Нетрадиционные религиозные культы презентация

Содержание

Слайд 2

1. Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий.

Новыми называются религиозные движения, возникшие в

XVII-ХХ вв., и те, которые продолжают появляться уже в XXI веке.
По мнению Р. Белла в XX в. начинается новый этап в эволюции религии. Этот этап характеризуется ослаблением влияния и авторитета традиционных форм религии и появлением значительного числа новых религиозных движений, организаций, культов, которые в отечественной литературе часто называются нетрадиционными религиями.

Слайд 3

Среди альтернативных терминов, предлагавшихся в конце 20 века например: «альтернативные религии», «нетрадиционные религии»,

«нетрадиционные культы», «маргинальные религиозные группы», «новые религии» и т. п.), широкое распространение получил один термин — «новое религиозное движение» (НРД), — популярность которому обеспечили труды английского социолога профессора Айлин Баркер.

Слайд 4

От других терминов понятие НРД отличается тем, что определяющую роль в нём играет

не фактический, а хронологический аспект.
В общем смысле «новым религиозным движением» называется любая религиозная группа, не признанная (или пока не признанная) традиционной в отдельно взятом обществе.
Соответственно, список НРД меняется как в зависимости от временного критерия, принятого тем или иным исследователем, так и в зависимости от конкретного социума, о котором идёт речь.

Слайд 5

Признаки новых религиозных движений:

тоталитарный и общественноопасный характер вероучения и культа большинства;
неустойчивость вероучения и

культа, что негативно сказывается на психоэмоциональном состоянии членов;
наличие тайных элементов вероучения, доступных только посвященным.

Слайд 6

Причины появления НРД:

снижение общественного авторитета христианской церкви как православной, так и католической;
развитие

науки и техники, значительно расширившей возможности человека и поставившей перед наукой новые проблемы;
сохранение неразрешёнными вечных вопросов человечества, в особенности вопроса о смерти;
расширение связей между разными странами, народами, взаимопроникновение культур, появление стремления к объединению между ними;
коммерциализация всех сторон жизни, превращение религиозной веры и спасения души в товар;
развитие средств массовой информации, увеличение скорости донесения информации до потребителя, что оставляет ему значительно меньше времени на её обдумывание.

Слайд 7

Основные особенности новых религиозных вероисповеданий (Л.Н. Митрохин «Религиозные культы в США»):

1. Во главе

стоит харизматический лидер, уверяющий, что он обладает новым уникальным «откровением» относительно Бога и реальности.
2. Лидер создает особую «семью» или коммуну, в которой его называют «отцом».
3. Лидер устанавливает обязательные для всех абсолютные правила поведения, но вовсе не обязательно следует им сам.
4. Группа придерживается катастрофическо-апокалиптического взгляда на мир. Члены организации часто отказываются от всего имущества, меняют место жительства.
5. Используется определенная техника контроля за поведением обращенных, обычно предполагающая изоляцию от внешнего мира.
6. Культ в этих новых организациях предпочтительно коллективный, используется «техника» психологического манипулирования, психотерапия, особое внимание уделяется новообращенным, их адаптированию к группе.

Слайд 8

2. Классификация новых религиозных движений (НРД)

Отечественные исследователи нетрадиционных религий выделяют следующие их типичные

разновидности:
Неохристианские объединения — «Церковь объединения», «Дети Бога», «Церковь тела Христа» и др.
Саентологические (от англ. science — наука) или наукообразные направления.
Неоориенталистские культы: «Общество Сознания Кришны», «Тихоокеанский узел — буддийский центр», «Миссия Божественного света», «Маха рай Джи» и др.
Сатанинские группы — «церковь Сатаны» — провозглашают себя сознательными носителями зла и антиподом христианства.

Слайд 9

Маргаретт Тэлер Сингер (психолог) предлагает следующую классификацию новых религиозных движений:

Неохристианские религиозные группы
Индуистские

и восточные религиозные группы
Оккультные, колдовские и сатанистские группы
Спиритические группы
Дзен и прочие группы с китайско-японской философско-мистической ориентацией
Расовые группы
Группы, возникшие вокруг НЛО и прочих внеземных феноменов
Психологические или психотерапевтические группы
Политические группы
Системы самоусовершенствования, самореализации или саморазвития.

Слайд 10

Социолог Рональд Энрот классифицирует НРД:

Восточные мистические группы
Псевдохристианские группы
Духовно-психологические группы и группы

самоусовершенствования
Эклектичные и синкретические группы
Парапсихологические, оккультные и астральные группы

Слайд 11

Классификация НРД по Майклу Лангоуну (психолог) выглядит следующим образом:

Восточная медитация
Движения, основанные на

Библии и христианстве
Оккультизм, сатанизм, колдовство, чёрная магия
Политический терроризм
Психотерапия / самореализация
Группы по избавлению от наркотической зависимости
Коммерческие

Слайд 12

Важнейшим аспектом деятельности современных НРД учёные считают культивирование различных психофизических упражнений, применительно к

которым адепты НРД обычно используют термины «практики», «духовные практики», «методы духовной работы», «методики самосовершенствования».
Эти техники можно разделить на три основные группы, направленные на работу:
с телом (и «энергиями») – телесноориентированные и мануально-энергетические;
с эмоциями – вербальные и эмоционально-вербальные;
с сознанием – ментальные
Тип духовной практики НРД позволяет определить её потенциальных адептов.

Слайд 13

4. Характеристика основных направления новых религиозных движений.

1. Движения протестантского толка: баптизм, движение адвентистов,

пятидесятничество, Церковь Христа. Эти движения, во-первых, базируются на протестантском вероучении о Библии как единственном источнике вероучения, а, во-вторых, каждый верующий имеет право самостоятельно толковать «Священное Писание». Лидеры этих движений в целях привлечения внимания выделяют какой-либо аспект Библии, который провозглашают главным.

Слайд 14

Исторически первым протестантским движением был баптизм, который возник в ХVII в. в Голландии,

где стал идеологической основой национально-освободительной борьбы против испанского владычества. Название течения происходит от греческого слова “крещение”. Баптисты требовали от человека, принимающего аусбургское исповедание перекрещивания. Крещение, принятое в детском возрасте, по их мнению, недействительно, так как человек принимал его несознательно.

Слайд 15

Движение адвентистов (название происходит от латинского слова adventus – пришествие) выделилось из среды

баптистских общин США в начале 30-х годов ХIХ в. Его основателем был американский фермер Вильям Миллер, по совместительству исполнявший обязанности проповедника одной из баптистских общин. Современное содержание движения адвентистов сводится к следующему:
учение о втором пришествии Христа является основной мыслью Библии;
ожидание установления 1000-летнего царства праведников на небе и последующего третьего пришествия Христа, в результате которого души грешников будут уничтожены, а на земле установится вечное царство праведников «учение о хилиазме» (греч. хилиас – «тысяча»);
при этом почитание субботы как святого дня, являющееся основным признаком истинной церкви, а почитание воскресения является языческим заблуждением;
забота о своём теле (адвентистам категорически запрещено курить, пить вино, чай, кофе, кока-колу и другие напитки, содержащие кофеин и алкоголь, есть свинину);
материальная поддержка общины - уплата десятой части своих доходов без учёта налогов в её кассу.
Движение адвентистов делится на несколько толков: адвентисты седьмого дня (исходный вариант, к нему относится большинство адвентистов), адвентисты верного остатка (наиболее тоталитарная адвентистская секта, ожидающая второго пришествия со дня на день и отказавшаяся от любой мирской деятельности), адвентисты двух начал (признают равноправие и равенство сил Бога и Сатаны) и др.

Слайд 16

Пятидесятничество возникло в начале ХХ в. в США под руководством баптистского проповедника Чарльза

Парэма. Название этого движения происходит от дня Пятидесятницы – 50-го дня после Воскресения Христа, когда, согласно Евангелию, на апостолов сошёл Святой Дух.
Особенностью учения является вера в возможность схождения святого духа на верующих христиан в наши дни.
Пятидесятничество не имеет централизованной организации, а состоит из ряда самостоятельных общин, имеющих причудливые названия. К пятидесятникам примыкает несколько т.н. церквей малых групп, каждая община которых является федерацией групп верующих (численностью до 12 чел.), живущих по соседству.

Слайд 17

«Церковь Христа» наиболее тоталитарная и деструктивная секта протестантского толка. Она основана в Бостоне

в 1979 г. пастором Кип Мак Кингом и провозглашает, что Библия даёт ответ на все жизненные вопросы.
Целью секты является всеобщая евангелизация планеты Земля и возвращение к нормам церковной жизни I века христианской эры.
«Церковь Христа» имеет жёсткую организацию. Центром её является Бостонская церковь, которой подчиняются 24 региональные «столповые» церкви, а им, в свою очередь, подчиняются местные «дочерние» церкви, делящиеся на округа, регионы, «беседы» и «семейные группы». Руководитель каждой группы является наставником нижестоящих и учеником вышестоящих руководителей.
Сектант обязан беспрекословно подчиняться своему наставнику, отчитываться перед ним в своих делах и мыслях. Ему запрещается сомневаться в правильности слов и действий начальника.
Сектанты должны бросить семью и работу. Они живут в «семейных группах» из 5-10 человек под руководством лидера. Секта имеет жёсткую дисциплину.
День сектанта проходит в молитвах, слушании проповедей, отчётах перед лидером, бесплатной работе на секту – сборе милостыни или публичной агитации.
«Церковь Христа» отличается назойливостью пропаганды, обладает чётко отработанной технологией «промывания мозгов», в короткий срок превращающих новичка в убеждённого сектанта.

Слайд 18

2. Псевдохристианские НРД, сущность которых состоит в отрицании основных догматов христианства – о

троичности Бога и о божестве Иисуса Христа. Однако для привлечения к себе людей они называют себя христианами.

Слайд 19

«Свидетели Иеговы», как НРД возникло в 70-х гг. ХIХ в. в США, выделившись

из адвентистского движения. Её основатель – Чарльз Тейт Рассел. Суть учения заключается в следующем: Бог один, его имя – Иегова, учение о троичности Бога является дьявольским измышлением, а Христос является не Богом, а просто высоконравственным человеком, получившим от Бога способность не грешить и задание искупить человечество смертью на кресте; хилиазм особого вида – вера во второе пришествие Христа, после которого на земле установится 1000-летнее царство праведников, устроенное по образцу общества потребления, по окончании которого произойдёт третье пришествие Христа и все люди (независимо от праведности) воскреснут и будут наслаждаться райской жизнью.

Слайд 20

НРД Мормоны имеет официальное название «Церковь Иисуса Христа святых последних дней». А название

мормоны происходит от «Книги Мормона», признаваемой сектантами «дополнительным священным писанием», порой стоящим выше Библии.
Секта возникла в 30-х годах ХIХ в. в США под руководством фермера Иосифа Смита Младшего. Мормоны придерживаются следующих направлений: -- политеизм – вера во многих богов-покровителей планет (в частности, бог планеты Земля – Михаил, он же Адам, он же Иегова, он же Христос, главный бог Вселенной живёт в центре мира на планете Колоб);
- материализм – боги обладают материальным телом, могут одновременно находиться только в одном месте;
- возможность для каждого человека стать богом, для этого надо принять крещение у мормонов, жениться, завести побольше детей и вести праведную жизнь;
- вера в особую роль Америки.

Слайд 21

3. Харизматические культы, которые так называются вследствие того, что они возглавляются харизматическими лидерами

(греч. харизма – «благодать»).
Эти лидеры утверждают, что обладают некой особой благодатью от Бога и посланы принести её на Землю. Наиболее часто встречающейся «харизмой» является выдача себя за Мессию – спасителя человечества, а общими для этих сект являются проповеди скорого конца света и требование бросить семью, работу, учёбу и начать служить основателю секты – «истинному Мессии».

Слайд 22

«Белое братство» было основано в 1990 г. на Украине бывшим комсомольским работником Мариной

Цвигун, принявшей «духовное» имя Мария Дэви Христос и провозгласившей себя матерью мира, воплощением Христа. Учение секты внедряется в сознание её членов путём насильственного воздействия на психику (гипноз и наркотики).

Слайд 23

«Церковь единой веры» была основана в мае 1990 г. в Тюмени бывшим сержантом

милиции Сергеем Торопом. Родившийся 14 января 1961 года в г. Краснодаре Сергей Тороп, в мае 1990 года в г. Минусинске Челябинской области объявил о том, что он является новым мессией, сыном Божьим, проводником Духа Святого Великой Мудрости Творца - Виссарионом, что значит «дающий жизнь». На основе минусинского общества уфологов - кружка местной интеллигенции, увлекающейся различными вос­точными культами и возникла харизматическая культовая община. Виссарион проповедует своё необычное рождение (от слияния энергий Земли и Космоса), свою необычную роль на Земле и, что после его рождения Земля вступила в новую эпоху царства любви, к которой все мировые религии подготавливали человечество. Теперь, согласно учению Виссариона, они выполнили свою задачу, и должны уступить место «единой вере последнего завета», а последователи традиционных религий должны отказаться от приверженности им и принять новую веру.

Слайд 24

«Церковь объединения» основана в 1954 г. в Южной Корее Сан Мён Муном. В

учении Муна смешиваются христианские, буддистские и языческие корейские представления. Бог, согласно учению Муна, является двуполым существом, и, как все существа в мире, подчиняется половому инстинкту. В секте царит жёсткая дисциплина, действует система подавления личности и «промывания мозгов».

Слайд 25

4. НРД восточной ориентации, среди которых особо выделяется «Международное общество сознания Кришны», которое

основано в 1955 г. индуистским проповедником Абхеем Прабхупадой и представляет собой религиозную организацию типа деноминации. Мораль этого учения - преданное служение Кришне. Под этим подразумевается беспрекословное исполнение воли духовного наставника – гуру. Основными ячейками религиозной жизни являются храмы. При храмах, как правило, создают проповеднические (миссионерские) центры - гур-кулы, где получают систематическое религиозное образование и воспитание пришедшие в общину «преданные». После прохождения обучения они получают посвящение в вайшнавы. Все храмы в адми­нистративном отношении самостоятельны. Вместе с тем, имеются три уровня взаимодействия и координации их деятельности: региональный, зональный и национальный.

Слайд 26

5. Актуальны сегодня также и другие нетрадиционные религиозные движения, среди которых особо выделяются

псевдонаучные культы, оккультные и духовно-экологические секты. «Церковь сайентологии» основана в 60-х гг. ХХ в. в США малоизвестным писателем-фантастом Лафайетом Роном Хаббардом. По собственному признанию Хаббарда, он придумал сайентологию с целью личного обогащения. В связи с этим учение секты представляет собой смесь магии, оккультизма, восточных религий и научных сведений из области психологии, медицины и кибернетики.

Слайд 27

Сатанинские секты, поклоняющиеся злу, дьяволу. Причинами появления сатанинских сект явились: кризис христианства, падение

морали, социальная неустроенность молодёжи. Часть сатанистов поклоняется злу как таковому, другая (большая) считает дьявола богом (перевёрнутая система ценностей). Их вероучение и культ представляет собой диаметральную противоположность христианству, а секты делятся на несколько типов в зависимости от контингента и степени вовлечения в культ. На низшем уровне находятся молодёжные группы, сатанизм для которых является лишь средством внешнего самовыражения, противопоставления себя окружающему миру (члены этих групп носят сатанинскую символику, читают «чёрную» литературу, но участия в культовых мероприятиях не принимают, однако значительная их часть впоследствии переходит в группы более высокого уровня). Более высокий уровень представляют собой группы молодёжи, занимающейся «практическим сатанизмом» – групповым употреблением наркотиков и сексом, сочетающимися с культовыми действиями. Высший уровень представляют собой секты сознательных поклонников сатаны, которые исповедуют сатанизм в полном объёме, культ их представляют «чёрные мессы», сопровождающиеся человеческими жертвоприношениями.

Слайд 28

В настоящее время в России по некоторым оценкам насчитывается около 300 тыс. последователей

всех НРД.

Слайд 30

В России в 2010 г. зарегистрировано 23500 религиозных общин…

Имя файла: Нетрадиционные-религиозные-культы.pptx
Количество просмотров: 67
Количество скачиваний: 0