Культура в XVIIв презентация

Содержание

Слайд 2

Культура 17 века формировалась в новых условиях социально-экономического развития-зарождения буржуазных отношений.
Развитие внутренней торговли

обусловило укрепление связей между частями стран, что благотворно воздействовало на культуру, обогащающуюся за счет взаимовлияния отдельных регионов
В развитии русской культуры 17 века выделяют три этапа:
Первый-1600-1620-е гг.- некоторый застой, связанный с эпохой Смуты.
Второй 1630-1670-е гг. – бурное развитие культуры, всех ее направлений.
Третий-1680-1690-е гг.- наивысшее развитие культуры Средневековья.
На третьем этапе усиливается влияние культуры запада, но ведущей роли Западная Европа не играла.
Проникновение светских элементов- обмирщение .

ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Культура 17 века формировалась в новых условиях социально-экономического развития-зарождения буржуазных отношений. Развитие внутренней

Слайд 3

Происходит дифференциация культуры- проявляются новые отрасли, жанры, формы, произведения.
При сохранении ведущей роли церкви

нарастает процесс обмирщения культуры, усиления в ей светских элементов.
Русская культура распространяется вширь. Возникает проблема, взаимодействия с другими культурами в рамках формирующегося многонационального государства.
Появляется и усиливается огосударствление культуры, подчинена ее государству. В том числе и через церковь, также подконтрольную государству.

ТЕНДЕНЦИИ МОСКОВСКОГО ПЕРИОДА В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ VIIВ.

Происходит дифференциация культуры- проявляются новые отрасли, жанры, формы, произведения. При сохранении ведущей роли

Слайд 4

Потребности в образовании были продиктованы практическими нуждами. В XVII веке грамотных людей уже

было больше, чем в предыдущем столетии. Это были лица духовного и приказного сословия, дворяне и посадские люди, даже крестьяне ( старосты и целовальники, приказчики и писцы ). Уровень грамотности к концу века вырос до 52 % в среде купечества и служащих, до 42 % других слоях населения.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. КРУГ ЧТЕНИЯ

Потребности в образовании были продиктованы практическими нуждами. В XVII веке грамотных людей уже

Слайд 5

В 1634г. Был издан « Букварь» В.Бурцева

В том же году публиковали «Грамматику» Мелетия

Смотрицкого»

В 1634г. Был издан « Букварь» В.Бурцева В том же году публиковали «Грамматику» Мелетия Смотрицкого»

Слайд 6

За вторую половину XVII столетия было напечатано 300 тыс. букварей, 150тыс. учебных Псалтирей

и Часословов

«Букварь» Кариона Истомина

За вторую половину XVII столетия было напечатано 300 тыс. букварей, 150тыс. учебных Псалтирей

Слайд 7

В 1685г. Существовала «школа для учения детям» в городе Боровске, около торговой площади.

В Москве на Никольской улице построили особое здание для школы, которое открыли в 1665г. при Спасском монастыре за торговым Иконным рядом. Открыты школы в московском Андреевском монастыре, Чудовом монастыре, при Введенской церкви.

ШКОЛЫ И АКАДЕМИЯ.

Титульный лист Азбуки Мезенца. Певческая школа в 17 веке.

В 1685г. Существовала «школа для учения детям» в городе Боровске, около торговой площади.

Слайд 8

В 1687г. Начало работать Славяно-греко-латинское училище основанное братьями Лихудами, впоследствии названное академией. Здесь

постигали весь школьный цикл от низших до высших классов, начиная с грамматики и заканчивая философией, этикой и богословием.

В 1687г. Начало работать Славяно-греко-латинское училище основанное братьями Лихудами, впоследствии названное академией. Здесь

Слайд 9

ПЕРВЫЕ УЧИТЕЛЯ

Иоанникий и Софроний Лихуды - просветители Руси.

Досифей II Нотара, патриарх Иерусалимский.

Федор

Поликарпов

И.С.Головин

ПЕРВЫЕ УЧИТЕЛЯ Иоанникий и Софроний Лихуды - просветители Руси. Досифей II Нотара, патриарх

Слайд 10

В России хорошо отливали колокола, и большие и малые, славился по всей стране

малиновый звон.
Успешно владели строительной техникой
Возведением деревянных и каменных зданий, светских и церковных.
Русские люди писали практические руководства, в которых обобщали накопленный опыт. Подобные пособия содержали начатки знаний по геометрии, геологии, физике, химии, баллистике

НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ

В России хорошо отливали колокола, и большие и малые, славился по всей стране

Слайд 11

Необходимым было знание астрономии. Оно было нужно для хозяйственной деятельности, для суточного определения

времени.
В середине XVII столетия появились переводы с изложением гелиоцентрических воззрений Николая Коперника.

Николай Коперник

Необходимым было знание астрономии. Оно было нужно для хозяйственной деятельности, для суточного определения

Слайд 12

Расширялись знания по географии, представления о России.
. Экспедиции М.В. Стадухина, И.И. Реброва, В.Д.

Пояркова, Е.П. Хабарова, С.И. Дежнёва способствовали освоению Сибири.
На рубеже XVI и XVIIвв. Появилась общая карта государства
В 1627г. Составили « Книгу Большому Чертеже»; перечень городов России, расстояний между ними с краткими сведениями этнографического, географического характера

«ЧЕРТЁЖ ЗЕМЛИ ТОМСКОГО ГОРОДА» взят из «ЧЕРТЁЖНОЙ КНИГИ».

Расширялись знания по географии, представления о России. . Экспедиции М.В. Стадухина, И.И. Реброва,

Слайд 13

В 1696г. Семен Ульянович Ремезов работает над картой, которую называет
« Чертежная книга

Сибири»

Чертёж всех Сибирских городов - карта Ремезова.

Семен Ульянович Ремезов

В 1696г. Семен Ульянович Ремезов работает над картой, которую называет « Чертежная книга

Слайд 14

Еще большее распространение получили исторические сочинения – летописные своды, повести, сказания. В XVIIв.

К ним прибавились многие новые летописи и хронографы, повести и сказания.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СОЧИНЕНИЯ

Еще большее распространение получили исторические сочинения – летописные своды, повести, сказания. В XVIIв.

Слайд 15

Одним из творцов был Сильвестр Медведев. Его труд – «Созерцание краткое лет 7190,

7191, 7192, в них же что содеяся во гражданстве.»

Вирши Сильвестра Медведева, XVIII в.

Одна из страниц трудов С. Медведева

Одним из творцов был Сильвестр Медведев. Его труд – «Созерцание краткое лет 7190,

Слайд 16

В конце 70-х годов в Москве опубликовали «Синопсис» Иннокентия Гизеля. В нем краткий

обзор русской истории с древнейших времен до той эпохи, когда жил автор.

Иннокентий Гизель

"Синопсис" Иннокентия Гизеля 1678 года

В конце 70-х годов в Москве опубликовали «Синопсис» Иннокентия Гизеля. В нем краткий

Слайд 17

Данное столетие можно назвать началом нового периода в истории русской культуры. Большую роль

в этом сыграли события Смутного времени, войн и освоения просторов Сибири.

Данное столетие можно назвать началом нового периода в истории русской культуры. Большую роль

Слайд 18

ЛИТЕРАТУРА

События начала XVII в. подвигли взяться за перо князей и бояр, дворян

и посадских людей, монахов и священников. Авраамий Палицын в «Сказании» подробно повествует о «разбойничестве» первых лет нового века, восстании Болотникова, борьбе с самозванцами и интервентами.
Другие авторы: дьяк И. Тимофеев (Семенов) во «Временнике», И.М. Катырев-Ростовский, родовитый князь, многие известные и анонимные составители повестей и сказаний, слов и видений – взволнованно говорят о Смуте.
Участники похода Ермака составили «Казачье написание». Инициативу похода они отводят самим казакам, а не Строгановым. Федор Порошин, беглый холоп, ставший подьячим Войска Донского , создает в 40-е гг. XVII в. «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»

ЛИТЕРАТУРА События начала XVII в. подвигли взяться за перо князей и бояр, дворян

Слайд 19

ЛИТЕРАТУРА

По-прежнему русские люди любили читать жития святых – Антония и Феодосия

Печерских, Сергия Радонежского и многих других.
«Житие» Аввакума – талантливая яркая автобиография, острая, полемическая и живая
Стол же ярким явлением русской литературы того времени являются сатирические повести и сказания. Таковы «Азбука о голом и небогатом человеке», «Служба кабаку», «Повесть о Шемякином суде», «Сказание о куре и лисице», «Сказание о попе Савве и великой его славе», «Калязинская челобитная»
Родились новые жанры - светская повесть-драма, стихи с их бытовыми, сатирическими, любовными мотивами.

ЛИТЕРАТУРА По-прежнему русские люди любили читать жития святых – Антония и Феодосия Печерских,

Слайд 20

ЛИТЕРАТУРА

Исторические песни о полководце Скопине-Шуйском, о борьбе Минина и Пожарского, о

Степане Разине.
Новые веяния в церковной литературе житийного жанра: ее героями становятся люди, показанные в бытовой обстановке («Повесть об Улиянии Осорьиной»),
Осознание ценности человеческой личности, ее индивидуальных особенностей привело к жанру автобиографии – «Житие» Аввакума.
Против несправедливости выступают сатирические повести – «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Сказание о князе и лисице».
Повести о казачестве – «Об овсом сидении и осадном положении».
Во второй половине XVII в. Появляются первые поэты: Симеон Полоцкий, Карион Истомин, Сильвестр Медведев.

ЛИТЕРАТУРА Исторические песни о полководце Скопине-Шуйском, о борьбе Минина и Пожарского, о Степане

Слайд 21

ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО

Деревянное зодчество тесно связано с потребностями жизни народа, его быта , обычаев.

Основные элементы деревянного дома- квадратный сруб с подклетью для хозяйственных помещений , кладовых, сени между клетями,крыша,двери и окна-устойчиво бытовали столетиями.

Городская площадь XVII века

ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО Деревянное зодчество тесно связано с потребностями жизни народа, его быта ,

Слайд 22

Основные черты храмового каменного зодчества XVII века:
Уход от строгой симметричности;
Разнообразие форм;
Декоративность, наглядность;
Шатровые кровли.
Светские

черты проникают в храмовую архитектуру, основываются на народной культуре, которую отличает жизнерадостность, разнообразие и «узорочье».

Основные черты храмового каменного зодчества XVII века: Уход от строгой симметричности; Разнообразие форм;

Слайд 23

ЛЕТНИЙ ДЕРЕВЯННЫЙ ДВОРЕЦ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА В КОЛОМЕНСКОМ (1667-1671)

ЛЕТНИЙ ДЕРЕВЯННЫЙ ДВОРЕЦ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА В КОЛОМЕНСКОМ (1667-1671)

Слайд 24

ДВОРЕЦ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА В СЕЛЕ КОЛОМЕНСКОМ

ДВОРЕЦ ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА В СЕЛЕ КОЛОМЕНСКОМ

Слайд 25

ДЕРЕВЯННЫЕ ЦЕРКВИ СОХРАНИЛИСЬ

Вологодской области

Тверской области

ДЕРЕВЯННЫЕ ЦЕРКВИ СОХРАНИЛИСЬ Вологодской области Тверской области

Слайд 26

Архангельской области

Архангельской области

Слайд 27

Костромской области

Костромской области

Слайд 28

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА В МЕДВЕДКОВО

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА В МЕДВЕДКОВО

Слайд 29

ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА В ЯРОСЛАВЛЕ

ЦЕРКОВЬ ИЛЬИ ПРОРОКА В ЯРОСЛАВЛЕ

Слайд 30

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В ПУТИНКАХ (1649-1652)

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В ПУТИНКАХ (1649-1652)

Слайд 31

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА

Слайд 32

МОСКОВСКОЕ БАРОККО

Церковь Живоначальной Троицы
в Никитниках (1628-1653)

МОСКОВСКОЕ БАРОККО Церковь Живоначальной Троицы в Никитниках (1628-1653)

Слайд 33

ТЕРЕМНОЙ ДВОРЕЦ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ (1635-1636)
В каменной архитектуре сильна связь с традициями прошлого.

ТЕРЕМНОЙ ДВОРЕЦ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ (1635-1636) В каменной архитектуре сильна связь с традициями прошлого.

Слайд 34

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО XVII ВЕКА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО XVII ВЕКА

Слайд 35

В ЖИВОПИСИ XVII В. ВЫДЕЛЯЮТСЯ НЕСКОЛЬКО НАПРАВЛЕНИЙ. ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – СТРОГАНОВСКОЕ.

В ЖИВОПИСИ XVII В. ВЫДЕЛЯЮТСЯ НЕСКОЛЬКО НАПРАВЛЕНИЙ. ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – СТРОГАНОВСКОЕ.

Слайд 36

ПРОКОПИЙ ЧИРИН

ПРОКОПИЙ ЧИРИН

Слайд 37

НАЗАРИЙ И ФЁДОР САВИНЫ

НАЗАРИЙ И ФЁДОР САВИНЫ

Слайд 38

Их иконы отличались утоненной красотой фигур с удлиненными пропорциями, орнаментальностью, тонкими и узорными

линиями и мазками, обилием золота и серебра («Чудо Фёдора Тирона», Никифора, «Никита-воин» Чирина)

Их иконы отличались утоненной красотой фигур с удлиненными пропорциями, орнаментальностью, тонкими и узорными

Слайд 39

ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – ЦАРСКИЕ МАСТЕРА ИЗ ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ.

ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – ЦАРСКИЕ МАСТЕРА ИЗ ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ.

Слайд 40

XVII ВЕК – ЗАРОЖДАЕТСЯ РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ. В ЭТО ВРЕМЯ ПРОИСХОДИТ РАЗДЕЛЕНИЕ ЖИВОПИСИ ОТДЕЛЬНО

НА ИКОНОПИСЬ И, СОБСТВЕННО, САМУ ЖИВОПИСЬ. ЖИВОПИСЬ РОССИИ XVII ВЕКА – ЭТО, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, СИМОН УШАКОВ И ИОСИФ ВЛАДИМИРОВ. РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ ТОГО ВРЕМЕНИ УВЛЕКАЛИСЬ – «ПАРСУНАМИ», ИЗОБРАЖЕНИЯМИ КАКОГО-ЛИБО ПЕРСОНАЖА. ТАК ПОЛУЧИЛА РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ ПОРТРЕТ.

XVII ВЕК – ЗАРОЖДАЕТСЯ РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ. В ЭТО ВРЕМЯ ПРОИСХОДИТ РАЗДЕЛЕНИЕ ЖИВОПИСИ ОТДЕЛЬНО

Слайд 41

«СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ»      

Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в

XVII веке. Наиболее известным автором парсун считается СимонУшаков.По стилю, приёмам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом. Иногда пишется такой составляющий элемент иконы, как нимб вокруг головы персонажа.

«СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ» Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля

Слайд 42

ПАРСУНА ИВАНА ГРОЗНОГО

В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты и подпись,

позволяющие идентифицировать изображённого. Персонажами являются, прежде всего, цари, князья, военачальники, церковные иерархи. 

ПАРСУНА ИВАНА ГРОЗНОГО В парсуне портретное сходство передаётся весьма условно, часто используются атрибуты

Имя файла: Культура-в-XVIIв.pptx
Количество просмотров: 82
Количество скачиваний: 0