Слайд 2
![Социология культуры исследует статус культуры в социуме, ее функциональные характеристики,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-1.jpg)
Социология культуры
исследует статус культуры в социуме, ее функциональные характеристики,
параметры
измерения, социальную динамику ее бытия
( А.Моль «Социодинамика культуры»).
Слайд 3
![Толкования понятия "культура" Множественность в определениях долгая история становления культуры.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-2.jpg)
Толкования понятия "культура"
Множественность в определениях долгая история становления культуры.
первоначально -
работа по профессиональному воздеванию почвы (от лат. "со!еге")
XVIII и XIX вв. - начитанность и изящные манеры
конец XVIII в. - "Идеи философии истории человечества" Иоганна Гердера
- обоснование нового, наиболее конкретизированного подхода гуманистического понимания культуры
- показана необходимость эмпирического исследования компонентов культуры
- введение в научный оборот самого термина «культура» (kultur)
убеждения, ценности и уровень цивилизации
Слайд 4
![В самом широком контексте - "культура" - "цивилизация". В узком](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-3.jpg)
В самом широком контексте - "культура" - "цивилизация".
В узком смысле
-
художественная, духовная культура.
В социологическом контексте - характерный для данного общества, человека образ жизни, мысли, действий, система ценностей и норм.
Культура регулирует поведение людей в обществе, не случайно Зигмунд Фрейд назвал ее репрессивной.
Слайд 5
![Основные содержательные параметры, структурные компоненты нормы, образцы, эталоны, обычаи, традиции,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-4.jpg)
Основные содержательные параметры, структурные компоненты
нормы, образцы, эталоны, обычаи, традиции, обряды,
способы действия и др. - генетически не наследуемые, инвариантные, постоянные слагаемые культуры социума
«культуремы» - носители культуры
«артефакты»- предметные формы культурной деятельности.
Слайд 6
![Культура в коммуникативной системе Автор Артефакт Потребитель Созидание артефакта -](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-5.jpg)
Культура в коммуникативной системе
Автор
Артефакт
Потребитель
Созидание артефакта - творческий,
созидательный процесс.
Пользование артефактом - репродуктивный процесс.
Слайд 7
![Социальное бытие культуры создание, репродуцирование, тиражирование, хранение, трансляция, коллекционирование, экспонирование, уничтожение, имитация, мистификация, плагиат, восприятие, оценивание](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-6.jpg)
Социальное бытие культуры
создание, репродуцирование, тиражирование, хранение, трансляция, коллекционирование, экспонирование,
уничтожение, имитация, мистификация, плагиат, восприятие, оценивание
Слайд 8
![Виды культуры материальная культура духовная культура. По происхождению: народная культура](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-7.jpg)
Виды культуры
материальная культура
духовная культура.
По происхождению:
народная культура
авторская культура
По целевому назначению:
религиозная культура
светская культура
Слайд 9
![Три качественных скачка развития и функционирования культуры • появление письменности;](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-8.jpg)
Три качественных скачка развития и функционирования культуры
• появление письменности;
• изобретение
книгопечатания;
• современные достижения (телевидение, аудио- и видеозапись, голография и др.).
Слайд 10
![Основные функции культуры • гуманистическая (главная функция); • гносеологическая (познавательная);](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-9.jpg)
Основные функции культуры
• гуманистическая (главная функция);
• гносеологическая (познавательная);
•
информационная;
• коммуникативная;
• ценностно-ориентационная;
• нормативно-регулирующая (управленческая.
Слайд 11
![Объект социологии культуры - культурно-духовная сфера, окружающая человека. Предмет —](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-10.jpg)
Объект социологии культуры - культурно-духовная сфера, окружающая человека.
Предмет — культурные
институты, деятельность людей в области социокультурных отношений, процесс институализации культурно-духовных форм поведения, а также экономические и политические условия возникновения, развития и действия культурного поведения личности и социальных групп.
Слайд 12
![Культурные универсалии это нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-11.jpg)
Культурные универсалии
это нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи
всем культурам независимо от географического расположения, исторического времени и социального устройства общества.
В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 универсалий — общих для всех культур элементов: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, приготовление пищи, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, образование, этикет, вера в чудесные исцеления, семья, празднества, добывание огня, фольклор…
Слайд 13
![Основные элементы культуры Знаки и символы. Они представлены главным образом](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-12.jpg)
Основные элементы культуры
Знаки и символы.
Они представлены главным образом в языке.
Язык — это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта.
Язык является полифункциональной системой. Выступая средством человеческого общения (коммуникативная функция), язык обеспечивает социальное поведение человека.
Не только культура изменяет язык, но и язык может активно помогать или, наоборот, сдерживать распространение культуры.
Слайд 14
![Отношения. Не только выделение тех или иные частей мира с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-13.jpg)
Отношения.
Не только выделение тех или иные частей мира с помощью
понятий, но также выявление, как эти составные части связаны между собой — в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи.
Ценности
Это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.
Слайд 15
![Правила. Эти элементы (в том числе и социальные нормы) регулируют](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-14.jpg)
Правила.
Эти элементы (в том числе и социальные нормы) регулируют
поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.
Социальные нормы могут представлять собой стандарты поведения. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Санкции обретают законность на основе норм.
Слайд 16
![Привычки - это установившиеся схемы (стереотип) поведения в определенных ситуациях.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-15.jpg)
Привычки
- это установившиеся схемы (стереотип) поведения в определенных ситуациях.
Манеры
- внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Основаны на привычках. Манеры чрезвычайно разнообразны, одни относятся к светским, другие — к повседневным.
Этикет
- принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы.
Слайд 17
![Обычай - традиционно установившийся порядок поведения (коллективные привычки). - воспринятая](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-16.jpg)
Обычай
- традиционно установившийся порядок поведения (коллективные привычки).
- воспринятая из
прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов.
Традиции
- элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительно го времени. В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды.
Слайд 18
![Ритуал - это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-17.jpg)
Ритуал
- это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе
те или иные социальные идеи, представления, нормы и. ценности и вызывающих определенные коллективные чувства. Сила ритуала — в его эмоционально-психологическом воздействии на людей.
Миф
- не просто древняя форма выражения человеческого сознания, но и универсальная структурная форма сознания как такового.
- мифологический способ познания мира - отображение этого мира в виде идей, понятий, историй, преданий, знаков, символов.
- специфическое представление об истории и политике, идентификация личности с родиной, нацией, культурой, самоидентификация личности через слияние с группой, уважение к власти, как к имиджу силы, высшего авторитета, стремление к идентификации с вождем, лидером, особенно в кризисные состояния общества.
Слайд 19
![Миф как продукт общественных связей Мифы бывают: публицистические (пропаганда, религия);](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-18.jpg)
Миф как продукт общественных связей
Мифы бывают:
публицистические (пропаганда, религия);
художественные, художественно-публицистические
(массовая культура, реклама);
научно-популярные (образование).
Если личность или событие - величины постоянные, то миф - величина переменная.
Миф никогда не соответствует истине.
Слайд 20
![Формы культуры народная, массовая, высокая, элитарная](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-19.jpg)
Формы культуры
народная,
массовая,
высокая,
элитарная
Слайд 21
![Массовая культура - производная от индустриального общества. Понятие «массовая культура»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-20.jpg)
Массовая культура
- производная от индустриального общества.
Понятие «массовая культура»
впервые было обосновано в коллективном сборнике под редакцией Б. Розенберга и Д. Уайта «Массовая культура», вышедшем в США в 1957 г.
Понятие вобрало в себя элементы таких терминов, как «массовая коммуникация», «массовое общество», «народная культура».
Слайд 22
![Массовое общество - социальное и культурное целое. Средства массовой информации](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-21.jpg)
Массовое общество - социальное и культурное целое.
Средства массовой информации становятся
не только носителями культуры, но и средством манипулирования сознанием и настроениями людей с помощью предметов этой культуры.
Массовая культура - это культура больших аудиторий.
В эмоциональной оболочке она способна оказывать проникновенное влияние на миллионы.
Слайд 23
![Высокая культура - это художественное исследование истории, жизни общества и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-22.jpg)
Высокая культура
- это художественное исследование истории, жизни общества и
личности, нашедшее выражение в произведениях литературы и искусства с позиций диалектики, но художественными методами.
Произведения высокой культуры воспринимаются напряжением ума и души.
Слайд 24
![Элитарная культура - культура экспериментальная, ставящая целью поиск различных художественных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-23.jpg)
Элитарная культура
- культура экспериментальная, ставящая целью поиск различных художественных форм
отражения действительности.
Элитарная культура сознательно ограничивает круг своих потребителей.
Искусство для элиты - искусство для избранных.
Слайд 25
![Субкультура - это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-24.jpg)
Субкультура
- это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения,
отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу.
Субкультура не отрицает общечеловеческой культуры, но в то же время она имеет свои специфические отличия, связанные с особенностями жизнедеятельности тех или иных сообществ.
Слайд 26
![Субкультуры западные, восточные, национальные, конфессиональные, профессиональные субкультуры, субкультуры организаций, социальных групп и т. д.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-25.jpg)
Субкультуры
западные,
восточные,
национальные,
конфессиональные,
профессиональные субкультуры,
субкультуры организаций,
социальных групп и т. д.
Слайд 27
![Восемь «высших культур» (О. Шпенглер) египетская, вавилонская, индийская, китайская, классическая](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-26.jpg)
Восемь «высших культур»
(О. Шпенглер)
египетская,
вавилонская,
индийская,
китайская,
классическая (греко-римская),
арабская,
мексиканская,
западная (возникшая примерно в 1000 г. н. э.).
Слайд 28
![Жизненный путь «высших культур» нельзя объяснить с точки зрения причинности.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-27.jpg)
Жизненный путь «высших культур» нельзя объяснить с точки зрения причинности.
Не
существует причины, по которой культуры рождаются.
Возникая по вердикту судьбы, они избирают те или иные общества в качестве своих носителей, или агентов.
Слайд 29
![ДИНАМИКА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ Культурная динамика – изменения или модификация черт](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-28.jpg)
ДИНАМИКА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Культурная динамика –
изменения или модификация черт культуры
во времени и пространстве.
Основы изменения культуры и механизмы изменения
открытия и изобретения.
Слайд 30
![Открытие - новые знания, которые соединяются с известными знаниями и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-29.jpg)
Открытие -
новые знания, которые соединяются с известными знаниями и
порождают новые элементы.
Изобретение -
создание новых элементов культуры (материальных и духовных).
Открытие и изобретение –
разновидности инноваций.
Инновации –
накопленные знания, заново интерпретированные и применяемые на практике.
Слайд 31
![Цикл культуры](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-30.jpg)
Слайд 32
![Социокультурные суперсистемы «Социальная и культурная динамика» П Сорокин Два типа](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-31.jpg)
Социокультурные суперсистемы
«Социальная и культурная динамика» П Сорокин
Два типа культуры
ментальность;
система знаний, философия и мировоззрение;
религия;
форма искусства и литературы;
мораль, законы, нормы поведения;
доминирующие формы социальных отношений;
экономическая и политическая организация;
тип человеческой личности .
Два противоположных культурных типа
«умозрительный» и «чувственный».
Промежуточная форма «идеалистическая».
Слайд 33
![Умозрительная культура 1) реальность по своей природе духовна, нематериальна, вечна](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-32.jpg)
Умозрительная культура
1) реальность по своей природе духовна, нематериальна, вечна
и неизменна;
2) потребности и цели людей в основном духовны;
3) для удовлетворения этих целей -освобождение личности от чувственных соблазнов.
Два вывода:
истина постигается лишь посредством внутреннего опыта, и потому она абсолютна и вечна;
идея добра коренится в нематериальном, духовном.
Слайд 34
![Чувственная культура 1) реальность по своей природе материальна, доступна чувствам;](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-33.jpg)
Чувственная культура
1) реальность по своей природе материальна, доступна чувствам;
2) потребности и цели людей чисто плотские, или чувственные;
3) для удовлетворения этих целей -использование внешнего окружения.
Два вывода:
истина - в чувственном опыте, и потому она имеет временный и относительный характер
добро коренится в чувственных, эмпирических, материальных ценностях.
Слайд 35
![Идеалистическая культура Реальность и материальна, и сверхъестественна; Потребности и цели](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-34.jpg)
Идеалистическая культура
Реальность и материальна, и сверхъестественна;
Потребности и цели людей
и телесны, и духовны;
Удовлетворение целей требует как улучшения самого себя, так и трансформации окружения.
Слайд 36
![Периодизация исторического процесса Греция, VIII —VI в. до н. э.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/249612/slide-35.jpg)
Периодизация исторического процесса
Греция, VIII —VI в. до н. э. —
умозрительная;
Греция, V в. до н. э. — идеалистическая;
Рим, IV в. до н. э. — IV в. н. э. — чувственная;
Европа, IV—VI в. н. э. — идеалистическая;
Европа, VI—XII в. н.э. — умозрительная;
Европа, XII—XIV в. н. э. — идеалистическая;
Европа, с XIV в. н. э. по настоящее время—чувственная