Естественно-научная апологетика презентация

Содержание

Слайд 2

Апологетика-это раздела богословия, обосновывающий и защищающий истины христианства.
Основная задача апологетики заключается в

том, чтобы на основе наблюдаемой и познаваемой целесообразности устройства мира побудить человека к размышлению о его Первопричине - Живом Боге. Фактически, стержневой идеей естественнонаучной апологетики является то, что традиционно именуется телеологическим доказательством бытия Божия (аргумент, основанный на разумности, совершенстве наблюдаемого мира)
Главными темами здесь являются проблемы соотношения науки и религии, религии и атеизма, или, научное обоснование истин веры.

Апологетика-это раздела богословия, обосновывающий и защищающий истины христианства. Основная задача апологетики заключается в

Слайд 3

«Христианство по своему доктринальному содержанию и моральному влиянию исповедуется в православии божественным, или

чудесным, для космического строя, а потому для него принципиально требуется рациональное оправдание, - тем более, что обыкновенный разум слишком склонен и способен превращать эту чудесность в прямую невероятность и часто обнаруживает систематический скептицизм. Этим и создается практическая нужда защиты христианства...», - писал проф. Николай Никанорович Глубоковский (1863- 1937).

«Христианство по своему доктринальному содержанию и моральному влиянию исповедуется в православии божественным, или

Слайд 4

Краткая предыстория

. «Истоками и основанием естественнонаучной апологетики стали известные слова святого апостола Павла: "Ибо,

что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны" . Апостол с некоторой предосудительностью пишет здесь о тех, кто, рассматривая и изучая мир, не видит в нем присутствия Бога.
Отцы и учители Церкви разных эпох также были убеждены, что наблюдение явлений природного мира и привлечение данных естественных наук в апологетических целях является и правомерным, и полезным, поскольку со своей стороны открывает человеку бытие Бога и многие Его свойства».

Краткая предыстория . «Истоками и основанием естественнонаучной апологетики стали известные слова святого апостола

Слайд 5

Краткая предыстория

Преп. Ефрем Сирин, например, говорил: «Моисей в книге своей описал творение природы,

чтобы о Творце свидетельствовали и природа, и Писание, - природа, когда пользуемся ею, Писание, когда читаем его. Сии дви свидетеля обходят всякую страну, пребывают во все времена, они всегда перед нами, и обличают отступников, отрицающих Творца». 
Святитель Григорий Палама замечает: «Итак, до того как нас создать, Творец наш составил весь этот мир ради нашего тела; произвел из ничего. Для улучшения же нравов и руководства в добродетели, чего только не сделал любящий добродетель Владыка? - Самый весь этот чувственный мир является как бы каким-то зеркалом того, что находится сверх мира, дабы через духовное созерцание сего мира, как бы по некой чудесной лествице, нам востечь к оному высшему миру».

Краткая предыстория Преп. Ефрем Сирин, например, говорил: «Моисей в книге своей описал творение

Слайд 6

Краткая предыстория

Об этом же говорят святители Василий Великий и Григорий Нисский в своих «Шестодневах»,преподобный Иоанн Дамаскин в «Точном

изложении православной веры» и многие другие. Один из русских святых,святитель Тихон Задонский, пишет большое сочинение «Сокровище духовное от мира собираемое»[6]. Таким образом, естественно-научная апологетика берет свое начало из «естественного богословия», которое, в свою очередь, строится на богодухновенных библейских текстах Ветхого и Нового Заветов, творениях святых отцов. 
Изучая мир, Бога «видело» подавляющее число самых выдающихся ученых-естествоиспытателей всех времен и народов, включая и современную эпоху. Основную их мысль хорошо выразил М. Ломоносов: «Создатель дал роду человеческому две книги. Первая - видимый мир... Вторая книга - Священное Писание... Обе обще удостоверяют нас не токмо в бытии Божием, но и в несказанных нам Его благодеяниях. Грех всевать между ними плевелы и раздоры». Статус науки, как «служанки богословия», (в терминологии блаж. Августина (IV-V), Роджера Бэкона (XIII), Фомы Аквинского (XIII) и др.) в Средние века в определенной степени способствовал ее развитию. Конфронтация между религией и наукой в т. н. эпоху Возрождения и позднее была вызвана, с одной стороны, проблемой демаркации (разделения сфер деятельности) между ними, с другой, - тенденциями к использованию естествознания для обоснования секулярной философии и атеизма. Два указанных момента к XVIII в. становятся доминирующими апологетическими направлениями, оставаясь актуальными до сегодняшнего дня.

Краткая предыстория Об этом же говорят святители Василий Великий и Григорий Нисский в

Слайд 7

Слайд 8

Предмет. 

Современная естественно-научная апологетика имеет едва ли не столько же аспектов, сколько естествознание насчитывает

у себя отдельных наук. Однако некоторые из них имеют приоритетное значение. Обусловлено это тем, какое «внимание» уделяется атеистической критикой той или иной науке. Таковыми обычно являются космология, биология, антропология, психология.
Основной проблемой дискуссии между религией и атеизмом (но не между религией и наукой!) на пространстве этих наук является причина, или источник (Бог или материя?) возникновения Вселенной, происхождение жизни и человека. Поэтому, в отличие от многих богословских дисциплин,  естественно-научная апологетика требует постоянного самообновления в  области фактологии.
Систематическое изложение современной естественно-научной апологетики представляется целесообразным в самой тесной взаимосвязи с «концепциями современного естествознания» - общеобразовательной обязательной дисциплиной, входящей в программу университетов.

Предмет. Современная естественно-научная апологетика имеет едва ли не столько же аспектов, сколько естествознание

Слайд 9

Предмет. 

Современный диалог богословия с естествознанием носит не только дискуссионный, но и позитивный характер.

Естественно-научная апологетика играет важную роль в процессах целеполагания научных исследований, формирования целостной картины мира, становления этических ценностей людей науки, осмысления достижений и перспектив дальнейшего развития цивилизации.
Кроме того, владение современным естественно-научным материалом позволяет православному миссионеру свидетельствовать об Истине на том языке, который более характерен для носителей «техногенной культуры», используя образы и аналогии из сферы деятельности, близкой для данной аудитории.

Предмет. Современный диалог богословия с естествознанием носит не только дискуссионный, но и позитивный

Слайд 10

Методология

Трудно переоценить роль естественно-научной апологетики не только в деле построения моделей соотнесения

библейского Откровения о Сотворении мира и человека с современными научными данными, но и в общем развитии диалога богословия и естествознания. Между тем следует помнить о том, что «было бы неверным стремиться каждую деталь в библейском тексте освещать данными науки».
Сама система полного «согласования», по словам проф. прот. Василия Зеньковского, «ложна в своем принципе», т. к. наука постоянно развивается, а священный текст остается все тем же[.Именно поэтому, несмотря на свое развитие, апологетическую ценность и возможное приближение к истине, все концепции согласования библейского текста и космологических научных теорий остаются лишь «моделями» или «рабочими гипотезами».
Важнейшие условия, которые должны быть непременно соблюдены при построении подобных моделей - неповрежденность догматического учения Церкви, научная и богословская компетентность. Владимир Николаевич Лосский (1903-1958) указывал, помимо этого, на необходимость постоянного памятования о том, что «если есть тайна Божественного, то есть также и тайна тварного»[

Методология Трудно переоценить роль естественно-научной апологетики не только в деле построения моделей соотнесения

Слайд 11

Методология

Такой подход к соотнесению науки и веры никак не стоит преградой на пути

исследовательских интересов, но вместе с тем ставит вопрос о необходимости благоговейного отношения к таинству появления из небытия мира и человека, предупреждая как вульгарно-материалистические, так и агностические построения.
В плане междисциплинарных подходов естественно-научная апологетика тесно связана не только с естествознанием, но и с такими дисциплинами, как философия и история науки, основное, догматическое и нравственное  богословие, библейская история и археология, экзегетика и герменевтика Священного Писания. Невозможно представить развитие данной области апологетики без соотнесения с патристическим наследием.

Методология Такой подход к соотнесению науки и веры никак не стоит преградой на

Слайд 12

Исследовательские центры проблем богословия и науки (учебные заведения, организации и фонды)

:
русскозычные ресурсы:
Московский государственный

университет, кафедра философии религии и религиоведения: www.religiovedenie.ru
Кафедра религиоведения Российской Академии Государственной Службы при Президенте Российской Федерации: www.rags.ru/kaf/religioved.shtm
Санкт-Петербургский государственный университет, философский факультет, институт религиоведения:http://relig.philosophy.pu.ru/default.htm
Институт философии РАН: www.philosophy.ru
Научный богословский интернет-портал «Богослов.ру»: http://www.bogoslov.ru
Санкт-Петербургская духовная академия: http://www.spbda.ru/theology/cont/cont.php
Постоянно действующий семинар Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета «Наука и вера»: http://pstgu.ru/scientific/seminars/science_faith

Исследовательские центры проблем богословия и науки (учебные заведения, организации и фонды) : русскозычные

Слайд 13

Исследовательские центры проблем богословия и науки (учебные заведения, организации и фонды)

Научно-богословский центр междисциплинарных

исследований «Слово» (под рук. прот. Кирилла Копейкина): http://slovo.iphil.ru/
Библейско-богословский институт св. апостола Андрея (Москва): www.standrews.ru
Христианская библиотека, раздел «Наука и религия»: http://xlib.narod.ru/topic/bible.htm
Кафедра библеистики Московской духовной академии: http://www.bible-mda.ru/main.html
«Киевская Русь» - православный интернет-журнал для тех, кто хочет верить разумно: http://www.kiev-orthodox.org/site/faithscience/
«Православие и мир: православный информационный сайт»: http://www.pravmir.ru/cat_index_164.html
«Слово» - православный образовательный портал: http://www.portal-slovo.ru/rus/science/
Страница чл.-корр. РАН А. Н. Паршина на сайте Библиотеки-фонда «Русское Зарубежье»:
http://bfrz.ru/cgi-bin/load.cgi?p=news/rus_filos/rezume_organizator/parshin/parshin.txt
Авторский веб-сайт доктора философских наук, профессора Катасонова Владимира Николаевича: http://uderge.narod.ru
Авторский веб-сайт диакона Андрея Кураева: http://www.kuraev.ru
Журнал «В мире науки» (Scientific American): http://www.sciam.ru/

Исследовательские центры проблем богословия и науки (учебные заведения, организации и фонды) Научно-богословский центр

Имя файла: Естественно-научная-апологетика.pptx
Количество просмотров: 59
Количество скачиваний: 0