- Главная
- Без категории
- Культура древнего Китая
Содержание
- 2. www.themegallery.com Company Logo Введение Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы,
- 3. www.themegallery.com Company Logo Древнее общество на территории Китая представляло собой замкнутый социальный и полиэтнический комплекс с
- 4. www.themegallery.com Company Logo Письменность Современные представления о жизни Древнего Китая основываются на письменных источниках, многие из
- 5. www.themegallery.com Company Logo Согласно легендам, иероглифы изобрёл Цан Цзе, придворный историограф мифического императора Хуан Ди. Считалось,
- 6. www.themegallery.com Company Logo Стили китайской каллиграфии Чжуаньшу Лишу Синшу Цаошу Кайшу
- 7. www.themegallery.com Company Logo Развитию языка и письменности способствовал переход от письма на узких бамбуковых дощечках царапающей
- 8. www.themegallery.com Company Logo Литература Художественная литература на китайском языке, использующая иероглифическую письменность, создана главным образом ханьцами.
- 9. www.themegallery.com Company Logo В древнем Китае (в период государства Шан) основными носителями письменного искусства были гадатели,
- 10. www.themegallery.com Company Logo Шицзин Самые ранние произведения китайской поэзии появились во времена династии Западное Чжоу, правящей
- 11. www.themegallery.com Company Logo Цюй Юань (340-278 гг. до н.э.). Период Чжаньго знаменовался крупными сдвигами в области
- 12. www.themegallery.com Company Logo Литературным наследником Цюй Юаня является поэт периода Чжаньго - Сун Юй. Сун Юй
- 13. www.themegallery.com Company Logo Самым известным среди поэтов периода Хань является Сыма Сян-жу. Сыма Сян-жу происходил из
- 14. www.themegallery.com Company Logo Живопись
- 15. www.themegallery.com Company Logo Древние образцы китайской живописи восходят к периоду неолита (ок. 6-5 тысячелетия до н.э.).
- 16. www.themegallery.com Company Logo Основным материалом для китайского художника был шелк, а затем и бумага. Существует две
- 17. www.themegallery.com Company Logo Декоративно-прикладное искусство
- 18. www.themegallery.com Company Logo Использование лака В древности лак ценили в первую очередь за способность предохранять дерево
- 19. www.themegallery.com Company Logo Резьба по камню Изделия из камня и вулканического стекла были более долговечными, специфическими
- 20. www.themegallery.com Company Logo Резьба по кости Китайская традиция резьбы по кости уходит корнями в эпоху неолита,
- 21. www.themegallery.com Company Logo Резьба по дереву От древних времен до нас дошли отдельные, еще довольно грубо
- 22. www.themegallery.com Company Logo Скульптура
- 23. www.themegallery.com Company Logo Скульптура Китая прошла очень сложный и противоречивый путь развития. Являясь одним из ведущих
- 24. www.themegallery.com Company Logo Возникновение искусства скульптуры было связано с развитием ремесла, изготовлением ритуальных сосудов, погребальных урн
- 25. www.themegallery.com Company Logo Эпоха Чжоу характеризуется чжоуской бронзой. Если в эпоху Шан-Инь бронза использовалась мало, то
- 26. www.themegallery.com Company Logo Культурно-историческое развитие ханьской империи ярко отражено в Ханьской скульптуре. В городах Чанъань и
- 27. www.themegallery.com Company Logo Период ранних империй Цинь и Хань характеризуется господством принципов имперского искусства. Что не
- 28. www.themegallery.com Company Logo Терракотовая армия «Терракотовая армия» - захоронение 8099 полноразмерных терракотовых статуй китайских воинов и
- 29. www.themegallery.com Company Logo Архитектура
- 30. www.themegallery.com Company Logo Древнейшим свидетельством раннего развития китайской архитектуры рабовладельческой формации (являются остатки сооружений древней столицы
- 31. www.themegallery.com Company Logo Великая Китайская Стена Древнейшим памятником китайской архитектуры, сохранившимся до нашего времени, является Великая
- 32. www.themegallery.com Company Logo Пагода Наиболее интересным типом культовых построек Китая является пагода. Она утвердилась в Китае
- 33. www.themegallery.com Company Logo Жилые здания Модели зданий, а также сохранившиеся изображения построек на каменных рельефах периода
- 34. www.themegallery.com Company Logo Садово-парковая архитектура Существует два композиционных принципа садово-парковой архитектуры: Первый принцип, которому подчинялась композиция
- 35. www.themegallery.com Company Logo Принцип расположения растений в китайском саду
- 36. www.themegallery.com Company Logo Очень популярны были каменные сады. Считалось, что в камнях скрываются души выдающихся отшельников-даосов.
- 37. www.themegallery.com Company Logo Религиозно-философские учения
- 38. www.themegallery.com Company Logo Ранние натурфилософские идеи Ранние натурфилософские представления получили отражение в трактате VIII в. до
- 39. www.themegallery.com Company Logo Инь и Ян Инь и Ян — одна из основных концепций древнекитайской натурфилософии.
- 40. www.themegallery.com Company Logo Элемент «Ци» По мере развития мировоззренческих представлений, возникло понятие «ци». В качестве первовещества
- 41. www.themegallery.com Company Logo Конфуцианство
- 42. www.themegallery.com Company Logo Конфуцианство возникло на рубеже VI-V вв. до х.э. Его основоположником считается странствующий проповедник
- 43. www.themegallery.com Company Logo Даосизм
- 44. www.themegallery.com Company Logo Возникновение Даосизма традиционно связывают с именем полулегендарного мудреца из царства Чу, якобы старшего
- 45. www.themegallery.com Company Logo Фэн-шуй Фэн-шуй — даосская практика символического освоения (организации) пространства, восточноазиатский вариант геомантии. Считается,
- 46. www.themegallery.com Company Logo Буддизм
- 47. www.themegallery.com Company Logo Буддизм появился в Китае уже в период нашей эры. Первыми распространителями буддизма были
- 48. www.themegallery.com Company Logo Научные достижения и изобретения
- 49. www.themegallery.com Company Logo Бумага Начиная с ІІІ века бумагу уже широко применяют для письма вместо более
- 50. www.themegallery.com Company Logo Шёлк
- 51. www.themegallery.com Company Logo Компас В III веке до н.э. китайский философ Хэнь Фэй-цзы так описывал устройство
- 52. www.themegallery.com Company Logo Арбалет В Китае бронзовые стрелы арбалета, датированные не позднее середины V века до
- 53. www.themegallery.com Company Logo Математика Первые дошедшие до нас китайские письменные памятники относятся к эпохе Шан (XVIII—XII
- 54. www.themegallery.com Company Logo Астрономия
- 55. www.themegallery.com Company Logo Медицина
- 56. www.themegallery.com Company Logo Заключение Таким образом можно сделать вывод, что древнекитайская культура зарождалась и развивалась в
- 57. www.themegallery.com Company Logo Использованная литература Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. + доп. том /
- 59. Скачать презентацию
www.themegallery.com
Company Logo
Введение
Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на
www.themegallery.com
Company Logo
Введение
Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на
В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называется китайской цивилизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую цивилизацию древности.
Название «ханьцы», или «ханьжень» происходит от названия огромной деспотической империи эпохи поздней древности – Хань (202 г. до н.э.). А к названию ее предшественницы – Цинь восходят европейские названия Китая со времен античности: лат.– sinae, фр.– chine, англ.– china.
www.themegallery.com
Company Logo
Древнее общество на территории Китая представляло собой замкнутый социальный и
www.themegallery.com
Company Logo
Древнее общество на территории Китая представляло собой замкнутый социальный и
II–I тыс. до н.э.– возникновение государства, период Шан (Инь);
XI-VIII вв. до н.э.– государство Чжоу (Западное Чжоу);
VIII-VI вв. до н.э.– период «многоцарствия» (Лего);
V-III вв. до н.э.– эпоха «воюющих царств» (Чжань Го);
III в. до н.э–II в. н.э.– империи Цинь и Хань;
III–VI вв. н.э.– период «трехцарствия».
Для каждого периода характерен свой тип культуры, который проявляется в особом стиле литературы и искусства, а также в религиозных верованиях и философских идеях. Кроме того на протяжении многих веков в Китае происходит развитие научных знаний, среди которых особо выделяются астрономия, математика и медицина.
www.themegallery.com
Company Logo
Письменность
Современные представления о жизни Древнего Китая основываются на письменных
www.themegallery.com
Company Logo
Письменность
Современные представления о жизни Древнего Китая основываются на письменных
www.themegallery.com
Company Logo
Согласно легендам, иероглифы изобрёл Цан Цзе, придворный историограф мифического императора Хуан Ди.
www.themegallery.com
Company Logo
Согласно легендам, иероглифы изобрёл Цан Цзе, придворный историограф мифического императора Хуан Ди.
Древнейшие китайские записи делались на черепаховых панцирях и лопатках крупного рогатого скота и фиксировали результаты гаданий. Такие тексты получили название «цзягувэнь». Первые образцы китайской письменности относятся к последнему периоду правления династии Шан (наиболее древние — к XVII веку до н. э.).
Позднее возникла технология бронзового литья, и появляются надписи на бронзовых сосудах. Эти тексты получили название «цзиньвэнь».
Изображение Цан Цзе с четырьмя глазами
www.themegallery.com
Company Logo
Стили китайской каллиграфии
Чжуаньшу
Лишу
Синшу
Цаошу
Кайшу
www.themegallery.com
Company Logo
Стили китайской каллиграфии
Чжуаньшу
Лишу
Синшу
Цаошу
Кайшу
www.themegallery.com
Company Logo
Развитию языка и письменности способствовал переход от письма на узких
www.themegallery.com
Company Logo
Развитию языка и письменности способствовал переход от письма на узких
Великим изобретением было изготовление бумаги, производство которой началось в 105 г. н. э. Ее варили из древесной коры, тряпья, конопли. Автором этого крупнейшего в истории человечества открытия был чиновник Цай Лунь. Примерно тогда же была создана тушь.
Мэн Тянь с кистью в руке. Слуги внизу держат кисть и тушечницу.
Изобретатель бумаги
Цай Лунь.
www.themegallery.com
Company Logo
Литература
Художественная литература на китайском языке, использующая иероглифическую письменность, создана
www.themegallery.com
Company Logo
Литература
Художественная литература на китайском языке, использующая иероглифическую письменность, создана
По утверждению академика В.М. Алексеева (1881–1951), одной из важнейших особенностей Китайской литературы является, то, что она в отличие от многих мировых литератур никогда не уничтожалась, ни на один исторический момент не прерывалась, но поступательно развивалась — в эстетическом, идейно-тематическом, жанрово-формальном, языковом и других отношениях. Все это время литература пользовалась признанием и любовью в самых разных слоях общества — от аристократов и сановников, для которых умение сочинять стихи и изящную прозу было необходимым признаком образованности, до неграмотных масс, соприкасавшихся с литературой благодаря уличным сказителям и актерам театров. Уважение к искусству слова было настолько велико, что традиция запрещала уничтожать какую бы то ни было бумагу, исписанную иероглифами.
www.themegallery.com
Company Logo
В древнем Китае (в период государства Шан) основными носителями письменного
www.themegallery.com
Company Logo
В древнем Китае (в период государства Шан) основными носителями письменного
В 1973 в ходе раскопок к югу от Сяотунь (Аньян) были обнаружены более 5 000 костей и панцирей (еще 579 надписанных единиц были найдены неподалёку в 1991, в Хуаюаньчжуан).
В 1976 в Фэнчу (Цишань, Шэньси) ок. 17 тыс. фрагментов черепашьих панцирей были обнаружены в остатках дворца эпохи Западная Чжоу.
Панцирь черепахи с гадальными надписями.
www.themegallery.com
Company Logo
Шицзин
Самые ранние произведения китайской поэзии появились во времена династии
www.themegallery.com
Company Logo
Шицзин
Самые ранние произведения китайской поэзии появились во времена династии
В «Книге песен» представлена богатая культура китайского народа, панорама древнего быта, духовные интересы, обычаи того времени, тяжелый крестьянский труд и недовольство простых людей неравенством и угнетением со стороны князей-ванов, а также светлые человеческие чувства — дружба и любовь.
«Шицзин» содержит 305 поэтических произведений и состоит из четырех разделов: Го фын — «Нравы царств»; Сяо я — «Малые оды»; Да я — «Великие оды»; Сун — «Гимны». Каждый раздел выступает как самостоятельная книга и обладает своей спецификой.
Первоначальное название собрания образцов древнейшей китайской поэзии носило название «Триста поэм» или просто «Поэмы». Свое более привычное современным любителям китайской литературы название «Книга Песен» этот сборник получил во времена династии Хань. Написанные в стилистике своего времени, произведения из «Книги Песен» представляют собой довольно небольшие по объему поэмы, где каждая поэтическая строка состоит из четырех иероглифов.
www.themegallery.com
Company Logo
Цюй Юань (340-278 гг. до н.э.).
Период Чжаньго знаменовался крупными
www.themegallery.com
Company Logo
Цюй Юань (340-278 гг. до н.э.).
Период Чжаньго знаменовался крупными
Характерной чертой поэтического творчества Цюй Юаня является связь его поэм с современной ему действительностью. Многие произведения Цюй Юаня носят обличительный и сатирический характер, в них поэт со свойственной ему страстностью обличает клевету, лицемерие и интриги придворных сановников. Красной нитью проходят через произведения
Поэзия Цюй Юаня отличается лаконичностью и вместе с тем богатством и красочностью языка. В своих произведениях поэт постоянно обращался к живущим в народе мифам и легендам. Его поэтическое творчество поражает исключительным богатством образов, необыкновенным взлетом поэтической фантазии.
www.themegallery.com
Company Logo
Литературным наследником Цюй Юаня является поэт периода Чжаньго - Сун Юй.
Сун Юй
www.themegallery.com
Company Logo
Литературным наследником Цюй Юаня является поэт периода Чжаньго - Сун Юй.
Сун Юй
Сочинял стихи в поэтических жанрах «фу» и «чифу». Из его творений в целости сохранилось 14 стихотворений, наиболее известными из которых являются «Ветер», «Богиня», «Дворец Гаотан».
В отличие от скорбно-пессимистических стихов Цюй Юаня лирика Сун Юя исполнена радости жизни и жизнелюбия. Он считается первым в Китае певцом любви и женской красоты. Поэзия любовного томления нашла отражение в его одах "Распутный Дэнту«, "Горы высокие Таи», "Ода о Бессмертной" и других.
Сун Юй (290-223гг дон н.э)
www.themegallery.com
Company Logo
Самым известным среди поэтов периода Хань является Сыма Сян-жу.
Сыма
www.themegallery.com
Company Logo
Самым известным среди поэтов периода Хань является Сыма Сян-жу.
Сыма
Сыма Сян-жу является изобретателем жанра «тяоцинь» — исполнение стихов под аккомпанемент гуциня, разновидности цитры. Сочинял стихи в жанре «фу». Наиболее известная его ода «Ода о широких вратах», (другое название «Там, где долгие ворота») стала классическим произведением жанра «фу».
Сыма Сян-жу (179–117 до н. э.)
www.themegallery.com
Company Logo
Живопись
www.themegallery.com
Company Logo
Живопись
www.themegallery.com
Company Logo
Древние образцы китайской живописи восходят к периоду неолита (ок. 6-5
www.themegallery.com
Company Logo
Древние образцы китайской живописи восходят к периоду неолита (ок. 6-5
Начиная с правления династий Шан и Чжоу и до эпохи Весны и осени (Чуньцю) и Сражающихся царств (Чжаньго), были распространены богато украшенные ритуальные сосуды и другие изделия из бронзы.
Живопись на шелке впервые появилась в эпоху Сражающихся царств. Самым ранними изделиями, известными на сегодняшний день, являются рисунки на шелке из погребений времен царства Чу: на одном изображены человеческие фигуры, драконы и птицы феникс, на другом – люди верхом на драконах. В царствование династий Цинь и Хань (221 до н.э. – 220 н.э.) получила развитие фресковая живопись. Она была распространена не только во дворцах и храмах, но и при захоронениях. Погребальные фрески династии Хань найдены в провинциях Хэнань, Шаньси, Шаньдун, Хэбэй и др.
Бурный расцвет храмовой живописи падает на период династий Вэй, Цзинь и Северных и Южных династий, с 220 по 581 г. Распространение буддизма в этот период привело к созданию скульптурных и настенных изображений Будды в горных пещерах.
Человек дракон и феникс. Картина на шёлке. Эпоха Чжань-го (V-III вв. до н.э.)
www.themegallery.com
Company Logo
Основным материалом для китайского художника был шелк, а затем и
www.themegallery.com
Company Logo
Основным материалом для китайского художника был шелк, а затем и
Китайская бумага мягкая по фактуре. Её изготавливали из рисовой соломы и древесной коры по особой технологии. Каждый мазок кисти расплывался на бумаге и подправить его было нельзя. На шелке и бумаге писали тушью и минеральными красками. Так, зеленую делали из малахита, синюю из индиго.
Главные орудия труда китайского живописца, называемые «четырьмя драгоценностями», — бумага, кисть, тушь и тушечница. Кисть имеет бамбуковый или деревянный стержень, на конце которого укреплен пучок волос из животного меха.
www.themegallery.com
Company Logo
Декоративно-прикладное искусство
www.themegallery.com
Company Logo
Декоративно-прикладное искусство
www.themegallery.com
Company Logo
Использование лака
В древности лак ценили в первую очередь за
www.themegallery.com
Company Logo
Использование лака
В древности лак ценили в первую очередь за
Лаки традиционных черного и красного цветов были известны уже в эпоху Инь. Благодаря добавлению минеральных и растительных красителей появились лаки всех пяти основных цветов: красного, желтого, синего, белого и черного. Уже в ханьскую эпоху китайские мастера использовали лаки в художественных целях.
В I в. до н.э. ученый Хуань Гуань отмечал, что лакированные предметы стали инкрустировать золотом, жемчугом или перламутром. Особенно высоко ценились лаковые изделия цвета «носорожьей кожи» на золотой или серебряной основе.
По технологии производства и особенностям декорировки лак подразделяется на три главных разновидности: расписной, резной и инкрустированный.
Древняя лаковая посуда (винная чарка-бэй, VI–V вв. до н.э., царство Чу)
www.themegallery.com
Company Logo
Резьба по камню
Изделия из камня и вулканического стекла были
www.themegallery.com
Company Logo
Резьба по камню
Изделия из камня и вулканического стекла были
В эпоху древних империй возникает художественная резьба по яшме. Правда, это искусство долгое время остается тесно связанным с религиозными верованиями. Мелкая пластика того времени представлена в основном фигурками мифических животных – драконов, фениксов, черепах, единорогов, пары рыбок, тигров, слонов и т.д. Яшма широко применялась для производства украшений, декоративной отделки оружия и даже музыкальных инструментов.
Нефритовый диск - религиозный символ силы и военной доблести, эпоха неолита, культура Лянчжу, 3300 - 2200 до н.э
Нефритовый артефакт, возможно украшение 3200-2250 лет до н.э., неолитическая культура Лянчжу, Китай
www.themegallery.com
Company Logo
Резьба по кости
Китайская традиция резьбы по кости уходит корнями
www.themegallery.com
Company Logo
Резьба по кости
Китайская традиция резьбы по кости уходит корнями
Со времен иньского царства изделия из слоновой кости использовались для украшения колесниц, мебели и других предметов домашнего обихода. Из слоновой кости древние китайцы вырезали веера, скипетры, заколки, палочки для еды, рукоятки ножей и чаши. Позднее слоновая кость оказалась очень удобным материалом для изготовления статуэток божеств, святых подвижников и прочих персонажей. Из слоновой кости вырезали также фигурку обнаженной женщины, которой пользовались китайские лекари.
Готовое изделие обязательно полировали. Особенно славились своим мастерством резчики из Гуанчжоу. Именно они умели вырезать из целого куска кости до двадцати вложенных друг в друга вращающихся шаров – работа, требовавшая безупречной точности руки и огромного терпения. При этом китайские мастера обходились самым примитивным, не изменяющимся на протяжении столетий набором инструментов: пилка, резец, скребок, абразивная пыль, протирочная ткань. Лучшие изделия китайских резчиков производят редкое впечатление безупречного совершенства формы, почти не оставляющего места для игры воображения.
www.themegallery.com
Company Logo
Резьба по дереву
От древних времен до нас дошли
www.themegallery.com
Company Logo
Резьба по дереву
От древних времен до нас дошли
Формы этого искусства чрезвычайно разнообразны: они включают себя как отдельные статуэтки и декоративные предметы, так и целые композиции, служившие архитектурными украшениями. Свои сюжеты и стилистические приемы мастера деревянной мелкой пластики черпали из общего арсенала художественной традиции. Темами их работ являлись сцены из жизни, божества и святые, плоды и животные, не исключая обитателей морского царства и даже насекомых, пейзажи, модели судов и повозок, всевозможные деревянные коробочки и шкатулки, украшенные резным орнаментом из цветов или благожелательных символов. Наиболее искусные резчики по дереву использовали для своей работы ствол и корень бамбука.
В быту были распространены резные деревянные экраны, резные спинки кроватей, всевозможные подставки и т.д. Резьба по дереву широко применялась в интерьере китайского дома, в частности, в потолочных перекрытиях, и для украшения различных ритуальных предметов.
www.themegallery.com
Company Logo
Скульптура
www.themegallery.com
Company Logo
Скульптура
www.themegallery.com
Company Logo
Скульптура Китая прошла очень сложный и противоречивый путь развития. Являясь
www.themegallery.com
Company Logo
Скульптура Китая прошла очень сложный и противоречивый путь развития. Являясь
Вместе с буддизмом в Китай пришло не только строительство многоэтажных пагод и скальных храмов, но и искусство монументальной скульптуры, В комплексах Лунмэня, Юньгана и Дуньхуана органической частью архитектуры явились фрески, барельефы и особенно круглая скульптура. Она характерна для индо-буддийской скульптуры, с характерными для буддийских святых канонами изображений, поз и жестов.
Основные памятники, дошедшие до наших дней по которым можно судить о зарождении и развитии скульптуры: ритуальная утварь, бронзовые сосуды, бронзовые секиры и колокола, нефритовые диски и песты - эпохи Инь; бронзовые зеркала и светильники, сосуды-документы, погребальная скульптура — эпохи Чжоу; погребальная скульптура период империи Цинь и Хань. Ярчайшим образцом скульптурного искусства Древнего Китая является «Подземная армия» в гробнице китайского императора Цинь Шихунди.
Статуя Будды в пещере Лунмэнь
www.themegallery.com
Company Logo
Возникновение искусства скульптуры было связано с развитием ремесла, изготовлением ритуальных
www.themegallery.com
Company Logo
Возникновение искусства скульптуры было связано с развитием ремесла, изготовлением ритуальных
В скульптурных археологических находках отражаются религиозные верования шанцев: тотемизм, культ предков, представление о верховном божестве (Шанди).
Предметы материальной культуры носят отпечаток ритуальной функции, например, ритуальные бронзовые сосуды. Шанское общество жило в условиях развивающегося бронзового века.
Техника бронзового литья шанцев позволяла изготавливать из бронзы различную ритуальная утварь. На шанской бронзе - ритуальных сосудах и оружии преобладают анималистические орнаментальные мотивы и сюжетные композиции.
Древнекитайские бронзовые сосуды представляли собой как бы модель космоса: об это свидетельствует символика основных форм, горизонтальная и вертикальная структура сосудов. Найдены в захоронениях и другая ритуальная утварь: диски "би" и песты "гуй". Орнаментальные мотивы эпохи Шан — это магический орнамент лэйвэнь ("узор грома"). Сосуды с масками "тао-те" представляют собой бронзовые сосуды на четырех ножках,
www.themegallery.com
Company Logo
Эпоха Чжоу характеризуется чжоуской бронзой. Если в эпоху Шан-Инь бронза
www.themegallery.com
Company Logo
Эпоха Чжоу характеризуется чжоуской бронзой. Если в эпоху Шан-Инь бронза
К этому периоду относят появление новых мотивов в орнаменте бронзовых сосудов — стилизованное изображение драконов среди облаков. Образ дракона возник из древнекитайской мифологии. Среди археологических находок: бронзовые зеркала, играющие ритуальную роль (зеркало играла роль священного атрибута); бронзовые светильники; погребальная скульптура Древнего Китая. Погребальная скульптура Древнего Китая периода Чжаньго наложила отпечаток на развитие всей художественной культуры Китая.
www.themegallery.com
Company Logo
Культурно-историческое развитие ханьской империи ярко отражено в Ханьской скульптуре. В
www.themegallery.com
Company Logo
Культурно-историческое развитие ханьской империи ярко отражено в Ханьской скульптуре. В
Среди ханьский погребального инвентаря найдены: светильники, курильницы, бронзовые зеркала, керамические сосуды. Погребальный обряд и "нефритовые одежды" ханьского времени, древнекитайский обычай мумификации тела покойного оказали влияние на развитие вотивной скульптуры.
Керамический сосуд типа «ху». Период Хань. 3 в. до н. э. — 3 в.
н. э. Пекин. Исторический музей.
www.themegallery.com
Company Logo
Период ранних империй Цинь и Хань характеризуется господством принципов имперского
www.themegallery.com
Company Logo
Период ранних империй Цинь и Хань характеризуется господством принципов имперского
Но в период династии Хань (206 до н.э. - 220 н.э.) происходит и развитие реалистических черт в скульптуре. В каменных рельефах погребений проглядывают конкретные образы людей. Эти мифологические сцены, исполненные в технике плоского рельефа, отличаются острой выразительностью силуэтов и динамичностью.
Высокого подъема достигла уже в то время монументальная скульптура. Образцом является каменная статуя лошади на могиле 117 г. до н.э. Реалистичные черты проявлялись и в глиняных погребальных фигурках людей и животных, обнаруженных в могилах. Для этих изображений характерно стремление к передаче типичных черт в образах слуг, рабов и танцовщиц.
Гробница полководца Хо Цюй-бина. Провинция Шэньси. Период Хань. 3 в. до н. э. — 3 в. н. э.
www.themegallery.com
Company Logo
Терракотовая армия
«Терракотовая армия» - захоронение 8099 полноразмерных терракотовых статуй китайских воинов
www.themegallery.com
Company Logo
Терракотовая армия
«Терракотовая армия» - захоронение 8099 полноразмерных терракотовых статуй китайских воинов
Захоронение было обнаружено в марте 1974 года, местным крестьянином по имени Янь Джи Ван, который решил пробурить артезианскую скважину, и наткнулся на фигуру древнего воина на 5-ти метровой глубине.
Все фигуры — пехотинцы, стрелки, всадники на лошадях и боевые колесницы — были выстроены вертикально в строгом боевом порядке и имели полное вооружение — мечи, арбалеты, копья. Упряжь у коней изготовлена из бронзы. Статуи обращены лицами на восток — туда, где находились покоренные великим тираном царства. Большинство глиняных воинов наделены широким лбом, большим ртом, толстыми губами и выглядят примерно так же, как современные жители провинции Шэньси. Однако ни одно лицо в точности не повторяет другое.
www.themegallery.com
Company Logo
Архитектура
www.themegallery.com
Company Logo
Архитектура
www.themegallery.com
Company Logo
Древнейшим свидетельством раннего развития китайской архитектуры рабовладельческой формации (являются остатки
www.themegallery.com
Company Logo
Древнейшим свидетельством раннего развития китайской архитектуры рабовладельческой формации (являются остатки
Сохранившиеся земляные платформы дворца и храма с каменными базами колонн из плоского валуна или в виде бронзовых дисков указывают на сложение основных форм китайского зодчества уже в этот древнейший период. Возникшие в глубокой древности главные типы китайских сооружений, а также их расположение и планировка были обусловлены общественными потребностями и позднее узаконены религиозными канонами. Принцип расположения отдельных частей здания также был подчинен традициям и строгим правилам, что, несомненно, создавало известные ограничения для строителей.
Открытые раскопками остатки жилых зданий этого же периода указывают на умелое сооружение прочных глинобитных стен с применением деревянного каркаса. Камень и кирпич всегда считались китайскими зодчими материалами второстепенного значения, основным же строительным материалом Китая было дерево, вследствие чего многочисленные архитектурные памятники прошлого сравнительно быстро исчезли.
Дворцово-храмовая постройка (реконструкция). Эпоха Шан-Инь. Конец II тыс. до н.э.
www.themegallery.com
Company Logo
Великая Китайская Стена
Древнейшим памятником китайской архитектуры, сохранившимся до нашего
www.themegallery.com
Company Logo
Великая Китайская Стена
Древнейшим памятником китайской архитектуры, сохранившимся до нашего
Стена пересекает ряд северных провинций Китая и имеет несколько ответвлений, образующих дополнительные кольца. До настоящего времени точного обмера ее не производилось. По последним данным, протяженность Великой китайской стены достигала 4000 км. Высота ее с зубцами, расположенными по наружной кромке боевого хода, равняется 9 м, а ширина доходит до 8 м в нижней части и около 5 м – в верхней. Монументальные башни, высота которых около 12-14 м, расположены вдоль стены и находятся одна от другой на расстоянии полета стрелы (из 60000 башен в настоящее время сохранилось лишь 20000). Ряд массивных ворот ведет к главным дорогам в Монголию. Стена неоднократно достраивалась и укреплялась в последующие века. Первоначально она сооружалась только из щебня и земли, и лишь позднее была произведена облицовка ее камнем и кирпичом.
www.themegallery.com
Company Logo
Пагода
Наиболее интересным типом культовых построек Китая является пагода. Она
www.themegallery.com
Company Logo
Пагода
Наиболее интересным типом культовых построек Китая является пагода. Она
верх, карнизами глубоко национальна. Крыши пагод воспроизводят листву, вертикальный силуэт – гигантское дерево. Концы балок торчат наружу подобно сучьям. Центральная мачта держит на себе всю конструкцию. Над пагодой возвышается металлический шест с девятью зонтами (имитация индийской ступы). На конце шеста – двухметровая надставка в форме языков пламени.
Каждая деталь башни имела символическое значение – девять ступеней нирваны Будды, четыре стороны света и др.
Ставили пагоды на вершинах гор и холмов. Это полностью отвечало постулатам чань-буддизма о ничтожности и суетности земной жизни, о величии Природы. Начиная с V века н.э., пагоды строят из более прочных материалов – кирпич, камень и прочее.
www.themegallery.com
Company Logo
Жилые здания
Модели зданий, а также сохранившиеся изображения построек
www.themegallery.com
Company Logo
Жилые здания
Модели зданий, а также сохранившиеся изображения построек
Тип жилья, создаваемый китайцами в течение тысячелетий, мало чем отличается от своих древнейших прототипов. Строились они из дерева, кирпича-сырца и камня. Стены дома, как правило, не являлись несущими конструкциями. Они заполняли пролеты между деревянными опорными столбами, защищая помещения от холода. Главный фасад – южный. Он имел вход и окна, заполняющие всю плоскость стены. На севере окон не предусматривалось. Южная стена выполнялась в виде деревянной решетки, заклеенной промасленной бумагой.
Крыша имела характерные широкие свесы, защищающие стены от осадков и прямого солнечного света.
Глиняные модели многоярусных китайских домов
www.themegallery.com
Company Logo
Садово-парковая архитектура
Существует два композиционных принципа садово-парковой архитектуры:
Первый принцип, которому
www.themegallery.com
Company Logo
Садово-парковая архитектура
Существует два композиционных принципа садово-парковой архитектуры:
Первый принцип, которому
Второй принцип – достижение эффекта постепенного «сгущения» растительной массы от центра усадьбы к её периметру. По мере удаления от дома деревья и кустарники увеличиваются в размерах становится более густой их крона. Из-за этого при взгляде со стороны усадьбы теряется условная граница между естественным лесным массивом и садом. Сад как бы устремляется навстречу дикому лесу и горным вершинам.
www.themegallery.com
Company Logo
Принцип расположения растений в китайском саду
www.themegallery.com
Company Logo
Принцип расположения растений в китайском саду
www.themegallery.com
Company Logo
Очень популярны были каменные сады. Считалось, что в камнях скрываются
www.themegallery.com
Company Logo
Очень популярны были каменные сады. Считалось, что в камнях скрываются
www.themegallery.com
Company Logo
Религиозно-философские учения
www.themegallery.com
Company Logo
Религиозно-философские учения
www.themegallery.com
Company Logo
Ранние натурфилософские идеи
Ранние натурфилософские представления получили отражение в трактате
www.themegallery.com
Company Logo
Ранние натурфилософские идеи
Ранние натурфилософские представления получили отражение в трактате
В первых древнекитайских натурфилософских учениях дао, тайцзи, Инь и Ян предстают как демифологизированные образы, приближающиеся к философским категориям. Ранние естественнонаучные представления складывались и развивались в постоянном противоборстве с мифологизированным сознанием, осмысливавшим натурфилософские понятия в религиозно-идеалистическом духе.
Идея о пяти «Элементах»
www.themegallery.com
Company Logo
Инь и Ян
Инь и Ян — одна из основных концепций
www.themegallery.com
Company Logo
Инь и Ян
Инь и Ян — одна из основных концепций
Символ Инь-Ян изображает вселенную, состоящую из двух противоположностей Инь и Ян, которые образуют целое лишь в единой комбинации. Две точки в символе означают, что каждая из двух энергий на высшей ступени своей реализации уже содержит в себе зерно своей противоположности и готова в нее преобразоваться.
Инь и Янь как две полярные энергии
Инь и Ян представляют собой две фундаментальные силы, которые создают вселенную и приводят ее в гармонию путем своего взаимодействия и непрерывного поиска баланса. Эти две противоположные, конфликтующие силы присутствуют в каждом действии. Они символизируют две противоположные энергии, которые, видоизменяясь и взаимодействуя, представляют собой динамику мира. Это символ говорит о том, что реальность состоит из взаимодействия противоположностей и противоположных принципов.
Символ непрерывных перемен
Из взаимодействия Инь и Ян возникают Пять базовых элементов – вода, огонь, дерево, метал и земля – пять фаз превращений, или пять энергий, которые определяют ход природных явлений. Это проявление всего происходящего рассматривается как цикличный процесс, бесконечное рождение и умирание, поскольку все, достигнув свой высшей стадии, превращается в свою противоположность. Таким образом, основополагающей характеристикой Инь и Ян являются непрерывные перемены, которые называют движением Да.
www.themegallery.com
Company Logo
Элемент «Ци»
По мере развития мировоззренческих представлений, возникло понятие «ци». В качестве
www.themegallery.com
Company Logo
Элемент «Ци»
По мере развития мировоззренческих представлений, возникло понятие «ци». В качестве
По мнению ряда ученых, ци было связано с предметным представлением о воздухе, но уже утратило конкретность единичного явления и превратилось в субстанцию. Ци выступает как единый общемировой субстрат - первоматерия, чистая и легкая часть которой, воспаряя, образует небо, а тяжелая и мутная часть, опускаясь, создает землю.
Как сущность вещей, ци содержит в себе противоречие: ее сгущение образует женские частицы инь-ци, разряжение - мужские частицы ян-ци, взаимодействие этих противоположных начал порождает пять "элементов", а они - все сущее.
Возникновение понятий пяти "элементов" (у син), ян, инь, ци и дао заложило основу категориальной системы древнекитайских философских учений.
www.themegallery.com
Company Logo
Конфуцианство
www.themegallery.com
Company Logo
Конфуцианство
www.themegallery.com
Company Logo
Конфуцианство возникло на рубеже VI-V вв. до х.э. Его основоположником
www.themegallery.com
Company Logo
Конфуцианство возникло на рубеже VI-V вв. до х.э. Его основоположником
Конфуций впервые в истории Китая открыл частную школу. Он учил чтению и письму, толкованию древних книг, преданий, западночжоуских обрядов, но главным предметом было преподавание норм морали, методов "самоусовершенствования благородного мужа". В школе Конфуция преобладала практическая философия, нацеленная на проблемы нравственности и управления. Основным вопросом философии Конфуций считал проблемы человека и человеческого общества. Впоследствии конфуцианцы создали свою каноническую литературу, в которую включили будто бы отредактированные Конфуцием "Книгу перемен", "Книгу песен" ("Шицзин"), "Книгу преданий" ("Шуцзин") и лускую летопись "Чуньцю" якобы им написанную.
Конфуцианство с течением времени превращается из господствующей идеологии в государственную религию. В III в. до н. э. Конфуций был канонизирован, в честь него строятся храмы, Конфуцианство не имело особой касты жрецов: функции верховного жреца выполнял сам император. Основными хранителями конфуцианских заповедей являлись чиновники, поскольку знание конфуцианской литературы было главным условием при отборе их на службу
Конфуцианство оставалось главной политической доктриной в течение 25 веков. Оно предполагало, что основываясь на разумных нравственных принципах поведения, можно усовершенствовать жизнь как отдельного человека, так и целого общества. Именно в качестве рационалистической утопии оно и получило распространение.
Конфуций (551—479 гг. до н. э.)
www.themegallery.com
Company Logo
Даосизм
www.themegallery.com
Company Logo
Даосизм
www.themegallery.com
Company Logo
Возникновение Даосизма традиционно связывают с именем полулегендарного мудреца из царства
www.themegallery.com
Company Logo
Возникновение Даосизма традиционно связывают с именем полулегендарного мудреца из царства
Основная категория этого учения - дао - трактуется как Путь природы, самоестественность, всеобщность и объективность закона, "мать всех вещей". Даосское мировоззрение отмечено яркими чертами экологической мудрости.
Социальным идеалом древнего даосизма был возврат к "естественному", первобытному состоянию и внутриобщинному равенству - "золотому веку" даосской утопии. Даосы решительно выступали против богатства и роскоши знати, непомерных поборов властей, доводящих народ до нищеты, бичевали жестокость правителей, резко осуждали войны. Даосы выдвинули теорию "недеяния" (увэй), которая призывала к ненарушению "естественности вещей".
Древние даосы признавали объективность мира, выступали против обожествления неба, отрицали Волю Неба, учили, что небо, так же как и земля, - часть природы.
Мир, в представлении даосов, состоит из мельчайших неделимых материальных частиц ци и находится в состоянии постоянного изменения, все переходит в свою противоположность. По даосскому учению, дао, будучи непознаваемым до конца, материализуется в дэ - своем обнаружении в мире явлений.
Даосы отвергали культ предков и другие религиозные культы, выступали против жертвоприношений небу, земле, горам, радуге и другим обожествленным явлениям природы.
Лао-цзы (Старый Младенец, Мудрый Старец) VI век до н. э.
www.themegallery.com
Company Logo
Фэн-шуй
Фэн-шуй — даосская практика символического освоения (организации) пространства, восточноазиатский вариант геомантии. Считается, что
www.themegallery.com
Company Logo
Фэн-шуй
Фэн-шуй — даосская практика символического освоения (организации) пространства, восточноазиатский вариант геомантии. Считается, что
Примерно в 475—770 гг. до нашей эры, на основе практики фэн-шуй оформилось и его научное обоснование. Однако принципы фэн-шуй, были известны по меньшей мере еще за тысячу лет до того. Книги, посвященные этим проблемам, датируются 25 годом до нашей эры (эпоха династии Хань).
Фэн-шуй базируется на трех основных принципах:
Первый принцип — это представление об энергии Ци, энергии, которая создает и пронизывает все во Вселенной.
Второй принцип — это устойчивое равновесие взаимодополняющих сил Инь и Ян.
Третий принцип — взаимодействие пяти основных стихий, или как их называют китайцы — пяти первоэлементов, из которых создана Вселенная и все ее составляющие.
С фэн-шуй так же связано понятие «лопань» или «китайский компас».
Лопань
www.themegallery.com
Company Logo
Буддизм
www.themegallery.com
Company Logo
Буддизм
www.themegallery.com
Company Logo
Буддизм появился в Китае уже в период нашей эры. Первыми
www.themegallery.com
Company Logo
Буддизм появился в Китае уже в период нашей эры. Первыми
Уже к середине II века с буддизмом знакомится императорский двор, о чём свидетельствуют жертвоприношения Лао-цзы (основателю даосизма) и Будде, совершенные императором Хуань-ди в 165 году. По преданию, первые буддийские сутры были привезены на белой лошади в Лоян, столицу империи Восточная Хань, в царствование императора Мин-ди (57—75); здесь же позднее появился первый в Китае буддийский монастырь — Байма-сы (Храм Белой лошади).
В конце I века зарегистрирована деятельность буддистов ещё в одном городе восточноханьской империи — Пэнчэне.
В начале II века была составлена «Сутра 42 статей» — первая попытка изложения на китайском языке основ буддийского учения.
Храм Белой Лошади «Байма-сы»
www.themegallery.com
Company Logo
Научные достижения и изобретения
www.themegallery.com
Company Logo
Научные достижения и изобретения
www.themegallery.com
Company Logo
Бумага
Начиная с ІІІ века бумагу уже широко применяют для
www.themegallery.com
Company Logo
Бумага
Начиная с ІІІ века бумагу уже широко применяют для
Разработанная Цай Лунем технология производства бумаги состояла в следующем: кипящая смесь из пеньки, коры тутового дерева, старых рыболовных сетей и тканей превращалась в пульпу, после чего её растирали до пастообразного однородного состояния и смешивали с водой. В смесь погружали сито в деревянной раме из тростника, вычерпывали ситом массу и встряхивали, чтобы жидкость стекла. При этом в сите образовывался тонкий и ровный слой волокнистой массы.
Эту массу затем опрокидывали на гладкие доски. Доски с отливками клали одна на другую. Связывали стопку и укладывали сверху груз. Затем затвердевшие и окрепшие под прессом листы снимались с досок и сушились. Изготовленный по такой технологии бумажный лист получался легким, ровным, прочным, менее желтым и более удобным для письма.
Цай Лунь.
www.themegallery.com
Company Logo
Шёлк
www.themegallery.com
Company Logo
Шёлк
www.themegallery.com
Company Logo
Компас
В III веке до н.э. китайский философ Хэнь Фэй-цзы
www.themegallery.com
Company Logo
Компас
В III веке до н.э. китайский философ Хэнь Фэй-цзы
Этой выпуклой частью ложка устанавливалась на столь же тщательно отполированной медной или деревянной пластине, так что черенок не касался пластины, а свободно висел над ней, и при этом ложка легко могла вращаться вокруг оси своего выпуклого основания.
На пластине были нанесены обозначения стран света в виде циклических зодиакальных знаков.
Подтолкнув черенок ложки, ее приводили во вращательное движение. Успокоившись, компас указывал черенком (который играл роль магнитной стрелки) точно на юг.
Современный компас был изобретён во время правления династии Сун (12-13 вв. н.э.).
www.themegallery.com
Company Logo
Арбалет
В Китае бронзовые стрелы арбалета, датированные не позднее середины
www.themegallery.com
Company Logo
Арбалет
В Китае бронзовые стрелы арбалета, датированные не позднее середины
Самые ранние ручные арбалеты с бронзовыми спусковыми устройствами, датированные VI веком до н. э., найдены в гробницах 3 и 12 в столице штата Лу Цюйфу, провинция Шаньдун.
Арбалет-репетир (многозарядный арбалет), впервые упомянутый в Записи о Трёх царствах, найден в 1986 г. в гробнице 47 в Циньцзяньцзуй, провинция Хубэй, и датируется IV до н. э.
Самые ранние текстуальные свидетельства применения арбалета в бою датируются IV веком до н. э. Ручные арбалеты со сложными бронзовыми спуском, найденные в гробнице терракотовой армии императора Цинь Шихуанди (221—210 до н. э.), сходны с последующими образцами династии Хань (202 до н. э.-220 н. э.), но арбалетчики в эпоху династии Хань проходили длительную строевую подготовку, некоторые из них даже формировались в кавалерийские подразделения. Этим писатели той эпохи объясняют успехи массированного арбалетного огня в многочисленных войнах с хунну
Ручной арбалет со спусковым механизмом II века до н. э. Эпохи династии Хань.
www.themegallery.com
Company Logo
Математика
Первые дошедшие до нас китайские письменные памятники относятся к
www.themegallery.com
Company Logo
Математика
Первые дошедшие до нас китайские письменные памятники относятся к
Развитие науки продолжилось после того, как в XI в. до н. э. династию Шан сменила династия Чжоу. В эти годы возникают китайская математика и астрономия. Появились первые точные календари и учебники математики. «Истребление книг» императором Цинь Ши Хуаном (Цинь Шихуанди) не позволило ранним книгам дойти до нас, однако они, скорее всего, легли в основу последующих трудов.
С воцарением династии Хань (208 до н. э. — 220 н. э.) древние знания стали восстанавливать и развивать. Во II в. до н. э. опубликованы наиболее древние из дошедших до нас сочинений — математико-астрономический «Трактат об измерительном шесте» и фундаментальный труд «Математика в девяти книгах» (Цзю чжан суань шу ). Толкование этого трактата было облегчено благодаря открытию текста «Суань шу шу» в 1983-84 гг. (Чжанцзяшань, пров. Хубэй), относящегося примерно к этому же периоду.
Наиболее содержательное математическое сочинение древнего Китая — «Математика в девяти книгах». Это слабо согласованная компиляция более старых трудов разных авторов. Книга была окончательно отредактирована финансовым чиновником Чжан Цаном (умер в 150 г. до н. э.) и предназначена для землемеров, инженеров, чиновников и торговцев. В ней собраны 246 задач, изложенных в традиционном восточном духе, т.е рецептурно: формулируется задача, сообщается готовый ответ и (очень кратко и не всегда) указывается способ решения.
Математика в девяти книгах (начало)
www.themegallery.com
Company Logo
Астрономия
www.themegallery.com
Company Logo
Астрономия
www.themegallery.com
Company Logo
Медицина
www.themegallery.com
Company Logo
Медицина
www.themegallery.com
Company Logo
Заключение
Таким образом можно сделать вывод, что древнекитайская культура зарождалась и
www.themegallery.com
Company Logo
Заключение
Таким образом можно сделать вывод, что древнекитайская культура зарождалась и
Сохранившиеся материальные и литературные источники позволяют проследить процесс развития китайских религиозно-философских взглядов, возникновение социально-политических систем. Мы видим, как развиваются градостроительство, архитектура, пластическое искусство; создаются сокровищницы поэзии и прозы; возникают значительные произведения изобразительного искусства, в том числе и портретная живопись.
Кроме того на территории Китая сформировались свои собственные, а также дополнились и расширились чужие религиозно-философские системы.
Значительными были и научные достижения в области астрономии, математики, медицины.
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи и Японии.
Из этого следует, что китайская культура внесла весомый вклад в развитие мировой культуры, научных знаний и технических приспособлений. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одаренности и глубоких корнях китайского народа.
www.themegallery.com
Company Logo
Использованная литература
Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т.
www.themegallery.com
Company Logo
Использованная литература
Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т.
Всеобщая история искусств в 6-ти томах. Т.1. - Искусство Древнего мира / Под ред. А.Д.Чегодаева - М.: Искусство, 1956
История Древнего Востока / Под ред. В. И. Кузищина 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1988 – 247 с.
История Востока. Том 1. Под редакцией Рыбакова Р. Б., Алаева Л. Б. и др. М., 2002 – С. 688
Хрестоматия по истории Древнего Востока : Учебное пособие в 2-х частях, Ч. 1. / Под ред. М.А. Коростовцева, И.С. Кацнельсона и др. – М. : Высшая школа, 1980 – 328 с.
Культурология. История мировой культуры Учебник для вузов. / Под ред. Марковой А.Н. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити, 2000. — 600 с.
История религий Востока. / Васильев Л.С. – М.: Высшая школа, 1988.
"История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии" / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. - Мин.: Харвест, М.: АСТ, 2000. - 848 с.
Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Том 1 'Поэзия и проза Древнего Востока' / Ред. В. Санович.- М.: 'Художественная литература', 1973.
Ли Цяо. Чжунго ханъе шэнь (Китайские божества профессий). Тайбэй, 1996, - 193 с.
Лилиан Мэй. Фэн-шуй от А до Я