Слайд 2
![Чикагская школа- одна из первых школ в социальных науках, занимала](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/424123/slide-1.jpg)
Чикагская школа- одна из первых школ в социальных науках, занимала доминирующее положение в американской социологии, и оказала значительное влияние на развитие социологии.
Слайд 3
![ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ Подготовительный этап: охватывает период с 1892-го по](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/424123/slide-2.jpg)
ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ
Подготовительный этап:
охватывает период с 1892-го по 1915 г., т.е.
с момента создания социологического факультета Чикагского университета до оформления центральных идей эмпирической социологии лидерами школы Р. Парком и Э. Бёрджессом на основном этапе ее деятельности.
Слайд 4
![ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ Основной этап: начинается с того времени, когда](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/424123/slide-3.jpg)
ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ
Основной этап:
начинается с того времени, когда Р. Парк и
Э. Бёрджесс постарались сформулировать центральные, принципиальные положения, касающиеся развития социологии и конкретных эмпирических исследований.
Слайд 5
![Роберт Парк (1864-1944) - основатель Чикагской школы социологии, организатор "Общества](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/424123/slide-4.jpg)
Роберт Парк (1864-1944) - основатель Чикагской школы социологии, организатор "Общества социальных
исследований" (1920) определял социологию как науку о коллективном поведении. Центральными темами его социологических исследований были расовые отношения и городская среда.
Слайд 6
![КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ Концепцию социальной эволюции американский социолог представил как](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/424123/slide-5.jpg)
КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ
Концепцию социальной эволюции американский социолог представил как продукт взаимодействия
природы индивида с окружающей его социальной и естественной средой. Согласно его представлению, общество помимо социального (культурного) уровня имеет биотический, лежащий в основе всего социального развития. Движущей силой этого развития он считал конкуренцию.
Слайд 7
![По мере продвижения к культурному порядку усиливаются социальные связи (пространственные,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/424123/slide-6.jpg)
По мере продвижения к культурному порядку усиливаются социальные связи (пространственные, экономические,
политические и, наконец, моральные), ограничивая свободу конкуренции и сдерживая биотическую стихию. Общество в процессе эволюции достигает оптимальной "соревновательной кооперации" и "согласия". Конфликт и консенсус рассматривались в его концепции как взаимосвязанные и взаимодополняющие стороны единого эволюционного процесса.
Слайд 8
![Соревнование рассматривалось Р. Парком как человеческая форма борьбы за выживание,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/424123/slide-7.jpg)
Соревнование рассматривалось Р. Парком как человеческая форма борьбы за выживание, характерная
для всей жизни. Соревнование в его понимании было не социальным, а в значительной степени бессознательным и безличным. Первичной областью соревнования он признавал экономическую деятельность. Экономическое соревнование порождало тот вид порядка, который именовался им как экологический.
Слайд 9
![При рассмотрении политического процесса Р. Парк демонстрирует, как соревнование может](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/424123/slide-8.jpg)
При рассмотрении политического процесса Р. Парк демонстрирует, как соревнование может стать
осознанным и принять форму конфликта. С его точки зрения, приспособление - это попытка индивидуумов и групп внутренне адаптироваться к ситуациям, созданным соревнованием и конфликтом. Когда это происходит, конфликт утихает. Ассимиляция завершает процесс благодаря глубокой трансформации личностей под влиянием интимных контактов.
Слайд 10
![Методологическая позиция Р. Парка, обусловленная пониманием им форм общественной эволюции:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/424123/slide-9.jpg)
Методологическая позиция Р. Парка, обусловленная пониманием им форм общественной эволюции: конкуренция
- конфликт - приспособление - ассимиляция выступала в качестве принципа исследования миграционных процессов на Американском континенте. Особое внимание он уделял изучению выхода рас и народов из различного рода изоляции: географической, экономической и культурной.
Слайд 11
![Маргинальная личность - это продукт естественного культурного процесса, расширяющегося взаимодействия](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/424123/slide-10.jpg)
Маргинальная личность - это продукт естественного культурного процесса, расширяющегося взаимодействия культур.
Этот тип личности появляется в том месте и в то время, где и когда из конфликта рас и культур начинают возникать новые сообщества, народы, культуры.
Слайд 12
![В 1930-е гг. Р. Парк, читая курс по социальной экологии,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/424123/slide-11.jpg)
В 1930-е гг. Р. Парк, читая курс по социальной экологии, написал
по данной теме ряд статей, из которых "Социальная экология" признается программной. В этой статье социолог обратил внимание на то, что помимо социальной организации существует система жизненных функциональных связей между людьми, которая может быть описана как "симбиотическая, или экологическая". В процессе научного исследования данной проблемы им были введены в научный обиход такие понятия, как "сеть жизни", "симбиоз", "биотическая основа общества", "социальное равновесие".
Слайд 13
![По мнению Р. Парка, существование и развитие общества зависят от](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/424123/slide-12.jpg)
По мнению Р. Парка, существование и развитие общества зависят от того,
насколько успешно оно передает от одного поколения к другому свои обычаи, нравы, навыки и идеалы, которые как элементы культуры могут быть определены одним понятием - "согласие". Основой разнообразия, тесноты социальных связей, консенсуса, социального приспособления выступает свобода передвижения.
Слайд 14
![Вводя понятие "статус", отражающий общий индивидуализм американской социологии, Р. Парк](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/424123/slide-13.jpg)
Вводя понятие "статус", отражающий общий индивидуализм американской социологии, Р. Парк делает
акцент в социальных исследованиях на межличностные отношения и личность. Понятием "статус" он обозначает личное положение индивидуума в группе по отношению к другим..
Слайд 15
![В соответствии с представлениями Р. Парка о личной свободе, наиболее](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/424123/slide-14.jpg)
В соответствии с представлениями Р. Парка о личной свободе, наиболее свободный
тип личности - маргинальный человек, так как он не связан полностью ни с одним из видов традиций, моральных норм, ни с одной культурой. Если следовать логике социолога, то общество представляет собой совокупность нравов, обычаев, "согласия", а социальные изменения связаны, прежде всего, с изменением моральных норм, индивидуальных установок.