Слайд 2История обители: Основание
Земли, на которых предполагалось расположить новую обитель, находились во владении вотчинников,
и патриарх добился от царя Алексея Михайловича особого права приобретать земельные владения. До создания обители все земельные приобретения оформлялись на Валдайский Иверский монастырь. К территории будущего монастыря присоединились бывшие земли боярина Василия Шереметева, князя Алексея Трубецкого, стольника Романа Боборыкина. Монастырские сооружения были возведены на землях деревни Редькино, купленной у дьяка Лукьяна Голосова.
Слайд 3История обители
Окрестности будущей обители подверглись перепланировке: лес по берегу реки Истры вырублен, холм, на
котором возводился монастырь, досыпан и укреплён. Прежние наименования изменили на новые, взятые из евангельских текстов. Мужской монастырь был заложен на холме, прозванном Сион. К востоку от него располагался Елеонский холм с каменной Елеонской часовней , на севере — холм Фавор. На берегу реки Истры, переименованной в Иордан, был построен скит патриарха в котором были размещены две церкви — Богоявления и апостолов Петра и Павла.
Слайд 4История обители
При Никоне на территории монастыря был возведён комплекс традиционных для русского зодчества
деревянных сооружений. В 1656 году построена деревянная Воскресенская церковь с трапезной, келарской и служебными помещениями. 18 октября 1657 года на её освящении присутствовал царь Алексей Михайлович. Именно он, глядя на постройки обители с Елеонского холма, впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом. Почти сразу после основания монастырь стал крупным землевладельцем.
Слайд 5История обители
В XVII веке в монастыре существовала библиотека, собранная по инициативе Никона. Её
основу составили личные книги патриарха, переданные им в 1661 году монастырю, в том числе греческие рукописи из афонских монастырей с текстами античных и раннехристианских авторов.