Шестоднев. Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия презентация

Содержание

Слайд 2

священный Текст понимается, прежде всего, буквально, как написано.
при буквальном прочтении широко использовались данные

современной естественной науки.
помимо буквального метода толкования используется и символическое духовное толкование, которое при этом не отвергает буквального смысла.

Свт. Василий Великий: «Известны мне правила иносказаний, хотя не сам я изобрел их, но нашел в сочинениях других. По сим правилам, иные, принимая написанное не в общеупотребительном смысле, воду называют не водою, но каким-нибудь другим веществом, и растению, и рыбе дают значение по своему усмотрению, даже бытие гадов и зверей объясняют сообразно со своими понятиями, подобно как и снотолкователи виденному в сонных мечтаниях дают толкования соглаcные с собственным их намерением. А я, слыша о траве, траву и разумею, также растение, рыбу, зверя и скот, все, чем оно названо, за то и принимаю».

Особенности святоотеческого толкования первых глав кн. Бытия

Свт. Василий Великий: «Повеление сие [производить из себя жизнь (Быт. 1, 11)] соблюлось в земле, и она не престает служить Создателю. Одно производится чрез преемство существовавшего прежде, другое даже и ныне является живородящимся из самой земли. Ибо не только она производит кузнечиков в дождливое время и тысячи других пород пернатых, носящихся по воздуху, из которых большая часть по малости своей не имеют имени, но из себя же дает мышей и жаб. Около Египетских Фив, когда в жару идет много дождя, вся страна наполняется вдруг полевыми мы-шами. Видим, что угри не иначе образуются, как из тины. Они размножаются не из яйца, и не другим каким-либо способом, но из земли получают свое происхождение».

Например, древо познания добра и зла свт. Григорий Богослов называл «созерцанием», а прп. Максим Исповедник делает пр. Моисея символом суда, а пр. Илию – предведения. Но при этом символическое толкования не сводится к «мертвой» отвлеченной аллегории, оно всегда отталкивалось от реальных исторических событий или предметов.

Ориген: «Кто, имея разум, подумает, что первый, второй и третий день, также вечер и утро были без солнца, луны и звезд, а первый день - даже и без неба? Кто настолько глуп, чтобы подумать, будто Бог, по подобию человека – земледельца, насадил рай в Эдеме на востоке, и в нем сотворил дерево жизни, видимое и чувственное, … этот рассказ образно указывает на некоторые тайны через историю только мнимую, но не происходившую телесным образом». «Второй день - это период формирования в человеке Неба (духовности). Третий день - постепенно утишается, обретает границы море страстей в сердце обращённого, и появляются первые практические плоды. 4 день - человек начинает различать на духовном небосводе Слово Божье (Солнце правды - Христос), учение Церкви (Луна, спутника Солнца). Пятый день - из моря страстного моря души поднимаются в Небо и выходят на твёрдую почву окрылённые, освящённые верой мысли, чаяния, и желанья». «пресмыкающиеся и летучие птицы - добрые и дурные помыслы»).

Слайд 3

Большинство святых отцов понимали дни творения буквально, то есть продолжительностью в 24 часа.

Этой точки зрения придерживается и часть современных богословов, так называемые креационисты.
Из буквального понимания первой главы Книги Бытия следует, что мир сотворен за шесть дней, а возраст Земли составляет не более 10 000 лет.
Блаженный Августин был не столь категоричен: «что то были за дни, нам очень трудно представить, или совсем невозможно; и еще менее возможно говорить об этом».
Прп. Иоанн Дамаскин допускал, что дни творения могут иметь неопределённо долгую продолжительность: «говорят о семи веках этого мира, то есть от сотворения неба и земли до общего как конца людей, так и воскресения. … Говорят же и о веках веков, поскольку и семь веков настоящего мира обнимают множество веков»
Подобной точки зрения придерживается и часть современных богословов, которые называются эволюционистами. «У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3, 8). С лингвистической точки зрения «день» евр. «йом» - может означать неопределенный промежуток времени.
При таком понимании длительности дней творения, возраст Земли может составлять сотни миллионов лет.
Представление о многомиллионной длительности процесса Творения в такой же степени «умаляет» величие и всемогущество Творца, как и представление о поэтапности Творения мира. Для «божественного могущества … было совершенно безразлично – создать ли весь мир во мгновение ока, употребить ли на это целую неделю, или, вложив в мир известные целесообразные законы, более или менее естественное течение, приведшее к продолжительному мирообразованию».
Важно понимать, в каком контексте о сотворении мира писали святые отцы: они полемизировали с языческими философскими представлениями о бесконечности и безначальности мира (т.е. приписывания ему божественных свойств). Поэтому им очень важным было показать, что мир сотворен в определенное время, он не безначален, но имеет начало своего бытия от Бога, он не бесконечен, но создан в определенное время, соответственно книга Бытия должна отражать реальные исторические этапы сотворения нашей Земли.

Продолжительность дней творения

Слайд 4

Святитель Афанасий Великий, следуя александрийской традиции аллегорического толкования вслед за Филоном, Оригеном и

Климентом Александрийским, говорил о мгновенном сотворении мира и населяющих его живых существ. 6 дней или этапность в творении понималась не исторически, а богословски, не последовательно, а качественно.
Сирийцы и антиохийцы: прп. Ефрем Сирин, свт. Иоанн Златоуст учили о поэтапном сотворении мира на протяжении шести 24-часовых творческих дней.
Прп. Ефрем Сирин: «Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание. Непозволительно также говорить, будто бы то, что, по описанию, сотворено в продолжение шести дней, сотворено в одно мгновение».
Отцы-каппадокийцы – свт. Григорий Богослов, Василий Великий, Григорий Нисский совместили оба толковательных метода – и умеренный аллегоризм, и буквальное толкование. Они допускали термин и идею одномоментного сотворения как потенцию того, что оформилось по воле Бога на протяжении шести реальных творческих дней.
Блж. Августин: «все создано разом, и тем не менее, в шесть дней. Отсюда и трудности в понимании рассказа о происхождении мира. То есть в Писании рассказ о творении уже приспособлен к пониманию людей «простого восприятия», которые могут мыслить лишь временными категориями».

Постепенность (этапность) творения мира

Свт. Иоанн Златоуст: «Есть неблагодарные, которые и после такого научения осмеливаются не верить и не допускают даже, чтобы был Создатель видимого; но одни из них говорят, будто все произошло само собою, а другие - будто создано из какого-то готового вещества. Поэтому-то блаженный Моисей, наставляемый Духом Божиим, и учит нас с такою обстоятельностью, чтобы мы не впали в одинаковое с этими людьми заблуждение, но могли ясно знать и порядок и способ сотворения каждой вещи. Если бы Бог не позаботился о нашем спасении и не руководил языком пророка, то довольно было бы сказать, что Бог сотворил небо, и землю, и море, и животных, не показывая ни порядка дней, ни того, что создано прежде и что после».

Слайд 5

Визуальные образы - во время Божественного созерцания ум под действием Божиим видит, что

угодно Господу ему показать.
Свт. Иннокентий Херсонский: «Моисей описал происхождение мира, водясь взглядом человека, - описал то, что мог бы видеть человек, если бы был свидетелем сотворения мира».
Иное течение времени - Во время Божественного созерцания сознание человека в максимально возможной степени сливается с Богом, и поскольку Бог находится вне времени и для Него нет ни прошлого, ни будущего, естественно предположить, что и сознание пророка во время Откровения пребывало в иных временных координатах.
«Пред очами Твоими, Господи, тысяча лет как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи» (Пс. 89, 5).
Неизбежность искажения Откровения при передаче его на человеческий язык - мера открываемого и созерцаемого так велика, что его не вместит никакое человеческое слово.
«Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем... Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13, 9,12).
Объяснения Оригена - Бог намеренно исказил Истину для того, чтобы мы не увлекались очевидным смыслом, а искали смысл более глубокий.
Искажения в смысл Откровения могут вноситься при их переводе
«Итак, прошу вас, читайте [эту книгу] благосклонно и внимательно и имейте снисхождение к тому, что в некоторых местах мы, может быть, погрешили: трудясь над переводом: ибо неодинаковый смысл имеет то, что читается по-еврейски, когда будет переведено на другой язык, - и не только эта [книга], но даже закон, пророчества и остальные книги имеют немалую разницу в смысле, если читать их в подлиннике». (Предисловие к книге Ис. Сир.).

Модели понимания повествования о творении мира

Слайд 6

Дни творения

Первый день - сотворён свет;
Второй день - сотворена твердь небесная;
Третий день -

сотворены суша и растительность;
Четвертый день - сотворены светила;
Пятый день - сотворены рыбы и птицы;
Шестой день - сотворены животные и человек;
Седьмой день - день Субботний (покоя).

Слайд 7

Творение времени, космоса

Свт. Иоанн Златоуст: «Прошу вас, будем внимать этим словам так, как

будто бы мы слушали не Моисея, но самого Господа вселенной, говорящего устами Моисея, и распростимся надолго с собственными рассуждениями».

«С великою благодарностью будем принимать сказанное [Моисеем], не преступая своих границ и не испытуя того, что выше нас. Так поступили враги истины, которые захотели все постигнуть своим умом, не подумав, что природа человеческая не может постигнуть дела творения Божьего».

Словом "в начале" бытописатель указывает, что мир не безначален, призван к бытию во времени и с самим временем. В месте с тем, “начало” - это не просто некая точка на отрезке времени или в пространстве, здесь мы уже подразумеваем некоторый всеобъемлющий план, Замысел творения.

Ориген: «Что есть начало всего, если не Господь наш и Спаситель всех (1 Тим 4:10) Иисус Христос, рожденный прежде всякой твари (Кол 1:15)? Итак, в этом Начале, то есть в Своем Слове, сотворил Бог небо и землю. Так же и евангелист Иоанн говорит в первых стихах своего Евангелия: В начале было Слово, …все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть (Ин 1:1-3) ».

Ориген: «Здесь не идет речь о каком-то временном начале; но говорится, что небо и земля и все сотворенное создано «в Начале», то есть в Спасителе» .

Для означения творческого действия, выраженного в сла­вянском тексте словом "сотвори" в еврейском языке существуют три глагола: "бара", "аса" и "айцар". Глаголам "аса" и "айцар" обыкновенно придаётся значение первому "устраивать, созидать", а второму - "образовать", причем в обоих случаях предполага­ется устроение и образование из готового материала. Глагол же "бара", по указанию гебраистов, означает творение в соб­ственном смысле, образование чего-нибудь вновь "из ничего". Этот глагол и употреблен в еврейском тексте в первом стихе книги Бытия, чем ясно указывается, что мир приведен к бытию из небытия.

"Бог" выражено словом "Елогим" - "Боги": существительным множественного чис­ла от "Елоаг". И некоторые отцы и учителя Церкви и христианские толковники усматривают в слове "Елогим" ука­зание на троичность ипостасей в Божестве, причем глагол "бара", поставленный в единственном числе, указывает на единство Бо­жественного Существа.

Некоторые толковники под "небом" 1-го стиха разумеют мир ангелов или бесплотных духов. Господь в книге Иова говорит, что Он утвердил основание земли "при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости" (Иов. 38,7), ука­зывая этим, что ангелы сотворены ранее видимого мира. Поэтому Святая Церковь, называя ангелов началом и начатком тварей.

Свт. Василий Великий: «Было нечто, как вероятно, и прежде сего мира; но сие хотя и постижимо для нашего разумения, однако не введено в повествование как несоответствующее силам новообучаемых и младенцев разумом. Еще ранее бытия мира было некоторое состояние, приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, присно продолжающееся. В нем-то Творец и Зиждитель всяческих совершил создания: мысленный свет, приличный блаженству любящих Господа, разумные и невидимые природы и все украшение умосозерцаемых тварей, превосходящих наше разумение, так что нельзя изобрести для них и наименования».

Под «небом» и «землею» нельзя разуметь землю в собственном смысле, т.к. планета наша явилась во второй день творения (6-8), су­ша отделена от воды в третий день (9-10). Под небом и землею, по мне­нию толкователей, бытописатель разумеет первоначальное вещество, материю, из которого образованы потом предметы видимого мира.

Блж. Августин – «Именем неба и земли названа та самая, на первых порах бесформенная, мировая материя, которая неизреченным образом, по повелению Бога, размещена затем в настоящие, с определенным видом и формой, природы»; «названа именем неба и земли, как бы семенем неба и земли».

Прп. Ефрем Сирин: «небо и земля, сотворенные вначале, суть действительно небо и земля (и что не нечто иное разумеется под именем неба и земли), так и сказанное обо всем прочем, что сотворено и приведено в устройство по сотворении неба и земли, заключает в себе не пустые наименования, но силе сих наименований соответствует самая сущность сотворенных естеств».

Обращаясь к первоначальному состоянию новозданной материи, бытописатель называет её, во-первых, "землею" потому, что земной шар образован был потом именно из этой первоначаль­ной материи, во-вторых, "бездною", указывая этим на её беспре­дельность и необозримость для человеческого глаза, и наконец, "водою", означая этим неустойчивость, неуплотненность перво­бытного вещества сравнительно с землею в собственном смысле.

Блж. Августин: «В этих словах дается представление о бесформенности, из этой-то бесформенной материи и возникли наши небо и земля, уже оформленные и наполненные всем тем, о чем в дальнейшем говорится в рассказе об устроении мира за шесть дней».

«это некое начало, которое способствует осуществлению замысла Божия, состояние предельного неустройства, когда еще ничего буквально нет, но все существует как бы в потенции, в неосуществленности, в потенции к становлению».

«безвидна» – в смысле отсутст­вия тех определенных признаков и качеств, с которыми явилась впоследствии, по завершении творческой деятельности и с кото­рыми она наблюдается теперь; «пуста» - в смысле от­сутствия тех законов, которыми обусловлено существование ми­ра впоследствии.

Свт. Василий Великий: «Совершенное устройство земли означает обилие ее произведений; произрастание всякого рода растений; появление высоких деревьев, и плодовитых, и неплодовитых; доброцветность и благовоние цветов; и все то, что в скором времени, по Божиему повелению возникнув на земле, должно было украсить родительницу всего этого. А так как ничего этого еще не было, то Писание справедливо наименовало землю «неустроенною». Но то же самое мы можем сказать и о небе. И оно не имело еще полного образования, не получило свойственного ему украшения, потому что не освещалось луною и солнцем, не венчалось сонмами звезд. Всего этого еще не было, а потому ты не погрешишь против истины, если и небо назовешь «неустроенным».

Свт. Григорий Нисский: «Когда приходила в бытие вселенная, прежде, нежели каждое из наполняющих вселенную существ оказалось само по себе, над всем разлит был мрак».

Блж. Августин: «Кто рассудит внимательно, что такое тьма, тот обнаружит, что она есть не что иное, как отсутствие света. Таким образом, слова: И тьма над бездною, равносильны словам: «Над бездною не было света» .

Под Духом Божиим нужно разуметь третью Ипостась Святой Троицы. Действие Духа Божия ("ношашеся") в ев­рейском тексте выражается словом "мерахефет", которое в своем первоначальном значении прилагается к действию птицы, сидящей на яйцах, согревающей их, и таким образом, дающей им жизнь. Отсюда действие Духа Божия по отношению к неустроенному веще­ству можно представлять как зиждительную силу, которая ожив­ляла первозданное вещество, способствуя деятельности и разви­тию естественных сил и законов, вложенных в него Богом.

Прп. Ефрем Сирин: «Он согревал, оплодотворял и соделывал родотворными воды, подобно птице, когда она с распростертыми крыльями сидит на яйцах и, во время этого распростертая, своею теплотою согревает их и производит в них оплодотворение. Этот же Дух Святой представлял нам тот образ святого крещения, в котором, ношением Своим над водами, порождает Он чад Божиих».

Слайд 8

Первый день творения

Под словом "рече" можно разуметь мысль, намерение, хотение божественное. С дру­гой

стороны, в выражении "рече" можно находить указание на участие в деле творения Ипостасного Слова, второго Лица Свя­той Троицы, о Котором св. Иоанн Богослов говорит: "вся тем быша и без него ничтоже бысть, еже бысть" (Ин. 1,3). Вообще в деле творения принимали участие все три лица Святой Троицы: "Словом Господним небеса утвердишася и духом уст Его вся си­ла их" (Ис. 32,6).

Прп. Ефрем Сирин: «Отец изрек, Сын сотворил; подобало и Духу привнести Свое дело. И это явил Он ношением, явственно показав тем, что все приведено в бытие и совершено Троицею».

Блж. Августин: «слово сказал дает уразуметь Его власть, слово стало - Его могущество, а слово хорош - Его благоволение, и так эти неизреченные [действия] должны были быть выражены людям человеком, чтобы послужить всем на пользу!».

Свт. Василий Великий: Слова: да будет свет, были изречены Богом «неизреченно»; «Спрашиваем: как говорит Бог? Так же ли, как и мы, то есть: сперва в мысли рождается образ предметов; потом излагает; а потом, производство словесных органов, уже чрез сотрясение воздуха, делает ясной тайную Свою мысль? Не благочестивее ли будет сказать, что Божие хотение и первое устремление мысленного движения уже есть Божие слово?»

«И увидел Бог свет, что он хорош» - означают одобрение Богом того, что Он сотворил, а не оценку вещей, неизвестных Ему доселе. Называя свет днем, а тьму ночью, Бог производит различение между светом и тьмой, которые еще не были управляемы движением солнца.

Свт. Василий: «на каком языке назвал Бог свет днем, а тьму - ночью? На еврейском, греческом, латинском или каком-нибудь еще? И так обо всем, чему Он дал название, можно спросить: на каком языке оно было дано? Но дело в том, что в Боге разум чист и не связан со звучанием различных языков. Сказанное же о Нем, что Он назвал, означает, что Он сделал вещи».

Прп. Ефрем Сирин: «Первоначальный свет разлит был всюду, а не заключен был в одном известном месте; повсюду рассеивал он тьму, не имея движения; все движение его состояло в появлении и исчезновении; по внезапном исчезновении его наступало владычество ночи, а с появлением оканчивалось ее владычество. Так свет производил и три последующие дня...».

Свт. Василий: «[при творении мира] не по солнечному движению сменялись день и ночь, но потому, что первобытный оный свет в определенной Богом мере то разливался, то опять сжимался».

Слайд 9

Свт. Василий Великий: «Наименование тверди в Писании обыкновенно дается тому, что имеет превосходную

крепость, например, когда говорится: Господь утверждение мое, и прибежище мое (Пс. 17, 3), и: Аз утвердих столпы ея (Пс. 14, 4), и: хвалите Его во утвержети силы. Его (Пс. 150, 1). А Писатели внешние называют твердым тело как бы плотное и наполненное, в отличие от тела геометрического» « второе небо отлично от сотворенного в начале, имеет естество более плотное и служит во вселенной для особенного «употребления...».

Второй день творения

Предмет второго дня творения в еврейском тексте выражен словом "ракиа", что значит; "простертие, пространство, шатер". В Септуагинте это слово переведено "стереома" ("твердь"). Господь обращается со Своим всемогущим сло­вом к тому первозданному веществу, которое выше названо "зем­лею", "бездною" и "водою" (1-2). По творческому слову Господа, это вещество мира распадается на бесчисленное множество отдельных частей, которые поставляются в известное правильное и закономерное отношение друг к другу. Пространство, образо­вавшееся между этими массами, и явилось "твердию". Таким об­разом, во второй день творения является наша планета Земля, которая в Библии называется "водою", "яже бе под твердию" и видимое небо "твердь".

Слайд 10

Третий день творения

В третий день творения земли, составлен­ная из первоначального неустроенного вещества, получает

более определенный вид, т.е. образуются - океаны, моря, озёра, реки и является суша с материками, островами, горами, долинами, равнинами и пр.

Блж. Августин: «Да соберется вода, которая под небом, в одно место, тем самым было велено, чтобы телесная материя сложилась в тот образ, какой имеют ныне эти видимые воды».

Затем, по слову Господа, земля производит рас­тения. Растительное царство бытописателем подразделяется на три отдела: "былие травное" (зелень, трава), растения, "сею­щие семя по роду и по подобию" и "деревья плодовитые" (высшие роды растений).

Блж. Августин: «травы и деревья суть творения, отличные от вида воды и земли, так что не могли уже считаться частью этих стихий; поэтому о них особо изречено Богом, чтобы они вышли из земли».

Свт. Василий: «дано было ей повеление произрастить сначала траву, потом дерева, что, как видим, совершается еще и ныне. Ибо тогдашний глагол и первое это повеление сделались как бы естественным законом и остались в земле и на последующие времена».

«Как волчок, по силе первого приданного ему движения, описывает затем круги, соблюдая в себе средоточие неколеблемым, так и последовательный порядок природы, получив начало с первым повелением, простирается на все последующее время, пока не достигнет общего скончания вселенной».

Свт. Григорий Нисский: «сначала, как говорит слово, произвела зелия зелень, траву, потом из ростка произошло семя, от которого, когда оно пало на землю, взошел опять такой же самый род произросшего первоначально... Так, не колос из семени, но семя из колоса; после же сего колос вырастает из семени».

Прп. Ефрем Сирин: «Хотя в момент создания травам было одно мгновение от роду, по виду их казалось, что им уже месяцы. Так же и деревья: хотя, когда проросли, и существовали один только день, по совершенству и по плодам, обременявшим их ветви, они казались порождением многих лет».

Слайд 11

Четвертый день творения

Светила, по промыслительным планам Господа, назначены, во-первых для того, чтобы освещать

землю, полагать различие между днём и ночью, таковы, в частности, солнце и луна. Во-вторых, по назначению Творца, светила небесные должны служить "знамениями" т.е. указателями тех или других естественных яв­лений и перемен в природе (Мф. 16,2-3), свидетельствовать о присносущей силе и божестве Творца (Рим. 1,19-20) и знамени­ями необычайных событий в роде человеческом (Деян. 2,19-20; Мф. 2,9, 24,29-30, 27,45, Лк.21,1,25). В треть­их, наконец, светила должны служить для указания времен, дней и лет, определяя своим видимым движением годовые, месячные и суточные периоды, времена года и тесно связанные с ними свя­щенные и гражданские времена.

Свт. Василий Великий: «Поскольку некоторые думают, что причина произрастающего из земли в солнце, которое притяжением теплоты извлекает на поверхность земли таящуюся в глубине силу, то земля была украшена прежде солнца, чтобы заблуждающиеся перестали ему поклоняться и думать, будто оно дает причину жизни»; «Но солнца и луны еще не было, дабы не ведающие Бога не именовали солнце начальником и отцом света и не почитали его зиждителем земных произрастаний».

В повествовании об этом писатель употребляет глагол не "бара" и "аса", предполагая, очевидно, что самые тела светил были созданы ранее и существовали до четвертого дня. Т.е. Солнце, как и другие светила, появилось во второй день творения, когда появилась твердь небесная, видимый космос. А в четвертый день, они стали явными для земли. Земля была покрыта мощным слоем испарений, облаков и т.д., и лучи солнца слабо проникали на землю. Поэтому для Земли Солнце как бы не существовало. Именно на четвертый день первые солнечные лучи проникают на землю. Поэтому бытописатель фиксирует то время, когда земля получает для себя солнце, чтобы чередовались день и ночь. Происходят первые сутки.

Слайд 12

Пятый день творения

Слово Господа, обращенное к во­дам, должно понимать в том смысле, что

воды становятся оби­талищем живых существ, приводимых к бытию новым творческим актом Бога. Здесь во второй раз употребляется глагол "бара", т.е. творение без готового материала, творение животной жизни "из ничего". В этот день явились пресмыкающиеся. Еврейское слово "шерец" имеет значение "многородящие" - наименование, вполне приложимое к рыбам и другим водным и земноводным животным. Вторым видом живых существ, явившихся в пятый день, были различные виды и породы птиц. Дело творения пятого дня заканчивается благословением, которое произносит Творец новосозданным тварям. Этим дается способность к размножению и продолжению рода.

Свт. Василий: «Вышло повеление - и тотчас реки и озера рождают свойственные себе и естественные породы, и море чревоболезнует всякого вида плавающими животными»

Свт. Амвросий Медиоланский: «Вышло повеление, и воды тут же начали рождать; реки стали производить; озера животворить; и само море стало плодить различные виды пресмыкающихся...».

Свт. Василий: «по роду. Ибо отпрыск тростника не производит маслины, а напротив, от тростника бывает другой тростник, и из посеянных семян произрастает сродное им. И, таким образом, что при первом сотворении возникло из земли, то соблюдается и доныне, чрез сохранение рода последовательностью преемства».

Свт. Амвросий: «надлежит верить, что все посеянное возрождается в своей собственной природе, и всходы не чужды посеву, и твердое не рождает мягкого, а мягкое - твердого, и яд не обращается в кровь, но плоть рождается от плоти, кость - от кости, кровь - от крови, влажность - от влажности».

Слайд 13

Шестой день творения

Свт. Василий Великий: «Вышло повеление, следовавшее по порядку, и земля получила

свойственное ей украшение... Почему, однако же, водам повелено извести гады душ живых, а земле — душу живу? Потому, как рассуждаем, что естество плавающих причастно, по-видимому, жизни менее совершенной... Для чего земля изводит душу живу? Чтобы ты знал различие между душою скота и душою человека. Вскоре узнаешь, как сотворена душа человеческая, а теперь слушай о душе бессловесных. Поскольку, по Писанию, душа всякаго животнаго кровь его есть (Лев. 17:11) , а сгустившаяся кровь обыкновенно обращается в плоть, и истлевшая плоть разлагается в землю, то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное...».

«...Не из земли явилась сокрытая в ней душа неразумных животных, но произошла вместе с повелением».

Блж. Августин: «употребив три раза выражение «по роду», бытописатель тем самым обращает наше внимание на три известные роды животных. Прежде всего, выражение по роду прилагается к четвероногим и гадам как, например, ящерицы, гардуны и тому подобное. Затем, что касается зверей, о которых во второй раз сказано: по роду, то в этом случае разумеются все те животные, которые, за исключением змей, обнаруживают свою свирепость зубами или когтями. Наконец, что касается скотов, о которых в третий раз сказано: породу, то под ними разумеются животны], которые не обладают ни тою, ни другою силою, но обладают рогами или чем-либо другим».

Слайд 14

1) Единственность Бога (монотеизм)
2) Трансцендентность Бога
3) Личностность Бога
4) Всемогущество Божие
5)

Тварность видимого мира, его не беспричинность, а сотворенность Богом Творцом
6) Постепенная усложняемость мира
7) Гармоничность мира, его завершенность
8) Человек является венцом творения

Богословские идеи Шестоднева

Слайд 15

Мерность и строгая симметричность дней творения

устраняется тьма – 1 день, с 1 дня

устраняется

безвидность, процесс расчленения и очерчения материи – 2 дня, с 2 дня

устраняется пустота – 3 дня, с 3 дня

«да будет свет. И стал свет»

разделение единой водной бездны на воды верхние и нижние и помещение между ними пространства

нижние воды собираются в свои места, и образуются моря

население неба

морские воды становятся обиталищем для рыб и пресмыкающихся

на земле появляется зелень, трава и плодоносные деревья

3 день

3 день

1 день

2 день

4 день

5 день

Слайд 16

Три стихии библейской вселенной (мира)

«Господь в шесть дней создал небо и землю, море

и все, что в них» (Исх. 20:11);
«о Боге Живом, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них» (Деян. 14:15);
«Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем» (Откр. 10:5–6).

Слайд 17

Композиция творения мира (шестоднева)

Как была сотворена вселенная, то есть небо, земля и море

(вода) – Быт.1, 2-10.
1 день («бара» - «сотворил»)— вода, «и Дух Божий носился над водою» (Быт 1:2);
2 день — небо, «и создал («аса») Бог твердь <...> и назвал Бог твердь небом» (Быт 1:7–8);
3 день — земля, «Да явится суша <...> и назвал Бог сушу землею» (Быт 1:9–10);
2) Как вселенная была наполнена «всем, что в ней» - Быт. 1, 12-21.
3 день — наполняется земля: «и произвела земля зелень, траву <...> и дерево плодовитое» (Быт 1:12);
4 день — наполняется небо: «и создал («аса» ) Бог два светила великие <...> и звезды» (Быт 1:16);
5 день — наполняются моря: «и сотворил («бара») Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода <...> И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях» (Быт 1:21).

Легко усматривается определенная симметрия: порядок наполнения обратен порядку созидания

Слайд 18

Библейский параллелизм

Такая фигура, когда начало соотносится с концом, второй член с предпоследним, а

третий с третьим с конца и т. д., обычно обозначается как зеркальный параллелизм, или хиазм (АБВВ’Б’А’). Параллелизм очень характерен для библейского повествования Ветхого и Нового Завета:
Концентрический параллелизм (АБВБ’А’) - Зах. 9, 5:
Обратный параллелизм (АББ’А’) - Мк. 2,27:
Прямой параллелизм (АБА’Б’) – Пс. 32, 13-14:

Слайд 19

Значение параллелизма

Древние евреи (семиты) восхищались симметрией. Обнаружить симметрию — хотя бы издали (Иов

36,25), хотя бы «как блеск искры» (Сир. 42:23) — значит узреть совершенство. В ней надежность и благополучие мира, благодаря ей «одно поддерживает благо другого», так что «все живет и пребывает вовек» (Сир. 42, 23). «Как напротив зла — добро, и напротив смерти — жизнь, так напротив благочестивого — грешник. Так смотри и на все дела Всевышнего: их по два, одно напротив другого» (Сир. 33,14).
Поэтому для древних читателей Шестоднева подобная упорядоченность и параллелизм служили признаком совершенства мира и славы его Творца.
Симметрия творения: АБВА’Б’В’
Имя файла: Шестоднев.-Особенности-святоотеческого-толкования-первых-глав-кн.-Бытия.pptx
Количество просмотров: 101
Количество скачиваний: 0