Нарушение восприятия презентация

Содержание

Слайд 2

План

Общая характеристика восприятия
Восприятие как действие
Виды восприятия
Основные свойства восприятия
Нарушение восприятия

План Общая характеристика восприятия Восприятие как действие Виды восприятия Основные свойства восприятия Нарушение восприятия

Слайд 3

Общая характеристика восприятия

Общая характеристика восприятия

Слайд 4

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их

свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятием называется отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств

Слайд 5

В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей

и событий.
В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.

В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей

Слайд 6

Поскольку восприятие является чувственным этапом познания, оно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность,

сопровождается эмоциональным откликом.
Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления, воображения.

Поскольку восприятие является чувственным этапом познания, оно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность,

Слайд 7

Восприятие человека – необходимая предпосылка и условие его жизни и практической деятельности.
Знание

закономерностей процессов восприятия помогает лучше понимать механизм формирования свидетельских показаний, выявлять психологические истоки ошибок следователя, суда и на этой основе давать рекомендации по повышению эффективности их правоохранительной деятельности.

Восприятие человека – необходимая предпосылка и условие его жизни и практической деятельности. Знание

Слайд 8

Восприятие как действие

Восприятие как действие

Слайд 9

Восприятие – это своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и создание его

копии, подобия.
Восприятие – сложная познавательная деятельность, включающая целую систему перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить

Восприятие – это своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и создание его

Слайд 10

Измерительные – позволяют оценить величину воспринимаемого предмета.
Соизмерительные – дают возможность

сопоставить размеры нескольких объектов.
Построительные – отвечают за построение перцептивного образа.
Контрольные – позволяют сличать возникающий образ с особенностями предмета.
Корригирующие – исправляют ошибки в образе.
Тонически-регуляторные – поддерживают необходимый уровень мышечного тонуса для осуществления процесса восприятия.

Измерительные – позволяют оценить величину воспринимаемого предмета. Соизмерительные – дают возможность сопоставить размеры

Слайд 11

Виды восприятия

Виды восприятия

Слайд 12

По форме
психической
активности

По форме
существования
материи

По ведущему
анализатору

По степени
организации

В зависимости
от

особенностей
воспринимаемого
объекта

По структуре

Непреднамеренное

Преднамеренное

Восприятие
времени

Восприятие
пространства

Восприятие
движения

Зрительное

Слуховое

Осязательное

Обонятельное

Вкусовое

Организованное

Неорганизованное

Восприятие
человеком человека

Симультанное

Сукцессивное

Кинестетическое

Виды восприятия

По форме психической активности По форме существования материи По ведущему анализатору По степени

Слайд 13

Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель.


Оно связано с волевыми усилиями человека.
Известно, что одной из форм преднамеренного восприятия является наблюдение – преднамеренное, целенаправленное, систематическое, планомерное и длительное восприятие предметов и явлений действительности, людей и самого себя.

Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно

Слайд 14

Непреднамеренное восприятие – это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются

без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

Непреднамеренное восприятие – это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без

Слайд 15

Организованное восприятие (наблюдение) – это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений

окружающего мира.
Неорганизованное восприятие – это непреднамеренное восприятие окружающей действительности.
Симультанное восприятие – одноактное.
Сукцессивное восприятие – поэтапное, последовательное.

Организованное восприятие (наблюдение) – это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего

Слайд 16

Восприятие человека человеком (социальная перцепция) – чрезвычайно сложное явление. В нем обычно

выделяют два аспекта: когнитивный (познавательный) – способность по внешнему проявлению понять, что собой представляет человек, проникнуть в глубину его личности, индивидуальности и эмоциональный – способность определить по внешним поведенческим признакам эмоциональное состояние, в котором находится человек в данный момент, способность к сопереживанию, или эмпатия.

Восприятие человека человеком (социальная перцепция) – чрезвычайно сложное явление. В нем обычно выделяют

Слайд 17

Восприятие пространства

Восприятие формы,
объемности и
величины предметов

Восприятие глубины и
удаленности предметов

Линейная
и воздушная
перспектива

Зрительные иллюзии

Восприятие пространства Восприятие формы, объемности и величины предметов Восприятие глубины и удаленности предметов

Слайд 18

Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, является

необходимым условием ориентировки в ней человека.

Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, является необходимым

Слайд 19

Слайд 20

Оно представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины

и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся.

Оно представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и

Слайд 21

Слайд 22

Восприятие формы, объемности и величины предметов осуществляется с помощью зрительного, тактильного и

кинестетического анализаторов. Восприятие формы требует выделения предмета из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделения контура, т.е. границы пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре.

Восприятие формы, объемности и величины предметов осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического

Слайд 23

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется в форме монокулярного и бинокулярного зрения. Монокулярное

зрение (с помощью одного глаза благодаря изменению толщины его хрусталика) позволяет правильно оценивать расстояния, правда, в очень ограниченных пределах.

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется в форме монокулярного и бинокулярного зрения. Монокулярное

Слайд 24

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом посредством бинокулярного зрения (с помощью

двух глаз) и сопутствующей ему конвергенции.

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом посредством бинокулярного зрения (с помощью

Слайд 25

Явления ошибочного или искаженного восприятия называются иллюзиями восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых

видах восприятия (зрительного, слухового и т.д.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как направленность, установка, эмоциональное отношение и т.п., но и физическими факторами и явлениями.

Явления ошибочного или искаженного восприятия называются иллюзиями восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Иллюзии восприятия глубины

Иллюзии восприятия глубины

Слайд 29

Иллюзии восприятия расстояния

Иллюзии восприятия расстояния

Слайд 30

Иллюзии восприятия движения

Иллюзии восприятия движения

Слайд 31

Иллюзии восприятия движения

Иллюзии восприятия движения

Слайд 32

Иллюзии восприятия размера

Иллюзии восприятия размера

Слайд 33

Иллюзия мерцающей решетки

Иллюзия мерцающей решетки

Слайд 34

Решетка Геринга

Решетка Геринга

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

Слайд 41

Слайд 42

Слайд 43

Слайд 44

Слайд 45

Слайд 46

Слайд 47

Слайд 48

Слайд 49

Слайд 50

Слайд 51

Слайд 52

Слайд 53

Слайд 54

Слайд 55

Слайд 56

Слайд 57

Слайд 58

Слайд 59

Слайд 60

Слайд 61

Восприятие времени есть отражение длительности, последовательности явлений действительности, а также темпа и

ритма.

Восприятие времени есть отражение длительности, последовательности явлений действительности, а также темпа и ритма.

Слайд 62

Восприятие времени

Восприятия темпа и ритма

Восприятие длительности явлений

Восприятие последовательности явлений

Восприятие времени Восприятия темпа и ритма Восприятие длительности явлений Восприятие последовательности явлений

Слайд 63

Отражая объективную реальность, восприятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде.
В

основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика и составляет физиологическую основу восприятия времени.

Отражая объективную реальность, восприятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. В

Слайд 64

Восприятие времени изменяется в зависимости от эмоционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию

быстрого течения времени, отрицательные – субъективно несколько растягивают временные промежутки.

Восприятие времени изменяется в зависимости от эмоционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого

Слайд 65

Восприятие темпа – это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы

совершавшегося во времени процесса.
Восприятие ритма – это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств. Восприятие ритма обычно сопровождается двигательным аккомпанементом. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу.

Восприятие темпа – это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы

Слайд 66

Слайд 67

Восприятие движения – это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве.


Восприятие движения – это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве.

Слайд 68

Характер
Направление

Восприятие движения
Форма
Продолжительность

Скорость
Амплитуда
Ускорение

Характер Направление Восприятие движения Форма Продолжительность Скорость Амплитуда Ускорение

Слайд 69

Слайд 70

Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. Параметрами движения

объекта являются скорость, направление и ускорение. Наблюдая движение, прежде всего, воспринимают его

Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. Параметрами движения объекта

Слайд 71

характер (сгибание, разгибание, отталкивание и т.д.); форму (прямолинейное, криволинейное, круговое и т.д.); амплитуду

(полная, неполная); направление (направо, налево, вверх, вниз); скорость (быстрое или медленное движение); ускорение (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, прерывистое движение).

характер (сгибание, разгибание, отталкивание и т.д.); форму (прямолинейное, криволинейное, круговое и т.д.); амплитуду

Слайд 72

Основные свойства восприятия

Основные свойства восприятия

Слайд 73

Предметность – психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные

предметы, вынося образы вовне, объективизируя их.
Структурность – человек узнает различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков.

Свойства определяющие сущность восприятия

Предметность – психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные

Слайд 74

Целостность – при не полном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание

полученной информации до целостного образа конкретного предмета.

Целостность – при не полном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание

Слайд 75

Осмысленность – человек осознает то, что воспринимает.
Избирательность – из бесчисленного числа окружающего человека

предметов и явлений он выбирает лишь некоторые в зависимости от своих потребностей и интересов.

Осмысленность – человек осознает то, что воспринимает. Избирательность – из бесчисленного числа окружающего

Слайд 76

Константность – одни и те же предметы воспринимаются человеком в изменяющихся условиях в

неизменном виде.
Апперцепция – восприятие зависит от общего содержания психической жизни человека. Большую роль играет предшествующий опыт.

Константность – одни и те же предметы воспринимаются человеком в изменяющихся условиях в

Слайд 77

Свойства восприятия, определяющие его продуктивность
Объем - количество объектов, которое может воспринимать человек в

течение одной фиксации или в единицу времени.
Скорость – время, необходимое человеку для адекватного восприятия предмета или явления.

Свойства восприятия, определяющие его продуктивность Объем - количество объектов, которое может воспринимать человек

Слайд 78

Точность – соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта и задаче, стоящей перед человеком. Надежность

- вероятность адекватного восприятия объекта в заданных условиях и в течение заданного времени.

Точность – соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта и задаче, стоящей перед человеком.

Слайд 79

Нарушение восприятия

Нарушение восприятия

Слайд 80

Галлюцинации – восприятие, возникающие без наличии реального объекта ( видение, призраки, мнимые звуки,

голоса, запахи и т. д.).

Галлюцинации – восприятие, возникающие без наличии реального объекта ( видение, призраки, мнимые звуки,

Слайд 81

Галлюцинации являются, как привило, следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними действительными

впечатлениями, а внутренними образами. Человеком, находящимся во власти галлюцинаций, они переживаются как истинно воспринимаемое, т.е. люди во время галлюцинирования действительно слышат, видят, обоняют, а не воображают или представляют.

Галлюцинации являются, как привило, следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними действительными

Слайд 82


Для галлюцинирующего человека субъективные чувственные ощущения являются такими же действительными, как и

исходящие из объективного мира.

Для галлюцинирующего человека субъективные чувственные ощущения являются такими же действительными, как и исходящие из объективного мира.

Слайд 83

Слайд 84

Имя файла: Нарушение-восприятия.pptx
Количество просмотров: 83
Количество скачиваний: 0