Иллюзии восприятия презентация

Содержание

Слайд 2

Процесс восприятия протекает в связи с такими психологическими
процессами личности, как:
мышлением

(мы осознаем то, что перед нами находится);
речью (мы можем осознать, что перед нами находится только когда
воспринимаемый образ мы можем назвать: щенок, облако);
чувствами (определенным образом относимся к тому, что
воспринимаем);
волей (в той или иной форме организуем процесс восприятия).

Восприятие –это психический процесс отражения человеком
окружающего мира в виде образов предметов и явлений.
Восприятие включает в себя прошлый опыт человека в виде
представлений и знаний.

Процесс восприятия протекает в связи с такими психологическими процессами личности, как: мышлением (мы

Слайд 3

Существуют различные виды восприятия:
зрительное;
слуховое;
осязательное;
обонятельное;
вкусовое.

Существуют различные виды

восприятия:
зрительное;
слуховое;
осязательное;
обонятельное;
вкусовое.

Зрительное восприятие имеет наиболее важное значение в жизни
человека, а его орган – глаз и связанные с ним отделы мозга
представляются наиболее сложно устроенными из всех
анализаторов.

Известно, что человеческое зрение несовершенно и иногда мы
видим то, чего не существует в действительности. Такие ошибки в
зрительном восприятии называются оптическими, или
зрительными иллюзиями.

Существуют различные виды восприятия: зрительное; слуховое; осязательное; обонятельное; вкусовое. Существуют различные виды восприятия:

Слайд 4

Выделяют различные причины возникновения зрительных
иллюзий:

Вследствие специально созданных, особых условий

наблюдения
(наблюдение одним глазом, через щель и т.п.). Такие иллюзии
исчезают при устранении необычных условий наблюдения;

Вследствие ложного суждения о видимом. Такие иллюзии исчезают
при исключении некоторых факторов, мешающих правильному
восприятию (изменение условий наблюдения, выполнение
простейших сравнительных анализов);

Вследствие оптического несовершенства глаза, некоторых особых
свойств различных анализаторов, участвующих в зрительном
процессе (сетчатка, рефлексы нервов).

Выделяют различные причины возникновения зрительных иллюзий: Вследствие специально созданных, особых условий наблюдения (наблюдение

Слайд 5

Существует огромное множество иллюзий, которые условно можно разделить на 3 группы:
Физические - вызываются

физическими причинами («сплюснутое Солнце», «сломанная ложка» в стакане с водой);
Физиологические (слепое пятно, иррадиация, иллюзия восприятия глубины);
Психологические (иллюзии восприятия размера объекта, цвета и контраста, движения, эффект перцептивной готовности и др.).

Часто встречается совмещение физиологических и
психологических иллюзий.

Посетим этот загадочный мир иллюзий!

Существует огромное множество иллюзий, которые условно можно разделить на 3 группы: Физические -

Слайд 6

В 1668 г. французский физик Э.Мариотт открыл слепое пятно.
Сетчатая оболочка

глаза в том месте, где в глаз входит зрительный
нерв, не имеет светочувствительных окончаний нервных волокон.
Поэтому изображения предметов, приходящихся на это место, не
передаются в мозг и, следовательно, не воспринимаются.
Слепое пятно, казалось бы, должно мешать нам видеть весь
предмет, но в обычных условиях мы этого не замечаем. Во-первых,
потому что изображения предметов, приходящиеся на слепое пятно
в одном глазу, в другом проектируются не на слепое пятно; во-
вторых, потому, что выпадающие части предмета невольно
заменяются образами соседних частей или фона, окружающими
этот предмет.

Слепое пятно

В 1668 г. французский физик Э.Мариотт открыл слепое пятно. Сетчатая оболочка глаза в

Слайд 7

Состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более

увеличенными против своих настоящих размеров. Вследствие
несовершенства хрусталика как бы раздвигаются границы
поверхности предмета, и эта поверхность кажется нам больше своих
истинных геометрических размеров.

Белый квадрат кажется большим относительно черного квадрата на белом фоне.

Иррадиация

Любопытно отметить, что зная о данном свойстве черного цвета
скрадывать размеры, дуэлянты в XIX веке предпочитали стреляться
именно в черных костюмах в надежде на то, что противник
промахнется при стрельбе.

Состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными против

Слайд 8

Иллюзии восприятия глубины — неадекватное отражение
воспринимаемого предмета и его свойств.

Наиболее изученными
являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном
восприятии двухмерных контурных изображений. Мозг
бессознательно видит рисунки только одно-выпуклые (-вогнутые).
Восприятие зависит от направления внешнего (реального или
позразумеваемого) освещения.

Голубая грань находится то спереди, то сзади.

Иллюзии восприятия глубины

Иллюзии восприятия глубины — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Наиболее изученными

Слайд 9

Мы видим то 6 кубов, то 7.

Цилиндр видится расположенным то слева направо, то

справа налево.

Мы видим то 6 кубов, то 7. Цилиндр видится расположенным то слева направо, то справа налево.

Слайд 10

Современные художники используют эффект
восприятия глубины для создания объемных
рисунков

на асфальте и стенах городских зданий:

Современные художники используют эффект восприятия глубины для создания объемных рисунков на асфальте и стенах городских зданий:

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Иллюзии часто приводят к совершенно неверным количественным
оценкам реальных геометрических величин.

Оказывается, что
можно ошибиться на 25 % и больше, если глазомерные оценки не
проверить линейкой.
Глазомерные оценки геометрических реальных величин очень
сильно зависят от характера фона изображения. Это относится к
длинам, площадям, радиусам кривизны. Можно показать также,
что сказанное справедливо и в отношении углов, форм и так далее.

Иллюзии часто приводят к совершенно неверным количественным
оценкам реальных геометрических величин. Оказывается, что
можно ошибиться на 25 % и больше, если глазомерные оценки не
проверить линейкой.
Глазомерные оценки геометрических реальных величин очень
сильно зависят от характера фона изображения. Это относится к
длинам, площадям, радиусам кривизны. Можно показать также,
что сказанное справедливо и в отношении углов, форм и так далее.

Иллюзии восприятия размера

Можно выделить различные виды иллюзий восприятия размера в
зависимости от причин их возникновения:
Переоценка вертикальных линий;
Преувеличение острых углов;
«Целое» и «часть»;
Иллюзии, связанные с перспективой;
Иллюзии искривления линий и фигур, и др.

Иллюзии часто приводят к совершенно неверным количественным оценкам реальных геометрических величин. Оказывается, что

Слайд 15

Переоценка вертикальных линий

Большинство людей обладает способностью преувеличивать
вертикальные протяженности по

сравнению с горизонтальными, и
это также приводит к иллюзиям зрения.

Ггоризонтальная и вертикальная линии одной длины.

Переоценка вертикальных линий Большинство людей обладает способностью преувеличивать вертикальные протяженности по сравнению с

Слайд 16

Высота фигуры кажется большей, чем ее ширина, хотя в действительности фигура имеет форму

квадрата.

К рассматриваемой группе иллюзий относятся также иллюзии
заполненного пространства.
Так, например, на море все расстояния кажутся меньшими.
Одежда в вертикальную полоску стройнит тело, делает его более
вытянутым.

Высота фигуры кажется большей, чем ее ширина, хотя в действительности фигура имеет форму

Слайд 17

Преувеличение острых углов

Преувеличение острых углов

Многие иллюзии объясняются способностью нашего зрения


преувеличивать видимые нами на плоских фигурах острые углы.

Параллельные прямые линии кажутся непараллельными и изогнутыми.

Возможно, этого рода иллюзии появляются из-за явления
иррадиации, так как расширяется видимое нами светлое
пространство около темных линий, ограничивающих острый угол.
Возможно также, острый угол увеличивается по причине
общепсихологического контраста, так часто острые углы лежат
рядом с тупыми, и влияние оказывает обстановка.

Преувеличение острых углов Преувеличение острых углов Многие иллюзии объясняются способностью нашего зрения преувеличивать

Слайд 18

«Целое» и «часть»

Очень многие ошибочные зрительные впечатления обусловлены
тем, что

мы воспринимаем фигуры и их части не отдельно, а всегда
в некотором соотношении с окружающими их другими фигурами,
некоторым фоном или обстановкой.

Сравнивая две фигуры, из которых одна действительна меньше
другой, мы ошибочно воспринимаем все части меньшей фигуры
меньшими, а все части большой – большими.

Какой отрезок больше AB или CD?
AB и CD равны.

Параллелограмм Зандера.
Отрезки AB и BC равны.

«Целое» и «часть» Очень многие ошибочные зрительные впечатления обусловлены тем, что мы воспринимаем

Слайд 19

Иллюзия Болдуина.
Отрезки А и Б абсолютно равны.

Иллюзия Мюллера-Лайера.
Горизонтальные отрезки одной длины.

Иллюзия Болдуина. Отрезки А и Б абсолютно равны. Иллюзия Мюллера-Лайера. Горизонтальные отрезки одной длины.

Слайд 20

Зрительные иллюзии могут иметь место вследствие так
называемого общепсихологического закона контраста,

т.е.
обстановки, окружения этих частей и их взаимосвязи с другими
частями фигуры.

Зрительные иллюзии могут иметь место вследствие так
называемого общепсихологического закона контраста, т.е.
обстановки, окружения этих частей и их взаимосвязи с другими
частями фигуры.

Иллюзия Эббингауза.
Круги в центрах цветков имеют одинаковый размер.

Квадратура круга.
Левая окружность кажется больше правой.

Зрительные иллюзии могут иметь место вследствие так называемого общепсихологического закона контраста, т.е. обстановки,

Слайд 21

Внутренний круг на крышке ведра кажется меньше нижнего.

Иллюзия Ястрова.
Нижняя фигура кажется длиннее верхней,

однако они абсолютно одинаковые.

Внутренний круг на крышке ведра кажется меньше нижнего. Иллюзия Ястрова. Нижняя фигура кажется

Слайд 22

Иллюзия Томпсона.
Прямая касательная ко всем кружкам кажется кривой, так как мы невольно уподобляем

её верхней криволинейной границе.

Известны иллюзии, причина которых кроется в уподоблении
(ассимиляции) одной части фигуры другой.

Кружки лежат на одной прямой.

Иллюзия Томпсона. Прямая касательная ко всем кружкам кажется кривой, так как мы невольно

Слайд 23

Иллюзии, связанные с перспективой

Иллюзия железнодорожных путей (1913).
Верхняя горизонтальная линия кажется длиннее.

Иллюзия кинескопа.
Красные

линии на рисунке одной длины.

Иллюзии, связанные с перспективой Иллюзия железнодорожных путей (1913). Верхняя горизонтальная линия кажется длиннее.

Слайд 24

Линии АВ и АС имеют одну длину.

Линии АВ и АС имеют одну длину.

Линии АВ и АС имеют одну длину. Линии АВ и АС имеют одну длину.

Слайд 25

Человек на заднем плане и карлик на переднем - одного роста.

Человек на заднем

плане и карлик на переднем - одного роста.

Параллелепипеды одной высоты.

Человек на заднем плане и карлик на переднем - одного роста. Человек на

Слайд 26

Часто возникают иллюзии искривления параллельных прямых (как
и в случае с

преувеличением острых углов) из-за фона, на котором
они наблюдаются или из-за объектов и линий, вместе с которыми
воспринимаются.

Часто возникают иллюзии искривления параллельных прямых (как
и в случае с преувеличением острых углов) из-за фона, на котором
они наблюдаются или из-за объектов и линий, вместе с которыми
воспринимаются.

Иллюзии искривления линий и фигур

Иллюзия Геринга (иллюзия веера).
Прямые, на самом деле, параллельны.

Иллюзия Вундта (1896).
Линии в центре параллельны.

Часто возникают иллюзии искривления параллельных прямых (как и в случае с преувеличением острых

Слайд 27

Иллюзия Цолльнера (1860).
Параллельные прямые кажутся изогнутыми.

Иллюзия Цолльнера (1860).
Параллельные прямые кажутся изогнутыми.

Линии, идущие по

диагонали, на самом деле, параллельны.

Иллюзия Цолльнера (1860). Параллельные прямые кажутся изогнутыми. Иллюзия Цолльнера (1860). Параллельные прямые кажутся

Слайд 28

Иллюзия кафе "Wall" (1979).
Горизонтальные линии параллельны.

Иллюзия кафе "Wall" (1979).
Горизонтальные линии параллельны.

Цветные полосы прямые

и параллельны друг другу.

Иллюзия кафе "Wall" (1979). Горизонтальные линии параллельны. Иллюзия кафе "Wall" (1979). Горизонтальные линии

Слайд 29

Из-за фона красные линии кажутся искривленными, но это всего лишь иллюзия.

Из-за фона красные

линии кажутся искривленными, но это всего лишь иллюзия.

Из-за фона красные линии кажутся искривленными, но это всего лишь иллюзия. Из-за фона

Слайд 30

Узор как бы выступает вперед?
На рисунке все квадраты не искажены.

Узор как бы выступает

вперед?
На рисунке все квадраты не искажены.

Узор как бы стягивается во внутрь и Вам кажется, что квадраты искривлены?
На рисунке все квадраты не искажены.

Узор как бы выступает вперед? На рисунке все квадраты не искажены. Узор как

Слайд 31

Квадраты абсолютно ровные.

Квадраты абсолютно ровные.

Круги кажутся деформированными из-за штриховых линий на фоне.

Квадраты абсолютно ровные. Квадраты абсолютно ровные. Круги кажутся деформированными из-за штриховых линий на фоне.

Слайд 32

Синие квадраты кажутся нарисованными неровно.

Синие квадраты кажутся нарисованными неровно.

Посмотрите на каждый квадрат в

отдельности, они не искажены.

Синие квадраты кажутся нарисованными неровно. Синие квадраты кажутся нарисованными неровно. Посмотрите на каждый

Слайд 33

Стороны многоугольника кажутся смещенными (не стыкуются между собой), но если убрать красные треугольники,

то иллюзия исчезнет.

Стороны многоугольника кажутся смещенными (не стыкуются между собой), но если убрать красные треугольники, то иллюзия исчезнет.

Из-за ромбов, клетки кажутся смещенными против часовой стрелки.

Стороны многоугольника кажутся смещенными (не стыкуются между собой), но если убрать красные треугольники,

Слайд 34

Иллюзия Дж. Фрейзера (1908).
На рисунках не спирали, а концентрические окружности.

Иллюзия Дж. Фрейзера (1908).
На

рисунках не спирали, а концентрические окружности.

Иллюзия Дж. Фрейзера (1908). На рисунках не спирали, а концентрические окружности. Иллюзия Дж.

Слайд 35

Иллюзии восприятия цвета и контраста
При сумеречном зрении (при низких освещенностях) понижается

чувствительность глаза к восприятию вообще, однако в этих
условиях глаз обладает пониженной чувствительностью к цветам
длинноволнового участка видимого спектра (красные, оранжевые),
но зато обладает повышенной чувствительностью к цветам
коротковолновой части спектра (синие, фиолетовые).

Красный мак и василек при дневном освещении кажутся по
яркости близкими друг к другу. В сумерках мак кажется совершенно
темным, а василек более светлым.

Важнейшим свойством нашего глаза является его способность
различать цвета.

Иллюзии восприятия цвета и контраста При сумеречном зрении (при низких освещенностях) понижается чувствительность

Слайд 36

Другим видом цветовой иллюзии является то, что некоторые цвета
воспринимаются как

“выступающие”, а другие как “отступающие”.
«Выступающими» кажутся красно-оранжево-желтые цвета, а
«отступающими» зелено-синие.

Другим видом цветовой иллюзии является то, что некоторые цвета
воспринимаются как “выступающие”, а другие как “отступающие”.
«Выступающими» кажутся красно-оранжево-желтые цвета, а
«отступающими» зелено-синие.

Возникает ощущение, что красный круг находится на переднем плане, а синий на заднем.

Другим видом цветовой иллюзии является то, что некоторые цвета воспринимаются как “выступающие”, а

Слайд 37

Существует закономерность контраста яркостей: цвет светлеет на
темном фоне и темнеет

на белом.

Иллюзия Вертгеймера-Коффки.
Часть кольца на белом фоне кажется более темной.
Если же убрать карандаш, то иллюзия исчезает.

Ахроматический контраст.
Овалы имеют один и тот же оттенок серого.

Существует закономерность контраста яркостей: цвет светлеет на темном фоне и темнеет на белом.

Слайд 38

Шахматная доска.
Серые половины черных и белых клеток одного оттенка.

Шахматная доска.
Серые половины черных

и белых клеток одного оттенка.

Также возникает иллюзия рельефности доски (иллюзия глубины).

Шахматная доска. Серые половины черных и белых клеток одного оттенка. Шахматная доска. Серые

Слайд 39

Дело в том, что мозг видит черные и белые клетки независимо от освещенности.

Вы

видите шахматную доску, на которой стоит цилиндр. От цилиндра по диагонали тянется тень.

Трудно поверить, но клетки A и B - одного цвета!!!

Дело в том, что мозг видит черные и белые клетки независимо от освещенности.

Слайд 40

Существует понятие собственно цветовых контрастов, когда цвет
наблюдаемого нами объекта изменяется

в зависимости от того, на
каком фоне мы его наблюдаем.

Сколько тут оттенков красного?

Всего один.

Существует понятие собственно цветовых контрастов, когда цвет наблюдаемого нами объекта изменяется в зависимости

Слайд 41

Зеленый фон везде одинаков, хотя кажется, что в центральном квадрате цвет более насыщенный.

Зеленый

фон везде одинаков, хотя кажется, что в центральном квадрате цвет более насыщенный.

Посмотрите на красные квадраты. Их цвет одинаков, но из-за граничного контраста с другим ярким цветом, а также, из-за сетки, создается иллюзия изменения оттенка.

Зеленый фон везде одинаков, хотя кажется, что в центральном квадрате цвет более насыщенный.

Слайд 42

Цвет фона в той части рисунка, где иероглифы не обведены белым, кажется более

насыщенным.

Цвет фона в той части рисунка, где иероглифы не обведены белым, кажется более насыщенным.

Цвет фигур кажется более ярким и насыщенным, если они окантованы черными рамками.

Цвет фона в той части рисунка, где иероглифы не обведены белым, кажется более

Слайд 43

А ведь голубого тут ничего нет. Все спирали одного оттенка зелёного.

А ведь голубого

тут ничего нет. Все спирали одного оттенка зелёного.

Видите голубые и зелёные спирали?

А ведь голубого тут ничего нет. Все спирали одного оттенка зелёного. А ведь

Слайд 44

Посмотрите на правый рисунок. Грязевое кольцо вокруг креста
стало совсем явным. Однако цвет

вокруг креста чисто белый. Таким образом вы видите на рисунке иллюзию контраста изображения.

Посмотрите на правый рисунок. Грязевое кольцо вокруг креста
стало совсем явным. Однако цвет вокруг креста чисто белый. Таким образом вы видите на рисунке иллюзию контраста изображения.

На рисунке справа изображен зеленый квадрат и четыре градиентных полоски.

Сдвинем полоски к центру (средний рисунок). По мере приближения полос к центру, вы увидите грязь около их "мнимого" пересечения.

Посмотрите на правый рисунок. Грязевое кольцо вокруг креста стало совсем явным. Однако цвет

Слайд 45

Решётка Геринга (1870).
На пересечениях всех белых полос, за исключением того пересечения,
на котором вы

фиксируете взгляд, видны маленькие серые пятна.

Решётка Геринга (1870).
На пересечениях всех белых полос, за исключением того пересечения,
на котором вы фиксируете взгляд, видны маленькие серые пятна.

Белые кружки кажутся мигающими.

Решётка Геринга (1870). На пересечениях всех белых полос, за исключением того пересечения, на

Слайд 46

Синие квадраты в местах пересечения красных и зеленых клеток выглядят смещенными, хотя

сторона квадрата совершенно прямая.
Однако дальтоники, например, видят прямые стороны квадратов. Иллюзия объясняется контрастным переходом цветов.

Синие квадраты в местах пересечения красных и зеленых клеток выглядят смещенными, хотя сторона

Слайд 47

Эффект Струпа (1935)
Глядя на эти слова произнесите вслух как можно быстрее цвета, которыми

эти слова написаны. Не сами слова, а их ЦВЕТА.

Эффект Струпа (1935)
Глядя на эти слова произнесите вслух как можно быстрее цвета, которыми эти слова написаны. Не сами слова, а их ЦВЕТА.

Объясняется просто - правое полушарие мозга пытается назвать цвет, а левое полушарие торопится произнести слово.

Эффект Струпа (1935) Глядя на эти слова произнесите вслух как можно быстрее цвета,

Слайд 48

Иллюзии восприятия движения

Иллюзии восприятия движения

При движении объекта наблюдения также встречается ряд

зрительных иллюзий, которые обусловлены некоторыми
свойствами нашего зрительного аппарата.

Например, если круг с окрашенным сектором привести во
вращение, то весь круг нам кажется окрашенным. Это объясняется
способностью нашего глаза в течение долей секунды удерживать
зрительное впечатление, хотя видимый предмет уже исчез из вида.
На свойстве нашего глаза в течении 0,1 секунды “видеть” то, что уже
исчезло основан кинематограф: при смене 24-х кадров в секунду и
при перекрытии окна проектора в момент смены кадра особым
экраном (обтюратором) наш глаз не замечает этой смены и
воспринимает не движение ленты, а более медленное движение
фигур, проектируемых на экран.

Иллюзии восприятия движения Иллюзии восприятия движения При движении объекта наблюдения также встречается ряд

Слайд 49

Существует иллюзия, которую можно назвать спиралью Плато, а
если проще -

эффект волчка. Если диск со спиралью (волчок)
вращать по часовой стрелке, то после продолжительного
фиксирования её глазом у нас возникает впечатление стягивания
всех ветвей спирали к центру; при вращении спирали в обратном
направлении мы видим расхождение спиралей в обратном от
центра к периферии. Если после длительного рассматривания
движущейся спирали взглянуть на неподвижные предметы, мы
увидим их движение в обратном направлении.
Так, например, если после длительного наблюдения за местностью
из окна движущегося поезда или за водой из окна движущегося
парохода мы переведем взгляд на неподвижные предметы внутри
поезда или парохода, то нам покажется, что они тоже движутся, но в
обратном направлении.

Существует иллюзия, которую можно назвать спиралью Плато, а
если проще - эффект волчка. Если диск со спиралью (волчок)
вращать по часовой стрелке, то после продолжительного
фиксирования её глазом у нас возникает впечатление стягивания
всех ветвей спирали к центру; при вращении спирали в обратном
направлении мы видим расхождение спиралей в обратном от
центра к периферии. Если после длительного рассматривания
движущейся спирали взглянуть на неподвижные предметы, мы
увидим их движение в обратном направлении.
Так, например, если после длительного наблюдения за местностью
из окна движущегося поезда или за водой из окна движущегося
парохода мы переведем взгляд на неподвижные предметы внутри
поезда или парохода, то нам покажется, что они тоже движутся, но в
обратном направлении.

Существует иллюзия, которую можно назвать спиралью Плато, а если проще - эффект волчка.

Слайд 50

Смотрите в центр рисунка и подвигайте головой вперед-назад.
Окружности на рисунке превратятся в

движущиеся спирали.

Смотрите в центр рисунка и подвигайте головой вперед-назад.
Окружности на рисунке превратятся в движущиеся спирали.

Смотрите в центр рисунка и подвигайте головой вперед-назад. Окружности на рисунке превратятся в

Слайд 51

А круги, ведь, совсем неподвижны.

А круги, ведь, совсем неподвижны.

А круги, ведь, совсем неподвижны. А круги, ведь, совсем неподвижны.

Слайд 52

Фрактальная иллюзия.
Возникает иллюзия, что рисунки пульсируют.

Фрактальная иллюзия.
Возникает иллюзия, что рисунки пульсируют.

Фрактальная иллюзия. Возникает иллюзия, что рисунки пульсируют. Фрактальная иллюзия. Возникает иллюзия, что рисунки пульсируют.

Слайд 53

Иллюзия кофейных зёрен.
Возникает ощущение, что картинка колышется.

Иллюзия кофейных зёрен.
Возникает ощущение, что картинка колышется.

Иллюзия кофейных зёрен. Возникает ощущение, что картинка колышется. Иллюзия кофейных зёрен. Возникает ощущение, что картинка колышется.

Слайд 54

Длительный просмотр данного изображения может вызвать тошноту и головную боль.

Длительный просмотр данного изображения

может вызвать тошноту и головную боль.

Длительный просмотр данного изображения может вызвать тошноту и головную боль. Длительный просмотр данного

Слайд 55

Треугольник Каниша.
Равностороннего треугольника, на самом деле, нет. Он только кажется.

Треугольник Каниша.
Равностороннего треугольника, на

самом деле, нет. Он только кажется.

Квадрат, которого нет.

Кажущиеся фигуры

Часто встречаются иллюзии, связанные с эффектом стремления к
замкнутому пространству.

Треугольник Каниша. Равностороннего треугольника, на самом деле, нет. Он только кажется. Треугольник Каниша.

Слайд 56

Куб Неккера.
Куба на самом деле нет, это иллюзия.

Куб Неккера.
Куба на самом деле нет,

это иллюзия.

Фигура на левом рисунке воспринимается как куб, а на нижнем лишь как набор отдельных кусков.

Куб Неккера. Куба на самом деле нет, это иллюзия. Куб Неккера. Куба на

Слайд 57

Многим приходилось видеть так называемые загадочные, как бы
живые, портреты, которые

всегда смотрят на нас, следя за нашими
передвижениями и обращая глаза туда, куда мы переходим. Это
объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине
разреза глаз.
Когда мы отходим в сторону от портрета, зрачки, конечно, своего
положения не меняют - остаются посреди глаз, а так как все лицо
мы продолжаем видеть в прежнем положении по отношению к нам,
то нам и кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.

Многим приходилось видеть так называемые загадочные, как бы
живые, портреты, которые всегда смотрят на нас, следя за нашими
передвижениями и обращая глаза туда, куда мы переходим. Это
объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине
разреза глаз.
Когда мы отходим в сторону от портрета, зрачки, конечно, своего
положения не меняют - остаются посреди глаз, а так как все лицо
мы продолжаем видеть в прежнем положении по отношению к нам,
то нам и кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.

Портретные иллюзии

Многим приходилось видеть так называемые загадочные, как бы живые, портреты, которые всегда смотрят

Слайд 58

Следует указать на последнюю группу иллюзий, связанных со
зрительным восприятием предметов,

причина которых кроется в
неспособности зрительного аппарата иногда заметить и выделить
какие-то элементы и их части из целого из-за сложности
обстановки. Например, в беспорядке линий одного цвета, яркости и
толщины не сразу можно выделить (распознать) какую-то
определенную фигуру.

Следует указать на последнюю группу иллюзий, связанных со
зрительным восприятием предметов, причина которых кроется в
неспособности зрительного аппарата иногда заметить и выделить
какие-то элементы и их части из целого из-за сложности
обстановки. Например, в беспорядке линий одного цвета, яркости и
толщины не сразу можно выделить (распознать) какую-то
определенную фигуру.

Иллюзии, связанные с вниманием

К этой группе иллюзий относятся:
Эффект перцептивной готовности;
Соотношение фигуры и фона;
Распознавание образов;
Двойственные изображения;
Перевернутые изображения;

Специфика состоит в том, что эти иллюзии скорее связаны со
свойствами внимания человека и психологией восприятия, нежели
со строением зрительного аппарата.

Следует указать на последнюю группу иллюзий, связанных со зрительным восприятием предметов, причина которых

Слайд 59

Что за символ центре?
Буква "B" или число 13?

Что за символ центре?
Буква "B" или

число 13?

Coca-Cola?
А Вы уверены? Прочтите внимательнее.

Эффект можно обозначить так: мы не видим того, чего не
ожидаем.

Эффект перцептивной готовности

Что за символ центре? Буква "B" или число 13? Что за символ центре?

Слайд 60

Что вы видите, перила?
Или женские фигуры в профиль?

Что вы видите, перила?
Или женские фигуры

в профиль?

Найдите 2 лица.

Соотношение фигуры и фона

Что вы видите, перила? Или женские фигуры в профиль? Что вы видите, перила?

Слайд 61

Если не знать, что изображено на этих рисунках, то увидеть
рисунок

практически невозможно.

Если не знать, что изображено на этих рисунках, то увидеть
рисунок практически невозможно.

5 лошадей на фоне снежных гор.

4 волка

Распознавание образов

Если не знать, что изображено на этих рисунках, то увидеть рисунок практически невозможно.

Слайд 62

Американский индеец или эскимос?

Американский индеец или эскимос?

Женское лицо или мужчина, играющий на саксофоне?

Двойственные изображения

Американский индеец или эскимос? Американский индеец или эскимос? Женское лицо или мужчина, играющий

Слайд 63

Обычный городской пейзаж или портрет мужчины в профиль?

Обычный городской пейзаж или портрет мужчины

в профиль?

Всадник на фоне горящей мельницы или мужской портрет?

Обычный городской пейзаж или портрет мужчины в профиль? Обычный городской пейзаж или портрет

Слайд 64

Если Фрейд был прав, то вы увидели здесь не только раскрытую тетрадь...

Если Фрейд

был прав, то вы увидели здесь не только раскрытую тетрадь...

Если Фрейд был прав, то вы увидели здесь не только раскрытую тетрадь... Если

Слайд 65

Огромная ворона и рыбак в лодке.

Огромная ворона и рыбак в лодке.

Перевернутые изображения

Огромная ворона и рыбак в лодке. Огромная ворона и рыбак в лодке. Перевернутые изображения

Слайд 66

Дед Мороз и Баба Яга.

Дед Мороз и Баба Яга.

Дед Мороз и Баба Яга. Дед Мороз и Баба Яга.

Слайд 67

От студента до профессора один шаг!

От студента до профессора один шаг!

От студента до профессора один шаг! От студента до профессора один шаг!

Слайд 68

Невозможные фигуры

Невозможные фигуры

Зрительные иллюзии давно интересуют человечество. Существует
огромное множество картин

и графических рисунков, где
изображены фигуры, которые не могут существовать в
действительности. В них сочетаются приемы математического
расчета, специального искажения реальности и конечно же
художественного мастерства.

В этом направлении работали и работают такие такие
профессионалы как Оскар Реутерсвард, М. К. Эшер , Сандро дель
Пре, Иштван Орос, Жос де Мей, Висенте Мевилла Сегуи и др., а
также любители, для которых создание таких картин и рисунков
является хобби.

Невозможные фигуры Невозможные фигуры Зрительные иллюзии давно интересуют человечество. Существует огромное множество картин

Слайд 69

Невозможный трезубец.

Невозможный трезубец.

Сколько здесь колонн?

Невозможный трезубец. Невозможный трезубец. Сколько здесь колонн?

Слайд 70

Невозможный куб Эшера.

Невозможный куб Эшера.

Невозможное сечение куба.

Невозможный куб Эшера. Невозможный куб Эшера. Невозможное сечение куба.

Слайд 71

Фантастическая витрина.

Фантастическая витрина.

А сколько ног у жирафа?

Фантастическая витрина. Фантастическая витрина. А сколько ног у жирафа?

Слайд 72

Невозможное сплетение карандашей.

Невозможное сплетение карандашей.

Невозможное сплетение карандашей. Невозможное сплетение карандашей.

Слайд 73

Невозможная башня с людьми.

Невозможная башня с людьми.

Триумфальная арка.

Невозможная башня с людьми. Невозможная башня с людьми. Триумфальная арка.

Слайд 74

Бесконечная лестница, ведущая вверх.

Бесконечная лестница, ведущая вверх.

Бесконечная лестница, ведущая вверх. Бесконечная лестница, ведущая вверх.

Слайд 75

Невозможный треугольник Пенроуза.

Невозможный треугольник Пенроуза.

Кубический узел.

Невозможный треугольник Пенроуза. Невозможный треугольник Пенроуза. Кубический узел.

Слайд 76

Невозможная фигура Оскара Ретерсварда.

Невозможная фигура Оскара Ретерсварда.

Удивительное переплетение.

Невозможная фигура Оскара Ретерсварда. Невозможная фигура Оскара Ретерсварда. Удивительное переплетение.

Слайд 77

Куда открыта дверь?
Наружу или вовнутрь?

Куда открыта дверь?
Наружу или вовнутрь?

Что не так с арками?

Куда открыта дверь? Наружу или вовнутрь? Куда открыта дверь? Наружу или вовнутрь? Что

Слайд 78

Слайд 79

Необычная шахматная доска.

Необычная шахматная доска.

Необычная шахматная доска. Необычная шахматная доска.

Слайд 80

Слайд 81

Слайд 82

Бесконечная фотография.

Бесконечная фотография.

Бесконечная фотография. Бесконечная фотография.

Слайд 83

Презентацию подготовили:
Андриенко Екатерина
Кирпиченок Наталия

Презентацию подготовили:
Андриенко Екатерина
Кирпиченок Наталия

Были использованы следующие литературные и электронные
источники:
Немов Р.С. «Общая психология», изд. «Питер», СПб, 2005 г.;
«Психология для студентов вузов» под ред. Рогова Е.И., изд.
«Март», М., 2005 г.;
Артамонов И.Д. Иллюзии зрения. М., 1961 г.;
http://www.log-in.ru;
http://im-possible.info;
http://www.diagram.com.ua.

Презентацию подготовили: Андриенко Екатерина Кирпиченок Наталия Презентацию подготовили: Андриенко Екатерина Кирпиченок Наталия Были

Имя файла: Иллюзии-восприятия.pptx
Количество просмотров: 99
Количество скачиваний: 0