Ангеология. Догматическое учение об ангелах в православии презентация

Содержание

Слайд 2

Каждый теолог должен обладать догматически верным учением об ангелах, потому

Каждый теолог должен обладать догматически верным учением об ангелах, потому что

это та область религиозного знания, где имеет место много ложных, не имеющих ничего общего с церковным учением мнений. 
Слайд 3

Догматическое учение об ангелах в Православии носит по большей части

Догматическое учение об ангелах в Православии носит по большей части отрицательный

характер. Достоверно об ангелах мы знаем очень мало, и изучение темы «Ангелы» в курсе Догматического богословия имеет своей целью не столько сообщить положительное знание об ангелах, сколько рассеять ложные мнения относительно этого предмета.
Слайд 4

Ангелы в Свящ. Писании Само слово «ангел» (angelos) в переводе

Ангелы в Свящ. Писании Само слово «ангел» (angelos) в переводе с греческого

буквально означает «вестник» и указывает не на природу, как таковую, а на исполняемое служение.
Слайд 5

В Свящ. Писании словом «ангел» называются пророки, например, пророк Моисей

В Свящ. Писании словом «ангел» называются пророки, например, пророк Моисей (Чис.

20, 16). Пророк Малахия, пророчествуя о Господе Иисусе Христе, называет его Ангелом Завета (Мал. 3, 1).
Слайд 6

В Свящ. Писании ангелами в собственном смысле называются бестелесные духи:

В Свящ. Писании ангелами в собственном смысле называются бестелесные духи: в

Быт. 3 говорится о Херувиме с огненным мечем, поставленном у врат рая, в Быт. 28 — о видении лестницы патриархом Иаковом и др.
Слайд 7

Пророк Исайя имел видение Серафимов в храме (Ис. 6), в

Пророк Исайя имел видение Серафимов в храме (Ис. 6), в псалмах

неоднократно говорится об ангелах, например: «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе» (Пс. 90, 11).
Слайд 8

В Новом Завете бытие этих существ также несомненно: Ангел Гавриил

В Новом Завете бытие этих существ также несомненно: Ангел Гавриил возвестил

Деве Марии благую весть, во время искушений в пустыне Господь был с ангелами, Воскресение, Вознесение и другие события из жизни Спасителя отмечены присутствием ангельских сил.
Слайд 9

В истории ранней Церкви мы также видим действия ангелов. Так, ангел вывел апостола Петра из темницы.

В истории ранней Церкви мы также видим действия ангелов. Так, ангел

вывел апостола Петра из темницы.
Слайд 10

Об ангелах, как исполнителях воли Божией, многократно говорится в книге Откровения.

Об ангелах, как исполнителях воли Божией, многократно говорится в книге Откровения.

Слайд 11

Возражения против бытия ангелов В христианском мире бытие ангелов отрицается

Возражения против бытия ангелов В христианском мире бытие ангелов отрицается только крайними

протестантами, остальные христианские конфессии признают бытие ангелов. Отрицать то, что сказано об ангелах в Свящ. Писании, невозможно, поэтому противникам веры в ангелов приходится интерпретировать библейские тексты. 
Слайд 12

Основных аргументов против веры в ангелов три: Иногда утверждается, что

Основных аргументов против веры в ангелов три: Иногда утверждается, что ангелы представляют

собой олицетворение природных стихий. На определенном, достаточно низком уровне религиозного сознания возникает вера в ангелов и их почитание.
Слайд 13

Однако в это трудно поверить, поскольку в Свящ. Писании ангелы

Однако в это трудно поверить, поскольку в Свящ. Писании ангелы имеют

ярко выраженные личностные особенности, и серьезно утверждать, что древние иудеи под ангелами понимали олицетворение природных стихий, невозможно.
Слайд 14

Второе возражение сводится к тому, что в Библии нашли выражение

Второе возражение сводится к тому, что в Библии нашли выражение народные

представления, согласно которым духовный мир устроен по образцу двора восточного монарха. С этим тоже трудно согласиться, потому что если бы это были народные представления, то они, несомненно, изобиловали бы различными неправдоподобными, фантастическими деталями, как это имеет место в мифологии различных народов.
Слайд 15

В Свящ. Писании об ангелах говорится очень осторожно и, фактически,

В Свящ. Писании об ангелах говорится очень осторожно и, фактически, об

ангелах мы знаем лишь постольку, поскольку, их деятельность проявляется по отношению к человеку. Нигде в Свящ. Писании не говорится о мире ангельском в самом себе, ни о каких подробностях из жизни ангелов, не имеющих отношения к человеку, мы не знаем.
Слайд 16

Такая осторожность в подходе к изображению ангельского мира не дает

Такая осторожность в подходе к изображению ангельского мира не дает никакого

основания полагать, что здесь нашли место какие-то народные представления, которые всегда отличались буйной фантазией.
Слайд 17

Третье возражение состоит в том, что вера в ангелов была

Третье возражение состоит в том, что вера в ангелов была заимствована

иудеями из персидской религии зороастризма во время вавилонского пленения.
Слайд 18

В действительности это не так, ведь пленение было в VI-м

В действительности это не так, ведь пленение было в VI-м столетии,

а Пятикнижие Моисея и большая часть книг пророческих, как это неоспоримо доказано современной наукой, были написаны до вавилонского плена, и вера в ангелов там уже несомненно присутствует. 
Слайд 19

Утверждать, что все тексты, где говорится об ангелах, являются позднейшими интерполяциями, просто несерьезно.

Утверждать, что все тексты, где говорится об ангелах, являются позднейшими интерполяциями,

просто несерьезно.
Слайд 20

Сотворение ангелов Богом В Свящ. Писании только один раз прямо

Сотворение ангелов Богом В Свящ. Писании только один раз прямо говорится о

сотворении ангелов: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их» (Неем. 9, 6). Под воинством здесь следует понимать ангелов.
Слайд 21

Косвенно об этом говорится в Кол. 1, 16: «Им создано

Косвенно об этом говорится в Кол. 1, 16: «Им создано все,

что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано». Престолы, господства, начальства и власти — это названия ангельских чинов.
Слайд 22

Время сотворения ангелов Точных указаний относительно времени сотворения ангелов Свящ.

Время сотворения ангелов Точных указаний относительно времени сотворения ангелов Свящ. Писание не

дает. В святоотеческих текстах мы встречаем, по крайней мере, три мнения относительно происхождения ангелов.
Слайд 23

Согласно первому, ангелы сотворены прежде вещественного мира. Это мнение наиболее

Согласно первому, ангелы сотворены прежде вещественного мира. Это мнение наиболее широко

распространено и вошло в Катихизисы. Его разделяли свщмч. Ириней Лионский, Евсевий Кесарийский, свтт. Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Епифаний Кипрский. 
Слайд 24

Св. Иоанн Дамаскин говорит («Точное изложение…», кн. 2, гл. III):

Св. Иоанн Дамаскин говорит («Точное изложение…», кн. 2, гл. III): «Надлежало сотворить

прежде всего умную сущность, потом чувственную, и после того из той и другой сущности — человека».
Слайд 25

Другие отцы, такие как Феодорит Киррский и Геннадий Массальский считали,

Другие отцы, такие как Феодорит Киррский и Геннадий Массальский считали, что

ангелы сотворены одновременно с сотворением видимого мира.
Слайд 26

Свою позицию блж. Феодорит аргументирует следующим образом: «Ангелы имеют ограниченную

Свою позицию блж. Феодорит аргументирует следующим образом: «Ангелы имеют ограниченную сущность

и посему имеют они нужду в месте, потому одно Божество, как неограниченное не заключается в месте. Но если ангелы ограниченны местом, то как им существовать прежде неба и земли? Ибо пока нет содержащего, может ли быть содержимое?»
Слайд 27

Ангелы, как сотворенные сущности, для своего существования нуждаются в месте,

Ангелы, как сотворенные сущности, для своего существования нуждаются в месте, а

место предполагает наличие пространства как формы существования тварного бытия. Следовательно, прежде чем сотворен мир с пространством и временем, не могли появиться и ангелы.
Слайд 28

Некоторые отцы, в частности, блж. Августин считали, что ангелы сотворены

Некоторые отцы, в частности, блж. Августин считали, что ангелы сотворены в

первый день вместе со светом, и именно поэтому ангелов называют вторыми светами.
Слайд 29

Существует мнение, основанное на прогрессистских представлениях: поскольку мир развивается эволюционным

Существует мнение, основанное на прогрессистских представлениях: поскольку мир развивается эволюционным путем,

от простого к сложному, а ангел более совершенен, чем человек, следовательно, ангелы должны были появиться после человека.
Слайд 30

Это неверно, поскольку в Иов. 38, 4-7 говорится, что Бог

Это неверно, поскольку в Иов. 38, 4-7 говорится, что Бог основывал

землю при общем ликовании небес, когда все сыны Божии восклицали от радости. Сыны Божии в данном случае — ангелы, а основание земли относится к четвертому дню творения. Значит, ангелы к этому времени уже существовали.
Слайд 31

Вопрос о времени сотворения ангелов принадлежит к области богословских мнений.

Вопрос о времени сотворения ангелов принадлежит к области богословских мнений. Однозначно

можно утверждать только то, что ангелы сотворены не позднее 4-го дня, а следовательно, не могли быть сотворены вместе с человеком или позже него.
Слайд 32

Природа ангелов В Свящ. Писании ангелы предстают, как разумно-свободные существа.

Природа ангелов В Свящ. Писании ангелы предстают, как разумно-свободные существа. Св. Иоанн

Дамаскин («Точное изложение…» кн. 2, гл. 3) дает следующее определение ангела: «Ангел есть природа разумная, одаренная умом и свободной волей».
Слайд 33

Природа ангельского мира для нас непостижима. Св. Иоанн Дамаскин говорит:

Природа ангельского мира для нас непостижима. Св. Иоанн Дамаскин говорит: «Один

только Творец знает вид и определение ангельской сущности».
Слайд 34

Нам даже неизвестно: единосущны ли ангелы между собой или нет?

Нам даже неизвестно: единосущны ли ангелы между собой или нет? По

этому вопросу существуют разные мнения. Например, В. Н. Лосский («Догматическое богословие») пишет, что каждый ангел — это отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир.
Слайд 35

Свойства ангельской природы

Свойства ангельской природы

Слайд 36

Духовность и бестелесность В Евр. 1, 6—7 ангелы прямо называются

Духовность и бестелесность В Евр. 1, 6—7 ангелы прямо называются «духами». В

Свящ. Писании ангелы предстают как существа, имеющие духовную природу. В Кол. 1, 16 ангелы называются невидимыми, поскольку им не свойственна грубая телесность. Господь по Воскресении говорит: «Дух плоти и костей не имеет» (Лк. 24, 39). 
Слайд 37

Однако, несмотря на то, что мы называем ангелов духовными и

Однако, несмотря на то, что мы называем ангелов духовными и бестелесными,

в Свящ. Писании они всегда предстают в каких-либо чувственных образах, чаще всего в образах человеческих. 
Слайд 38

По толкованию святых отцов чувственные образы, в которых являются ангелы,

По толкованию святых отцов чувственные образы, в которых являются ангелы, —

это их временное состояние, а не выражение их существа. 
Слайд 39

Блж. Феодорит объясняет: «Знаем, что природа ангелов бестелесна, а принимают они образ в пользу видящих».

Блж. Феодорит объясняет: «Знаем, что природа ангелов бестелесна, а принимают они

образ в пользу видящих». 
Слайд 40

То же говорит и Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение…, кн.

То же говорит и Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение…, кн. 2,

гл. III): «Ангелы, являясь по воле Божией достойным людям, являются не такими, каковы они сами по себе, но преобразуясь сообразно тому, как смотрящие могут видеть их».
Слайд 41

Говоря о бесплотности ангелов, нужно иметь в виду, что по

Говоря о бесплотности ангелов, нужно иметь в виду, что по учению

свв. отцов бесплотность относительна. Тертуллиан, свт. Василий Великий и многие другие свв. отцы считали, что всему тварному свойственна некоторая вещественность. 
Слайд 42

Св. Иоанн Дамаскин разъясняет: «Бестелесным же и невещественным называется ангел

Св. Иоанн Дамаскин разъясняет: «Бестелесным же и невещественным называется ангел по

сравнению с нами, ибо все, в сравнении с Богом Единым, несравненным, оказывается грубым и вещественным. Одно только Божество всецело невещественно и бестелесно. Посему же ангелы также имеют вид и ограниченность, свойственную своей природе. Одно Божеское Существо неописанно, совершенно безвидно, необразно и неограниченно».
Слайд 43

В середине прошлого века в Русской Церкви имел место богословский

В середине прошлого века в Русской Церкви имел место богословский спор

между двумя ныне прославленными святителями Игнатием (Брянчаниновым) и Феофаном Затворником о телесности ангельской природы. 
Слайд 44

Свт. Феофан отстаивал точку зрения полной бестелесности ангелов. Свт. Игнатий

Свт. Феофан отстаивал точку зрения полной бестелесности ангелов. Свт. Игнатий защищал

мнение об относительной телесности ангелов. Этот вопрос в Православии не догматизирован, и никому не запрещено держаться любого из этих мнений. 
Слайд 45

Впрочем, в постановлениях VII Вселенского Собора о церковном искусстве отмечается,

Впрочем, в постановлениях VII Вселенского Собора о церковном искусстве отмечается, что

ангелы все же обладают некоторой телесностью: «Что же касается разумных сил, то они не всецело изъяты от телесности, и не безусловно невидимы, будучи одарены тонкими воздухообразными или огненными телами». 
Слайд 46

При этом отцы Собора ссылались на Евр. 1, 7: «Ты

При этом отцы Собора ссылались на Евр. 1, 7: «Ты творишь

Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь». Был поставлен вопрос о возможности изображать ангелов на иконах.
Слайд 47

С другой стороны, признать ангелов совершенно бестелесными, значит отказаться от

С другой стороны, признать ангелов совершенно бестелесными, значит отказаться от попыток

их изображать. Чтобы обосновать возможность их изображения, отцы Собора указывают на тонкую огненную, воздухообразную или эфирную телесность ангелов.
Слайд 48

Отношение ангелов к пространству и времени Утверждать бытие вне времени

Отношение ангелов к пространству и времени Утверждать бытие вне времени и пространства

возможно только по отношению к Богу. 
Слайд 49

Что касается ангелов, то они как существа тварные и, следовательно,

Что касается ангелов, то они как существа тварные и, следовательно, ограниченные,

в определенной степени зависят от этих категорий тварного бытия. 
Слайд 50

С одной стороны, из Свящ. Писания видно, что по отношению

С одной стороны, из Свящ. Писания видно, что по отношению к

свойствам пространства и времени ангелы обладают несравненно большей свободой, чем люди.
Слайд 51

В частности, они могут перемещаться с огромной скоростью, при этом

В частности, они могут перемещаться с огромной скоростью, при этом они

не удерживаются, как говорит св. Иоанн Дамаскин, «ни стенами, ни дверями, ни законами, ни печатями и пребывают в местах, постигаемых только умом» (кн. 2, гл. 3). 
Слайд 52

Место пребывания ангелов в Свящ. Писании называется различно, например, «небо

Место пребывания ангелов в Свящ. Писании называется различно, например, «небо небес»

(3 Цар. 8, 27), или «третье небо» (2 Кор. 12, 2). Что это такое, Свящ. Писание не конкретизирует.
Слайд 53

По природе ангелы не имеют вида, подобно телам, и поэтому

По природе ангелы не имеют вида, подобно телам, и поэтому не

имеют троякого измерения. С другой стороны, они невездесущи, духовно присутствуя там, где им поведено, они не могут одновременно действовать и здесь, и там.
Слайд 54

Когда они находятся на небе, их нет на земле, когда

Когда они находятся на небе, их нет на земле, когда Богом

посылаются на землю, они не остаются на небе, т. е. в определенной степени они все же ограничены в пространстве, поскольку не обладают свойством вездеприсутствия.
Слайд 55

Вечность ангельского мира не тождественна вечности Божественной, поскольку ангельский мир,

Вечность ангельского мира не тождественна вечности Божественной, поскольку ангельский мир, несомненно,

имеет начало. Кроме того, ангельский мир в той или иной степени подвержен изменению, так, мы знаем, что часть ангелов пала.
Слайд 56

У свв. отцов встречаются высказывания о том, что ангелы способны

У свв. отцов встречаются высказывания о том, что ангелы способны непрестанно

возрастать в стяжании вечных благ, что также предполагает некоторую соотнесенность со временем.
Слайд 57

Бессмертие Свойством ангельской природы является бессмертие (Лк. 20, 36), :

Бессмертие Свойством ангельской природы является бессмертие (Лк. 20, 36), : «и умереть

уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения». Но как бессмертны ангелы: по природе или по благодати? По этому вопросу существует два святоотеческих мнения.
Слайд 58

Первое высказывает св. Иоанн Дамаскин. Он считает, что ангелы бессмертны

Первое высказывает св. Иоанн Дамаскин. Он считает, что ангелы бессмертны не

по природе, а по благодати, ибо все, что имеет начало, имеет и конец, и ангелы, будучи сотворены, рано или поздно должны прекратить свое существование, и не прекращается оно только по благодати Божией.
Слайд 59

Свт. Григорий Палама, напротив, считал, что ангелы бессмертны по природе,

Свт. Григорий Палама, напротив, считал, что ангелы бессмертны по природе, ибо

если отрицать бессмертие ангелов по природе, тогда невозможно объяснить вечные муки.
Слайд 60

В состоянии полной отверженности падшие ангелы уже не будут причастны

В состоянии полной отверженности падшие ангелы уже не будут причастны Божественной

благодати, но, тем не менее, они не прекратят свое существование. Следовательно, они бессмертны не по благодати, а по своей собственной природе. Ни то, ни другое мнение не имеет характера догмата.
Слайд 61

Совершенство ангельской природы Ангелы — существа, наделенные разумом, свободной волей

Совершенство ангельской природы Ангелы — существа, наделенные разумом, свободной волей и чувствами,

например, они радуются о кающемся грешнике (Лк. 15, 10). Но ангелы не имеют органов внешних чувств.
Слайд 62

Св. Иоанн Дамаскин («Точное изложение…», кн. 2, гл. III) говорит:

Св. Иоанн Дамаскин («Точное изложение…», кн. 2, гл. III) говорит: «Имеют

ведение чувств, но воспринимают не чувственной и природной силой, а познают это боговидной силой, т. е. по благодати». Иными словами, ангелам присуща способность непосредственного познания вещей, без посредства внешних органов чувств.
Слайд 63

Совершенство ангельской природы выражается в особой близости ангелов к Богу.

Совершенство ангельской природы выражается в особой близости ангелов к Богу. Для

них свойственно высочайшее ведение. Господь говорит: «Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Лк. 18, 10).
Слайд 64

В 2 Пет. 2, 11 говорится о могуществе ангелов, которые

В 2 Пет. 2, 11 говорится о могуществе ангелов, которые превосходят

людей крепостью и силой. Совершенство ангельской природы выражается также и в святости, Господь прямо называет ангелов святыми (Мф. 25, 31). 
Слайд 65

Но в то же время совершенство ангельской природы ограниченно. Так

Но в то же время совершенство ангельской природы ограниченно. Так в

Иов. 4, 18 сказано, что Бог «и в Ангелах Своих усматривает недостатки». Разум ангелов также ограничен, они не знают существа Божия, потому что только Сам Бог знает Свое существо (1 Кор. 2, 11).
Слайд 66

Они не знают будущего, если Сам Бог этого им не

Они не знают будущего, если Сам Бог этого им не откроет,

например, им неизвестен день и час Второго пришествия (Мк. 13, 32). Ангелы не постигают во всей полноте и тайны Искупления, желая лишь приникнуть к этой тайне (1 Пет. 1, 12).
Слайд 67

По учению свв. отцов, могущество ангелов ограничено природой. Хотя в

По учению свв. отцов, могущество ангелов ограничено природой. Хотя в Свящ.

Писании об этом не говорится, существует единое святоотеческое мнение, что ангелы не могут творить чудес своей собственной силой. Они творят чудеса только по благодати, которую имеют от Бога.
Слайд 68

Небезынтересен вопрос о сравнительном совершенстве ангелов и человека. Существует распространенное

Небезынтересен вопрос о сравнительном совершенстве ангелов и человека. Существует распространенное мнение,

согласно которому ангелы, в отличие от людей, не сотворены по образу и подобию Божию, что ни в Свящ. Писании, ни у свв. отцов не говорится, что ангелы созданы по образу и подобию.
Слайд 69

В действительности, у свв. отцов об этом говорится, например, у

В действительности, у свв. отцов об этом говорится, например, у св.

Иоанна Дамаскина (2 кн., 2 гл.): «Творец ангелов, приведший их из не-сущих в бытие создал их по образу Своему».
Слайд 70

Как соотносится совершенство ангелов с совершенством человеческим? Согласно традиционному мнению,

Как соотносится совершенство ангелов с совершенством человеческим? Согласно традиционному мнению, которое

вошло в Катехизисы и пособия по догматике (см., например, «Догматическое богословие» прот. М. Помазанского), ангелы более совершенные существа, нежели человеки. При этом, обычно ссылаются на Евр. 2, 7: «Не много Ты унизил его пред Ангелами». 
Слайд 71

В то же время у свв. отцов можно найти немало

В то же время у свв. отцов можно найти немало высказываний

противоположного характера. Например, прп. Макарий Египетский («Духовные беседы») говорит: «Человек драгоценнее всех тварей, даже осмелюсь сказать, не только видимых, но и невидимых».
Слайд 72

Подобное мнение можно встретить у многих святых отцов. В лице

Подобное мнение можно встретить у многих святых отцов. В лице своих

лучших представителей человеческий род превосходит ангелов. Несомненно, Господь Иисус Христос как истинный Человек, по человечеству Своему выше ангелов. Божия Матерь почитается Церковью как «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», т. е. несравненно выше всех ангельских чинов.
Слайд 73

Число ангелов Вопрос о числе ангелов распадается на два подвопроса:

Число ангелов Вопрос о числе ангелов распадается на два подвопроса: конечно или

бесконечно число ангелов? и является ли оно постоянным или каким-то образом изменяется?
Слайд 74

В Свящ. Писании приводятся числа, которыми исчисляются ангелы. Так, пророк

В Свящ. Писании приводятся числа, которыми исчисляются ангелы. Так, пророк Даниил

(Дан. 7, 10) говорит о тысячах тысяч, т. е. о миллионах, и о тьмах тем, т. е. миллиардах ангелов.
Слайд 75

Господь Иисус Христос говорил о двенадцати легионах ангелов. Об этом

Господь Иисус Христос говорил о двенадцати легионах ангелов. Об этом говорили

и некоторые из свв. отцов, в частности свт. Кирилл Иерусалимский («Огласительные беседы»): «Велико число сие, но и оно еще мало, потому что еще больше ангелов, а они — девяносто девять овец, а человечество — одна, сотая, овца».
Слайд 76

Комментируя числа, которые приводит пророк Даниил, свт. Кирилл говорит, что

Комментируя числа, которые приводит пророк Даниил, свт. Кирилл говорит, что это

не значит, что именно таково число ангелов, а потому, что большего числа пророк не мог изречь.
Слайд 77

Широко распространено мнение, что число ангелов бесконечно, хотя в Свящ.

Широко распространено мнение, что число ангелов бесконечно, хотя в Свящ. Писании

нигде не утверждается, что число ангелов неограниченно. В Свящ. Писании называются большие, но все-таки конечные числа. Поэтому однозначно утверждать; что число ангелов бесконечно, невозможно.
Слайд 78

Постоянно это число или нет? Можно утверждать, что число ангелов

Постоянно это число или нет? Можно утверждать, что число ангелов не

уменьшается. Поскольку ангелы бессмертны, их число не может уменьшиться. Но может ли оно увеличиваться?
Слайд 79

На этот счет имеются различные мнения. Блж. Феодорит считал, что

На этот счет имеются различные мнения. Блж. Феодорит считал, что число

ангелов не может увеличиваться и аргументировал это так: «Не подлежащее тлению естество не требует размножения».
Слайд 80

То же самое говорил и св. Иоанн Дамаскин: «они не

То же самое говорил и св. Иоанн Дамаскин: «они не имеют

нужды в браке, т. к. они не суть смертны». 
Слайд 81

Однако эта аргументация не слишком убедительная, ведь Адам и Ева

Однако эта аргументация не слишком убедительная, ведь Адам и Ева до

грехопадения тоже были нетленны и бессмертны, однако, им было дано повеление плодиться и размножаться.
Слайд 82

Некоторые из свв. отцов, в частности, свт. Григорий Нисский говорили

Некоторые из свв. отцов, в частности, свт. Григорий Нисский говорили о

некоем таинственном размножении ангелов и полагали, что число ангелов возрастает. В действительности мы не знаем, постоянно число ангелов или оно возрастает? Единственно, что мы можем утверждать, — оно не уменьшается.
Слайд 83

Небесная иерархия Слово «иерархия» (ierarchia) в современном языке употребляется не

Небесная иерархия Слово «иерархия» (ierarchia) в современном языке употребляется не в собственном

смысле. Иерархией называется всякое соподчинение, например, государственная структура может называться иерархией. В непосредственном смысле греческое слово иерархия» означает «священноначалие», и его можно употреблять, говоря о церковной иерархии, небесной иерархии, но никак не по отношению к светским организациям.
Слайд 84

Слайд 85

Из Свящ. Писания следует, что ангельский мир имеет некоторую иерархическую

Из Свящ. Писания следует, что ангельский мир имеет некоторую иерархическую структуру,

что существуют различные чины ангелов. Так, мы знаем, что некоторые ангелы называются просто ангелами, а другие — старшими ангелами, «архангелами».
Слайд 86

Уже отсюда виден некоторый иерархический принцип устройства ангельского мира. Видение

Уже отсюда виден некоторый иерархический принцип устройства ангельского мира. Видение

ангельской лестницы патриархом Иаковом также истолковывается в том смысле, что ангельский мир имеет иерархическое устроение.
Слайд 87

В Сявщ. Писании упоминается девять ангельских чинов, которые были известны

В Сявщ. Писании упоминается девять ангельских чинов, которые были известны уже

в древней Церкви. О девяти ангельских чинах говорят свт. Кирилл Иерусалимский («Огласительные беседы»), свт. Иоанн Златоуст («Беседы на Бытие»), все ангельские чины перечисляются в VIII-й книге «Апостольских постановлений». 
Слайд 88

Та классификация ангельских сил, которая является традиционной, впервые встречается на

Та классификация ангельских сил, которая является традиционной, впервые встречается на рубеже

V-VI веков в произведениях неизвестного автора, произведения которого дошли до нас под именем Дионисия Ареопагита. 
Слайд 89

Прот. Иоанн Мейендорф пишет: «Несомненно, некоторая тенденция к классификации ангелов

Прот. Иоанн Мейендорф пишет: «Несомненно, некоторая тенденция к классификации ангелов существовала,

но Дионисий сообщил ей систематическую форму и метафизическое обоснование». 
Слайд 90

Псевдо-Дионисий, будучи платоником по философским взглядам, удачно применял философские принципы

Псевдо-Дионисий, будучи платоником по философским взглядам, удачно применял философские принципы неоплатонизма

в христианском богословии, особенно в учении о Пресвятой Троице и в учении о богопознании. 
Слайд 91

Однако он излишне увлекался неоплатонистскими идеями космических посредников и по

Однако он излишне увлекался неоплатонистскими идеями космических посредников и по аналогии

с ними «построил» христианскую небесную иерархию. 
Слайд 92

Согласно Дионисию, девять ангельских чинов разделяются на три триады. Высшая

Согласно Дионисию, девять ангельских чинов разделяются на три триады. Высшая иерархия —

«епархия», входящие в нее ангельские чины — это серафимы («пламенеющие»), херувимы («колесницы») и престолы. Средняя иерархия — метархия, в которую входят господства, силы и власти. И низшая иерархия, не имеющая особого названия, в нее входят начала, архангелы и ангелы.
Слайд 93

Отметим, где о различных ангельских чинах говорится в Свящ. Писании:

Отметим, где о различных ангельских чинах говорится в Свящ. Писании: серафимы

(Ис. 6, 2), херувимы упоминаются в Быт. 3, 24, Исх. 25, 18-22, неоднократно упоминаются херувимы в псалмах (Пс. 47, 79, 98), а также в Ис. 36, 16, Иез. 1, 10, Откр. 4, 6-8 и т. д. Силы упоминаются в Еф. 1, 22, Рим. 8, 38. Престолы, начала, господства и власти упоминаются трижды у ап. Павла (Кол. 1, 16; Еф. 1, 21 и 3, 10). Архангелы упоминаются и 1 Фес. 4, 16 и Иуд. 9. Просто об ангелах говорится в Рим. 8, 38, 1 Пет. 3, 22. 
Слайд 94

Промысл Божий о мире духовном Промысл Божий о мире духовном

Промысл Божий о мире духовном Промысл Божий о мире духовном имеет двоякий

характер. Это обусловлено тем, что духовный мир по своим нравственным характеристикам неоднороден, наряду с добрыми ангелами существуют и ангелы падшие, демоны или бесы. И промышление Божие о двух категориях бесплотных духов, естественно, различно.
Слайд 95

Промысл Божий о добрых ангелах Промысл Божий об ангелах добрых

Промысл Божий о добрых ангелах Промысл Божий об ангелах добрых выражается в

сохранении их бытия и в направлении и содействии в достижении целей их бытия, т. е. достижении совершенства и блаженства. Этой цели ангелы достигают двумя способами. Различают прямой путь, путь непосредственного служения Богу, и косвенный путь, т. е. через служение людям и миру в качестве орудий Промысла Божия о вселенной и о человеческом роде.
Слайд 96

А) Прямой путь служения ангелов Богу Примеры непосредственного служения ангелов

А) Прямой путь служения ангелов Богу Примеры непосредственного служения ангелов Богу из

Свящ. Писания: видение пророком Исайей серафимов, непрестанно воспевающих песнь Богу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» (Ис. 6, 2—3).
Слайд 97

Аналогичные образы мы встречаем в книге Откровения (4 и 7

Аналогичные образы мы встречаем в книге Откровения (4 и 7 главы),

где говорится о животных, имеющих по шесть крыл и исполненных очей, которые служат пред престолом Божиим.
Слайд 98

«Ангелы созерцают Бога и это служит им пищей», — говорит

«Ангелы созерцают Бога и это служит им пищей», — говорит св.

Иоанн Дамаскин (2 кн., 3 гл. «Точное изложение»). Через это созерцание они «почерпают по мере своих сил, нужный для своего озарения свет и необходимую для укрепления в добре благодать. И таким образом возрастают в познании истины, утверждаются в добре и достигают своего назначения».
Слайд 99

Б) Косвенный путь служения ангелов Богу Примеры служения ангелов Богу

Б) Косвенный путь служения ангелов Богу Примеры служения ангелов Богу в качестве

орудий Промысла: разрушение Содома и Гоморры (Быт. 19, 1-13).
Слайд 100

Ин. 5, 4 — Ангел, сходивший в купальню Вифезда и возмущавший воду.

Ин. 5, 4 — Ангел, сходивший в купальню Вифезда и возмущавший

воду.
Слайд 101

Ангелы исполняют волю Вседержителя о стихиях мира, это наиболее явно

Ангелы исполняют волю Вседержителя о стихиях мира, это наиболее явно видно

из Откр. 7, 2; 14, 18; 16, 5.
Слайд 102

Особенно ангелы содействуют делу нашего спасения. Закон на Синае был

Особенно ангелы содействуют делу нашего спасения. Закон на Синае был вручен

Моисею при служении ангелов (Втор. 33, 2; Деян. 7, 53).
Слайд 103

Ангелы принимали участие в деле нашего Искупления и в деле

Ангелы принимали участие в деле нашего Искупления и в деле сохранения

и распространения Церкви на земле. Все важнейшие события нашего Искупления совершались с участием ангелов. Благовещение, Рождество, бегство в Египет и возвращение из Египта, моление Спасителя о чаше, Воскресение Христово, Его Вознесение — все эти события сопровождались явлением ангелов. В жизни ранней Церкви также участвовали ангелы.
Слайд 104

Так, ангел вывел ап. Петра из темницы.

Так, ангел вывел ап. Петра из темницы.

Слайд 105

В) Ангелы-хранители народов и обществ и ангелы-хранители частных лиц. Об

В) Ангелы-хранители народов и обществ и ангелы-хранители частных лиц. Об ангелах-хранителях народов

и обществ в Свящ. Писании говорится очень немного.
Слайд 106

Все догматическое учение об ангелах-хранителях народов и обществ основано на

Все догматическое учение об ангелах-хранителях народов и обществ основано на 10

главе книги пророка Даниила. Здесь говорится об ангелах — князьях иудейского, эллинского и персидского народов. Ангелы-хранители народов и обществ предстательствуют пред Богом и неведомыми нам средствами направляют эти народы или общества к назначенной Промыслом цели. Они особенно заботятся о просвещении светом истинного богопознания и о благочестии.
Слайд 107

Помимо 10-й гл. книги Даниила можно сослаться на 1 гл.

Помимо 10-й гл. книги Даниила можно сослаться на 1 гл. Откровения,

где говорится об ангелах церквей, однако это место Свящ. Писания не имеет однозначного истолкования в православном Предании, поэтому нельзя однозначно утверждать, кто подразумеваются под ангелами церквей.
Слайд 108

Логично считать, что раз народы и общества имеют своих ангелов-хранителей,

Логично считать, что раз народы и общества имеют своих ангелов-хранителей, то

и церкви должны иметь своих ангелов-хранителей.
Слайд 109

Но, возможно, под ангелами здесь подразумеваются предстоятели церквей, которые тоже могли называться ангелами.

Но, возможно, под ангелами здесь подразумеваются предстоятели церквей, которые тоже могли

называться ангелами.
Имя файла: Ангеология.-Догматическое-учение-об-ангелах-в-православии.pptx
Количество просмотров: 27
Количество скачиваний: 0