Слайд 2Питер Людвиг Бергер
17 марта 1929 - 27 июня 2017
Австрийский лютеранский теолог и социолог
Представитель
социально-конструкционистского направления в социологии
Слайд 3Томас Лукман
14 октября 1927 - 10 мая 2016
Немецкий социолог
Профессор социологии Констанцского университета
Ведущий представитель
феноменологического знания социологии
Слайд 4 «Социальное конструирование реальности» (The Social Construction of Reality, 1966)
Слайд 5Социальный конструкционизм
Социальный конструкционизм — социологическая теория познания, развитая Питером Бергером и Томасом Лукманом.
Социальный
конструкционизм рассматривает процессы формирования людьми социальных феноменов.
Конструируемая социальная реальность — перманентный, динамический процесс; реальность воспроизводится людьми в процессах её интерпретации ими и формулировки знаний о ней.
Слайд 6Так как повседневные знания являются продуктом договорённости людей — социальной конвенции, то любые человеческие
типологии и системы ценностей , социальные образования воспринимаются людьми как объективная реальность.Таким образом социальная реальность конструируется самими людьми.
Одной из задач социального конструкционизма является исследование тех процессов, посредством которых человек формирует, институализирует, постигает и интегрирует в традицию и социальные ценности социальные феномены. Поскольку социальные конструкты, как интерпретации реальности и объекты знания, не предзаданы от «природы», они должны постоянно поддерживаться и подтверждаться, чтобы существовать.
Слайд 7Согласно социальному конструкционизму, социальный конструкт является идеей, которая воспринимается как естественная и очевидная
теми, кто принимает её.
Сознание понимается здесь как знание, которое помогает что-то изменить и поддержать в обществе.
Социальный конструкционизм противопоставляется эссенциализму — представлению о том, что социальная реальность определяется внеисторическими и независящими от сознания человека сущностями.
Слайд 8Четыре способа социального конструирования
реальности
Хабитуализация , т . е . опривычнивание
( от англ . habitual — привычный ), превращение в повседневность .
Социальная реальность повседневности представлена совокупностью типизации, которые в своей сумме создают повторяющиеся образцы взаимодействия и составляют социальную структуру.
Третий уровень и способ социального конструирования реальности , воплощения идей в соответствующее общество , социально признавшее эти идеи и сделавшие их коллективными представлениями , — это институционализация , которая закрепляет типизацию .
Легитимация — смысловая объективации « второго порядка ». Легитимация создает новые значения , служащие для интеграции тех значений , которые уже имеются . Роль легитимации состоит в том , чтобы сделать объективно доступными и субъективно вероятными уже институционализированные объективации « первого порядка ».
Слайд 9Основные положения
Общество - непрерывный диалектический процесс.
Во взаимоотношениях вырабатываются общие значения, а взаимодействия типизированы.
Общество
как объективная реальность строится на экстенализации и объективации (включающую институционализацию).
Для передачи знания его нужно объективировать. Для поколения, которое его создаёт впервые, оно субъективно, для следующего уже объективно.
Важно понятие роли, т.к. оно показывет институционализацию. Процесс перевода объективированного социального мира в сознании в ходе социализации - интернализация.
Человек - социальный продукт, общество и объективная реальность и человеческий продукт.