Слайд 2
![Народные промыслы Русские люди еще издавна украшали свои жилища разными](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-1.jpg)
Народные промыслы
Русские люди еще издавна украшали свои жилища разными поделками и
самодельными вещами. Мастера изготавливали свои изделия чаще всего не просто для красоты, все вещи имели свое практическое назначение. Из природных материалов - дерева, глины и камня - делали настоящие произведения искусства. Умения, технологии изготовления и секретные приемы передавались по наследству.
Слайд 3
![Дымковская игрушка Много веков назад на берегу реки Вятка образовался](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-2.jpg)
Дымковская игрушка
Много веков назад на берегу реки Вятка образовался город, в
котором организовалось поселение слобода. Каждое утро местные топили печи, и из-за постоянно поднимающего дыма поселение так и прозвали - Дымковская слобода.
Слайд 4
![Там жили мастера гончарного дела. Из глины они делали посуду](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-3.jpg)
Там жили мастера гончарного дела. Из глины они делали посуду
и дудки, которые впоследствии накаляли в печи. Свистки выполнялись в основном в виде зверей. Но это было сделано не только для развлечения детей. Вятский народ под свист дудок встречал бога солнца - Ярило. Дымковская игрушка - самый известный народный промысел Центральной России. Все знают, как она выглядит. Это глиняная русская баба в длинной юбке-колокол с ярким фартуком и черными бровями. Платье красавицы разрисовано различными узорами. Главное правило - она должна быть яркой и красочной.
Слайд 5
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-4.jpg)
Слайд 6
![Хохлома Хохломский промысел появился в России в заволжских лесах на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-5.jpg)
Хохлома
Хохломский промысел появился в России в заволжских лесах на реке Узоль.
Там образовались деревеньки - Семино, Хрящи, Новопокровское и Кулигино. Именно там и зародилась хохлома. К сожалению, народные промыслы края сохранились до наших времен не полностью. Нам известны работы мастеров лишь 19-го века, хотя доказано, что этим ремеслом занимались и в 17-м веке.
Слайд 7
![Хохлома отличается от остальных особенной технологией росписи. Отличительная черта -](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-6.jpg)
Хохлома отличается от остальных особенной технологией росписи. Отличительная черта - нанесение
черной краски и киновари на золотой фон. Чтобы позолотить посуду, мастера натирали ее порошком из олова, после чего наносили слой масла олифы и ставили в печь. Из-за высокой температуры олифа становилась желтой, и олово казалось золотым. Мастера наносили узоры и орнамент кистью вручную. Дорогие сервизы прорисовывались особенно тщательно. Сегодня хохломскую посуду можно увидеть на различных международных выставках и ярмарках.
Слайд 8
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-7.jpg)
Слайд 9
![Городецкая роспись Этот народный художественный промысел сложился к середине 19](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-8.jpg)
Городецкая роспись
Этот народный художественный промысел сложился к середине 19 века в
старинном волжском городе Городце Нижегородской области. Городец славился резчиками по дереву, умелыми корабелами. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни домов, ворота резьбой и инкрустацией послужил источником рождения народного промысла.
Слайд 10
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-9.jpg)
Слайд 11
![Жостово Расписные подносы из Жостово знакомы многим. Эта деревенька находится](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-10.jpg)
Жостово
Расписные подносы из Жостово знакомы многим. Эта деревенька находится неподалеку от
столицы, именно там местные живописцы создали такое произведение искусства, как жостовский поднос. Мастера рисовали полевые и садовые цветы на черном фоне, тройки лошадей, натюрморты и др. Первый поднос был сделан из папье-маше.
Слайд 12
![Также живописцы из Жостово расписывали живописью коробки, табакерки и шкатулки.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-11.jpg)
Также живописцы из Жостово расписывали живописью коробки, табакерки и шкатулки. В
середине 19-го века начали производить металлические подносы, изделия из папье-маше отошли на второй план. Самое известное произведение искусства в Жостове - это овальный поднос, расписанный по периметру. Каждая мастерская ставит на своем изделии клеймо, по которому можно определить мастера, изготовившего эту красоту.
Слайд 13
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-12.jpg)
Слайд 14
![Гжель Народные художественные промыслы трудно представить без гжели. Раньше это](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-13.jpg)
Гжель
Народные художественные промыслы трудно представить без гжели. Раньше это название носило
село, расположенное в 50 километрах от Москвы. Там проживали мастера, которые и начали создавать высокохудожественные изделия из фарфора. Их расписывали кобальтом.
Слайд 15
![Позже появилась и полуфаянсовая посуда. Мастера собрали сотни различных образов,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-14.jpg)
Позже появилась и полуфаянсовая посуда. Мастера собрали сотни различных образов, сейчас
многие образцы хранятся в Эрмитаже. Гжельский народ еще издавна отвозил излишки посуды на рынки Москвы, часто мастера расписывали посуду на заказ. Сегодня очень трудно представить народный промысел без гжельских изделий.
Слайд 16
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-15.jpg)
Слайд 17
![Палех Развитие народных промыслов берет свою историю с 13-14-го веков.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-16.jpg)
Палех
Развитие народных промыслов берет свою историю с 13-14-го веков. В это
время и образовался современный центр русской культуры - село Палех. Тогда оно принадлежало князю Палецкому, позже его владельцем стал Иван Бутурлин. В деревне было создано большое количество мастерских по иконописи. миниатюра с использованием черного лака и папье-маше.
Слайд 18
![В 20-м веке в селе мастера занимались росписью брошек, табакерок,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-17.jpg)
В 20-м веке в селе мастера занимались росписью брошек, табакерок, портсигаров,
блокнотов и бисерниц. Известные палеховские шкатулки и пасхальные яйца знают многие. Чуть позже в селе начала зарождаться палехская
Слайд 19
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-18.jpg)
Слайд 20
![Ростовская финифть Центры народных промыслов Центральной России включают в себя](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-19.jpg)
Ростовская финифть
Центры народных промыслов Центральной России включают в себя известные города
и села, Ростов - один из них. В 18-м веке зародилось такое ремесло, как финифть. Это роспись по эмалированному металлу специальными красками. Благодаря жару печи изделия начинают играть яркими красками.
Слайд 21
![В древние времена мастера расписывали иконы. Священники носили одежды с](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-20.jpg)
В древние времена мастера расписывали иконы. Священники носили одежды с украшениями
из финифти. Церковная утварь и обложки рукописных книг также расписывались специальными огнеупорными красками. Особенностью данной технологии нанесения является то, что до обжига цвет узоров всегда одинаков.
Слайд 22
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-21.jpg)
Слайд 23
![Платки Павловского посада Павловский Посад известен многим из-за появления там](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-22.jpg)
Платки Павловского посада
Павловский Посад известен многим из-за появления там узорных платков
и шалей. Впервые такой изящный предмет гардероба был сделан на реке Клязьме в городе Павлове. Отсюда и название.
Слайд 24
![На местных ярмарках, которые часто устраивались на центральных площадях, узорные](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-23.jpg)
На местных ярмарках, которые часто устраивались на центральных площадях, узорные шали
расходились на ура. Там можно было приобрести цветные платки с разнообразными узорами - полевыми цветами, розами, букетами и листьями. Платки часто именуют набивными. Этим словом начали называть шали из-за способа нанесения узора на ткань - набойка. Мастер укладывал ткань на доску и отбивал, чтобы краска лучше отпечаталась. Технологией ручной набойки владеет далеко не каждый мастер. Современные платки делают с помощью специальных печатных машин.
Слайд 25
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-24.jpg)
Слайд 26
![Федоскинская миниатюра Вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-25.jpg)
Федоскинская миниатюра
Вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся
в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.
Слайд 27
![Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-26.jpg)
Излюбленными мотивами росписи федоскинских миниатюристов стали популярные в то время сюжеты:
«тройки», «чаепития», сцены из русской и малороссийской крестьянской жизни. Наиболее всего ценились ларцы и шкатулки, украшенные сложными многофигурными композициями —копиями картин русских и западноевропейских художников.
Слайд 28
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-27.jpg)
Слайд 29
![Оренбургские пуховые платки Вязаный платок из пуха оренбургских коз и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-28.jpg)
Оренбургские пуховые платки
Вязаный платок из пуха оренбургских коз и основы (х/б, шёлка или
др.). Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае в XVIII веке. Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.
Слайд 30
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-29.jpg)
Слайд 31
![Вологодское и Елецкое кружево Вологодское кружево - русское кружево, плетёное](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-30.jpg)
Вологодское и Елецкое кружево
Вологодское кружево - русское кружево, плетёное на коклюшках (деревянных палочках);
распространено в Вологодской области с XVI—XVII века. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся тесьмой, они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток.
Слайд 32
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-31.jpg)
Слайд 33
![Елецкое кружево - вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-32.jpg)
Елецкое кружево - вид русского кружева, которое плетётся на коклюшках. Существует
с начала XIX века. Центр — город Елец (Липецкая область). Считается, что елецкие кружева более тонкие и лёгкие, чем вологодские.
Слайд 34
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-33.jpg)
Слайд 35
![Матрёшка Русская деревянная игрушка в виде расписной полой куклы, внутри](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-34.jpg)
Матрёшка
Русская деревянная игрушка в виде расписной полой куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы
меньшего размера. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. В последнее время возможный диапазон тем росписи ничем не ограничен, начиная от сказочных персонажей и кончая советскими лидерами.
Слайд 36
![Этот символ России появился на свет не в старинные времена,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-35.jpg)
Этот символ России появился на свет не в старинные времена, как
это принято считать, а лишь в 1891 году в Абрамцеве. Сегодня матрёшка является одним из самых популярных сувениров для иностранных туристов в России.
Слайд 37
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-36.jpg)
Слайд 38
![Карпогольская, Абашевская и Филимонская игрушки Каргопольская игрушка — русская глиняная](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-37.jpg)
Карпогольская, Абашевская и Филимонская игрушки
Каргопольская игрушка — русская глиняная игрушка. Художественный
промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области.
Слайд 39
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-38.jpg)
Слайд 40
![Абашевская игрушка — русская глиняная игрушка. Художественный промысел, сформировавшийся в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-39.jpg)
Абашевская игрушка — русская глиняная игрушка. Художественный промысел, сформировавшийся в Спасском уезде, ныне Спасском
районе Пензенской области.
Слайд 41
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-40.jpg)
Слайд 42
![Филимоновская игрушка — русская глиняная игрушка. Древнерусский прикладной художественный промысел,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-41.jpg)
Филимоновская игрушка — русская глиняная игрушка. Древнерусский прикладной художественный промысел, сформировавшийся в
деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. По данным археологов филимоновскому промыслу более 700 лет. По другим данным около 1 тыс. лет.
Слайд 43
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-42.jpg)
Слайд 44
![Скань Ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-43.jpg)
Скань
Ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной
или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки, также с дополнением зерни (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмали. Первые изделия на Руси появились в IX—X веках. В XV—XVI века — время расцвета московской скани (мастера Амвросий, Иван Фомин). В XVIII—XIX веках налажено промышленное производство, стали использовать разнообразные технологии и материалы.
Слайд 45
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-44.jpg)
Слайд 46
![Каслинское литьё Художественные изделия (скульптура, решётки, архитектурные элементы и т.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-45.jpg)
Каслинское литьё
Художественные изделия (скульптура, решётки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и
бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли. Традиции Каслинского литья (графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов) сложились в XIX веке.
Слайд 47
![](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/492902/slide-46.jpg)