Лекционная технология

Лекционная технология

Слайд 4

Лекционная технология

Достоинства
В ходе лекции информация передается в систематическом целостном виде.
Лекция может проводиться для

большой аудитории слушателей (например, по сравнению с тренингом)
Монологическое изложение позволяет выделять и акцентировать внимание аудитории на главных аспектах излагаемого материала.
Лектор может раскрыть взаимосвязи излагаемого материала со спектром научных проблем и практикой.
Лектор может показать личностное отношение и вызвать у аудитории интерес к излагаемому материалу не только посредством содержания лекции, но и эмоциональной выразительностью речи.
Недостатки
Высокие требования к мастерству лектора, необходимые для качественной передачи информации.
Низкая активность слушателей, а часто и низкий уровень усвоения материала.

Некоторые из локальных технологий относят к активным лекциям, поскольку предполагают активизацию познавательной деятельности слушателей лекции.

Лекционная технология Достоинства В ходе лекции информация передается в систематическом целостном виде. Лекция

Слайд 5

АКТИВНЫЕ ЛЕКЦИИ

АКТИВНЫЕ ЛЕКЦИИ

Слайд 6

Конспект-лекция. Проведение лекции предполагает предварительную подготовку лектором учебных материалов, которые слушатели получают за

некоторое время до проведения занятия, чтобы они могли к нему подготовиться. В ходе самой лекции лектор акцентирует внимание только на самых важных аспектах рассматриваемого вопроса и отвечает на вопросы слушателей.
Лекция-тест или лекция с промежуточным контролем предполагает многократный анализ усвоения учебного материала слушателями в ходе лекции.
Лекция-консультация, которая предполагает не монолог лектора, а ответы на вопросы аудитории по обозначенной теме лекции.
Лекция-визуализация. эта форма проведения лекции предполагает, что информация предъявляется слушателям в обобщенном, систематизированном виде, с четким акцентом на тех аспектах, которые они должны понять и запомнить. основное содержание лекции представляется в образной форме (рисунках, чертежах, схемах и др.).
Проблемная лекция. в ходе лекции моделируются главные противоречия по проблеме, которая рассматривается в ходе лекции, что позволяет слушателям сделать обобщение и соответствующие выводы как бы самостоятельно.
Бинарная лекция. эту лекцию читают два лектора (часто специалисты разных областей), которые взаимодействуют в ходе лекции между собой и с аудиторией. лекторы рассматривают проблему, освещаемую в ходе лекции, с разных позиций.

Конспект-лекция. Проведение лекции предполагает предварительную подготовку лектором учебных материалов, которые слушатели получают за

Слайд 7

Технология развития критического мышления

Технология развития критического мышления

Слайд 8

В исследованных нами школах совершенно не уделяется внимание развитию так называемых «интеллектуальных способностей»,

а именно:
Способности к рациональному мышлению;
Способности к использованию и оценке знаний;
Пытливости и любознательности
(Джон Гудлэд, декан педагогического университета Калифорнийского университета, 1983г.)

В исследованных нами школах совершенно не уделяется внимание развитию так называемых «интеллектуальных способностей»,

Слайд 9

ТРКМ –образовательная технология, направленная посредством чтения и письма на развитие таких качественных характеристик

мышления учащихся, как критичность, открытость, гибкость, рефлексивность.
Цель применения технологии в учебном процессе – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно; формирования категориального аппарата мышления, характеризующегося:
осознанием учащимся многозначности позиций и точек зрения,
преодолением эгоцентризма мышления,
рефлексией альтернативности принимаемых решений,
умением адекватно интерпретировать получаемую информацию.

ТРКМ –образовательная технология, направленная посредством чтения и письма на развитие таких качественных характеристик

Слайд 10

Возможные приемы обучения на этапах ТРКМ (по И.В. Муштавинской, Е.В. Сидоровой)

Возможные приемы обучения на этапах ТРКМ (по И.В. Муштавинской, Е.В. Сидоровой)

Слайд 11

МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА

МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА

Слайд 12

Методический инструмент (технология)

Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий:
эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
мыслить,

используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал. 
В контексте обучения, интеллект-карты можно использовать для следующих задач:
Конспектирование
Учебников, книг, статей
Лекций на слух
Написание статей/рефератов/курсовых
Анализ/понимание
Запоминание

Методический инструмент (технология) Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий: эффективно структурировать и обрабатывать информацию;

Слайд 13

Ментальные карты (в оригинале Mind maps) - это разработка Тони Бьюзена - известного

писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.
Тони Бьюзен стал популизатором идеи интеллект-карт, как эффективного способа работы с информацией.

Ментальные карты (в оригинале Mind maps) - это разработка Тони Бьюзена - известного

Слайд 14

 

Слайд 15

Правила составления ментальных карт (интеллект-карт)

Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре листа
От

центрального образа отходят ветки первого уровня, на которых пишутся слова ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею.
От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи написанные на ветках 1-го уровня.
По возможности используем максимальное количество цветов, для рисования карты.
Везде, где возможно, добавляем рисунки, символы, и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами.
При необходимости рисуем стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.
Для большей понятности нумеруем ветки и добавляем ореолы.

Правила составления ментальных карт (интеллект-карт) Центральный образ (символизирующий основную идею) рисуется в центре

Слайд 16

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНЫМ МАТЕРИАЛОМ

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ С УЧЕБНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Слайд 17

Примеры видов самостоятельной работы

РАБОТА С УЧЕБНЫМ ТЕКСТОМ
ПРАКТИКУМ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Примеры видов самостоятельной работы РАБОТА С УЧЕБНЫМ ТЕКСТОМ ПРАКТИКУМ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

Слайд 18

Этапы технологии

Этапы технологии

Слайд 19

ВЗАИМООБМЕН ЗАДАНИЯМИ

ВЗАИМООБМЕН ЗАДАНИЯМИ

Слайд 20

Взаимообмен заданиями

В технологии «Взаимообмен заданиями» может быть организована учебная работа, направленная на первоначальное

знакомство учащихся с новой темой или ее разделами. Работа в парах сменного состава ориентирована на усвоения учениками общих правил выполнения вариативных заданий. Контроль (индивидуальный или групповой) учебной работы школьников осуществляется с помощью так называемых листов учета, в которых учащиеся делают пометки о результатах выполнения учебных заданий.
Основные этапы технологии
1 этап. Ученик получает карточку, состоящую из двух частей. Работая с заданием первой части карточки, учащийся должен познакомиться с образцом выполнения задания определенного типа. Выполнение задания из первой части карточки осуществляется с опорой на образец (например, следуя образцу выполнения задания, приведенному в учебнике). Во второй части карточки приведено задание, которое учащийся должен выполнить самостоятельно, без опоры на образец.
2 этап. Выполнив задания, приведенные в карточке, учащийся объясняет своему партнеру, как выполняются задания этого типа, а партнер рассказывает, как нужно выполнять задания, приведенные в его карточке.
3 этап. Ученики обмениваются карточками и решают задания второй части карточки своего партнера. Учащиеся должны сопоставить свой результат выполнения задания (1 этап) с решением своего партнера.
4 этап. Учащиеся обмениваются карточками. Работа продолжается с другими партнерами.

Взаимообмен заданиями В технологии «Взаимообмен заданиями» может быть организована учебная работа, направленная на

Слайд 21

Мозговые штурмы

Мозговые штурмы

Слайд 22

Мозговые штурмы

Классический мозговой штурм
Задачу последовательно решают две группы по 6 ‑10 человек в

каждой: генераторы идей и эксперты.
Цель первой группы (генераторов идей) ‑ выдвинуть как можно больше идей. При этом запрещена критика идей, а также идеи выдвигаются без доказательств и приветствуются самые неординарные идеи.
Цель второй группы (экспертов) ‑ проанализировать высказанные идеи и попытаться извлечь из всех выдвинутых, без исключения, идей рациональное зерно. Обратим внимание, что в задачи этой группы входит не столько оценить идеи генераторов в традиционном понимании этого слова (например, интересно – не интересно, хорошо – плохо и др.), сколько развить их идеи, а это тоже творческий процесс.
С 60-х годов и до настоящего времени мозговой штурм – очень популярная технология.

Мозговой штурм (брейнстроминг) — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности, которую предложил А. Осборн (1953 г.).
Основная цель штурма – помочь участникам раскрепостить сознание, стимулировать воображение, чтобы получить необычные, оригинальные идеи, а основная идея ‑ отделить процесс генерации идей от их критики.

Мозговые штурмы Классический мозговой штурм Задачу последовательно решают две группы по 6 ‑10

Слайд 23

Индивидуальный мозговой штурм. По существу этот мозговой штурм не отличается от классического, за

исключением того, что он проводится одним человеком, который сам генерирует идеи, сам их фиксирует и анализирует (выступает в роли эксперта своих идей). Длительность такого мозгового штурма обычно составляет около 10 минут.
Мозговой штурм на доске. Для проведения мозгового штурма необходимо повесить на самое видное место специальную доску, чтобы участники смогли размещать на ней листки с записями тех творческих идей, которые придут им в голову в течение определенного промежутка времени (например, в течение дня). В центре доски должна быть записана яркими буквами, требующая разрешения проблема. Любой, у кого возникнет интересная мысль, может приколоть на доску листок с зафиксированной на ней идеей.
Теневой мозговой штурм. Сеанс мозгового штурма проводится с двумя подгруппами генераторов идей. Первая – собственно генераторы, которые высказывают свои идеи с учетом правила запрета критики. Вторая – теневая – следит за работой первой группы, но не принимает в обсуждении непосредственного участия. Каждый член теневой группы записывает свои идеи, которые возникают у него в ходе наблюдения. Списки с идеями основной и теневой групп после завершения этапа выдвижения идей передаются в группу экспертов.
Обратный мозговой штурм. В этом мозговом штурме обратной является не цель и не методика, а тема обсуждения. Участникам предлагается искать не способы положительного решения, а пути того, как еще более усугубить проблему, как довести проблему до крайности. Это нужно, чтобы обозначить проблему, выявить недостатки и скрытые причины создавшегося положения, а потом сделать все наоборот, то есть их решить.
Конференция идей. ‑ это круглый стол, цель которого собрать идеи по определенной тематике. Председатель (равный среди равных) должен обеспечить непринужденную обстановку и направить мысли участников на поиск решения какой-либо проблемы. Этот мозговой штурм разрешает доброжелательную критику.
Брейнрайтинг. Способ проведения мозгового штурма предполагает, что участники записывают свои идеи на листе бумаги, а затем обмениваются этими записями друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая записывается на полученном листке. Затем группа снова обменивается листками. Время проведения такого мозгового штурма, как правило, 15 минут.

Модификации проведения

Индивидуальный мозговой штурм. По существу этот мозговой штурм не отличается от классического, за

Слайд 24

Морфологический анализ

Морфологический анализ

Слайд 25

Морфологический анализ предназначен для принятия решений, которое базируется на принципах системного анализа новых

связей и отношений. Он позволяет системно проанализировать комбинацию элементов (устройств, свойств объекта, процессов, идей и др.) и увидеть новое в этой комбинации.
В основе лежит составление морфологической таблицы, которая позволяет осуществить последовательный перебор и комбинирование всех возможных вариантов характеристик рассматриваемого объекта. Дает возможность не пропустить оригинальное, интересное решение, которое при простом переборе обычно может выйти из поля зрения.
В педагогической практике чаще всего используется для коллективного обсуждения какой-либо проблемы, выработке нового подхода к ее решению в двумерном и одномерном варианте.

Метод многомерных матриц.
Автор морфологического анализа Ф. Цвикки (1947 г.)

Морфологический анализ предназначен для принятия решений, которое базируется на принципах системного анализа новых

Слайд 26

Технология мастерских

Технология мастерских

Слайд 27

В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы,

будь то естественно-научное исследование, текстологический анализ художественного произведения, исследования исторических первоисточников, средств создания произведений прикладного искусства и др.
Результаты обучения в рамках этой технологии выражаются в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию.

В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы,

Слайд 28

Этапы технологии

Этапы технологии

Слайд 29

Индукция (индуктор, «наведение») ‑ начальный этап, который вводит в деятельность, направленный на включение

области чувств каждого ученика, и одновременно актуализирует знания по рассматриваемому вопросу, апеллируя к ассоциативному и образному мышлению, создает личное отношение к предмету обсуждения. Индукция наводит учащихся на проблему, белое пятно, область предстоящего субъективного открытия какого либо знания.
Самосоциоконструкции и социоконструкции - деятельности по созданию творческого продукта индивидуально или в групповом взаимодействии.
Социализация - деятельность по предъявлению созданного продукта всем участникам мастерской в процессе соотнесения своей деятельности с деятельностью остальных.
Последний этап – рефлексия. Этот этап мастерской нацелен на отражение, воспоминание участником своего проживания мастерской (чувств, ощущений, эмоций, состояний, эвристических моментов, разрывов со старыми представлениями).

Индукция (индуктор, «наведение») ‑ начальный этап, который вводит в деятельность, направленный на включение

Слайд 30

ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНОГО ОПОРНОГО ОБРАЗА

ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНОГО ОПОРНОГО ОБРАЗА

Слайд 31

Учебный опорный образ

Учебный опорный образ – понятие, которое определяет главную идею технологии.
Учебный опорный

образ – субъективное яркое и эмоционально окрашенное представление о каком-либо предмете или явлении из мира, окружающего ребенка, который дополнен структурированной учебной информацией.
Учебный опорный образ играет роль знака (символа), в котором отражена сущность учебного материала. Он надолго остается в памяти и позволяет впоследствии легко воспроизводить учебный материал.
Учебный опорный образ рассматривается как дидактическая единица, и содержанием деятельности учащегося становится работа по его анализу, структурированию и интерпретации.

Учебный опорный образ Учебный опорный образ – понятие, которое определяет главную идею технологии.

Слайд 32

Интерпретация образа

Интерпретация образа – это высказывание учащимися своих толкований, формулирование понимания того, что

стоит за образом учебного материала. Интерпретация как средство понимания настолько вариативна и порой непредсказуема, что порождает коммуникативную среду, без которой невозможно мотивированное обучение предмету, а так же, создает живую и необходимую учебную ситуацию, которая становится воспитывающей, обучающей и развивающей личность ученика на уроках.

Интерпретация образа Интерпретация образа – это высказывание учащимися своих толкований, формулирование понимания того,

Слайд 33

Этапы технологии

Этапы технологии

Слайд 34

Слайд 35

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ

Слайд 36

Этапы технологии

Этапы технологии

Слайд 37

Этапы урока на основе проектной технологии

1. Целевой: разработка основных идей, констатация изученности проблемы,

сбор и анализ данных, обоснование актуализации, формулирование гипотезы.
Задачей учителя является организация деятельности учащихся, которая приведет их к формулированию (конкретизации) темы. При этом учитель может использовать различные локальные технологии: метод мозгового штурма.
2. Этап разработки: выбор исполнителей, формирование команды, распределение обязанностей, планирование работы, разработка содержания этапов, определение форм и методов управления и контроля.
Задача учителя на этом этапе: оказание консультативной и организационной помощи: рекомендации и содержательные советы по источникам информации, планирование и проведение встреч с библиотечными работниками, архивистами, специалистами по проблеме (в случае долгосрочных проектов).. Учитель оказывает помощь учащимся и в планировании работы над проектом, помогая им установить сроки сбора, систематизации материала, оформления документации.
3. Этап реализации: интегрирование и аккумулирование всей информации с учетом темы; цели; подготовка наглядно-графического материала; разработка аудио и видеоряда проекта; контроль и коррекция промежуточных результатов.
Задача учителя на этом этапе: оказание консультативной и организационной помощи
4. Завершение проекта: представление и защита проекта в классе (на конференции); сопоставление первоначальных целей и результатов исследования; оценка и подведение итогов
Задача учителя на этом этапе: оказание консультативной и организационной помощи

Этапы урока на основе проектной технологии 1. Целевой: разработка основных идей, констатация изученности

Слайд 38

ДЕЛОВАЯ ИГРА

ДЕЛОВАЯ ИГРА

Слайд 39

В деловой игре имитируется реальный процесс на основе воспроизведения тех или иных практических

(профессиональных или социальных) ситуаций.
Деловые игры подразделяются на следующие группы:
производственные, предполагающие принятие решений по проблемам производства;
исследовательские, связанные с разработкой новых концепций, прогнозированием последствий и потенциальных проблем;
квалификационные (аттестационные), направленные на выявление уровня компетентности, квалификации специалистов.
Деловые игры, применяемые в школьной практике, моделируют по аналогии с приведенной выше классификацией реальную социальную деятельность (производственную, научную, исследовательскую и др.)

В деловой игре имитируется реальный процесс на основе воспроизведения тех или иных практических

Имя файла: Обзор-технологий.pptx
Количество просмотров: 28
Количество скачиваний: 0