Слово — твое украшение презентация

Содержание

Слайд 2

Стихира Рождества Христова

Стихира Рождества Христова

Слайд 3

Августу единоначальствующу на земли, многоначалие человеков преста; и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, многобожие

идолов упразднися, под единым царством мирским гради быша, и во Едино владычество Божества языцы вероваша. Написашася людие повелением кесаревым; написахомся, вернии, Именем Божества — Тебе, вочеловечшагося Бога нашего. Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе.

Августу единоначальствующу на земли, многоначалие человеков преста; и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, многобожие

Слайд 4

ИКОНОБОРЧЕСТВО: ПЕРВЫЙ ЭТАП

Иконоборчество было частью политики императора Льва Исавра по реформированию Восточной Империи

для более успешной борьбы с арабами, которые к этому моменту захватили половину восточных территорий Византии.
Императору требовалось укрепить централизацию страны; в этом смысле навязывание иконоборчества было своего рода «пробой силы». Он начал уничтожать иконы и гнать иконопочитателей в 725 г.
Иконоборческий собор в Иерии (754 г.) дал ереси богословское обоснование; в нем видят исламское и монофизитское влияние.

ИКОНОБОРЧЕСТВО: ПЕРВЫЙ ЭТАП Иконоборчество было частью политики императора Льва Исавра по реформированию Восточной

Слайд 5

СЕДЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР (787 Г.)

Провозгласил иконопочитание догматом Церкви
Стал последним общим собором для Востока

и Запада

СЕДЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР (787 Г.) Провозгласил иконопочитание догматом Церкви Стал последним общим собором

Слайд 6

ИКОНОБОРЧЕСТВО: ВТОРОЙ ЭТАП

На Западе решения VII Вселенского собора были отвергнуты.
Франкфуртский собор (794

г.) при Карле Великом и Парижский собор (825 г.) при Людовике Благочестивом постановили, что иконы должны иметь только дидактическую функцию; почитание недопустимо
Папы не выступали прямо против этих соборов и никак их не осудили.

Император Лев Армянин восстановил иконоборчество в 815 г. Гонения были крайне жестокими; уничтожена немалая часть старинных икон более раннего периода.
Лев был убит прямо в соборе Святой Софии; император стал Михаил II. Он запретил все споры по вопросу об иконопочитании и пытался «замирить» враждующие стороны.

ИКОНОБОРЧЕСТВО: ВТОРОЙ ЭТАП На Западе решения VII Вселенского собора были отвергнуты. Франкфуртский собор

Слайд 7

Меж них сияла остальных сильнее,
луне блистающей подобно полной,
цветущей внешностью,
преславным родом,
блестящими речами Икасия

Ефрем Хронограф

Меж них сияла остальных сильнее, луне блистающей подобно полной, цветущей внешностью, преславным родом,

Слайд 8

ЮНОСТЬ СВ. КАССИИ

Кассия родилась в 805 г. в семье иконопочитателей.
В гонение Льва Армянина

еще совсем юной девушкой претерпела бичевание за помощь находящемуся в тюрьме исповеднику Дорофею Студиту.
Состояла в переписке со св. Феодором Студитом.

Слово – твое украшение, и оно лучше всякого тленного благолепия. Но и жизнь твоя не уступает слову! Ты решилась пострадать за Христа в это гонение, и мало тебе было единожды бывшего бичевания; ты снова и снова рвешься к подвигу, не в силах устоять перед пламенной любовью к доброму исповеданию.
— св. Феодор Студит

ЮНОСТЬ СВ. КАССИИ Кассия родилась в 805 г. в семье иконопочитателей. В гонение

Слайд 9

КАССИЯ, ФЕОФИЛ, ФЕОДОРА: СМОТРИНЫ 821 Г.

КАССИЯ, ФЕОФИЛ, ФЕОДОРА: СМОТРИНЫ 821 Г.

Слайд 10

ИМПЕРАТОР ФЕОФИЛ: ИКОНОБОРЕЦ И НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ

Несмотря на свое иконоборчество, Феофил остался в памяти

византийцев как герой; по легенде, св. Феодора отмолила его из ада; даже если бы это была неправда, важно, что об этом говорили.
Родился в 803 г., получил блестящее образование. Отличался вспыльчивым нравом и любовью к справедливости:

приказал, например, казнить убийц, которые возвели на трон его отца, заколов имп. Льва Армянина.
Был открыт для народа, наказывал порочных чиновников (и даже проступки св. Феодоры).
Писал церковную музыку, по праздникам канонаршил; традиция приписывает ему стихиру на Вход Господень в Иерусалим.

«ФЕОФИЛ БЫЛ ЭСТЕТОМ
И РОМАНТИКОМ…»

ИМПЕРАТОР ФЕОФИЛ: ИКОНОБОРЕЦ И НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ Несмотря на свое иконоборчество, Феофил остался в

Слайд 11

ДИАЛОГ КАССИИ И ФЕОФИЛА: ЛЕГЕНДА ИЛИ ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ?

«По обычаю, в одном из залов

дворца собрали двенадцать самых красивых девушек империи. Император должен был вложить золотое яблоко в руку той, которую изберет своей невестой.
Феофил сразу же отметил Кассию. Желая испытать ее, он сказал: «Зло проистекло от женщины», подразумевая Еву. На это девушка ответила: «Да, но от женщины для нас проистекло и высшее благо», имея в виду, что через Богородицу явилось спасение миру.
Уязвленный остротой ума Кассии и боясь, что супруга превзойдет его, Феофил остановил выбор на святой Феодоре, которая впоследствии восстановила Православие».

Многие ученые оспаривают подлинность этого эпизода.
Оправданны ли их сомнения?

ДИАЛОГ КАССИИ И ФЕОФИЛА: ЛЕГЕНДА ИЛИ ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ? «По обычаю, в одном из

Слайд 12

СЛОВО НА БЛАГОВЕЩЕНИЕ

Ангел, придя к Деве, воскликнул к Ней, говоря: «радуйся, Благодатная! Господь

с Тобою». Уже диавол не против Тебя, потому что где прежде враг нанес рану, там врач налагает пластырь; откуда смерть получила начало нападения, оттуда жизнь соорудила вход жизни.
Чрез жену разлилось зло, чрез жену текут блага. «Радуйся, Благодатная»; не стыдись, как виновница осуждения, потому что Ты делаешься Матерью Того, Кто осудил.
— пс.-Златоуст
Кассия цитирует эту проповедь в стихире на Благовещение.

СЛОВО НА БЛАГОВЕЩЕНИЕ Ангел, придя к Деве, воскликнул к Ней, говоря: «радуйся, Благодатная!

Слайд 13

С. С. АВЕРИНЦЕВ о диалоге Кассии и Феофила

…Итак, Феофил решил, быть может, узнать

мысли Кассии, причем так, чтобы окружающие не поняли его истинных намерений, — и процитировал фразу про зло, происшедшее от женщины, как бы вопрошая: «Ты согласна стать моей женой?». Ответ Кассии — возражение — означал: «Нет». Именно поэтому Феофил и отошел от нее, «уязвленный в самое сердце».

С. С. АВЕРИНЦЕВ о диалоге Кассии и Феофила …Итак, Феофил решил, быть может,

Слайд 14

МОНАХИНЯ КАССИЯ

Феодор Студит, судя по всему, обличал Кассию за участие в смотринах (об

этом говорит его письмо). Видимо, семья Кассии положительно относилась к мягкой компромиссной политике отца Феофила и потому послала Кассию на смотрины. В 824-29 гг. Кассия уходит в монастырь, исполнив свое давнее намерение.
Постригшись же и монастырь построив,
подвижничала в нем, общаясь с книгами,
красот исполнены оставив сочиненья

МОНАХИНЯ КАССИЯ Феодор Студит, судя по всему, обличал Кассию за участие в смотринах

Слайд 15

БОГОСЛУЖЕБНОЕ ТВОРЧЕСТВО СВ. КАССИИ

БОГОСЛУЖЕБНОЕ ТВОРЧЕСТВО СВ. КАССИИ

Слайд 16

ХРИСТОС И ГРЕШНИЦА

ХРИСТОС И ГРЕШНИЦА

Слайд 17

СТИХИРА НА ВЕЛИКУЮ СРЕДУ

Господи, впавшая в бездну греха
женщина Бога в Тебе познает.
Первая взяв

мироносицы чин,
миро и слезы приносит Тебе:
Горе мне! очи заткала мои
черная ночь, беспросветная мгла
— блудная страсть, вожделенье греха.
Ты, изливающий воды морям
Из облаков, мои слезы прими!
Ты преклонись к воздыханьям моим,
Небо склонивший до самой земли
в неизреченном смиреньи Своем.

Некогда Ева, заслышав шаги,
ног Твоих, Господи, скрылась в Раю;
я же сии стану ноги лобзать
и волосами своими утру;
Кто бы познал и измерил до дна
Две этих бездны: греха моего
И Твоего всеблагого Суда?
Не презирай же рабыню Свою,
мой Избавитель, Спаситель души.
Ибо одна Твоя милость безмерна,
Благость Твоя не имеет конца.

СТИХИРА НА ВЕЛИКУЮ СРЕДУ Господи, впавшая в бездну греха женщина Бога в Тебе

Слайд 18

ИЗ КАНОНА ВЕЛИКОЙ СУББОТЫ

Ты, смертным изливший жизнь,
к пленникам адовым ныне сошел,
и воззвал

к пребывавшим во тьме: «Изыдите!» —
и к пленным в цепях: «Вы свободны!
Ибо Я пришел на погибель врага,
и на воскресенье умерших,
в вечную жизнь призывая».

ИЗ КАНОНА ВЕЛИКОЙ СУББОТЫ Ты, смертным изливший жизнь, к пленникам адовым ныне сошел,

Слайд 19

ЭПИГРАММЫ СВ. КАССИИ

Гномические эпиграммы «имеют огромное значение для антропологов и историков не потому,

что описывают реальное поведение homo byzantinus, но потому, что предписывают, каким образом средний византиец обязан себя вести.
Творчество Кассии в жанре гномической эпиграммы является совершенно новаторским. Она соединяла светские и религиозные максимы в свой собственный блестящий сплав — осмос древней мудрости и монашеской истины, который представляет собой настоящую квинтессенцию византийской этики».
— М. Лаукстерманн, «Византийская поэзия»

ЭПИГРАММЫ СВ. КАССИИ Гномические эпиграммы «имеют огромное значение для антропологов и историков не

Слайд 20

ОБРАЗЦЫ ЭПИГРАММ СВ. КАССИИ

1. О, лучше нищим быть средь мудрецов,
чем меж глупцов богатством

наслаждаться.
2. Коль дружба во Христе у двух друзей,
они не справедливости желают
и равенства в любви, но превзойти
спешат друг друга в хлопотах о друге.
3. Монах есть тот, кто умер, но живет.
4. Того я ненавижу, кто молчит,
когда приходит время говорить.

ОБРАЗЦЫ ЭПИГРАММ СВ. КАССИИ 1. О, лучше нищим быть средь мудрецов, чем меж

Слайд 21

Слайд 22

Пятостру́нную цевни́цу/ и пятосве́тлый све́щник Бо́жия Це́ркве,/ Богоно́сныя му́ченики тезоиме́нне воспои́м/ и благоче́стне

похва́лим:/ ра́дуйся, и́же до́бре Бо́гом вво́инствованный в Небе́снем во́инстве/ и, вво́инившему тя угоди́в,/ и́же в вити́ях вити́й, Евстра́тие Богому́дре;/ ра́дуйся, и́же тала́нт от Бо́га, тебе́ вве́ренный,/ во́зрастав во мно́жество, Авксе́нтие блаже́нне;/ ра́дуйся, красне́йшая ветвь/ Боже́ственнаго благоро́дия, Евге́ние Богому́дре;/ ра́дуйся, кра́сный о́бразом,/ нра́вом же предо́брый и обоюдоизря́дный,/ и́же в Боже́ственных гора́х пребыва́я весь, всеблаже́нне Оре́сте;/ ра́дуйся, сия́яй прозра́чный би́сере,/ и́же му́ки го́рькия ра́достне претерпе́вый, Марда́рие непобеди́ме;/ ра́дуйся, равночи́сле́нный ли́че му́дрых дев,/ я́же мо́лим вся́каго гне́ва и ско́рби изба́вити/ и неизрече́нныя ва́шея сла́вы соприча́стники сотвори́ти/ ле́тнюю ва́шу па́мять чту́щия.

Пятостру́нную цевни́цу/ и пятосве́тлый све́щник Бо́жия Це́ркве,/ Богоно́сныя му́ченики тезоиме́нне воспои́м/ и благоче́стне

Имя файла: Слово-—-твое-украшение.pptx
Количество просмотров: 16
Количество скачиваний: 0