Раскол в русской православной церкви во второй половине XVII века презентация

Содержание

Слайд 2

План: Причины и начало раскола Идеология раскола. Протопоп Аввакум. Социальные

План:

Причины и начало раскола
Идеология раскола. Протопоп Аввакум.
Социальные силы. Формы сопротивления.
Раскол и

Реформация: сходство и различия
Значение раскола
Слайд 3

Повторение изученного материала: Почему в XVII в. возникла необходимость проведения

Повторение изученного материала:

Почему в XVII в. возникла необходимость проведения церковной реформы?
Как

относился к реформам Никона царь Алексей Михайлович?
Объясните смысл конфликта между патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем. Мог ли в этой борьбе победить патриарх?
В чем суть разногласий между патриархом Никоном и ревнителями древнего благочестия?
Слайд 4

1. Причины и начало раскола Реформы патриарха Никона: замена двоеперстия

1. Причины и начало раскола

Реформы патриарха Никона: замена двоеперстия троеперстием, замена

земных поклонов поясными, сокращение службы, изменение облачения духовенства и прочее произвели впечатления грома среди ясного неба. “Видим убо, яко зима хощет быти: сердце озябло, и ноги задрожали”, - писал протопоп Аввакум
Слайд 5

Слайд 6

В религиозной жизни русских людей обряды имели первостепенное значение. Это

В религиозной жизни русских людей обряды имели первостепенное значение. Это соответствовало

вековой традиции. Нежелание Никона считаться с национальным характером и традициями русского народа, предубеждением против всего иноземного; склонность патриарха к крутым действиям (“оборвать, обругать, проклясть, избить неугодного человека – таковы были обычные приемы его властного пастырства”) ; взаимная нетерпимость приверженцев реформы и ее противников; обрядоверие и богословское невежество, проявленное обеими сторонами; искренняя готовность старообрядцев пострадать за веру – все эти обстоятельства придали конфликту особенно ожесточенный характер и привели к тому, что спор о троеперстии перерос в церковный раскол.
Слайд 7

Начало раскола Раскол стал фактом после того, как церковный собор

Начало раскола

Раскол стал фактом после того, как церковный собор 1666 –

1667гг. предал анафеме всех упорствующих в сохранении старых обрядов и старых богослужебных книг. Слова проклятия были произнесены и старообрядцы были поставлены перед выбором: смириться или пойти на безусловный разрыв с официальной церковью, которая признала недействительными решения Стоглавого собора 1551г. , весьма почитаемые ревнителями московской старины.
Слайд 8

С отстранением Никона от власти, церковные реформы не были свернуты.

С отстранением Никона от власти, церковные реформы не были свернуты. В

1666 году Церковный Собор официально утвердил новые обряды и церковные книги, которые должны были быть приняты всей Православной Церковью. Решением того же Собора сторонники «старой веры» отлучались от церкви и приравнивались к еретикам.
Слайд 9

«Спор о вере» 1682 г. Никита Пустосвят

«Спор о вере» 1682 г. Никита Пустосвят

Слайд 10

2. Идеология раскола. Протопоп Аввакум В основе противостояния, расколовшего русское

2. Идеология раскола. Протопоп Аввакум

В основе противостояния, расколовшего русское общество во

II половине XVII в. , было столкновение двух идеологий, двух взглядов на будущее Московского царства, на его роль в утверждении православия.

Вспомним теорию «Москва – третий Рим»
Работа с документом 1

Слайд 11

Взгляды старообрядцев и никонианцев Старообрядцы искали свой идеал в былом,

Взгляды старообрядцев и никонианцев

Старообрядцы искали свой идеал в былом, пытались обнаружить

гармонию в московском прошлом. Никон не менее усердно, чем старообрядцы пытался опереться на традицию, но не на московскую, а вселенскую (а точнее, греческую, византийскую)

И Никон, и его противники мечтали о величии Москвы, но для патриарха это было вполне земное величие, а для старообрядцев – величие духовное. Никон стремился к воссозданию вселенской империи, в которой престол церковного владыки располагается выше, чем трон светского правителя.

Работа с документом 2

Слайд 12

Протопоп Аввакум Сообщение о личности Работа с документом 3 Свою

Протопоп Аввакум

Сообщение о личности
Работа с документом 3

Свою жизненную позицию Аввакум

сформулировал так: “Хотя я немысленный и очень неученый человек, да то знаю, что все святыми отцами преданное, свято и непорочно; держу до смерти яко же приях; … до нас положено: лежи оно так во веки веков!”
Слайд 13

3. Социальные силы. Формы сопротивления В расколе соединились самые разные

3. Социальные силы. Формы сопротивления

В расколе соединились самые разные социальные силы,

выступавшие за сохранение в неприкосновенности традиционности русской культуры.

Работа с таблицей 4

Слайд 14

Боярыня Морозова – символ раскола Работа с источником 5 -

Боярыня Морозова – символ раскола

Работа с источником 5

- С какой целью

царь приказал провезти Морозову в цепях по Москве? Удалось ли добиться поставленной цели?
Слайд 15

Преследования староверов В 1685г. был принят указ, согласно которому предписывалось

Преследования староверов

В 1685г. был принят указ, согласно которому предписывалось жечь староверов

в срубах, казнить смертью, бить кнутом и ссылать приверженцев древних обрядов и укрывающих их.
Преследования ломали слабых, но ожесточали сильных.
Слайд 16

После этого указа начинается бегство старообрядцев на Север, в Заволжье,

 После этого указа начинается бегство старообрядцев на Север, в Заволжье, на

Урал (скиты).
Поиски “сокровенного града Китежа”, или утопической страны Беловодье.
Слайд 17

1667 – 1676 гг. Соловецкое восстание.

1667 – 1676 гг. Соловецкое восстание.

Слайд 18

Старообрядческий лубок, изображающий взятие монастыря правительственными войсками. "Осада монастыря длилась

Старообрядческий лубок, изображающий взятие монастыря правительственными войсками. "Осада монастыря длилась три

года и завершилась взятием крепости благодаря предательству одного из защитников, указавшего царским стрельцам тайный проход вовнутрь" (В.И. Кондратьев).
Слайд 19

Самосожжение – “Гари”: начались с 70-х годов XVII в. ,

Самосожжение – “Гари”: начались с 70-х годов XVII в. , продолжались

на протяжении XVIII в. Только в 1675-1695 гг. было зарегистрировано 37 “гарей”, во время которых погибло не менее 20 тысяч человек.

Как соотносятся самосожжения с представлением христиан о том, что самоубийство – тягчайший грех?

Слайд 20

4. Раскол и Реформация: сходство и различия Известно, что российские

4. Раскол и Реформация: сходство и различия

Известно, что российские старообрядцы, как

и западноевропейские протестанты, отличались глубокой религиозностью, высоко ценили честный труд и нажитое с его помощью богатство. И реформацию, и раскол широко поддерживало купечество. Старообрядцы, как и протестанты, отвергали церковную иерархию.

Почему же многие ученые считают, что устранения старообрядчества и протестантизма были противоположными?
Работа с таблицей 6

Слайд 21

5. Значение раскола Раскол стал проявлением духовного кризиса русского средневекового

5. Значение раскола

Раскол стал проявлением духовного кризиса русского средневекового общества, однако

он не привел к существенному обновлению культурной жизни. Наиболее последовательными сторонниками традиций были старообрядцы. Но официальная и церковь оставалась враждебной к новшествам и европеизации. Раскол поколебал авторитет церкви и косвенно способствовал секуляризации культуры.

Секуляризация – освобождение от церковного влияния

Имя файла: Раскол-в-русской-православной-церкви-во-второй-половине-XVII-века.pptx
Количество просмотров: 51
Количество скачиваний: 0