Речевая культура библиотечного специалиста презентация

Содержание

Слайд 2

Риторика (с греч. – «ораторское искусство») – это искусство построения и публичного произнесения

речи, искусство владения живым словом.

«Для каждого интеллигентного человека дурно говорить должно считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать».
(А.П. Чехов)

Слайд 3

Возникновение риторики:

в V в. до н. э. в Элладе были распространены города-государства, в

которых развивалась рабовладельческая демократия;
верховным органом в таких государствах было народное собрание, публично проходили и суды;
каждый гражданин мог выступить в качестве обвиняемого и защитника;
были приняты выступления на праздниках, юбилеях, поминках;
так красноречие стало необходимостью;
появляются платные учителя-софисты (греч. мудрец), обучавшие красноречию желающих и составлявшие для них речи;
по мнению софистов, цель оратора – не раскрытие истины, а убедительность.

Слайд 4

Против софистов выступал древнегреческий философ и оратор Сократ (ок. 470-399 гг. до н.

э.). Для Сократа истина выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Он указывал, как должна быть построена речь: вступление, затем изложение, доказательства и выводы.

Эти мысли Сократа были развиты его учеником Платоном (ок. 427–347 гг. до н. э.) в работах «Софист», «Федр» и др.;
Аристотель (384–322 гг. до н. э.) изложил свои мысли о красноречии в «Риторике», состоящей из 3-х книг. Он много внимания уделял стилю. Требования Аристотеля к стилю: ясность, доступность, изящество, благородство;
Плутарх составил жизнеописания великих ораторов древности;
Демосфен сделал себе специальное помещение, куда каждый день спускался укреплять голос и отрабатывать приёмы. Иногда он по три месяца не выходил оттуда. Для этого нарочно он выбривал полголовы. Невнятный шепелявый выговор Демосфен старался исправить, набрав в рот камешков, голос укреплял, разговаривая на бегу или поднимаясь в гору. Жесты отрабатывал перед большим зеркалом. Так он стал знаменитым оратором и доказал, что ораторами не рождаются, а становятся.

Слайд 5

Первым автором русской риторики считается митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий (ум. в 1626

г.);
в начале XVIII в. Феофаном Прокоповичем было создано риторическое сочинение;
первый учебник на русском языке, написанный М.В. Ломоносовым, назывался «Краткое руководство к красноречию». Ломоносов определял риторику как науку о письменной и устной речи и выделял риторику, ораторию, поэзию;
известны интересные труды по риторике И.С. Рижского, Н.В. Кошанского, М.М. Сперанского и др.;
характерной особенностью русской риторики было деление на общую и частную. Общая изучает законы, присущие всем произведениям, частная занимается исследованиями особенностей каждого рода произведений.

Слайд 6

В России известными ораторами разных лет были:
полководец А.В. Суворов;
юристы А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако;
политик

и реформатор П.А. Столыпин;
революционеры М.А. Бакунин, Л.Д. Троцкий, В.И. Ленин, A.B. Луначарский;
поэт Владимир Маяковский;
выдающиеся учёные-ораторы – физик Л.Д. Ландау, историк В.О. Ключевский, физиолог И.М. Сеченов, ботаник К.А. Тимирязев и др.

Слайд 7

Вновь интерес к ораторскому мастерству возрождается в 80-е годы двадцатого столетия, когда многопартийная

система, предпринимательская деятельность, необходимость выступлений в парламенте привели к возникновению неориторики;
современная риторика опирается на психологию, философию, логику, этику, эстетику и другие науки;
это наука, которая учит рассуждать, логически мыслить, обобщать;
в зависимости от целевой установки выделяют следующие типы речи: развлекательную, информационную, убеждающую, призывающую, воодушевляющую;
как наука риторика исследует закономерности и правила речевого поведения. Как искусство она предполагает мастерство публичных выступлений и развитие ораторских способностей. Риторика как дисциплина учит воздействовать на слушателей посредством разумного и эффективного выражения мыслей.

Слайд 8

Законы современной общей риторики :
закон гармонизирующего диалога. Он предполагает пробуждение чувств и мыслей

аудитории с помощью превращения монолога в диалог всех участников;
ориентация и продвижение адресата – требуется, чтобы у слушателей возникло ощущение продвижения к цели вместе с оратором во время произнесения речи. Для этого важно употреблять слова, определяющие порядок событий, связывающие предложения и резюмирующие фразы;
эмоциональность речи – оратор должен переживать те ощущения, которые он пытается вызвать у слушателей, уметь передавать эмоции с помощью речи;
удовольствие – речь должна доставлять удовольствие аудитории, что достигается с помощью выразительности и богатства речи.

Слайд 9

Средства выразительности речи:

называются тропами («троп» в переводе с греческого буквально значит «поворот»);
троп –

это образный оборот речи, созданный художником слова, на основе переосмысления прямого значения слова и возникновения нового, переносного значения;
в основе тропа лежит сопоставление двух явлений, схожих между собой какими-либо сторонами или признаками;
автор, используя признаки одного явления, характеризует с их помощью другой предмет, стремясь пояснить его и в то же время создать о нём у читателя яркое, образное представление;
тропы в литературе – это система специальных языковых средств, которая используется для достижения образности и выразительности художественного произведения.

Слайд 10

Приёмы риторики

Синекдоха – это приём, основанный на переносе названия общего на частное и

наоборот. Например: Германия избежала поражения в матче с Австралией (имеется в виду не географическое положение, а встреча двух футбольных команд в игре – германской и австралийской). Синекдоха повышает эстетичность речи, придаёт ей глубокое содержание.
Сравнение – это один из главнейших приёмов ораторского искусства, используемый так часто, что многие даже не задумываются о нём как о какой-то особой фигуре речи. Этот приём позволяет представить абстрактное наглядно на знакомом примере («Мужик глуп, как свинья, а хитёр, как чёрт»; «Мой дом — моя крепость»).

Слайд 11

Метафора (с греческого – «перенос») – это употребление слов в переносном значении на

основе аналогии, сходства или сравнения. Предметы могут быть похожи:

формой ( дуги бровей, лента дороги, луковки церквей, головка сыра, пузатый чайник);
расположением: голова (хвост) кометы, поезда; цепь озёр, крыло здания;
цветом (медь волос, коралловые губы, шоколадный загар, золотая листва);
размером, количеством: море слёз, туча комаров, крошка (о маленьком ребёнке);
степенью плотности: чугунные ладони, железные мускулы, стена дождя, кисея тумана;
степенью подвижности, быстроты реакции: юла, стрекоза (о подвижном ребёнке), быстрый ум, поезд ползет еле-еле;
звучанием: визг пилы, вой ветра, скрипучий голос, шёпот листьев;
степенью ценности: золотые слова, гвоздь программы, жемчужина поэзии, ноль без палочки;
функцией, ролью: брачные оковы, паутина лжи, погасить ссору, факел знаний;
характером производимого на наши чувства впечатления: ледяной взор, тёплая встреча, горячая любовь, сладкие речи, пробить стену непонимания.

Слайд 12

Повтор – ещё один распространенный ораторский приём, широко используемый в публичных выступлениях.

слушатель может

отвлечься, и пропустить важную, возможно даже одну из ключевых мыслей, без которой все остальные рассуждения оратора останутся не вполне понятными. Поэтому наиболее важные положения желательно так или иначе повторять;
повторение какой-либо мысли способствует её закреплению в сознании слушателей, позволяет при правильном использовании сделать речь оратора более убедительной;
повторы могут быть дословными, варьируемыми, расширенными и частичными;
чаще встречаются варьируемые повторы, когда сказанное ранее повторяется другими словами, а также расширенные – когда при повторении мысль развивается;
противоположность расширенного повтора – частичный повтор, или обобщение, позволяющие подытожить сказанное ранее.

Слайд 13

Риторический вопрос:

это вопрос, ответ на который известен заранее или же даётся самим спросившим:
*

А судьи кто?
* Быть или не быть?
* А был ли мальчик?
помимо риторического вопроса существует риторическое восклицание («В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов»!) и риторическое обращение («О, люди, порожденье крокодилово»!);
риторические обращения часто сочетаются с ритори­ческими вопросами: «Эх, тройка! Птица-тройка, кто тебя выдумал?» (Н.В. Гоголь).

Слайд 14

Аллегория – представляет собой выражение отвлечённого понятия через конкретный образ. Например, ягнёнок служит

олицетворением кротости, муравей – трудолюбия, осёл – упрямства и т.п. В риторике аллегория – это довольно сложный приём, требующий от оратора мастерства и хорошей подготовки.
Призыв – это весьма распространённый риторический приём, заключающийся в обращении к аудитории с воззванием к чему-либо. Призыв хорошо работает в том случае, если слушатели положительно относятся к личности оратора и его идеям, однако использовать такой приём слишком часто не рекомендуется (Давайте сделаем это вместе!).

Слайд 15

Цитирование – поможет расположить к себе, растопить лёд недоверия малознакомой аудитории. Высказывания известных

людей и общественных деятелей автоматически воспринимаются как достоверные, но цитат не должно быть слишком много.
Вставка – это приём, когда оратор делает небольшое замечание как бы «между прочим», вставляет фразу, делая аудиторию сопричастной тому, что он говорит. Например, выступающий говорит: «Проблема экологии на сегодняшний момент остаётся одной из самых актуальных». И будто вскользь замечает: «Не мне вам это говорить…» Вставка – это беспроигрышный метод привлечь внимание аудитории к обсуждаемой проблеме. Несмотря на простоту, приём требует от оратора определённой степени раскрепощённости и искушённости в искусстве устного и публичного выступления.

Слайд 16

Перекрещивание (хиазм) – ораторский приём, заключающийся в перекрёстном изменении окончаний двух параллельных фраз

(Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве).
Антитеза – это противопоставление абсолютно разных явлений, процессов, понятий, противоположных по значению. Создаётся контраст, поражающий воображение слушателей. «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень, не столь различны меж собой» (А.С. Пушкин).
Намёк. Этот приём используется тогда, когда в силу определённых обстоятельств оратор не хочет напрямую говорить о каком-то событии или явлении. В этом случае выступающий делает намёк на данное событие (Данная ситуация заставляет вспомнить ненасытную старуху из «Сказки о рыбаке и рыбке»).

Слайд 17

Цепь – ещё один интересный приём, заключается в том, что оратор кидает фразу-сенсацию,

вызывая у слушателя шок. Затем он выстраивает логическую цепочку, в ходе которой проясняется смысл первой фразы. Всё встает на места, и публика облегченно вздыхает. В пример можно привести тост: «Я хочу, чтобы ты умер… Чтобы ты умер в 100 лет…Чтобы ты умер в 100 лет от руки ревнивца… И чтобы твоя смерть была заслуженной!» Чем длиннее цепочка из слов, тем сильнее возрастает напряжение и интерес в зале.
Неожиданность – это парадоксальное заявление с последующей расшифровкой. Приём позволяет застать слушателя врасплох, встряхнуть аудиторию, произвести впечатление. Например, оратор заявляет: «Оптимист – это неудачник!», и добавляет затем «…который считает, что всё хорошо». Данный ораторский метод следует применять достаточно редко и к месту, чтобы не потерять эффект неожиданности.
Перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения
(автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов))

Слайд 18

В библиотеке специфика речевого общения особенно ярко проявляется в индивидуальных и массовых формах

обслуживания читателей. При этом необходимо ответить на вопросы:

как заинтересовать слушателей?
как затронуть их профессиональные и личные интересы?
какие формы избрать, чтобы дать читателю максимальный объём знаний?

Слайд 19

Подготовка к выступлению:

выбор темы и определение целевого и читательского назначения мероприятия;
при подготовке к

выступлению всегда полезно продумать приёмы построения речи, составить конспект;
«Всякая речь должна быть составлена словно живое существо, у неё должно быть живое тело с головой и ногами, причём туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому» (Платон);
структура публичного выступления: вступление, главная часть и заключение.

Слайд 20

Вступление

Во вступительном слове оратор готовит слушателей к восприятию и пониманию темы. Как подчёркивал

А. Ф. Кони, первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны привлечь, зацепить внимание). Подобных «крючков»-вступлений может быть много: примеры из жизни, какой-нибудь парадокс, странность. Вступление подводит слушателей к теме, обозначает цель беседы, дает необходимые пояснения. Здесь будет уместен и краткий обзор основных разделов темы.
Уверенное, энергичное начало, искренность тона, доброжелательность привлекают внимание аудитории, вызывают благожелательное отношение, убеждают в полезности присутствия на мероприятии.

Слайд 21

Основная часть:

логическое изложение материала;
чёткая композиция, стройная цепь доказательств, убеждающее воздействие сказанного;
научная подготовка выступающего;
эмоциональность,

искренность, убедительность выступающего;
домашние «заготовки», умение реагировать на нестандартные ситуации;
грамотная речь, правильное построение предложений.

Слайд 22

Заключение:

подытоживает сказанное и ещё раз вносит в речь нужные пояснения, создаёт настроение завершённости

мероприятия;
специально для заключения приберегают самые убедительные и действенные выводы;
уместны сравнение, аллегория, шутка, тонкий комплимент аудитории;
хорошо, если логически удастся связать начало и конец выступления;
заключение должно быть кратким и столь же энергичным, как начало;
в речи больше всего запоминаются два момента: яркое впечатление от первых слов оратора и заключительные слова.

Слайд 23

Слагаемые успеха:

эмоциональность речи; искренние эмоции; не стоит волноваться без оснований, приходить в отчаяние,

плакать перед аудиторией, если на то нет серьёзных причин, смеяться или смешить аудиторию, если не обладаешь чувством юмора;
не украшают речь и такие эмоциональные слова, как «безобразие!», «преступление!», «позор!» и другие;
облик библиотекаря (одежда, причёска, настроение и т.д.);
оформление аудитории и расстановка мебели;
зрительный контакт с аудиторией и её готовность вас слушать;
естественные жесты и мимика;
отработанная дикция и внятная речь;
выразительность и темп речи;
тембр голоса и интонации.

Слайд 24

Послесловие…

Главная цель любого публичного выступления – это передача отношения оратора к теме, его

субъективная точка зрения. Донёс оратор свою точку зрения до аудитории, сумел убедить – выступление состоялось. Не донёс, не заинтересовал темой – плохой оратор. Именно риторические приёмы помогают выступающему добиться убеждающего эффекта, создать образ, увлечь зал. И конечно, важной составляющей успеха выступления, является сила голоса оратора, его безупречная техника речи.
Имя файла: Речевая-культура-библиотечного-специалиста.pptx
Количество просмотров: 23
Количество скачиваний: 0