Слайд 2
![Интонация – это основная составляющая просодии. Интонация включает в себя](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/37703/slide-1.jpg)
Интонация – это основная составляющая просодии.
Интонация включает в себя несколько
акустических
компонентов:
тон голоса, его тембр, интенсивность, или силу
звучания голоса, мелодику, паузы, словесное
логическое ударение, темп речи.
Слайд 3
![Развитие речи в раннем возрасте делится на два периода: подготовительный](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/37703/slide-2.jpg)
Развитие речи в раннем возрасте делится на два
периода:
подготовительный период (до 1,5
лет) – до
оформления самостоятельной речи и
период оформления самостоятельной речи
(1,5–2 года).
В литературе наиболее распространенны
является выделение в довербальном
(предречевом) периоде нескольких
последовательно сменяющих друг друга стадий:
крик или плач; гуление; лепет; стадия первых
слов.
Интонационная сторона речи формируется
раньше, чем фонетическая, лексическая, а также
грамматическая.
Слайд 4
![Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/37703/slide-3.jpg)
Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило,
это происходит в процессе общения с взрослыми. Работу по развитию выразительности речи целесообразно проводить последовательно в два этапа:
- сначала формировать навыки восприятия интонации,
- затем – навыки её использования в собственной речи.
Слайд 5
![Элементы интонации: - темп (ускорение и замедление скорости произносимых фраз);](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/37703/slide-4.jpg)
Элементы интонации:
- темп (ускорение и замедление скорости произносимых фраз);
- ритм (чередование
ударных слогов);
- тембр (изменение эмоциональной окраски голоса);
- логическое ударение (выделение наиболее важных по смыслу слов);
- мелодика (повышение или понижение тона голоса в начале, середине и в конце фразы, одновременно с повышением и понижением голоса изменяется и его сила).
Слайд 6
![По направлению движения голоса различают следующие мелодические формы: Монотонная -](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/37703/slide-5.jpg)
По направлению движения голоса различают следующие мелодические формы:
Монотонная - с незначительным
повышением и понижением голоса;
Восходящая форма - с повышением голоса к концу предложения;
Нисходящая форма - с понижением голоса к концу предложения;
Полная форма, включающая повышение и понижение.
Слайд 7
![Для развития восприятия мелодики эффективным является прием дирижирования, при котором](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/37703/slide-6.jpg)
Для развития восприятия мелодики эффективным является прием дирижирования, при котором повышение
и понижение голоса сопровождается плавными движениями руки вверх или вниз. Этот прием лучше использовать при повторении дважды сказанной фразы, скороговорки, или стихотворения. Сначала “ нарисуйте” в воздухе мелодику вместе с детьми, а затем ребенок продирижирует её самостоятельно.
Слайд 8
![Средства выразительности Грустное, подавленное настроение обычно проявляется в приглушенных низких](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/37703/slide-7.jpg)
Средства выразительности
Грустное, подавленное настроение обычно проявляется в приглушенных низких тонах и
произносится пониженным голосом; наоборот, бодрое, жизнерадостное душевное состояние произносится более высоким тоном, т. е. повышенным голосом. Волнение, грусть, радость – все это отражается в голосе.
Слайд 9
![В состоянии возбуждения и подавленности голос меняется, отклоняясь от обычного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/37703/slide-8.jpg)
В состоянии возбуждения и подавленности голос меняется, отклоняясь от обычного звучания.
Это отклонение называют эмоциональной окраской – тембром. Формирование навыков восприятия тембра у детей следует начинать со знакомства с двумя контрастными окрасками голоса: радостной и грустной, это впоследствии станет основой для введения менее контрастных по тембру эмоциональных проявлений: гнева, удивления, испуга и т. д.
Слайд 10
![При этом в качестве наглядного материала можно использовать пиктограммы, фотографии](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/37703/slide-9.jpg)
При этом в качестве наглядного материала можно использовать пиктограммы, фотографии с
изображением эмоционально выраженных лиц; в качестве речевого материала - тексты и фразы.
Слайд 11
![Темп – это ускорение или замедление скорости произносимых предложений. Для](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/37703/slide-10.jpg)
Темп – это ускорение или замедление скорости произносимых предложений. Для этого
необходимо познакомить детей с понятиями "быстро", "медленно", "умеренно".
Сначала детей знакомим с контрастными видами темпа: "медленно" и "быстро", а потом предлагается образец умеренного темпа.
Слайд 12
![Логическое ударение – это выделение наиболее важных по смыслу слов,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/37703/slide-11.jpg)
Логическое ударение – это выделение наиболее важных по смыслу слов, поэтому
нужно привлечь внимание детей к смыслу каждой фразы и организовать анализ и оценку текста.
Например, я произнесу фразу и организую её анализ: "Снегири клюют рябину".
"Снегири к л ю ю т рябину".
"Снегири клюют р я б и н у".
Слайд 13
![Ритм – это чередование ударных слогов. Которые можно задавать в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/37703/slide-12.jpg)
Ритм – это чередование ударных слогов. Которые можно задавать в виде
хлопков, ударов в барабан, бубен, серии слогов, коротких стихотворений.
Детям сначала нужно предложить отхлопывать ритм слоговых серий.
Та-та-Та-та; та-Та-та-Та; Та-та-та-Та-та-та.
Слайд 14
![Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова: Всякому](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/37703/slide-13.jpg)
Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова:
Всякому овощу
свое время.
Мягко стелет, да жестко спать.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Солнце сияет, а месяц только светит.
Что написано пером, то не вырубишь топором.
Слайд 15
![Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы: Кто](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/37703/slide-14.jpg)
Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы:
Кто умеет
трудиться, тому без дела не сидится.
Кудри завивай, да про дела не забывай.
Как посеешь, так и пожнешь.
Без дела жить - только небо коптить.
За правое дело стой смело.
Жизнь дана на добрые дела!
Слайд 16
![Выводы Проанализировав литературу и из моего опыта работы с детьми,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/37703/slide-15.jpg)
Выводы
Проанализировав литературу и из моего опыта работы с детьми, можно сделать
вывод о том, что к старшему дошкольному возрасту, интонационная система речи детей без патологии в целом сформирована, а употребление интонационных конструкций русского языка приближается к эталонным моделям у взрослых.
Но, хотелось бы отметить, что с детьми с общим недоразвитием речи необходима систематическая работа над интонационной выразительностью речи.