Слайд 2
![План 1. Общие сведения о фонетике и графике. 2. Классификация](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-1.jpg)
План
1. Общие сведения о фонетике и графике.
2. Классификация и характеристика звуковой
системы языка.
4. Фонетические и графические средства образности и выразительности.
5. Коммуникативные качества речи и звучащая речь.
6. Классификация и характеристика орфоэпических норм.
Слайд 3
![Основные понятия Фонетика – раздел науки с языке, изучающий звуковую](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-2.jpg)
Основные понятия
Фонетика
– раздел науки с языке, изучающий звуковую систему (звуки,
их чередование, слог, ударение).
Звук
– основная единица языка, не имеющая самостоятельного значения, но выполняющая важную смыслоразличительную функцию:
куст – стук; моль – мол.
Слайд 4
![Основные понятия Графика – совокупность средств письменности (буквы, объединенные в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-3.jpg)
Основные понятия
Графика
– совокупность средств письменности (буквы, объединенные в алфавит).
Буква
– графическое обозначение звука, его «материализация» на письме.
Слайд 5
![Основные понятия Ударение (акцент) - выделение слога в речи с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-4.jpg)
Основные понятия
Ударение (акцент)
- выделение слога в речи с большей силой
при произношении с помощью фонетических средств — длительности, интенсивности.
Акцентология
- особый раздел языкознания, изучающий природу и функционирование ударения.
Слайд 6
![Акцентология: характеристика русского ударения свободное – падает на любой слог](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-5.jpg)
Акцентология: характеристика русского ударения
свободное – падает на любой слог слова, не
закреплено за определенным слогом:
лАмпа, волнА, молокО, рукопожАтие
ср.: во французском – всегда на последний слог, в польском – на предпоследний.
Слайд 7
![Акцентология: характеристика русского ударения может быть подвижным - в формах](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-6.jpg)
Акцентология: характеристика русского ударения
может быть подвижным - в формах одного и
того же слова падает то на основу, то на окончание:
высокие вОлны – нет волнЫ;
может быть фиксированным - во всех формах одного слова падает на одну и ту же его часть:
тетрАдь – нет тетрАди – тетрАдью – о тетрАди – в тетрАдях.
Слайд 8
![Акцентология: функции русского ударения форморазличительная – различает формы одного и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-7.jpg)
Акцентология:
функции русского ударения
форморазличительная
– различает формы одного и того же
слова:
рУки и рукИ;
смыслоразличительная
– различает разные по лексическому значению слова:
мукА и мУка.
Слайд 9
![Классификация звуков](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-8.jpg)
Слайд 10
![Классификация звуков Голос возникает при ритмическом колебании голосовых связок. Шум](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-9.jpg)
Классификация звуков
Голос возникает при ритмическом колебании голосовых связок.
Шум создается неритмическими колебаниями
органов речи, расположенных в гортани и полости рта.
Основная классификация звуков – по соотношению голоса и шума.
Гласные – голос есть, шума нет.
Согласные – появляется шум, голос менее значим либо совсем отсутствует (глухие согласные).
Слайд 11
![Классификация гласных Подъем – степень приподнятости языка по вертикали и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-10.jpg)
Классификация гласных
Подъем – степень приподнятости языка по вертикали и степень раствора
рта:
[И] – узкий раствор, нет перемещения языка (верхний подъем);
[Э] – средний раствор и средняя приподнятость языка (средний подъем);
[А] – широкий раствор, максимальная приподнятость (нижний подъем).
Слайд 12
![Классификация гласных Ряд – степень продвинутости языка по горизонтали: [И]](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-11.jpg)
Классификация гласных
Ряд – степень продвинутости языка по горизонтали:
[И] – язык
максимально продвинут вперед (передний ряд);
[Ы] – средний уровень продвинутости языка (средний ряд);
[У] – язык максимально отодвинут назад (задний ряд).
Слайд 13
![Классификация гласных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-12.jpg)
Слайд 14
![Классификация согласных 1. По месту образования (место преграды на пути](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-13.jpg)
Классификация согласных
1. По месту образования (место преграды на пути воздушной струи):
1.1.
губно-губные [Б] [П] [М]
1.2. губно-зубные: [В] [Ф]
1.3. язычные:
1.3.1. переднеязычные:
1.3.1.1. зубные: [Д] [Т] [З] [С] [Ц] [Н] [Л]
1.3.1.2. небные: [Ж] [Ш] [Ч] [Р]
1.3.2. среднеязычные: [й]
1.3.3. заднеязычные: [Г] [К] [Х]
Слайд 15
![Классификация согласных 2. По способу образования 2.1. по соотношению голоса и шума: глухие, звонкие и сонорные.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-14.jpg)
Классификация согласных
2. По способу образования
2.1. по соотношению голоса и шума:
глухие, звонкие и сонорные.
Слайд 16
![Классификация согласных (по соотношению голоса и шума)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-15.jpg)
Классификация согласных
(по соотношению голоса и шума)
Слайд 17
![Классификация согласных 2. По способу образования 2.2. по положению средней](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-16.jpg)
Классификация согласных
2. По способу образования
2.2. по положению средней части спинки
языка: твердые и мягкие.
всегда твердые: Ж Ш Ц;
всегда мягкие: Ч` Й` Щ`.
Слайд 18
![Классификация согласных 2. По способу образования 2.3. по характеру преграды:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-17.jpg)
Классификация согласных
2. По способу образования
2.3. по характеру преграды:
смычные (взрывные):
[Б] [П] [Д] [Т] [Г] [К],
щелевые: [В] [Ф] [З] [С] [Ж] [Ш], [Щ] [Х] [й],
смычно-щелевые (аффрикаты): [Ц] [Ч],
смычно-проходные: [Н] [Л] [Р] [М].
Слайд 19
![Классификация согласных](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-18.jpg)
Слайд 20
![Фонетические процессы: гласные Редукция – изменение качества и долготы звучания](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-19.jpg)
Фонетические процессы: гласные
Редукция – изменение качества и долготы звучания гласных.
Степень редукции
зависит от удаленности от ударного слога: чем дальше – тем выше степень редукции (короче звучание):
М [Ъ] Л [А ] К О
Слайд 21
![Фонетические процессы: согласные Оглушение звонких согласных в абсолютном конце слова:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-20.jpg)
Фонетические процессы: согласные
Оглушение звонких согласных в абсолютном конце слова:
дуб –
ду[п],
клад – кла[т].
Ассимиляция – уподобление звука по качеству соседнему звуку.
Слайд 22
![Фонетические процессы Ассимиляция (уподобление) может быть: полной: высший – вы[ш]ший.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-21.jpg)
Фонетические процессы
Ассимиляция (уподобление) может быть:
полной: высший – вы[ш]ший.
по мягкости /
твердости:
дверь – д [ь]верь.
по звонкости / глухости:
оглушение: пробка – про[п]ка;
озвончение: сдоба – [з]доба.
Слайд 23
![Фонетические процессы Диссимиляция – разуподобление одинаковых по характеристикам звуков: легкий](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-22.jpg)
Фонетические процессы
Диссимиляция – разуподобление одинаковых по характеристикам звуков:
легкий - ле[х]кий (смычно-взрывные
Г/К и щелевой Х)
«Исчезновение» согласных (при скоплении):
поздно – поз[ ]но;
солнце – со[ ]нце.
Слайд 24
![Коммуникативные качества речи - её свойства, обеспечивающие эффективность коммуникации и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-23.jpg)
Коммуникативные качества речи
- её свойства, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие
уровень речевой культуры говорящего.
Выразительность как ККР - образность, эмоциональность речи; предполагает знание ресурсов выразительных средств языка, средств образности.
Слайд 25
![Средства образности и выразительности на уровне фонетики: звукопись Аллитерация –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-24.jpg)
Средства образности и выразительности
на уровне фонетики: звукопись
Аллитерация – использование одинаковых
или сходных (по способу, месту, зоне образования) согласных звуков:
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши (К. Бальмонт);
чистит с блеском (реклама зубной щетки);
взрыв вкуса (реклама напитка).
Слайд 26
![Средства образности и выразительности на уровне фонетики: звукопись Ассонанс –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-25.jpg)
Средства образности и выразительности
на уровне фонетики: звукопись
Ассонанс – использование одинаковых
или сходных гласных звуков:
Не для муки, для науки. Наука – не мука.
Звукоподражание: ку-ку, тик-так
Звукосимволизм: хапать, на цыпочках.
Слайд 27
![Средства образности и выразительности на уровне фонетики: звукопись Созвучия –](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-26.jpg)
Средства образности и выразительности
на уровне фонетики: звукопись
Созвучия – наличие двух
и более созвучных слогов и слов:
Наш дом – «Домино» (реклама торговой фирмы);
Солнечная чистота – «Санлайт» (реклама моющего средства).
Слайд 28
![Средства образности и выразительности на уровне фонетики Рифма – одинаковые](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-27.jpg)
Средства образности и выразительности
на уровне фонетики
Рифма – одинаковые окончания слов:
«Мезим» для желудка незаменим.
«Жиллет» - лучше для мужчины нет.
Пельмешки без спешки.
Свежесть белья – заслуга моя!
Слайд 29
![Средства образности и выразительности на уровне фонетики \ Шорох стеблей,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-28.jpg)
Средства образности и выразительности
на уровне фонетики
\
Шорох стеблей,
еле слышно шуршащих,
Чуткое
в чащах чириканье птиц.
Сказка о девах, в заклятии спящих,
Шелест седых обветшалых страниц.
Лепет криницы
в лесистом просторе,
Сонные воды бесшумных озер.
Взоры и взоры в немом разговоре –
Чей это, чей это, чей это хор?
Слайд 30
![Средства образности и выразительности на уровне графики Прием матрешки Volvo.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-29.jpg)
Средства образности и выразительности
на уровне графики
Прием матрешки
Volvo. Безопасное
удоVolvствие.
FANTAстическая экзотика!
Молоко «Вкусника». Вкуснее вкуснОГО!
Слайд 31
![Средства образности и выразительности на уровне графики Игра с орфографией:](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-30.jpg)
Средства образности и выразительности
на уровне графики
Игра с орфографией:
Живи
припИваючи! (реклама пива «Клинское»);
Передача произношения средствами графики:
Береги жубы с дештва! (реклама стоматологической клиники).
Слайд 32
![Функции Привлечение внимания; Запоминаемость; Влияние на подсознание, возникновение ассоциаций](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-31.jpg)
Функции
Привлечение внимания;
Запоминаемость;
Влияние на подсознание, возникновение ассоциаций
Слайд 33
![Орфоэпические нормы: основные понятия Орфоэпия: совокупность произносительных норм языка, обеспечивающих](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-32.jpg)
Орфоэпические нормы:
основные понятия
Орфоэпия:
совокупность произносительных норм языка, обеспечивающих единообразие
его звукового оформления.
раздел языкознания, который изучает произносительные (орфоэпические) нормы.
Слайд 34
![Орфоэпические нормы: классификация](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-33.jpg)
Орфоэпические нормы:
классификация
Слайд 35
![Нормы произношения гласных ударные гласные – без редукции; гласные в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-34.jpg)
Нормы произношения гласных
ударные гласные – без редукции;
гласные в безударной позиции редуцируются
(изменяют качество и долготу звучания).
степень редукции зависит от удаленности от ударного слога: чем дальше – тем выше степень редукции (короче звучание).
Слайд 36
![Нормы произношения согласных оглушение звонких в абсолютном конце слова: ду[п],](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-35.jpg)
Нормы произношения согласных
оглушение звонких в абсолютном конце слова: ду[п], кла[т];
уподобление по
качеству соседнему звуку (уподобление по звонкости-глухости - и оглушение, и озвончение): [з]доба, про[п]ка; полное уподобление: вы[ш]ший;
Слайд 37
![Нормы произношения согласных звук [г] – взрывной; фрикативный – только](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-36.jpg)
Нормы произношения согласных
звук [г] – взрывной; фрикативный – только в говорах;
мягкость-твердость
согласного в заимствованиях проверять по словарю:
мягкий: десант, музей, крем;
твердый: ателье, бизнес;
варианты: бассейн, темп, декан.
Слайд 38
![Нормы произношения звукосочетаний при скоплении согласных (3 и более) один](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-37.jpg)
Нормы произношения
звукосочетаний
при скоплении согласных (3 и более) один не произносится: поз[д]но,
чес[т]ный, со[л]нце;
«зж», «жд», «жж» дают долгий мягкий звук [ж]: во[жж]и, дро[жж]и, до[жж]и, по[зж]е;
в сочетаниях «гк», «гч» [г] произносится как [х]: ле[х]ко, ле[х]че;
Слайд 39
![Нормы произношения звукосочетаний [чн] - ранее норма только [шн]; теперь](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-38.jpg)
Нормы произношения
звукосочетаний
[чн] - ранее норма только [шн];
теперь произносится
как [чн]:
кори[чн]евый, цвето[чн]ый,
как [шн] в словах: ску[шн]о, коне[шн]о, яи[шн]ица, скворе[шн]ик, пустя[шн]ый + женские отчества Ильини[шн]а, Фомини[шн]а.
Слайд 40
![Акцентологические варианты – формальные разновидности одной и той же языковой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-39.jpg)
Акцентологические варианты
– формальные разновидности одной и той же языковой единицы,
которые при тождестве значения различаются частичным несовпадением своего звукового состава, а именно -
расположением ударения:
фенОмен – феномЕн, творОг – твОрог.
Слайд 41
![Акцентологические варианты Варианты могут быть: Нормативными и ненормативными (соответствующими норме](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-40.jpg)
Акцентологические варианты
Варианты могут быть:
Нормативными и ненормативными (соответствующими норме или нарушающими ее):
звонИт
- звОнит;
Устаревшими и новыми (по временной отнесенности): токАрь - тОкарь;
Общеупотребительными и специальными (по сфере функционирования):
алкогОль – Алкоголь (мед.)
Слайд 42
![Типичные частотные орфоэпические ошибки ошибки в постановке ударения: квартал, жалюзи,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/247137/slide-41.jpg)
Типичные частотные
орфоэпические ошибки
ошибки в постановке ударения:
квартал, жалюзи, звонит, торты;
ошибки
в произношении твердых и мягких согласных:
декан, фанера, шинель, федеральный.