Философско-этические проблемы ершалаимских глав романа презентация

Содержание

Слайд 2

Проблемы, которые поднимаются в романе

Что такое истина?
Человек и власть.
Внутренняя свобода и несвобода человека.
Добро

и зло, вечное их противопоставление и борьба.
Верность и предательство.
Милосердие и всепрощение

Слайд 4

Ершалаимские главы романа представляют собой булгаковскую интерпретацию библейской истории Иисуса Христа. В этих

главах заключен глубочайший философский смысл. Противопоставленными оказываются римский прокуратор Понтий Пилат - человек, обладающий огромным влияние и практически неограниченной властью в Ершалаиме, и бедный, если не сказать нищий, проповедник Иешуа. Несмотря на разницу в положении он не боится возражать прокуратору, у него своя жизненная философия: "Злых людей нет, есть люди несчастливые. Иешуа не захотел отрекаться от истины. Он считал, что "всякая власть - насилие над людьми", что "настанет время, когда не будет ни кесарей, ни другой власти. Человек перейдет в царство истины".
Понтий Пилат хотел спасти Иешуа, однако, не посмел рискнуть своей размеренной жизнью. Проповедник был казнен, казалось бы, зло восторжествовало. Но у Иешуа остался ученик, продолжающий дело его, - Левий Матвей. Значит истина, свет, добро и правда все же победили.

Слайд 5

Глава 2

Слайд 6

Иешуа – духовная личность. Проповедует один из постулатов проповедей Иисуса: «Все люди добрые».
Понтий

Пилат – человек сильный, всемогущий, наделенный огромной властью наместник Рима, прокуратор Иудеи.
Понтий Пилат: «... одет в белый плащ с кровавым подбоем...» (двухцветность подчеркивает противоречивость героя).
Иешуа: «... в голубом хитоне, ... смотрел с тревожным любопытством...» (беззащитность).

Слайд 7

Вывод

Каждое слово в напряженном диалоге прокуратора и арестованного исполнено высокого и зловещего смысла.

В сущности сталкиваются два мировоззрения, два мира.
Один – мир власти, а другой – мир добра и справедливости.

Слайд 8

Глава 16

Слайд 9

Восходит к евангелисту Матфею,
которому традиция приписывает авторство "логий" –
древнейших заметок о

жизни Иисуса Христа,
которые легли в основу трех Евангелий: Матфея,
Луки и Марка, называемых синоптическими.

По утверждению Га-Ноцри: "...Ходит, ходит один с козлиным
пергаментом и неправильно пишет. Но я однажды заглянул
в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того,
что там записано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты бога
ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал".

Как описаны страдания Левия Матвея в главе 16?
Как он желал помочь Иешуа?

Слайд 10

Глава 25

Слайд 11

Глава 26

Слайд 12

Проблема совести

Почему, несмотря на сочувствие, Пилат приговаривает Иешуа к казни?
Можно ли трусость Понтия

Пилата считать предательством?
Почему Пилат не хотел прямо сказать Афранию о своём желании отомстить Иуде?
О чём сожалеет Понтий Пилат? Какой сон снится ему в ночь после казни?
Каков финал судьбы Понтия Пилата?

Слайд 13

Вывод

М. А. Булгаков уверен: трусость, подобная трусости Пилата, есть главная причина социальных подлостей

на земле. Совесть – это внутренний компас человека, его моральный суд над собой, оценка своих поступков. Совесть – искупление вины и возможность внутреннего очищения через страдание, через раскаяние. Может   быть,    именно   раскаяние, пришедшее   к   Пилату, подарило сон, радостный и спокойный.
Имя файла: Философско-этические-проблемы-ершалаимских-глав-романа.pptx
Количество просмотров: 53
Количество скачиваний: 0