Слайд 2Донаучные теории происхождения языка
Научные теории – рассматривают язык как продукт человеческой деятельности.
Слайд 3Первый период - мифологический
«Царский эксперимент»
Геродот «История»
Псамметих I (VII век до н.э.)
Слайд 4
«бекос» - хлеб (фригийский язык)
Слайд 5Германский король Фридрих Второй (18 век)
Слайд 6Король Шотландии Джеймс IV (16 век) приходит к выводу, что древнееврейский язык –
самый древний
Слайд 7Монгольский хан Акбар (16 век)
12 грудных младенцев и 12 нянек
Язык жестов
Человек вне человеческого
коллектива не может развивать языковые способности
Слайд 8Особенности мифологического сознания
Вера в то, что человек в одиночестве может создать язык, развить
в себе языковую способность
Также вера в то, что этот созданный язык будет самым древним и самым первым языком
Уверенность в тождестве языка и предмета
(Люди полагали, что название предмета есть часть самого предмета, а имя является частью человека)
Слайд 9Миф папуасов племени маринд – амин.
Когда человек создавался из бамбука, творцы развели рядом
огонь. Бамбук начал трескаться. Появились руки, ноги, уши, глаза, а затем рот. Когда рот открылся, человек произнес: «ВААА»
Слайд 10Логосическая теория
В этом периоде называется источник языка.
Различные религиозные теории, которые возводят происхождения языка
к Богу.
«логос» - слово, но не просто произнесенное, а созидающее, божественное, которым Бог созидает что-либо – землю, воду и пр.
Слайд 11Библейский вариант
Источник – Ветхий завет.
Господь созидает свет, ночь, огонь, землю и пр., называя
их.
Затем он создает растения и животных и заставляет Адама давать им имена.
После изгнания Адама и Евы имена дают патриархи, потомки Адама, мудрые главы племени.
Строительство Вавилонской башни.
Чудо Воскресения и возвращения к общему языку после искупления грехов
Слайд 12Спор Григория Нисского с представителями иудаизма
Бог – не школьный учитель. Бог не мог
научить Адама человеческому языку.
Он говорил на особом ангельском языке, не дошедшем до нас.
Слайд 13Этьен Гишар «Этимологическая гармония языков» (1606)
„agap“(ветер) - „paga“ - „faga“ - „flügel“ (крыло)
Взяв
любое древнееврейское слово, можно доказать его родство с любым современным языком.
Слайд 14Спор Г.Нисского с арианами
Ариане: слово создает Бог, а человек является только передатчиком. Все,
что приходит в голову, все от Бога.
Г. Нисский:слово создается по Божественному вдохновению.
Слайд 15Ведический вариант
«Веды» - 25-15 вв. до н.э.
Первая Веда – «Ригведа» - содержит описание
процесса создания языка.
Слайд 16Этапы создания языка
Верховный Бог (ваятель) – установитель имен «namadham» (санскрит) создал подчиненных Богов
и назвал их.
Одного из Богов он назначает господином речи – Брхаспати. Он руководит мудрецами. Мудрецы и создают новые слова.
Народ читает произведения этих мудрецов и новые слова входят в обиход.
Слайд 17«Упанишады» (комментарии к Ведам)
(9-6 вв.до н.э.) – «сидеть около»
Господин Речи вселялся внутрь
каждого предмета и с помощью своей силы (аттмана) выяснял качество предмета.
Название предмета соответствует его сути.
Слайд 18Древнекитайские теории
Даосизм
конфуцианство
Слайд 19Даосизм
Лао Цзы «Дао дэ цзин» (книга о пути и добродетели)
Источник языка – дао
– неизвестная нам, непостижимая сущность. Дао порождает слово и передает его Государю, а Государь – народу.
Слайд 20Конфуций считал, что Государь – сын неба. Он отвечает за то, чтобы смысл
слова соответствовал предмету. Если Государь с этим не справляется, новый, пришедший ему на смену, проводит реформу языка.
Слайд 21Античные гипотезы
Теория «фюсей» (по природе)
Теория «тесей» (по установлению)
Слайд 22Фюсей
Сторонники природного происхождения названий предметов (φυσει - греч. по природе), в частности, Гераклит
Эфесский (535-475 до н.э.), считали, что имена даны от природы, так как первые звуки отражали вещи, которым соответствуют имена. Имена - это тени или отражения вещей. Тот, кто именует вещи, должен открыть природой созданное правильное имя, если же это не удается, то он только производит шум.