Период ветхозаветных патриархов. Патриарх Авраам и его время презентация

Содержание

Слайд 2

Происхождение Авраама

Происхождение Авраама

Слайд 3

Древняя Месопотамия

Древняя Месопотамия

Слайд 4

Первое богоявление Аврааму Первое богоявление Авраму имеет в первую очередь

Первое богоявление Аврааму

Первое богоявление Авраму имеет в первую очередь мессианское значение:

патриарх Аврам, потомок Сима, переселившись в указанную ему Богом землю, станет родоначальником народа, в котором должен родиться Мессия. Именно к Нему приложимо обетование рассматриваемого богоявления о благословении семени Авраамова.

Свт. Григорий Палама: «Пойди из земли твоей, и от родства твоего... в землю, которую Я укажу тебе (Быт. 12, 1). Таким образом, в самих этих словах заключалась тайна Креста, ибо это же прямо являет апостол Павел, который, хвалясь Крестом, говорит: которым для меня мир распят (Гал. 6, 14). Ибо для бегущего без оглядки из отечества или от мира земное отечество и мир умерли и оставлены без внимания, а это и есть крест».

Свт. Кесарий Арелатский: «Пойди из земли твоей, - говорит Господь, - от родства твоего. Все это, братья, как мы верим и чувствуем, совершается с нами через таинство крещения. Земля наша есть наше тело; мы идем из земли нашей, когда оставляем плотские привычки ради того, чтобы следовать за Христом. Земля наша, то есть наше тело, до крещения была землей умирающих, после же крещения она стала землей живущих».

Слайд 5

Переселение в землю обетованную, второе Богоявление Аврааму Свт. Тихон Задонский:

Переселение в землю обетованную, второе Богоявление Аврааму

Свт. Тихон Задонский: «Вера —

мать послушания... Послушание Богу явил Авраам, святой праотец, как читаем в книге Бытия. Когда ему повелел Бог: пойди из земли твоей, от родства твоего, из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу и прочее (Быт. 12, 1), он не отказался сделать это. Оставил отечество свое, род свой и дом отца своего и пошел в землю чужую, незнакомую, как писал об этом апостол: Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет (Евр. 11, 8)».

Данное при втором богоявлении Авраму обетование о даровании земли Ханаанской его потомству исторически исполнилось в завоевании Святой Земли во времена Иисуса Навина, а прообразовательно — в распространении Нового Израиля, Церкви Христовой, по всей земле

Новациан: «Моисей говорит, что Бог явился Авраму. Однако тот же Моисей слышит от Бога, что человек не может видеть Меня и остаться в живых. Но если невозможно увидеть Бога, то каким образом Бог явился? Отсюда можно заключить, что являлся не Отец, Который никогда не являлся, но Бог Сын, Который имел обыкновение сходить на землю и быть видимым, ибо сошел. Ведь Он есть образ Бога невидимого, чтобы ограниченная и тленная человеческая природа уже тогда привыкала бы видеть Бога Отца в образе Бога, то есть в Сыне Божием. ».

Свт. Филарет Московский: «Общее основание богоявлений Ветхого и Нового Завета, наипаче в образе человеческом, есть предвестник вочеловечения Сына Божия».

Слайд 6

Авраам в Египте Прп. Ефрем Сирин: «Аврам сказал это как

Авраам в Египте

Прп. Ефрем Сирин: «Аврам сказал это как человек, а

Сара была отведена в дом царя, чтобы обнаружилась любовь ее к мужу, когда и в плену не променяла она его на царя, и чтобы дщери Сары в лице ее видели поучительный для себя пример: как она не прельстилась царством Египетским, так они не должны прилепляться к египетским идолам, к чесноку и луку; как весь дом фараонов подвергнут был казням для избавления Сары, так при избавлении чад ее будет поражен весь Египет. Домочады фараоновы наказаны были за то, что выхваляли красоту Сары и возбуждали в царе желание взять ее, сам же фараон наказан за то, что увел ее насильно и против воли заставлял быть его женой. Ибо если бы не боялась Сара, что умертвят и ее, и мужа ее, то не отдалась бы фараону».

Блж. Августин: «жену свою он назвал сестрой, ни в чем не солгав, ведь и это являлось правдой по причине близости крови»

Дидим Слепец: «Аврам поступает разумно, когда приспосабливается к египтянам с их любовью к наслаждениям… Поэтому он и внушает жене сказать им, что она его сестра, чтобы, поскольку он произнес это слово вначале, им не пришла бы мысль, что она ему жена, вводя их таким образом в заблуждение… Итак, она обманывает их мудрым обманом, будучи научена говорить сперва только это».

Свт. Амвросий: «Тем самым мы научаемся, что не слишком следует искать красоты супруги, которая часто может стать причиной смерти мужа».

Подобного рода поступок становятся ясными в свете практики хурритского общества, как об этом свидетельствуют тексты из Нузи, согласно которым, человек, женившись, мог свою жену также считать и своей сестрой. Этот брак, "жена-сестра", был самой священной связью в глаза хурритского закона. Это связано с имущественными отношениями, с правами на приданое жены. Если не объявлен брак такого рода, то жена при разводе могла забрать всё, что она принесла, а если объявлен брак "жена-сестра", то имущество им принадлежит в равной степени. Поэтому, связь с Харраном в предании об Аврааме и Исааке даёт все основания считать, что браки между Авраамом и Саррой и Исааком и Ревеккой могли быть браками такого типа ("жена-сестра") по законам хурритского общества. В позднем израильском обществе такие отношения уже не встречаются.

Слайд 7

Отделение Лота, третье богоявление Аврааму Свт. Иоанн Златоуст: «Смотри, как

Отделение Лота, третье богоявление Аврааму

Свт. Иоанн Златоуст: «Смотри, как избыток богатства

тотчас становится причиной разделения, вызывает разрыв, нарушает согласие, расторгает узы родства: ».

Описываемое в книге Бытия отделение Лота от Аврама было и отпадением от ветхозаветной церкви, сосредоточенной в семействе патриарха. Общность с нею Лот меняет на нечестивое общество содомлян, прельстившись плодородием здешней земли. Таким образом, Лот являет образец неустойчивого в вере человека, изменяющего Церкви ради материальных благ.

Третье богоявление Авраму было призвано, согласно святоотеческому истолкованию, поддержать патриарха, потерявшего значительную часть общины, и что важнее всего — Господь обещает Авраму, что, несмотря на все произошедшее, число его потомков будет как песок земной (Быт. 13, 16). Святой апостол Павел изъясняет смысл этого пророчества (Гал. 3, 7; Рим. 9, 6-7), указывая, что верующие во Христа являются истинными наследниками веры Авраама и, соответственно, данных ему обетований. Они-το, подлинные чада Авраама, кроткие сердцем, наследуют землю (Мф. 5, 5), которой не будет конца.

Свт. Иоанн: «Поистине, обетование было превыше естества человеческого! Господь обещал не только сделать патриарха отцом, в то время как столько препятствий существовало к этому, но и дать ему семя столь многочисленное, что оно сравняется с количеством песка земного и его даже невозможно будет исчислить, - этим сравнением Он хотел показать необычайную великость обетования».

Прп. Ефрем: «Этим, очевидно, прознаменуется Крест. Но земля, обетованная родоначальникам в тайне Креста, за Крест же изринула чад своих, и отданы те земли иным наследникам».

Слайд 8

Захват восточными царями Лота в плен В Месопотамии лишь в

Захват восточными царями Лота в плен

В Месопотамии лишь в первую четверть

II тыс. не было единого политического режима. По всему региону были военно-политические союзы больших и малых городов-государств. В исторических документах часто повторяются сведения о союзах трех, четырех и пяти царей, тогда как после XVIII в. власть была централизована в руках Хаммурапи Вавилонского и Шамши-Адада I Ассирийского. Имена восточных царей переданы с удивительной точностью: Кедорлаомер соответствует эламитскому Kudur-X, Ариох — Arriuk в корреспонденции Мари, Фидал нельзя отделить от Угаритского написания хеттского имени Tudhalia, а энигматическое Амрафел трудно отделить от названия важного аморрейского племени и региона Emutbal между Эламом и Вавилонией.
Слайд 9

Свт. Иоанн Златоуст: «Божественное Писание и рассказало нам предварительно все

Свт. Иоанн Златоуст: «Божественное Писание и рассказало нам предварительно все это,

то есть сколько они успели сделать силой своего мужества, чтобы ты познал, что патриарх поразил их не телесной силой, но верой в Бога, будучи ограждаем помощью свыше».

Прп. Иоанн Дамаскин: «Мелхиседек, священник Бога Всевышнего (Быт. 17,18), хлебом и вином приветствовал Аврама, возвращавшегося после поражения иноплеменников. Та трапеза прообразовала эту таинственную Трапезу, как и тот священник был образом и подобием истинного Первосвященника — Христа. Ибо Ты, говорит Писание, Священник вовек по чину Мелхиседека (Пс. 109, 4). Хлебы предложения изображали этот Хлеб. Это — чистая жертва, без сомнения, и бескровная, которая, как сказал Господь через пророка, приносится Ему от востока солнца до запада (ср.: Мал. 1, II)».

По изъяснению ап Павла (7 гл. Евр.), само имя Мелхиседека, его достоинство как царя Салима (то есть Иерусалима) и священника, неизвестность его происхождения и кончины, благословение, данное им Авраму, и десятина, поднесенная последним Мелхиседеку, — все это имело глубоко преобразовательное значение по отношению ко Христу Спасителю и вечному Его священству.

Освобождение Лота, благословение Мелхиседека

Свт. Иоанн Златоуст: «Так как Мелхиседек был прообразом Господа и носил образ Христа, подобно Ионе, то поэтому Писание умолчало об его отце, чтобы в нем, как в образе, мы созерцали Христа, Который поистине без отца и без родословия (Евр. 7,3)».

Свт. Иоанн Златоуст: «Как он (Мелхиседек), поскольку не помнил своих родителей, называется не имеющим ни отца, ни матери, и поскольку не имел родословной — без- родословным, — так и Христос, поелику не имел ни матери на небесах, ни отца на земле, называется и есть безродос ловным ».

Свт. Иоанн Златоуст: «Мелхиседек представляется не имеющим ни начала дней своих, ни конца жизни не потому, что он действительно не имел их, но потому, что неизвестно его родословие, а Иисус Христос не имеет ни начала дней Своих, ни конца жизни не в том смысле, как Мелхиседек, но в том, что Он совершенно не имеет ни начала во времени, ни конца, то это потому, что то, что в Мелхиседеке было как тень, на Иисусе Христе исполнилось как истина».

Блж. Феодорит Кирский: «Он иерей не иудеев, но язычников; так и Владыка Христос не за иудеев только, но и за всех человеков принес Себя в жертву Богу».

Прп. Ефрем: ««Сей Мелхиседек был Сим, он по величию своему был царь, как родоначальник четырнадцати племен, но также был он и первосвященник, потому что по преемству принял священство от отца своего Ноя. И Аврам не принес бы ему десятины, если бы не знал, что он несравненно выше его.».

Слайд 10

Четвертое богоявление Аврааму Успешное нападение Аврама на войско восточных царей

Четвертое богоявление Аврааму

Успешное нападение Аврама на войско восточных царей в лице

последних создало ему могущественных врагов. Поддерживая патриарха, является ему Господь, говорящий: не бойся... Я твой щит (Быт. 15, 1).

Следующее обетование Божие — о рождении детей от бесплодных Аврама и Сары — является исполнением замысла Божия о произведении ветхозаветной церкви чудесным образом — от омертвевших тел, что являлось прообразом создания новозаветной Церкви воскресшим из мертвых Мессией.

Авраам, будучи бездетным, признал своим наследником некоего "Елиезера из Дамаска", одного из рабов. Такой поступок объясняется хурритскими текстами, где упоминается, что был обычай, что раб мог быть признан наследником за определенные заслуги, если нет прямых наследников, но он теряет свои права, если появляется законный прямой наследник. Так и с Елиезером - после рождения Исаака о нем ничего нигде не упоминается, т.е. исчезает он из каких-либо наследников Авраама.

Слайд 11

По толкованию преподобного Ефрема Сирина обряд рассечения животных был заимствован

По толкованию преподобного Ефрема Сирина обряд рассечения животных был заимствован из

древнего обычая, соблюдавшегося при заключении союзов и договоров, по которому лица договаривающиеся проходили между рассеченными частями животного (см.: Иер. 34, 18-19). Это прохождение знаменовало то, что лица, договаривающиеся в силу заключаемого союза, должны теперь составлять одно неразрывное целое, каковым некогда было рассеченное животное. Кроме того, рассечением животных указывалось на то, какая судьба должна постигнуть нарушителя заключенного союза. Голуби и горлицы, как символы чистосердечия и верности, при этом не рассекались.

Хищные птицы, от которых Аврам охранял животных, служили указанием на те опасности, которые грозили потомству патриарха со стороны окружающих языческих народов. Дымящаяся печь (см.: Быт. 15,17) знаменовала собой потомков Авраама, которым в будущем предстояло египетское порабощение, иногда изображаемое в Священном Писании под образом печи железной (см.: Втор. 4, 20; Иер. 11, 4). Светильник огненный указывал на Бога, благодать Которого просвещала тьму бедствий и страданий потомков Авраама, находившихся в рабстве египетском.

Заключения завет Бога с Авраамом и его потомками

Особое прообразовательное значение нерассеченным при заключении завета жертвенным птицам придавал святитель Кирилл Александрийский: «Пара птиц остается нерассеченною... [Так и Иисус Христос], хотя речь о Нем и стала как бы двоякою, однако Сам Он есть один и тот же во всяком случае, неразделяемый надвое, после соединения с плотию. Христос не рассекается на двоицу сынов: Христос един и неразделим. Ясным образом сего служит то, что птицы не рассекались: ибо птиц, сказано, не раздели (ср.: Быт. 15, 10)».

Слайд 12

История Агари и Измаила Прп. Ефрем: «Он будет между людьми

История Агари и Измаила

Прп. Ефрем: «Он будет между людьми как дикий

осел (Быт. 16, 12), потому что поселится в пустыне, и, как осел, не будет в мире с людьми; руки его на всех, то есть на расхищение всех; и руки всех на него. Поскольку он будет нападать на все народы, то и сам подвергнется нападению всех народов. Пред лицем всех братьев своих, то есть сынов Сарры и Хеттуры, жить будет он (там же), потому что сынам Симовым отделены уже были земли наследия их».

Аврам, получив обетования Божии, по-человечески пытается приблизить их исполнение, поступая почти как прародители, желавшие ускорить наступление желаемого спасения. Действия Аврама приводят к печальным последствиям — ссорам в семье Аврама.

Слайд 13

Лопухин: «С внешней своей стороны обрезание, прежде всего, было тем

Лопухин: «С внешней своей стороны обрезание, прежде всего, было тем пролитием

крови, которое считалось важной гарантией прочности подобных союзов и у людей. Затем, по самой связи фактов и цели его установления, обрезание должно было служить постоянным и наиболее, так сказать, ощутительным напоминанием о том завете с Богом, в который некогда вступил отец верующих, а в его лице и все его потомство (11 ст.). Наконец, обрезание было знамением завета и в том смысле, что оно являлось внешним отличительным признаком принадлежности к богоизбранному народу и вступления в ветхозаветную церковь».

Лопухин: «вводя некоторое освящение в сам источник чадорождения и изображая собой совлечение «греховного тела плоти» (Кол 2.11), обрезание, с одной стороны, указывало на наследственную греховность, в которой мы все зачинаемся и рождаемся (Пс 50.7), с другой таинственно предзнаменовывало новозаветное крещение, омывающее эту наследственную, прародительскую порчу (Кол 2.11-12)».

Пятое богоявление Аврааму, установление завета образания

Свмч. Киприан Карфагенский: «восьмому дню — то есть первому дню после субботы — надлежало быть тем днем, в который Господь воскрес, оживотворил нас и даровал нам обрезание духовное».

Свт. Иоанн Златоуст: «в восьмой день надлежало быть Воскресению, то есть Господню обрезанию всего мира».

Раньше он именовался Аврам — «отец выси» (то есть великий), теперь Авраам — «отец множества» (то есть народов). В этом переименовании некоторые толкователи видели образ перемен в человеке, происходящих при его обращении к Богу.

Слайд 14

Переименование Сары, обетование о рождении от нее сына Имя Capа

Переименование Сары, обетование о рождении от нее сына

Имя Capа — «госпожа

моя», имя Cappa — «госпожа многих»
Слайд 15

Шестое богоявление Аврааму, обетование о рождении Исаака Разрешая кажущееся противоречие,

Шестое богоявление Аврааму, обетование о рождении Исаака

Разрешая кажущееся противоречие, святые Иустин

Философ, Афанасий Великий и Иоанн Златоуст говорят, что у дуба Мамврийского было явление Сына Божия, впоследствии ушедшего (см.: Быт. 18,33), и двух Ангелов, сопутствовавших Аврааму на пути в Содом. Настаивая на этом мнении, святитель Афанасий Великий говорил: «Если кто станет утверждать, что Авраам видел не Сына... да будет анафема».

Святитель Амвросий Медиоланский, свт. Григорий Палама считали, что в виде трех ангелов явились три лица Святой Троицы,. Блаженный Августин считал, что это были просто три ангела.

Свт. Григорий Палама: «Он (Авраам) явно узрел Единого Триипостасного Бога, Который еще не был возвещен в Троице. Ибо говорится: явился ему Господь у дубравы Мамре... Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им (ср.: Быт. 18,1-2). Вот, явившегося Единого Бога он видел в Трех Лицах. Посему говорится: явился ему Господь... и вот, три мужа (там же)»».

Свт. Григорий Палама: «подбежав навстречу Им, он беседует как бы с Одним, говоря: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего (Быт. 18, 3). И Они, Трое, сущие как Один, беседуют с ним. Ибо говорится: и сказали ему: где Сарра, жена твоя?...Я опять буду у тебя в это же время... и будет сын у Сарры, жены твоей (Быт. 18, 9,10). Когда же Сарра, услышав, засмеялась, сказал Господь Аврааму: отчего это... рассмеялась Сарра? (Быт. 18, 13). Вот, Единый Бог — и Три Ипостаси, и Три Ипостаси — и Единый Бог, ибо говорится: сказал Господь».

Слайд 16

Ходатайство Авраама за жителей Содома и Гоморры Богословское значение этого

Ходатайство Авраама за жителей Содома и Гоморры

Богословское значение этого эпизода святые

отцы видели в том, что существует некое минимальное количество праведников, соли мира (ср.: Мф. 5, 13), благодаря которым сохраняется город, страна и весь мир. Гибель же городов и стран наступает при прохождении этого порога, радикальном погружении их обитателей в нечестие.
Слайд 17

Два Ангела в доме Лота

Два Ангела в доме Лота

Слайд 18

Гибель Содома и Гоморры То есть Второе Лицо Троицы ниспослало

Гибель Содома и Гоморры

То есть Второе Лицо Троицы ниспослало наказание от

Первого Лица — Бога Отца, что, по мнению многих толкователей, является прообразом соотношения действий Лиц Пресвятой Троицы в мире.

Нравоучительный смысл данного отрывка троякий. Во-первых, толкователи в истории Лота видят подтверждение того закона праведной жизни, что не место и не окружение обуславливают поведение человека: Лот оставался праведным в Содоме — и пал, когда покинул его. Во-вторых, гибель жены, обернувшейся на гибнущий Содом, — образ тех, кто, избегнув скверн мира... опять запутываются в них и побеждаются ими... последнее бывает для таковых хуже первого (2 Пет. 2, 20). В-третьих, раздел является библейским основанием понимания того, что мужеложники... Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9-10).

Слайд 19

Грех Лота, происхождение моавитян и аммонитян

Грех Лота, происхождение моавитян и аммонитян

Слайд 20

Авраам в Гераре

Авраам в Гераре

Слайд 21

Рождение Исаака Свт. Амвросий Медиоланский: «Исаак самим именем изображает благодать;

Рождение Исаака

Свт. Амвросий Медиоланский: «Исаак самим именем изображает благодать; ибо “Исаак”

означает “смех”, а смех есть знак радования. Кто же не знает, что радость всем нам даровал Тот, Который уничтожил страх смерти и для всех соделался очищением грехов?».

Прообразовательное значение рождения Исаака от бесплодной Сарры заключалось в предызображении безмужного рождения Христа от Девы Марии.

Слайд 22

Бегство Агари и Измаила, седьмое богоявление Аврааму Этот отрывок имеет

Бегство Агари и Измаила, седьмое богоявление Аврааму

Этот отрывок имеет важное богословское

значение, раскрытое святым апостолом Павлом в его Послании к Галатам. В нем апостол напоминает, что Авраам имел двух сыновей — одного от рабы (Агари), другого от свободной (Сарры). Но рожденный от рабы рожден по плоти, а рожденный от свободной — по обетованию (Гал. 4,23). Сарра, мать Исаака, сына обетования, — не рабыня, а свободная, долгое время прежде неплодная, а потом положившая начало многочисленному потомству, предызображала собой новозаветную Церковь (Гал. 4, 26). Таким образом, потомками Сарры через Исаака являются чада Церкви новозаветной — все верующие, во главе с Основателем Церкви — Господом Иисусом Христом. В противоположность этому Агарь и родившийся от нее по плоти Измаил предызображали синагогу иудейскую, находившуюся под рабством ветхозаветного закона, и в более широком смысле — всех не познавших Христа.

Блж. Иероним Стридонский: «Измаил, сын Авраама, был отчужден отцом, а младший Исаак получил наследство, ибо очень многие старшие дети были отвержены Господом и избирались младшие во образ синагоги и Церкви».

Слайд 23

Союз с Авимелехом Этот раздел повествует об обычном для того

Союз с Авимелехом

Этот раздел повествует об обычном для того времени заключении

договора между вассалом фараона, каковым был Герарский царь Авимелех, и кочевавшим на подвластной ему земле племенем. Для священной истории этот союз важен тем, что является первым признанием окрестными народами права потомков Авраама на Землю Обетованную, что прообразовало права Нового Израиля, имеющего наследовать новую землю и новое небо
Слайд 24

Одни святые отцы предполагают, что Исааку было двенадцать лет, другие

Одни святые отцы предполагают, что Исааку было двенадцать лет, другие —

двадцать пять, третьи — тридцать семь. Но в возрасте двенадцати лет он едва ли мог нести тяжелую связку дров для жертвоприношения; когда Исааку было тридцать семь лет, умерла его мать Сарра, о чем повествуется после (см.: Быт. 23, 1). Вероятнейшим представляется мнение, что Исаак шел на заклание в том же возрасте, в каком пострадал Иисус Христос, прообразуемый Исааком, то есть в тридцать три года.

Жертвоприношение Авраама

Местом жертвоприношения была гора Мориа, на которой впоследствии Соломон построил Иерусалимский храм (см.: 2 Пар. 3,1). Некоторые святые отцы, разумея под горой Мориа Голгофу, отождествляют место распятия Спасителя с местом жертвоприношения Исаака.

Достойное прохождение им этого испытания святыми отцами видится как основание его окончательного избрания для начала домостроительства спасения всех верующих: Авраам прославлен во всем мире как отец верующих, потому что по требованию Господа готов был принести в жертву то, что было ему дороже всего.

Силу и значение глубокой веры Авраама выясняет святой апостол Павел, когда говорит: Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить (Евр. 11, 17-19). Но, по апостолу Иакову, вера без дел мертва (Иак. 2, 20), и поэтому Авраам оправдался от дел, возложив на жертвенник Исаака, сына своего. Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? (ср.: Иак. 2, 21-22)

Исаак, приносимый в жертву, по словам церковной песни, был образом Христовой смерти: «Твое заколение предызобразуя, Авраам, Христе, Егоже ради сына на горе, повинуяся Тебе, Владыко, якоже овча взыде пожрети хотяй верою; но возвратися, радуяся с ним, и славя, и превознося Тя, Избавителя мира»

Свт. Кирилл Александрийский: «На Исаака отец своими руками возлагает бремя дров, нужных для всесожжения, и отправляется до места жертвоприношения. Ибо и Христос, неся на плечах Крест Свой, пострадал вне врат (Евр. 13, 12)... по совету Бога и Отца».

Прп. Ефрем: «За Исааком, идущим на заклание, следовали осел и рабы его. И Христос, когда шествовал на страдание, воссел на жребя, прознаменуя тем призвание язычников; следовали же за Ним ученики Его... Восходя на гору для принятия смерти, Исаак разлучен был со своими отроками; разлучен был и Христос со Своими учениками, когда шел на заклание за нас».

Прп. Ефрем: «Возложил Авраам «на сына полена дров, потому что и Спаситель нес Крест... Исаак нес дрова, когда восходил на гору, чтобы там быть закланным подобно невинному агнцу: и Спаситель, неся Крест, шел на Лобное место, чтобы там подобно агнцу быть закланным за нас».

«Созерцая мысленно нож (подъятый Авраамом на Исаака), представляй себе копие (которым прободены Христовы ребра); представляя жертвенник, имей в мыслях Лобное место; видя дрова, представляй Крест».

Свт. Иоанн Златоуст: «Спасителя Церковь видит нетленным через три дня по распятии Его, так и мать (Сарра) увидела Исаака живым чрез три дня после жертвоприношения».

Слайд 25

Восьмое богоявление Аврааму

Восьмое богоявление Аврааму

Слайд 26

Смерть и погребение Сарры

Смерть и погребение Сарры

Имя файла: Период-ветхозаветных-патриархов.-Патриарх-Авраам-и-его-время.pptx
Количество просмотров: 62
Количество скачиваний: 0