Содержание
- 2. Тропы речи Троп (от греч. tropos-поворот). Оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном
- 3. АЛЛЕГОРИЯ - иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа. Не всегда уместно или возможно
- 4. ГИПЕРБОЛА - образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого. Гипербола может наслаиваться, налагаться
- 5. ИРОНИЯ – троп состоящий в употреблении слова в смысле, обратном буквальному. Она служит для выражения тонкой
- 6. ЛИТОТА – образное выражение, преуменьшающие размеры, силу, значение описываемого. И.Б.Голуб указывает и другое значение этого термина
- 7. МЕТАФОРА - это перенос названия одного предмета (действия, качества) на другой на основании их сходства. В
- 8. МЕТОНИМИЯ – перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности. Как стилистический прием
- 9. СИНЕКДОХА – замена понятий по принципу: часть вместо целого и наоборот, единственное число вместо множественного и
- 10. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – наделение неживых предметов или явлений качествами живого существа для того, чтобы создать полное впечатление,
- 11. ПЕРИФРАЗА – описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова. Кого называют солнцем русской поэзии? Конечно,
- 12. СРАВНЕНИЕ – сопоставление предметов или явлений по принципу схожести их отдельных черт для того, чтобы пояснить
- 13. ЭПИТЕТ – это образное определение. Это сильное и яркое выразительное средство. В отличие от обычного определения
- 14. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ (от греч. phrasis – выражение, оборот речи + logos – слово) – устойчивые сочетания слов
- 15. Фразеологизмы могут быть разделены на группы, соотносительные с частями речи. 1. С именами существительными: горе луковое
- 16. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ Определите, какие тропы использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях. 1. Целый день
- 17. Правильный ответ! 1. Целый день осыпаются с кленов силуэты багряных сердец. (Метафора)
- 18. 2. Я видывал, как она косит: Что взмах - то готова копна.
- 19. Правильный ответ! 2. Я видывал, как она косит: Что взмах - то готова копна. (Гипербола)
- 20. 3. Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ…
- 21. Правильный ответ! 3. Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ… (Эпитет)
- 22. 4. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса.
- 23. Правильный ответ! 4. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. (Перифраза)
- 24. 5. Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.
- 25. Правильный ответ! 5. Мороз-воевода дозором обходит владенья свои. (Олицетворение)
- 26. 6. Посмотрите на него: каков Геракл!
- 27. Правильный ответ! 6. Посмотрите на него: каков Геракл! (Ирония)
- 28. 7. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. Я гладил все его; как шелковая, шерстка.
- 29. Правильный ответ! 7. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. Я гладил все его; как шелковая,
- 30. 8. Пуще всего береги копейку.
- 31. Правильный ответ! 8. Пуще всего береги копейку. (Синекдоха)
- 32. 9. Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака.
- 33. Правильный ответ! 9. Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака. (Сравнение)
- 34. 10. Бабушка советовала внуку не лезть на рожон.
- 35. Правильный ответ! 10. Бабушка советовала внуку не лезть на рожон. (Фразеологизм)
- 36. 11. Вся деревня пришла послушать своего земляка.
- 37. Правильный ответ! 11. Вся деревня пришла послушать своего земляка. (Метонимия)
- 38. Фигуры речи. Стилистические фигуры речи - оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Как
- 39. Анафора Анафора – единоначатие, повторение слов в начале предложения, строфы. Жди меня, и я вернусь, только
- 40. Антитеза Антитеза – стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий,
- 41. Бессоюзие Бессоюзие - стилистический прием, при котором отсутствуют (опущены)союзы, соединяющие во фразах слова и предложения; речь
- 42. Градация Градация– «лестница», стилистическая фигура, расположение во фразе слов и выражений в порядке их возрастающего значения;
- 43. Кольцо Кольцо- вид повтора, при котором одна и та же синтаксическая конструкция употребляется в начале и
- 44. Многосоюзие Многосоюзие – такое построение фразы, при котором все или почти все однородные члены предложения связаны
- 45. Инверсия Инверсия (лат. Inversio- перестановка, переворачивание). Изменение обычного порядка слов в предложении с целью усиления выразительности.
- 46. Оксюморон Оксюморон, или оксиморон ( греч. oxymoron- буквально: остроумно-глупое),- стилистический приём сочетания противоположных по значению слов
- 47. Острота Острота. Такая фигура обычно не отмечается в специальной литературе. Между тем она существует и представляет
- 48. Синтаксический параллелизм Синтаксический параллелизм( от греч. parallelos- рядом идущий). Одинаковая структура предложений, сходное расположение элементов, однотипное
- 49. Парцелляция Парцелляция ( от фр. parcella- частица)- средство речевой выразительности, когда единая синтаксическая структура представлена отдельными
- 50. Риторический вопрос Риторический вопрос – вопросительное предложение, не требующее ответа, усиливающее эмоциональность. Отличительной чертой этих оборотов
- 51. Риторическое восклицание Риторическое восклицание – восклицательное предложение, усиливающее эмоциональное восприятие художественной речи. Риторическое восклицание, в котором
- 52. Риторическое обращение Риторическое обращение– слово или сочетание слов, называющее адресата в художественной речи, где обращения являются
- 53. СТЫК СТЫК — термин, не получивший еще общепринятого значения, но необходимый для определения весьма существенного явления
- 54. Умолчание Умолчание – стилистическая фигура, заключающаяся в том, что начатая речь прерывается в расчете на догадку
- 55. Эллипсис Эллипсис – пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося. Эллипсис в лингвистике и риторике —
- 56. Эпифора Эпифора (от др.-греч. ἐπιφορά epiphora — добавление, повторение) — риторическая фигура, заключающаяся в повторении одних
- 57. Определите, какие фигуры использованы как средства художественной выразительности в следующих предложениях. Милый друг, и в этом
- 58. Правильный ответ! Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места
- 59. Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым.
- 60. Правильный ответ! Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым (градация).
- 61. Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
- 62. Правильный ответ! Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (антитеза).
- 63. О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, На высоте уздой железной Россию
- 64. Правильный ответ! О мощный властелин судьбы! (риторическое обращение) Не так ли ты над самой бездной, На
- 65. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель.
- 66. Правильный ответ! В простом углу моем (инверсия), средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно
- 67. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!
- 68. Правильный ответ! Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь! (анафора)
- 69. О! Как легко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне.
- 70. Правильный ответ! О! Как легко! Как грудь свободно дышит! Широкий горизонт расширил душу мне (риторическое восклицание).
- 71. Он… тоже пошёл. В магазин. Хлеба купить.
- 72. Он… тоже пошёл. В магазин. Хлеба купить. (парцелляция).
- 73. Печаль моя светла. (А.Пушкин).
- 74. Печаль моя светла (оксюморон).
- 75. Лексические средства языка Синонимы Антонимы Омонимы Паронимы Архаизмы Термины Разговорные слова Просторечные слова Диалектизмы Эмоционально-оценочная лексика
- 76. Синонимы- это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие по своему значению, но
- 77. Антонимы- Это слова одной и той же части речи, противоположные по своему лексическому значению. Пример. Ложь
- 78. Омонимы – (от греч. Homos – одинаковый + onоma – имя). Слова, принадлежащие к одной и
- 79. Паронимы – (от греч. para –возле +onyma, onoma – имя). Однокоренные слова, близкие по звучанию, но
- 80. Архаизмы – (от греч. Archois –древний) Устаревшие для определенной эпохи, вышедшие из употребления языковые элементы (слова,
- 81. Термины- слова, передающие точно определенное научное понятие. Это слова – эталоны, используемые в различных отраслях науки.
- 82. Разговорные слова – слова повседневного бытового устного общения людей. Они всегда очень современны, хотя и вошли
- 83. Просторечные слова- это слова, отличающиеся от разговорных оттенком грубоватости, развязности, нередко бранные, вульгарные. Примеры: Галдеть, валандаться,
- 84. Диалектизмы- слова, свойственные территориальным диалектам. Их также называют областными Диалектизмы собственно лексические. Местные названия предметов и
- 85. Эмоционально оценочная лексика- слова, в лексическое значение которых входит устойчивая эмотивная оценка или окраска. В толковых
- 86. Индивидуально-авторские слова (окказионализмы)-это слова, созданные автором (поэтом или писателем) в соответствии с законами словообразования, по тем
- 87. Лексический повтор- один из основных видов связанности текста, одинаковое лексическое оформление соотносящихся членов смежных предложений. Лексические
- 88. Экспрессивная лексика- Это слова, в лексическом значении которых есть компоненты, указывающие на меру и степень проявления
- 89. Тренировочные задания. 1. С чьей-то лёгкой руки природу русского Севера журналисты называют неброской, неяркой и скромной.
- 91. В мастерской художника слова. Л.Н.Андреев.Рассказ “Ангелочек”.8 класс.
- 92. Леонид Николаевич Андреев ((9 (21) августа 1871, Орел - 12 сентября 1919)
- 93. Я не начал писать,а пришел,и приходом своим не только взволновал до крайности,но и испугал,насторожил. Л.Андреев
- 94. Л.Андреев “Ангелочек” (11-16 ноября 1899г.) Слеза прошибает!.. М.Горький
- 95. Произведения Л.Андреева-это школа художественного мастерства. Д.Мережковский
- 96. Описание помещения серая, пропитанная чадом комната бревенчатая, покрытая копотью стена грязный стол керосиновая лампа с закопченным
- 97. В отличие от многих художников Андреев пишет не кисточкой ,а малярной кистью, стремясь донести до читателя
- 98. За перегородкой слышалось тяжелое дыхание отца .Ему всегда было холод- но , и он старался согреться,
- 99. Эпитеты прибавляют к явлениям нечто важное для их понимания, дают возможность читателю зри- тельно представить картину
- 100. Сила изобразительности-громадный внутренний фонд творчества Л.Андреева. А.Блок
- 101. Он [Л.Андреев],как никто другой, мог выразить характер героя через его речь . А.Белый
- 102. Речевая характеристика К этим чертям не пойду антипы толсторожие жирны больно станут -Молчал бы уж:бабы боится…
- 103. Истинный эффект заключён в резкой противоположности. Изображаемое никогда не бывает так ярко выражено, как в контрасте.
- 104. Состояние героя. Сашка был угрюм и печален.Что-то нехорошее творилось в его изъязвлённом сердце.Казалось, что чьи-то железные
- 105. Роль глаголов в отрывке Забившись за рояль, Сашка сел там в углу, бессознательно доламывал в кармане
- 106. Описание ангелочка восковой ангелочек головка с белыми с завитками волосами розовые ручки с изящно сделанными пальцами
- 107. С благоговеньем тихим Неба К нам ангелы слетают, Когда, от горя онемев, Душа страдает. А.Ф.Романова
- 108. ангелочек Он был грустен Он нарочно скрылся в тёмной зелени, чтобы никто не видел его Он
- 110. Скачать презентацию