Слайд 2
Для перехода к собственно научному познанию был необходим особый способ мышления,
видения мира и способ построения знания, который возникает в Древней Греции, где сложились необходимые политические и социокультурные предпосылки.
Слайд 3
Законодательные реформы (Солон и др.)
- отмена долгового рабства, личной кабалы
-
введение суда присяжных (гелия)
- разделение общества на 4 разряда по имущественному цензу, которые имели различные гражданские и воинские повинности
Слайд 4
Социально-культурные предпосылки античной науки
полисная демократия, динамизм общественной жизни, активность и
инициатива человека как свободного гражданина
свобода слова, борьба мнений, искусство убеждения, доказательность, аргументация, исключение догматизма
гражданские свободы, равенство в занятии должностей
равенство граждан перед законом
Слайд 5
Особенности античной науки
созерцательность, отказ от материально-практического, утилитарного отношения к миру
стремление найти первоначала бытия
систематическое доказательство
рациональная обоснованность
логическая дедукция
Слайд 6
Созерцательность античной науки
Причина: рабовладение, презрительное отношение греков к материальному труду (ремесло,
искусство) и возвышение абстрактно-умозрительной деятельности
Следствие: появление метода идеализации, вызванного негативным восприятием материально-практического отношения к миру
Слайд 7
Идеализация – мысленное конструирование нереального объекта, который имеет прообраз в действительности
(«точка», «прямая»)
Абстрагирование – мысленное выделение существенных и отвлечение от несущественных свойств, признаков вещей
Слайд 8
Достижения античной науки
механика Архимеда
геометрия Евклида
математика Пифагора
атомистика Демокрита
астрономия Птолемея
медицина Гиппократа
теория рационально-логического доказательства (научная логика) Аристотеля
Слайд 9
Теория причинности Аристотеля
Аристотель считал, что в основе всего существующего лежат четыре
причины (первоначала):
1. материальная (материя - то, из чего состоят вещи);
2. формальная (форма - образ вещи);
3. целевая (цель) – то, для чего существуют вещи;
4. действующая (двигательная) – то, благодаря чему существуют вещи.