Слайд 2МАКС ВЕБЕР (1864-1920)
Основные труды:
«Протестантская этика и дух капитализма»
«Хозяйство и общество»
«О некоторых категориях понимающей
социологии»
Слайд 3Неокантианство - направление немецкой философской мысли
По мнению наиболее ярких представителей неокантианства, немецких мыслителей
Г. Риккерта и В.Виндельбанда, методы наук об обществе и его культуре должны существенно отличаться от методов наук о природе.
Слайд 4Неокантианство
рассматривает общество как организацию духовно-нормативного типа, закономерности которой носят характер целевой необходимости. Реализация
последней зависит от основанного на определенных ценностях выбора людей. Различного рода социальные структуры и институты суть лишь типы социального поведения.
Слайд 5Школа неокантианства:
Разделение всех наук на «науки о природе» и «науки о культуре».
Слайд 6Вопрос о методах изучения общества
Неокантианцы считали, что методы тех и других наук принципиально
различны. В обществе нет законов, подобных законам природы. Основной метод обобщения в науках о культуре – отнесение к ценностям.
Слайд 7М. Вебер:
«Социология – это наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие, и тем самым
каузально объяснить его процесс и воздействие»
Слайд 8Социальное действие
2 признака социального действия:
Наличие субъективного смысла;
Ориентация на «другого».
Слайд 9Социология изучает социальные действия индивидов
Наиболее понятным является целерациональное действие
Слайд 10Типы социального действия:
Целерациональное (цель+средства);
Ценностно-рациональное (ценность сама по себе, вне зависимости от результата);
Аффективное (эмоциональное);
Традиционное
(в силу обычая или привычки).
Слайд 11Факторы развития капитализма
Основой капитализма, более фундаментальной, чем экономика, оказались наука и бюрократия. Наука
сформировала современную технологию и будет определять ее в будущем. В свою очередь, бюрократия является эффективным способом организации больших групп людей, и поэтому она неизбежно увеличивается по мере экономического и политического роста.
Слайд 12Рационализация – судьба западной цивилизации
Появление науки, современной технологии и бюрократии Вебер описывает как
рационализацию.
Слайд 13Протестантская этика:
Ощущение профессии как «призвания», определенного Богом; выполнение мирского «призвания» - залог спасения
души;
Богатство – не ради удовольствия, а как показатель успешной деятельности на своем поприще;
Качественно выполненная работа, честность в предпринимательстве – часть этики протестантизма.
Слайд 14Протестантская этика
Привела к формированию капитализма западного типа
Слайд 15Идеальный тип
Это теоретическая конструкция, которая соотносится с эмпирической реальностью (а не извлекается из
нее), не тождественная реальности.
Слайд 16Например, можно построить идеальные типы:
Капитализма;
Республики;
Политической партии;
Протестантской этики;
Целерационального действия.
Слайд 17Идеальный тип бюрократии
Иерархия власти, при которой задачи в организации распределяются как
«служебные обязанности»;
Установленные правила определяют поведение должностных лиц на всех уровнях организации;
Должностные лица заняты полный рабочий день и получают должностной оклад;
Существует разделение между обязанностями должностного лица внутри организации и жизнью вне ее;
Никто из членов организации не владеет материальными ресурсами, которыми распоряжается.
Слайд 18Типы господства:
Рациональное (легальное),
Традиционное,
Харизматическое.
Слайд 19Легальное господство
Это господство в силу закона.
Оно основывается на вере в обязательность легального
установления и в легальность носителей власти, осуществляющих господство.
Слайд 20Традиционное господство
основано на вере в священный характер старых традиций и в легитимность тех,
кто в силу традиций призван осуществлять власть.