Содержание
- 2. 3.2.1. Источники данных о рождаемости и числе детей в прошлом 3.2.2. Архетип рождаемости 3.2.3. Традиционный тип
- 3. 3.2.1. Источники данных о рождаемости и числе детей в прошлом
- 4. И архетип и традиционный тип рождаемости существовали, в основном, во времена, когда никакой статистики рождаемости не
- 5. В литературе можно найти примеры рекордно высокой рождаемости, когда одна женщина в результате серии многоплодных родов
- 6. Однако рождаемость – это массовый стохастический процесс, судить о ее уровне следует не по отдельным рекордным
- 7. Некоторое представление о рождаемости в дописьменную эпоху может дать статистика, относящаяся к народам, которые еще совсем
- 8. После Второй мировой войны изучение рождаемости у народов, у которых она еще почти не была затронута
- 9. Вопрос о рождаемости тесно связан с вопросом о числе выживающих детей. Цена простого воспроизводства, о которой
- 10. В лекции 1.3 уже говорилось о том, что, если отвлечься от относительно кратковременных колебаний, численность древнейших
- 11. Археологи и этнологи давно пришли к этому выводу: при больших различиях в оценках уровней рождаемости и
- 12. Для более близкого к нам времени имеется немало письменных памятников, и они свидетельствуют о том, что
- 13. О малодетности европейских семей говорят многочисленные свидетельства современников, относящиеся даже к XVIII в., когда уже появились
- 14. Результаты обработки сохранившихся документов по большому числу приходов в странах Западной Европы XVI-XVIII вв. свидетельствует, что
- 15. Россия. Высокая традиционная смертность сохранялась до начала ХХ в., и, как и везде, играла роль главного
- 16. «С конца XV века вплоть до середины XIX века… крестьянская семья по своей численности не претерпевала
- 17. 3.2.2. Архетип рождаемости
- 18. В древнейшие времена главным регулятором, обеспечивавшим постоянство численности населения, у людей, как и у животных в
- 19. В соответствии с логикой таблицы, которую мы уже видели в предыдущей лекции, это означало, что, для
- 20. Имеющиеся прямые наблюдения не противоречат этой оценке. Так исследования сохранившегося до наших дней охотничье-собирательского общества бушменов-кунг
- 21. Но неизбежные колебания численности популяции делали, до известной степени, актуальной и задачу ограничения рождаемости сверху, что
- 22. Социальные регуляторные механизмы могли включать воздействие как на рождаемость, так и на смертность, в первую очередь,
- 23. «Имеется достаточно данных, свидетельствующих о том, что за долгие годы существования первобытнообщинного строя люди приобрели смутное,
- 24. Одним из таких регуляторов было детоубийство, однако роль детоубийства как демографического регулятора не следует переоценивать. Его
- 25. Если говорить в терминах модели «непосредственных детерминант» рождаемости Бонгаартса-Стовера, то все первобытные общества знали строгие половые
- 26. Демографическое значение имели, например, табу, ограничивавшие сексуальные контакты в периоды различных видов деятельности – военных походов,
- 27. «В Новой Каледонии женщины должны были воздерживаться от половых отношений во время посадки ямса, на островах
- 28. Немалую ограничивающую роль играло продолжительное кормление ребенка грудным молоком (в схеме Бонгаартса это относится к пункту
- 29. По-видимому, уже в культуре самых древних народов существовали нормы, направленные на некоторое ограничение числа беременностей, но
- 30. Обобщая сказанное, охарактеризуем архетип рождаемости как такой ее тип, при котором уровень рождаемости все еще в
- 31. 3.2.3. Традиционный тип рождаемости
- 32. 3.2.3.1. Традиционная рождаемость и брак
- 33. Изменения, принесенные неолитической революцией, способствовали повышению ценности и защищенности человеческой жизни, усилению заботы о потомстве, смягчению
- 34. Какие-то формы брачных отношений, обычно не отличавшихся большой устойчивостью, существовали и в донеолитическую эпоху, но брак
- 35. Все жены этих мужей должны быть общими, а отдельно пусть ни одна ни с кем не
- 36. В свою очередь, и прокреативное поведение, никогда не бывшее автономным из-за своей сцепленности с сексуальным поведением,
- 37. Нормативная связка трех видов поведения, как и всякая другая норма, на практике могла нарушаться и несомненно
- 38. М. Ливи Баччи: «Брак стоит в центре демографических систем, присущих традиционному типу воспроизводства. Почти во всей
- 39. Брачность женщин в некоторых развивающихся странах в середине XX в.
- 40. Для контраста в таблице приведена Швеция, где уже в 1900 г. характеристики брачности были совсем иными.
- 41. Очень ранняя и почти всеобщая брачность была характерна и для России. В XVI-XVII вв. «русские женились
- 42. Ранняя и всеобщая брачность обеспечивала максимально возможный в условиях высокой смертности период прокреативной деятельности женщины, что
- 43. И в традиционном христианском, и в традиционном мусульманском обществе только брак открывает женщине доступ к половой
- 44. При общей для традиционных обществ «демографической стратегии», ориентированной на выживание населения в условиях высокой смертности, мы
- 45. Коэффициент суммарной рождаемости в 1950-1955 гг. Традиционная рождаемость существовала на протяжении многих тысячелетий и в большинстве
- 46. Приведенные в таблице показатели кажутся очень высокими, но еще сравнительно недавно – в конце XIX и
- 47. 3.2.3.3. Традиционная рождаемость и ограничение потомства 3.2.3.3.1. Культурно санкционированные методы ограничения потомства
- 48. Риск остаться без детей побуждал людей к рождению как можно большего их числа, на это ориентировали
- 49. Аристотель: Нелепо и то, что, уравнивая собственность, он [Платон] не упорядочивает количество граждан, а, наоборот, допускает
- 50. В некоторых странах до наших дней дожили следы древних половых табу, ограничивающих периоды половых отношений, как
- 51. Распределение числа зачатий по месяцам года в России в конце XIX – начале XX вв. В
- 52. В разных культурах имелись нормы, заведомо отстранявшие от участия в производстве потомства те или иные группы
- 53. Издавна известны правила религиозного аскетизма, предполагавшие безбрачие служителей культа, институт религиозного целибата. Он восходит к древнейшим
- 54. Ломоносов: «Вошло в обычай, что́ натуре человеческой противно…, что вдовых молодых попов и дьяконов в чернцы
- 55. 3.2.3.3. Традиционная рождаемость и ограничение потомства 3.2.3.3.2. Методы ограничения потомства, осуждаемые традиционной культурой
- 56. Наряду с соблюдением обычаев и норм, ограничивавших потомство независимо от желания отдельного человека, всегда существовали и
- 57. К таким более или менее запретным видам поведения, имеющего целью ограничение потомства, относятся: - Инфантицид, убийство
- 58. Прерывание беременности, или искусственный аборт, также известно с незапамятных времен. В античности люди не придавали ценности
- 59. В клятве Гиппократа (ок.460 - ок.377 до н. э.), старшего современника Аристотеля (384-322 до н.э.), аборт
- 60. Христианство всегда осуждало аборт. По правилам, принятым VI Константинопольским собором (680 год), «жены, дающие врачевства, производящие
- 61. Лишь с XVIII в. взгляды стали смягчаться. «Детоубийство является также следствием безвыходного положения, в которое поставлена
- 62. Все же суровое наказание за производство аборта сохранялось еще долго, пусть и в несколько смягченном виде.
- 63. Знали аборты и на Руси. В дошедших до нас «Заповедях» киевского митрополита Георгия (XI в.) предусматриваются
- 64. Аборт осуждался не только законом, но и религией, и общественной моралью. «Как бы ни была обременена
- 65. «Из средств, употребляемых для прерывания беременности, на первом плане стоят механические, как то: поднимание тяжестей, прыгание
- 66. Суровое осуждение и преследование аборта, риски, связанные с его подпольным производством подталкивали отчаявшихся женщин к детоубийству
- 67. Предотвращение беременности. Третий способ регулирования потомства - предотвращение зачатия – также известен с глубокой древности. Люди
- 68. В более близкое к нам время в Европе итальянский анатом XVI века Габриэль Фаллопио предложил использовались
- 69. Слово "презерватив" появилось в рекламном листке в одном из кварталов проституции в Париже в 1780 году.
- 70. Женщины знали и, когда могли, использовали удлинение периода лактации с целью увеличения интервалов между рождениями. Так
- 71. Однако, как и все способы, допускавшие ограничение рождаемости по индивидуальному выбору, большинство методов намеренного предотвращения зачатия
- 72. Социокультурная запретность предотвращения зачатия имела своим следствием крайне слабую информированность подавляющего большинства людей, даже и образованных,
- 73. Настал, однако, момент, когда запрет на свободу прокреативного выбора вступил в непреодолимое противоречие с изменившимися условиями
- 74. 3.2.3.4. Начало кризиса традиционного типа рождаемости и «европейская брачность»
- 75. Традиционные механизмы удержания рождаемости в рамках определенного коридора значений были согласованы между собой и на протяжении
- 76. Наметившееся во второй половине второго тысячелетия н.э. снижение смертности в Европе, пусть вначале и небольшое, создало
- 77. Матримониальное поведение играло ключевую роль в системе «непосредственных детерминант» рождаемости. В свою очередь, это поведение было
- 78. Наметившееся в середине второго тысячелетия ускорение эволюции европейских обществ привело к видоизменению механизмов, согласовывавших матримониальное поведение
- 79. «В этой аграрной цивилизации понятие землевладения играет роль, аналогичную роли территории у животных… Молодые люди были
- 80. Примерно с середины второго тысячелетия, в Западной Европе стал формироваться и распространяться новый, отличный от традиционного,
- 81. Доля женщин, никогда не состоявших в браке, в некоторых возрастах в ряде европейских стран, % В
- 82. Европейская брачность стала первым ответом наиболее продвинутых западноевропейских обществ на историческую коллизию, вызванную увеличением числа выживающих
- 83. Европейская брачность имела глубокий демографический смысл, так как она привела к значительному сокращению продолжительности пребывания в
- 84. Брачная рождаемость оставалась высокой, но общая рождаемость значительно снизилась. Рождаемость в некоторых возрастных группах на 1000
- 85. В середине XVIII в. Зюссмильх указывал на смертность, как на главный регулятор демографического процесса и считал
- 86. Мальтус (Thomas Robert Malthus, 1766-1834): «Если бы каждая супружеская пара могла по своему желанию ограничивать число
- 87. Вполне ортодоксальная позиция Мальтуса была в то же время уязвимой, поскольку он – в отличие от
- 88. Позиция Мальтуса соответствовала представлениям эпохи, выраженным, например, французским автором второй половины XVIII в. М. Мессансом: «...брак
- 89. Мальтус: «В предполагаемом нами обществе, быть может, оказалось бы необходимым, чтобы лица обоего пола проживали довольно
- 90. Довольно долго, возможно, нескольких столетий, европейская брачность выполняла роль эффективного механизма снижения рождаемости в ответ на
- 91. Но снижение смертности продолжалось и ускорялось, это делало необходимым и дальнейшее снижение рождаемости. А для этого
- 92. Европейские общества стали ощущать необходимость новых решений, которая становилась все более насущной по мере того, как
- 93. Общий коэффициент рождаемости в европейских странах в 1880 и 1900 гг., ‰
- 94. Тем не менее Ирландия осталась демографическим исключением, а ирландский путь регулирования рождаемости превратился со временем в
- 96. Скачать презентацию