Христианство: история и современность. Лекция № 12 презентация

Содержание

Слайд 2

1. Возникновение христианства
2. Христианские конфессии и учения
3. История христианской церкви
4. Христианство в современном

мире

Вопросы лекции

1. Возникновение христианства 2. Христианские конфессии и учения 3. История христианской церкви 4.

Слайд 3

Христианство (от греч. Χριστός - «помазанник», «мессия») - мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа,

описанных в Новом Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.

1. Возникновение христианства

Христианство (от греч. Χριστός - «помазанник», «мессия») - мировая религия, основанная на жизни

Слайд 4

Слайд 5

Христианство – самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,3 млрд, так

и по географической распространённости – в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.

Христианство – самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,3

Слайд 6

Течения христианства

католицизм
православие
протестантизм
В 1054 г. произошёл раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную

(православную). Появление протестантизма стало результатом реформационного движения в Католической церкви в XVI веке.

Течения христианства католицизм православие протестантизм В 1054 г. произошёл раскол христианской церкви на

Слайд 7

Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в

среде арамеоязычного населения Междуречья и уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп.
Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.

Возникновение христианства

Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью

Слайд 8

По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов, существительное понятие «христиане - приверженцы (или последователи) Христа», впервые

вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом городе Антиохии в I веке.

По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов, существительное понятие «христиане - приверженцы (или последователи)

Слайд 9

Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но уже начиная

с первых десятилетий, особенно благодаря деятельности апостола Павла, оно приобрело множество последователей среди других народов («язычников»).

Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но уже начиная

Слайд 10

До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а

также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-й половине 1-го тысячелетия) - среди германских и славянских народов, позднее (к XIII-XIV вв.) – также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.

До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи,

Слайд 11

2. Христианские конфессии и учения

Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога

(монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух), единых по своей божественной природе.

2. Христианские конфессии и учения Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания

Слайд 12

«Троица», икона Андрея Рублёва

«Троица», икона Андрея Рублёва

Слайд 13

Основные черты христианской религии

1) Единобожие, углублённое учением о троичности Ипостасей (Лиц) в существе одного Бога. Это учение дало

и даёт повод к философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон.
2) Принятие Бога как абсолютно совершенную Личность – не только абсолютный Разум и Всемогущество, но и неограниченная Благость и Любовь, с которыми человек может всецело соединиться в Таинстве Причащения – «Бог есть любовь».

Основные черты христианской религии 1) Единобожие, углублённое учением о троичности Ипостасей (Лиц) в

Слайд 14

Основные черты христианской религии

3) Учение о Богочеловеке – воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха,

проклятия и смерти Предвечном Сыне Божием, отождествляемом христианской церковью с её основателем – Иисусом Христом.

Основные черты христианской религии 3) Учение о Богочеловеке – воплотившемся и вочеловечившемся для

Слайд 15

Основные черты христианской религии

4) Учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, свободного духовного существа, созданного

Богом по своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены Отцом Небесным, как Его дети, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения – свободная воля и божественная благодать.

Основные черты христианской религии 4) Учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного,

Слайд 16

Основные черты христианской религии

5) Учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании
6)

Смирение – основа христианского миросозерцания 

Основные черты христианской религии 5) Учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном,

Слайд 17

Слайд 18

Основные черты христианской религии

7) Учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог – безусловный владыка

материи, как её творец: человеку Им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение. Таким образом христианство,  дуалистическое в метафизике (так как оно принимает две инородные субстанции – дух и материю), моностично как религия, ибо ставит материю в безусловную зависимость от духа, как творение и среду деятельности духа.

Основные черты христианской религии 7) Учение о полном господстве духовного начала над материей:

Слайд 19

Основные черты христианской религии

8) Учение о всеобщем воскресении людей и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с

их душами в просветлённом, вечном, материальном мире.
9) Одинаковая отдалённость как от метафизического и морального материализма, так и от ненависти к материи и материальному миру. Зло считается коренящимся не в материи, а в извращённой свободной воле духовных существ (ангелов и людей), от которых оно переходит на материю.

Основные черты христианской религии 8) Учение о всеобщем воскресении людей и о блаженстве

Слайд 20

Слайд 21

Христология

Христология – это учение об Иисусе Христе. В христианстве Иисус рассматривается как предсказанный библейскими пророчествами Ветхого

Завета Мессия. Ортодоксальная (католики, православные и протестанты) точка зрения утверждает, что Иисус Христос – это Богочеловек – не полубог и не получеловек, но существо, соединяющее в себе во всей полноте как божественную, так и человеческую природу, воплощенный Сын Божий, существовавший вечно на Небе до своего рождения на Земле, единосущный своему Отцу (одной природы с Ним). 

Христология Христология – это учение об Иисусе Христе. В христианстве Иисус рассматривается как

Слайд 22

Слайд 23

Арианство считало Иисуса Христа совершенным творением Бога, созданным прежде мира. 
Несторианство разделяло божественную природу Логоса и человеческую природу Иисуса. 
Монофизитство,

напротив, говорит о поглощении человеческой природы Иисуса божественной природой Логоса.

Арианство считало Иисуса Христа совершенным творением Бога, созданным прежде мира. Несторианство разделяло божественную

Слайд 24

Согласно христианскому вероучению, человек создан по образу и подобию Божьему. Он был совершенен

изначально, но пал вследствие грехопадения. Падший человек обладает грубым, видимым телом, исполненной страстей душой и духом, устремленным к Богу. Между тем, человек един, посему спасению (воскресению и обожению) подлежит не только душа, но весь человек, включая тело. Совершенным человеком, неслиянно соединенным с божественной природой, является Иисус Христос. Однако христианство подразумевает и иные формы посмертного существования: в аду, раю и в чистилище (только у католиков).

Согласно христианскому вероучению, человек создан по образу и подобию Божьему. Он был совершенен

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Таинства в христианстве

Важнейшие из таинств, признаваемые всеми вероисповеданиями, являются:
Крещение (инициация, вводящая в христианскую

жизнь и символизирующая соединение с Богом, покаяние)
Евхаристия, или причащение (вкушение хлеба и вина)

Таинства в христианстве Важнейшие из таинств, признаваемые всеми вероисповеданиями, являются: Крещение (инициация, вводящая

Слайд 28

Православие и католицизм признают ещё 5 таинств, которые отрицаются протестантами:
1) миропомазание, имеющее целью сообщить верующему мистические

дары Святого Духа и как бы увенчивающее Крещение; 
2) покаяние (исповедь перед Богом в присутствии священника и отпущение грехов); 
3) рукоположение (возведение в духовный сан, дающий полномочия учить верующих и совершать таинства); 
4) брак, понимаемый как соучастие в мистическом браке Христа и церкви; 
5) соборование (сопровождающееся молитвами помазание елеем тела больного).

Православие и католицизм признают ещё 5 таинств, которые отрицаются протестантами: 1) миропомазание, имеющее

Слайд 29

3. История христианской церкви

Апостольский век
I век обычно называют апостольским. По преданию, в течение

12 лет после Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на всемирную проповедь.
С правления Нерона начинается период гонений. Последний апостол Иоанн Богослов умирает ок. 100 года, и с ним заканчивается апостольский век.

3. История христианской церкви Апостольский век I век обычно называют апостольским. По преданию,

Слайд 30

«Апостольские мужи»
Время первохристианства I-II вв. отмечено деятельностью т. н. «апостольских мужей», то есть

первохристианских писателей, бывших учениками самих апостолов.

«Апостольские мужи» Время первохристианства I-II вв. отмечено деятельностью т. н. «апостольских мужей», то

Слайд 31

«Апологеты»
Апостольские мужи явились переходной группой от самих апостолов к т. н. апологетам. 
Апология –

это слово о заступничестве, направляемое к императорам-гонителям. Оправдывая христианство как справедливую и разумную религию, апологеты вольно или невольно переводили истины веры на язык разума, и так рождалось христианское богословие. Первым из подобных апологетов-богословов был мч. Иустин Философ  после своего обращения (ок. 133 г.) прибывший в Рим, где основал богословскую школу для борьбы с еретиками-гностиками.

«Апологеты» Апостольские мужи явились переходной группой от самих апостолов к т. н. апологетам.

Слайд 32

Христианизация Армении
Основателями Армянской церкви считаются апостолы Иисуса Христа Фаддей и Варфоломей, проповедавшие христианство в Армении в I

веке.
В начале IV в. (традиционная дата - 301 г.) Великая Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии, что связано с именами святого Григория Просветителя и армянского царя Тиридата III Великого.

Христианизация Армении Основателями Армянской церкви считаются апостолы Иисуса Христа Фаддей и Варфоломей, проповедавшие

Слайд 33

Слайд 34

Христианизация Грузии
Грузинская христианская церковь основана, по преданию, в I веке апостолом Андреем Первозванным. Грузинская церковь

считается одной из древнейших христианских церквей в мире.

Христианизация Грузии Грузинская христианская церковь основана, по преданию, в I веке апостолом Андреем

Слайд 35

IV-VIII вв.
Арианский спор
При Константине Великом и его преемниках христианство быстро становится государственной религией в Риме. Этот

процесс имеет ряд особенностей. Обращение огромных масс вчерашних язычников резко понижает духовно-нравственный уровень Церкви, способствует возникновению массовых еретических движений. Аскетически настроенные христиане скрываются от этих смут в пустынях. Именно в IV в. быстро расцветает монашество и появляются первые монастыри.

IV-VIII вв. Арианский спор При Константине Великом и его преемниках христианство быстро становится

Слайд 36

IX-XI вв.
В начале VIII века во всём христианском мире произошли крупные изменения, связанные с экспансией ислама.

В 711 г. арабы переправились через Гибралтарский пролив, быстро захватили Испанию и двинулись вглубь современной Франции.
1054 г. – разделение церквей

IX-XI вв. В начале VIII века во всём христианском мире произошли крупные изменения,

Слайд 37

4. Христианство в современном мире

В настоящее время число приверженцев христианства во всём мире

около 2,35 млрд, в том числе:
- в Европе – по различным оценкам от 400 до 550 млн,
- в Латинской Америке – около 543 млн,
- в Северной Америке – 231 млн,
- США – 160-225 млн,
- Канада – 25 млн,
- в Азии – около 350 млн,
- в Африке – 475 млн,
- в Австралии и Океании – 24 млн.

4. Христианство в современном мире В настоящее время число приверженцев христианства во всём

Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

Направления христианства

1) Католицизм делится на:
- Католическая церковь
- Римско-католическая церковь
- Восточнокатолические церкви
- Старокатолицизм

Направления христианства 1) Католицизм делится на: - Католическая церковь - Римско-католическая церковь -

Слайд 41

2) Православие делится на:
- Православная церковь
- Автокефальные православные церкви
- Старообрядчество
- Поповство
- Беспоповство
- Беглопоповство

2) Православие делится на: - Православная церковь - Автокефальные православные церкви - Старообрядчество

Слайд 42

- Древневосточное православие
Церкви, не принявшие исповедание веры, утвержденное на Халкидонском соборе 451 г. (IV Вселенском),

называются сегодня древневосточными (ориентальными) православными или нехалкидонскими. Они не имеют евхаристического общения с православными церквями византийской традиции. К ним относятся:
- Армянская апостольская церковь
- Коптская православная церковь
- Эфиопская православная церковь
- Сиро-яковитская православная церковь
- Маланкарская православная церковь
- Ассирийская церковь Востока

- Древневосточное православие Церкви, не принявшие исповедание веры, утвержденное на Халкидонском соборе 451

Слайд 43

3) Протестантизм
Основные конфессии (более 10 млн членов церкви):
- Адвентисты седьмого дня
- Англиканство
- Баптизм
-

Кальвинизм и Реформатство
- Кальвинизм
- Пресвитерианство
- Лютеранство
- Методизм
- Пятидесятничество
- Пятидесятнические деноминации

3) Протестантизм Основные конфессии (более 10 млн членов церкви): - Адвентисты седьмого дня

Слайд 44

Другие конфессии:
- Адвентисты-реформисты
- Квакеры
- Меннонитство
Течения в протестантизме
- Евангельские христиане
- Харизматические течения

Другие конфессии: - Адвентисты-реформисты - Квакеры - Меннонитство Течения в протестантизме - Евангельские

Имя файла: Христианство:-история-и-современность.-Лекция-№-12.pptx
Количество просмотров: 14
Количество скачиваний: 0