Богословские аспекты таинства брака. Чинопоследование венчания презентация

Содержание

Слайд 2

Венчание как обряд
Потеря понятия «Таинство брака» в современном обществе

Венчание как обряд Потеря понятия «Таинство брака» в современном обществе

Слайд 3

Духовный кризис в семье

Духовный кризис в семье

Слайд 4

Дмитриевский А.А. Богослужение в русской церкви в XVI веке. Ч. 1. / А.А.

Дмитриевский – Казань.: Тип. Императорского Университета – 1884. – 607 С.
Желтов, М., диак. Обзор истории чинов благословения брака в православной традиции / диак. Желтов М. // Православное учение о церковных таинствах: Материалы V Международной богословской конференции РПЦ. – М.: Синодальная библейско–богословская комиссия – 2009. – С. 109–126. – Т.III.
Одинцов, Н.М. Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI века. Церковно–историческое исследование./ Н.М. Одинцов – СПб.: Тип. Дома Призрения малолетних бедных. Лиговка, д.№16 – 1881. – 304 с.
Пентковский, А.М. Чинопоследование таинства Брака в константинопольских Евхологиях XI–XII веков. / А.М. Пентковский // Православное учение о церковных Таинствах. В 3–х томах. – М.: Синодальная библейско-богословская комиссия. – 2009. – 480 с. – Т. 1.
Пентковский, А.М. Рецепция константинопольского чинопоследования брака в Южной Италии, на Балканах и на Руси в X – XV вв. / А.М. Пентковский // Россия – Италия: этико–культурные ценности в истории. – СПб.: Алетейя. – 2016. – С. 109–121.
Покровский, А.И. Брачные молитвы и благословения древней Церкви (I–X в.). / А.И. Покровский. // Богословский сборник.– М.: Издательство ПСТГУ. – 2005. – №13. – С. 191–205.

Библиографический список источников

Дмитриевский А.А. Богослужение в русской церкви в XVI веке. Ч. 1. / А.А.

Слайд 5

Цель данного исследования:

Cистематизировать богословские аспекты Таинства Брака, выявить и изучить особенности их влияния

на историческое развитие Чинопоследования венчания.

Цель данного исследования: Cистематизировать богословские аспекты Таинства Брака, выявить и изучить особенности их

Слайд 6

Задачи исследования:

Провести реконструкцию действительной истории развития Чинопоследования венчания на основе источников.

Осмыслить факторы, повлиявшие

на формирования богословских аспектов христианского брака;

Определить влияние богословских аспектов брака на образование и развитие Чинопоследования венчания;

Рассмотреть свидетельство источников развития Чинопоследования венчания;

Задачи исследования: Провести реконструкцию действительной истории развития Чинопоследования венчания на основе источников. Осмыслить

Слайд 7

Предпосылки и путь становления христианского брака

Предпосылки и путь становления христианского брака

Слайд 8


Брак в иудейской традиции

Брак в греческой культуре

Брак в Римской империи

Брак в иудейской традиции Брак в греческой культуре Брак в Римской империи

Слайд 9

Цель брака – рождение детей
Муж имел статус домовладыки
Одной из форм брака

была «покупка» жены
Безбрачие не приветствовали
Возможен был второй брак
Крайне отрицательно относились к супружеской измене только со стороны жены.

Особенности дохристианского брака:

Цель брака – рождение детей Муж имел статус домовладыки Одной из форм брака

Слайд 10

Единство супругов, как целое, причем это касается любого брака (нехристианского);
Нерасторжимость супружеского союза;

Равноправие женщины в браке;
Супруга – это дарование, благодатный дар.

Богословские аспекты брака:

Единство супругов, как целое, причем это касается любого брака (нехристианского); Нерасторжимость супружеского союза;

Слайд 11

1

=

Брак
«во Господе»

1 = Брак «во Господе»

Слайд 12

Для христиан стало нормой получать благословение (одобрение) Церковью их брака и они участвовали

в Таинстве Евхаристии

Для христиан стало нормой получать благословение (одобрение) Церковью их брака и они участвовали в Таинстве Евхаристии

Слайд 13

Соединение рук и венчание,
Причащение Святых Таин;
Брачный пир с распитием первой чаши

новобрачными.

Чин бракосочетания конец VI в.

Соединение рук и венчание, Причащение Святых Таин; Брачный пир с распитием первой чаши

Слайд 14

Возложение венцов ( от чего произошло название Чина венчания )
Соединение рук
Общая чаша

( первая чаша на свад. пире )
Троекратное обхождение аналоя (торжественое шествие в дом новобрачных)
Снятие и разрешение венцов ( совершалось возле опочивальни; при снятии вешались на дверь или стену; по разрешению венцы снимались; это были две разные молитвы)

Элементы свадьбы вошедшие в Чин венчания:

Возложение венцов ( от чего произошло название Чина венчания ) Соединение рук Общая

Слайд 15

Таинство Брака

Для Восточной и для Западной Церквей
Брачная Литургия

Таинство Евхаристии

Причащении Преждеосвященными Дарами

Таинство Брака Для Восточной и для Западной Церквей Брачная Литургия Таинство Евхаристии Причащении Преждеосвященными Дарами

Слайд 16

Брак в Древней Руси
Культура Древней Руси в отношении бракосочетания ничем не отличалась

от иудейской и греко-римской культур.
Распространенной формой брака Древней Руси была договорная, которая сродна форме религиозного римского брака – «confarreatio».

Брак в Древней Руси Культура Древней Руси в отношении бракосочетания ничем не отличалась

Слайд 17

Брак в Древней Руси
Культура Древней Руси в отношении бракосочетания ничем не отличалась

от иудейской и греко-римской культур.
Распространенной формой брака Древней Руси была договорная, которая сродна форме религиозного римского брака – «confarreatio».

Брак в Древней Руси Культура Древней Руси в отношении бракосочетания ничем не отличалась

Слайд 18

Брак в Древней Руси

Основные элементы брака:
– Испрашивание чадородия
Невесту встречали

медом, хлебом и забрасывали различными плодами (зернами хлебных злаков, маком, горохом и т. д.).
– Освящение брака молитвой домашним богам
Невесту трижды обводили вокруг очага, для поклонения и принесения ей жертвы домашним богам.
После гостям раздавали свадебный калач (каравай) .
Каравай являлся священной жертвой божеству

Брак в Древней Руси Основные элементы брака: – Испрашивание чадородия Невесту встречали медом,

Слайд 19

В XIV веке Чин венчания имел следующее последование:
в начале пели псалом 127 «Блажени

вси боящиеся Господа», и не было припева: «Слава тебе, Боже наш, слава тебе», как сейчас,
мирная ектинья
молитва «Боже святый, создавый человека и от ребра его создав ему жену и сочтав ему помошницу...»
священник возлогал венцы со словами: «Господи Боже наш, славою и честию венчай его (или её)». ( «Господи Боже наш, славою и честию венчал его и поставил его над делы руку твоею…» и далее по псалму)
молитва: «Господи Боже наш, иже славою и честию венчал еси своя мученики святые…».
соединение рук новобрачных с молитвой: «Господи Боже наш, иже во спасительном Твоем смотрении…»
пение молитвы «Отче наш»
возглас: «Преждеосвященная Святая святым»,
во время причащения преждеосвященных Святых Даров, поют причастен «Чашу спасения прииму».
преподание «общей чаши», над которою читается таже молитва, что и сейчас, по приобщении общей чаши «стькляницу скрушают».
пели тропари: «Святии мученицы» и «Слава Тебе, Христе Боже»,
священник произносил словал апостола Павла приветствие и наставление бракосочетавшимся: «Ра́дуйтеся всегда́ о Го́споде: и па́ки реку́: ра́дуйтеся. Кро́тость ва́ша разу́мна да бу́детъ всѣ́мъ человѣ́комъ. Госпо́дь бли́зъ. Ни о че́мже пецы́теся, но во все́мъ моли́твою и моле́нiемъ со благодаре́нiемъ проше́нiя ва́ша да сказу́ются къ Бо́гу: и ми́ръ Бо́жiй, превосходя́й вся́къ у́мъ, да соблюде́тъ сердца́ ва́ша и разумѣ́нiя ва́ша о Христѣ́ Иису́се.» (Флп. 4:4–7).
«ведя новобрачных на лавицу». произносил: «Господи, Господи, призри с небесе и посети сыны человеческия» с троекратным пением стихов
посадив новобрачных «на лавицу», то есть на скамейку, читал молитву, положенную на разрешение венцов и после принимали поздравления.

В XIV веке Чин венчания имел следующее последование: в начале пели псалом 127

Слайд 20

– Чтение из Апостола и Евангелия
– При возложение венцов пение

стиха: «Господи, силою Твоею...» и чтением молитвы: «Господи Боже наш, иже славою и честью венчал еси святыя своя мученики»
– Появились такие участники чина, как «Кум и кума» (свидетели в наст. время)
– Молитва на разрешение венцов: «Господи Боже наш, пришедый в Кану Галилейскую»

В Чин венчания XV и XVI веков вошли следующие элементы:

– Чтение из Апостола и Евангелия – При возложение венцов пение стиха: «Господи,

Слайд 21

Главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой Лавры

Требник 1474 года из РГБ Ф.304_I №224.

Главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой Лавры Требник 1474 года из РГБ Ф.304_I №224.

Слайд 22

Главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой Лавры

Требник исх. ХVІ или нач. ХVІІ века Ф.304_I №227.

Главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой Лавры Требник исх. ХVІ или нач. ХVІІ века Ф.304_I №227.

Слайд 23

Главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой Лавры

Требник 1671 года из РГБ Ф.304_I №1223.

Главное собрание библиотеки Троице-Сергиевой Лавры Требник 1671 года из РГБ Ф.304_I №1223.

Слайд 24

Вышло из Чина венчания в XVII в.

Причащение Преждеосвященными Дарами

Вышло из Чина венчания в XVII в. Причащение Преждеосвященными Дарами

Слайд 25

Русские печатные издания «Требника» соответствовали позднейшим греческим изданиям

Литургическая реформация XVII века

Русские печатные издания «Требника» соответствовали позднейшим греческим изданиям Литургическая реформация XVII века

Слайд 26

Под влиянием Требника митрополита Петра (Могилы) в последней четверти XVII века были внесены

в Чин венчания вопросы, которые в начале чина обращены священником к молодым о добровольном вступлении в брак.

Конечная редакция Чинопоследования венчания

Под влиянием Требника митрополита Петра (Могилы) в последней четверти XVII века были внесены

Слайд 27

Сам Чин не изменится, в него необходимо лишь добавить возглас «Преждеосвященная Святая святым»

и причастен «Чашу спасения».

Для решения духовного кризиса необходимо вернуть причащение Преждеосвященными Дарами в Чин венчания

Сам Чин не изменится, в него необходимо лишь добавить возглас «Преждеосвященная Святая святым»

Имя файла: Богословские-аспекты-таинства-брака.-Чинопоследование-венчания.pptx
Количество просмотров: 40
Количество скачиваний: 0