Слайд 2
![Стадии развития СП (Э. Холландер) Социальная философия Социальный эмпиризм Социальный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/79218/slide-1.jpg)
Стадии развития СП (Э. Холландер)
Социальная философия
Социальный эмпиризм
Социальный анализ
Все три названных ниже
методологических подхода имеют место и в современной социальной психологии.
Слайд 3
![Социальная философия Умозрительный метод построения теорий, основан на жизненных наблюдениях,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/79218/slide-2.jpg)
Социальная философия
Умозрительный метод построения теорий,
основан на жизненных наблюдениях,
не систематизирует информацию,
опирается
на субъективные суждения и впечатления творца теории.
Слайд 4
![Социальный эмпиризм Используются уже не просто рациональные умозаключения, а набор](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/79218/slide-3.jpg)
Социальный эмпиризм
Используются уже не просто рациональные умозаключения, а набор эмпирических данных,
собранных по какому-то признаку и как-то обработанных статистически.
XIX век стал периодом расцвета социального эмпиризма и заложил основы для стадии социального анализа.
Слайд 5
![Социальный анализ Выявление причин и связей, раскрытие закономерностей, проверка и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/79218/slide-4.jpg)
Социальный анализ
Выявление причин и связей, раскрытие закономерностей, проверка и перепроверка получаемых
данных и построение теории.
С начала XX века и до сегодняшних дней составляет методологический базис научной социальной психологии.
Слайд 6
![Стадия социальной философии Стремление строить глобальные теории, включающие в себя](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/79218/slide-5.jpg)
Стадия социальной философии
Стремление строить глобальные теории, включающие в себя суждения о
человеке и его душе, об обществе и его социальном и политическом устройстве и о мироздании в целом.
При разработке теории общества и государства, брали за основу представления о душе человека и о самых простых человеческих отношениях — семейных.
Слайд 7
![Конфуций (VI -V в. до н. э.) Предлагал регулировать отношения](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/79218/slide-6.jpg)
Конфуций (VI -V в. до н. э.)
Предлагал регулировать отношения в обществе
и государстве по образцу отношений в семье.
Есть старшие и младшие, младшие должны следовать указаниям старших, опираясь при этом на традиции, нормы добродетели и добровольного подчинения, а не на запреты и страх наказаний.
Слайд 8
![Платон (V-IV в. до н. э.) Единые начала для души](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/79218/slide-7.jpg)
Платон (V-IV в. до н. э.)
Единые начала для души и общества-государства:
разумное
у человека — совещательное у государства (правители и философы);
«яростное» в душе (эмоции) — защитное у государства (воины);
«вожделеющее» в душе (потребности) — земледельцы, ремесленники и торговцы в государстве.
Слайд 9
![Аристотель (IV в. до н. э.) В качестве основной категории](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/79218/slide-8.jpg)
Аристотель (IV в. до н. э.)
В качестве основной категории выделил понятие
«общение».
Общение – это инстинктивное свойство человека, составляющее необходимое условие его существования. Это потребность человека жить в сообществе с другими людьми.
Первичная форма общения – семья, высшая форма – государство.
Слайд 10
![Т.Гоббс (1588 – 1679) Власть нужна людям лишь для того,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/79218/slide-9.jpg)
Т.Гоббс (1588 – 1679)
Власть нужна людям лишь для того, чтобы иметь
возможность получать максимум удовольствия.
Жизнь общества есть «война всех против всех» и лишь инстинкт самосохранения рода в сочетании с разумом человека позволяет людям прийти к каким-то соглашениям относительно способов распределения власти.
Слайд 11
![Дж. Бентам (1748 – 1832) Разработал инструмент для измерения количества](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/79218/slide-10.jpg)
Дж. Бентам (1748 – 1832)
Разработал инструмент для измерения количества удовольствия и
боли (hedonistic calculus) по параметрам:
продолжительность (удовольствия или боли),
их интенсивность,
определенность (получения или неполучения),
близость (или удаленность по времени),
чистота (то есть, смешивается ли удовольствие с болью или нет)
Слайд 12
![Г. Спенсер (1820 – 1903) Чувство симпатии необходимо лишь в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/79218/slide-11.jpg)
Г. Спенсер (1820 – 1903)
Чувство симпатии необходимо лишь в семье, поскольку
она составляет основу общества и необходима для выживания людей.
Исключал чувство симпатии из сферы общественных отношений, где действует принцип борьбы за существование и выживания сильнейшего.
Слайд 13
![Стадия социального эмпиризма Характеризуется вниманием к сбору эмпирических данных по](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/79218/slide-12.jpg)
Стадия социального эмпиризма
Характеризуется вниманием к сбору эмпирических данных по определенному признаку.
Сформировался
в XVII—XVIII вв. (Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли,Дэвид Юм).
Слайд 14
![Эмпиризм Направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/79218/slide-13.jpg)
Эмпиризм
Направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и предполагающее, что
содержание знания может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено к нему.
Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории).
Слайд 15
![Фрэнсис Гальтон (1883) Основоположник евгеники, науки о совершенствовании человечества. Собрав](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/79218/slide-14.jpg)
Фрэнсис Гальтон (1883)
Основоположник евгеники, науки о совершенствовании человечества.
Собрав данные о выдающихся
отцах и их детях в современном ему английском обществе, пришел к выводу, что у одаренных людей рождаются одаренные дети, то есть в основе лежит генетическое начало.
Не учел что обеспеченные люди могли создать исключительные условия для воспитания и образования своего потомства. ЛИФТ и…
Слайд 16
![Стадия социального анализа На рубеже XIX-XX вв. социальная психология переживала](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/79218/slide-15.jpg)
Стадия социального анализа
На рубеже XIX-XX вв. социальная психология переживала еще период
становления как самостоятельной науки, поэтому многие ее проблемы находили отражение в трудах социологов:
Э. Дюркгейма (вопросы влияния социальных факторов на психическую жизнь индивидов).
Ч. Кули (разработка проблему отношений между личностью и обществом).
Слайд 17
![Огюст Конт (1798-1857) Социальная физика (социальная статика и социальная динамика).](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/79218/slide-16.jpg)
Огюст Конт (1798-1857)
Социальная физика (социальная статика и социальная динамика).
Переименование в "социологию".
Чтобы
избавить психологию от ненадежности субъективизма, дал ей новое название — позитивная мораль (la morale positive).
Слайд 18
![Вильгельм Вундт (1832 – 1920) Различал психологию физиологическую и психологию](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/79218/slide-17.jpg)
Вильгельм Вундт (1832 – 1920)
Различал психологию физиологическую и психологию народов (на
современном языке — социальную).
Десятитомный груд «Психология народов» (1900-1920 гг.) по существу является социальной психологией.
Слайд 19
![Интерес к изучению социального поведения людей (2-я пол. XIX в.)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/79218/slide-18.jpg)
Интерес к изучению социального поведения людей (2-я пол. XIX в.)
Психология народов
(Германия: М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт).
Психология масс (Франция: С. Сигеле, Г. Лебон "Психология толпы").
Теория инстинктов социального поведения (Англия: У. Макдугалл).
Слайд 20
![Инстинкты Макдугалла Инстинкт борьбы бегства воспроизведения рода приобретения строительства стадный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/79218/slide-19.jpg)
Инстинкты Макдугалла
Инстинкт
борьбы
бегства
воспроизведения рода
приобретения
строительства
стадный инстинкт
Чувство
гнева, страха
самосохранения
ревности
собственности
созидания
принадлежности