Религия как социальный институт презентация

Содержание

Слайд 2

1. Понятие религии

Цицерон предполагал, что термин от латинского religio означал – идти назад,

возвращаться, собирать, созерцать, бояться, и характеризовал религию как богобоязненность, страх и почитание богов.

1. Понятие религии Цицерон предполагал, что термин от латинского religio означал – идти

Слайд 3

Лактанций

полагал, что слово religio происходит от латинского глагола religare – вязать, связывать,

привязывать, сковывать и применительно к религии означает узы, соединяющие человека с Богом в служении ему и повиновении через благочестие.

Лактанций полагал, что слово religio происходит от латинского глагола religare – вязать, связывать,

Слайд 4

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа)

мировоззрение и мироощущение, а

также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, "священного", т. е. той или иной разновидности сверхъестественного.

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа) мировоззрение и мироощущение,

Слайд 5

Религия выступает в нескольких проявлениях:
Как мировоззрение, как религиозная система взглядов на мир в

целом и на место в нем человека.
Как мироощущение, то есть как восприятие мира преимущественно в чувственно-эмоциональной и образной религиозной форме.
Как идеология, где проповедуется вполне определенная совокупность идей и представлений о мире.
Как вера, то есть как принятие человеком религиозных утверждений и учений без необходимости их доказательств и рациональных обоснований.

Религия выступает в нескольких проявлениях: Как мировоззрение, как религиозная система взглядов на мир

Слайд 6

Этапы процесс институализации религии

возникновение социальной потребности, предусматривающей религиозную деятельность и организацию;
формирование общих

религиозных ценностей и целей;
появление практическое применение религиозных норм и правил, а также процедур с ними связанных;
формирование системы санкций для поддержания религиозных норм и правил;
формирование системы религиозных статусов и ролей;
создание религиозных организаций и учреждений.

Этапы процесс институализации религии возникновение социальной потребности, предусматривающей религиозную деятельность и организацию; формирование

Слайд 7

Религия как социальный институт предстает в качестве определенной совокупности религиозных статусов и ролей

это

такие статусы как Патриарх, Архиепископ, митрополит, епископ, диакон и т. д.

Религия как социальный институт предстает в качестве определенной совокупности религиозных статусов и ролей

Слайд 8

Патриарх

Патриарх

Слайд 9

Диакон

Диакон

Слайд 10

Основные элементы в структуре религии:
1. Религиозное сознание, в котором существуют разные уровни (идеологический,

ментальный, рациональный, эмоциональный и т.д.).
2. Религиозная деятельность - практически духовное освоение мира.
3. Религиозные отношения, предписанные религиозными идеями и нормами.
4. Религиозные организации (церковь, секта, культы).

Основные элементы в структуре религии: 1. Религиозное сознание, в котором существуют разные уровни

Слайд 11

О. Конт

считал, что религия отвечает постоянной потребности человека, который нуждается в религии,

потому что у него есть потребность любить нечто, его превосходящее, которое освящает и умеряет мирскую власть и напоминает о том, что по сравнению с иерархией достоинств иерархия способностей – это ничто .

О. Конт считал, что религия отвечает постоянной потребности человека, который нуждается в религии,

Слайд 12

О.Конт

предложил создать новую, рациональную религию, соответствующую характеру и потребностям позитивной стадии истории, облик

и судьбы которой определяет наука. Объектом религиозного поклонения должно стать будущее, то состояние, к которому идет и ради которого существует человечество.

О.Конт предложил создать новую, рациональную религию, соответствующую характеру и потребностям позитивной стадии истории,

Слайд 13

О. Конт

предполагал, что в переходе от низшей к высшей стадии развития общества играет

роль как сознание всего человечества, так и индивидуальное сознание.
Таких стадий три:
теологическая, или фиктивная;
метафизическая, или отвлеченная;
научная, или позитивная.
На позитивной стадии человеческий ум отказывается от изучения происхождения и назначения Вселенной, от познания причин явлений.

О. Конт предполагал, что в переходе от низшей к высшей стадии развития общества

Слайд 14

О. Конт

Отвергая богооткровенные религии (иудаизм, христианство, ислам), старался создать «позитивную религию человечества»,

разделяя ее на два вида:
общественную
частную.

О. Конт Отвергая богооткровенные религии (иудаизм, христианство, ислам), старался создать «позитивную религию человечества»,

Слайд 15

Культ общественной религии

состоит из церемоний, праздников, посвященных прославлению человечества различных политических союзов,

воспоминанию о великих исторических событиях.

Культ общественной религии состоит из церемоний, праздников, посвященных прославлению человечества различных политических союзов,

Слайд 16

В частной религии

предметом является не люди, а индивидуальные представительницы: женщины, мать, жена, дочь.


Культ составляют молитвы, представляющиеся излияниями чувств, и поэтому каждому дается право сочинять их текст.

В частной религии предметом является не люди, а индивидуальные представительницы: женщины, мать, жена,

Слайд 17

О. Конт

установил девять «таинств», которые посвящены важным событиям в жизни:
представление новорожденного;
посвящение

(инициация) достигшего 14 лет;
допущение к приготовлению на службу в 21 год;
назначение на должность в 28 лет;
брак; зрелость по достижению 42-летнего возраста;
отставка по достижению 63 лет;
«преобразование» перед смертью;
освящение и включение достойного в «Великое Существо» через 7 лет после смерти.

О. Конт установил девять «таинств», которые посвящены важным событиям в жизни: представление новорожденного;

Слайд 18

Г. Спенсер

общество представляет собой некий организм, свойства которого сходны со свойствами живого

тела, а постоянные взаимоотношения между частями общества подобны тем же отношениям между частями тела.

Г. Спенсер общество представляет собой некий организм, свойства которого сходны со свойствами живого

Слайд 19

Г. Спенсер

Религия утверждает принцип социальной беспрерывности, идентичности общества.

Г. Спенсер Религия утверждает принцип социальной беспрерывности, идентичности общества.

Слайд 20

Религия выполняет ряд функций:

усиливает семейные связи, интегрирует семью посредством похорон и культового

почитания предков;
служит основой управления поведением людей, укрепляя его традиционные формы;
обосновывает и усиливает национальное единство, которое первоначально мыслится как религиозное единство;
легитимирует институт собственности тем, что табуизация священных предметов и мест переносится по аналогии на частное владение.

Религия выполняет ряд функций: усиливает семейные связи, интегрирует семью посредством похорон и культового

Слайд 21

Э. Дюркгейм

дает определение религии, противопоставляя сакральное и мирское. Ученый связывает религию с

обществом в целом: религия есть ответ на определенные условия жизни, она отвечает важным социальным нуждам и источником религии является само общество, и поэтому она существует вне зависимости от существования или
отсутствия Бога и потустороннего мира.

Э. Дюркгейм дает определение религии, противопоставляя сакральное и мирское. Ученый связывает религию с

Слайд 22

Э. Дюркгейм

видел в религии специальное социальное действие, отличающееся от всех других тем,

что направлено на сакральный объект, и именно это является главным в религии – различение священных вещей и профанных, обычных.

Э. Дюркгейм видел в религии специальное социальное действие, отличающееся от всех других тем,

Слайд 23

Э. Дюркгейм

Представления о священном приобретают мифологические формы и выражаются в некие ритуалы

(жертвоприношения, очищающие обряды и т.д.), которые открывают доступ к священным объектам и обеспечивают возвращение в профанный мир.

Э. Дюркгейм Представления о священном приобретают мифологические формы и выражаются в некие ритуалы

Слайд 24

Э. Дюркгейм

исходил из того, что религиозная деятельность способствует формированию социальной сплоченности, интеграции

и стабильности в обществе, акцентировал внимание на социальном значении религии.

Э. Дюркгейм исходил из того, что религиозная деятельность способствует формированию социальной сплоченности, интеграции

Слайд 25

Э. Дюркгейм

отмечал ослабление влияния религии
в обществе и аргументировал это тем, что

общество становится предметом
научного исследования.
И выражение социального смысла теперь происходит через научное знание, и религиозное чувство получает рациональное выражение в морали.

Э. Дюркгейм отмечал ослабление влияния религии в обществе и аргументировал это тем, что

Слайд 26

К. Маркс

1) религия зависит от экономических и социальных отношений;
2) религия является

признаком неправильного развития общества, в котором выражается эксплуататорская сущность капитализма. Религия убеждает людей в правильности происходящего и убеждает смириться с этим. Ученый отмечает невозможность исследования религиозного феномена отдельно от общества, в котором он существует.

К. Маркс 1) религия зависит от экономических и социальных отношений; 2) религия является

Слайд 27

Т. Парсонс

в организации религии главным является культурный элемент. Религия входит в систему поддержания

примеров, акцентируя внимание на ценности, и образует религиозный компонент культуры.
Т. Парсонс отмечает, что элементы светской культуры оказывают воздействие на ценности посредством искусства, преподавания и исследования в этой области .

Т. Парсонс в организации религии главным является культурный элемент. Религия входит в систему

Слайд 28

П. Бергер и Т. Лукман

определили религию как священную космизацию социального порядка и отталкивались

от того, что любое общество сталкивается с угрозой распада, крушения.
Они представляли религию как особый случай объединения «номоса» и «космоса» .

П. Бергер и Т. Лукман определили религию как священную космизацию социального порядка и

Слайд 29

При этом «номос»

– это общество с упорядоченной социальной организацией, это изолированный от

хаоса участок.
А религия в свою очередь помогает сохранять существующий социальный мир. Бог придает смысл жизни, определяет систему ценностей и дает гарантию на защиту от хаоса, потери самоидентификации.

При этом «номос» – это общество с упорядоченной социальной организацией, это изолированный от

Слайд 30

2. Под функциями религии следует понимать различные способы ее действия в обществе

мировоззренческая,
компенсаторная,
коммуникативная,
регулятивная,


интегративная,
социального контроля

2. Под функциями религии следует понимать различные способы ее действия в обществе мировоззренческая,

Слайд 31

Мировоззренческая функция

Религия включает определенное миропонимание, объяснение мира и некоторых процессов в нем, природы человека,

смысла его существования, идеала и т.д.

Мировоззренческая функция Религия включает определенное миропонимание, объяснение мира и некоторых процессов в нем,

Слайд 32

Компенсаторная функция

Религия выполняет специальную функцию компенсатора: социальное неравенство компенсируется равенством в греховности, в

страдании; людская разобщенность заменяется братством в общине; фактическое бессилие человека компенсируется всесилием Бога.

Компенсаторная функция Религия выполняет специальную функцию компенсатора: социальное неравенство компенсируется равенством в греховности,

Слайд 33

Коммуникативная функция

Религия осуществляет общение людей, где «богообщение» считается высшим видом общения, а общение

с «ближними» - второстепенным. Общение происходит прежде всего в культовой деятельности.

Коммуникативная функция Религия осуществляет общение людей, где «богообщение» считается высшим видом общения, а

Слайд 34

Регулятивная функция

Как нормативная система и как основа общественно-санкционированных способов поведения религия определенным образом

упорядочивает мысли, устремления и действия людей.

Регулятивная функция Как нормативная система и как основа общественно-санкционированных способов поведения религия определенным

Слайд 35

Интегративная функция

Суммируя поведение и деятельность индивидов, объединяя их мысли, чувства, стремления, направляя усилия

социальных групп и институтов, религия способствует стабильности данного общества.

Интегративная функция Суммируя поведение и деятельность индивидов, объединяя их мысли, чувства, стремления, направляя

Слайд 36

Дисфункции социального института религии

Примером этому могут служить религиозные войны и преследования, социально религиозные

последствия революций.

Дисфункции социального института религии Примером этому могут служить религиозные войны и преследования, социально религиозные последствия революций.

Слайд 37

3.Типология религии

По хронологическому основанию:
- архаические религии
- религии цивилизованных обществ

3.Типология религии По хронологическому основанию: - архаические религии - религии цивилизованных обществ

Слайд 38

По основанию теистичности (наличия или отсутствия в них идеи Бога)

- дотеистические
- теистические

По основанию теистичности (наличия или отсутствия в них идеи Бога) - дотеистические - теистические

Слайд 39

По составу пантеона

- политеистические
- монотеистические

По составу пантеона - политеистические - монотеистические

Слайд 40

По этническому основанию

- религии национальные
- религии мировые, или вселенские

По этническому основанию - религии национальные - религии мировые, или вселенские

Слайд 41

Национальные религии (иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и др.)

в значительной степени связаны

с определенным народом, этносом, нацией

Национальные религии (иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм и др.) в значительной степени связаны

Слайд 42

Мировые (вселенские) религии

Буддизм ( хинаяна и махаяна)
Христианство (католицизм, православие и

протестантизм)
Ислам (суннизм и шиизм).

Мировые (вселенские) религии Буддизм ( хинаяна и махаяна) Христианство (католицизм, православие и протестантизм)

Слайд 43

Ранние формы религии

Тотемизм
Магия
Фетишизм
Анимизм

Ранние формы религии Тотемизм Магия Фетишизм Анимизм

Слайд 44

Тотем

(на языке североамериканских индейцев племени оджибве ототем - род его) - животный предок,

считающийся покровителем рода.

Тотем (на языке североамериканских индейцев племени оджибве ототем - род его) - животный

Слайд 45

Члены родовой группы

стали верить в то, что они произошли от предков, сочетавших

в себе признаки людей и их тотема.

Члены родовой группы стали верить в то, что они произошли от предков, сочетавших

Слайд 46

Это вело к усилению культа предков и веры в их особые возможности, а

также к изменению отношения к самому тотему.

Это вело к усилению культа предков и веры в их особые возможности, а

Слайд 47

Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу.
Так, половозрастное

табу исключало половые связи между близкими родственниками.
Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям.
Ряд других табу призван был регулировать правила погребения, фиксировать социальный статус, права и обязанности членов первобытного коллектива.

Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу. Так, половозрастное

Слайд 48

Магия (в переводе с древнегреческого - колдовство)

возникшая у первобытных людей вера в

возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий (заговоров, заклинаний т.д.)

Магия (в переводе с древнегреческого - колдовство) возникшая у первобытных людей вера в

Слайд 49

Колдуны и шаманы

Специально подготовленные люди, которые обычно занимались магическими приемами

Колдуны и шаманы Специально подготовленные люди, которые обычно занимались магическими приемами

Слайд 50

Фетишизм (от португальского «фетиш» - сделанный).

У первобытных людей особую значимость имело почитание различных

предметов, которые должны были приносить удачу и отводить все опасности

Фетишизм (от португальского «фетиш» - сделанный). У первобытных людей особую значимость имело почитание

Слайд 51

Фетишу

приписывались такие свойства как способность исцелять, предохранять от опасности, помотать на охоте и

пр.
За оказанную помощь фетиш благодарили, за беспомощность наказывали.
В этом плане показателен африканский обычай истязания фетишей, причем не только для их наказания, то и для побуждения к действию. Например, прося о чем-нибудь фетиш африканки вбивали в него железные гвозди, полагая, что после этого фетиш лучше запомнит обращенные к нему просьбы и обязательно их выполнит.

Фетишу приписывались такие свойства как способность исцелять, предохранять от опасности, помотать на охоте

Слайд 52

Анимизм (от латинского «анима» - душа)

вера в существование душ и духов

Анимизм (от латинского «анима» - душа) вера в существование душ и духов

Слайд 53

Э. Тейлор «Первобытная культура»

Первый ряд анимистических представлений возник в ходе размышления древнего человека

над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций.
В дальнейшем формируются более сложные представления о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире и т.п.

Э. Тейлор «Первобытная культура» Первый ряд анимистических представлений возник в ходе размышления древнего

Слайд 54

Э. Тейлор «Первобытная культура»

Второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления

к олицетворению и одухотворению окружающей действительности.
Отсюда возникает вера в отдельно существующих духов сил природы, растений, животных.

Э. Тейлор «Первобытная культура» Второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям

Слайд 55

Буддизм - самая древняя из существующих религий

Возникла она в VI в. до н.э.
В

настоящее время она распространена в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, и, кроме того, появилась тенденция ее проникновения в развитые страны Запада.

Буддизм - самая древняя из существующих религий Возникла она в VI в. до

Слайд 56

Основатель буддизма

Сиддхартха Гаутама
Шакья-Муни, сын правителя государства Магадха

Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама Шакья-Муни, сын правителя государства Магадха

Слайд 57

Христианство

возникло в I в.н.э. в восточных провинциях Римской империи.
Основатель Иисус Христос.

Христианство возникло в I в.н.э. в восточных провинциях Римской империи. Основатель Иисус Христос.

Слайд 58

Греческое слово «Христос» есть буквальный перевод слова «Мессия»
(с древнееврейского - помазанник, т.е.

посвященный, получивший божественную благодать).
Имя Иисус, или Иегошуа, буквально означает Яхве-спаситель.

Греческое слово «Христос» есть буквальный перевод слова «Мессия» (с древнееврейского - помазанник, т.е.

Слайд 59

Ислам

Самая молодая религия – 7 век н.э.
Основатель: пророк Мухаммед.
В настоящее время

«мир ислама» объединяет около 1 млрд. человек, проживающих на различных континентах и относящихся к различным расам, нациям, классам и сословиям.

Ислам Самая молодая религия – 7 век н.э. Основатель: пророк Мухаммед. В настоящее

Слайд 60

Ислам

Коран – священная книга мусульман

Ислам Коран – священная книга мусульман

Слайд 61

В работе "Хозяйство и общество" М. Вебер разработал социологическое понимание церкви и секты

1)

отношение к "миру";
2) критерий членства;
3) организационная структура.

В работе "Хозяйство и общество" М. Вебер разработал социологическое понимание церкви и секты

Слайд 62

Церковь не противопоставляет себя миру, приемлет его культуру и соглашается с его порядками,

добиваясь того, чтобы стать универсальной организацией, вписанной в этот мир.

Церковь не противопоставляет себя миру, приемлет его культуру и соглашается с его порядками,

Слайд 63

Секта, напротив, тяготеет к неприятию, осуждению "мира", мирских порядков. По выражению Вебера, в

отличие от церкви секта не стремится к универсальности, она хочет быть общиной "избранных".

Секта, напротив, тяготеет к неприятию, осуждению "мира", мирских порядков. По выражению Вебера, в

Слайд 64

Слайд 65

Слайд 66

Слайд 67

Слайд 68

Имя файла: Религия-как-социальный-институт.pptx
Количество просмотров: 8
Количество скачиваний: 0