Слайд 2Рассматривая понятие «молодежь» отметим, что:
существуют два параллельных «измерения» понятия «молодежь», соответствующих двум природам
человека: биологической и социальной. Для изучения молодежной субкультуры социальное измерение является первичным;
юность складывается из периода отрочества (подростки) и молодости (молодежь), которым соответствуют: период обучения в старших классах общеобразовательной средней школы (подростки) и период обучения в техникуме или вузе, а также начальный этап трудовой деятельности в качестве «молодого специалиста» (молодежь);
Слайд 3Отличительными признаками молодежи служат:
социальное положение обучающегося в «традиционных» учебных заведениях или начинающего трудовую
деятельность;
еще не достигнутая в полном объеме экономическая активность;
отсутствие собственной семьи (не родительской) и собственных детей или наличие таковых при отсутствии какой-либо ответственности и заботы о них;
социальная ролевая промежуточность между ролью ребенка и ролью взрослого, а следовательно, наработка социальных ролей;
Слайд 4определение собственного социального статуса;
молодежь — явление конкретно-историческое, поскольку в разные исторические периоды
оно несет в себе разные смыслы;
молодежь — явление социокультурное;
молодежь — сложное и многомерное явление в социальной структуре;
как «продукт» социальной структуры общества, молодежь дифференцирована в соответствии с социальными слоями (стратами);
в период юности происходит окончательное социальное расслоение людей одного возраста.
Слайд 5Молодежная субкультура — это эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя;
это «элитарная» культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это — частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет (то есть мировосприятие, умонастроение) ее носителей.
Слайд 6
Классификация по принадлежности
С.С. Фролова
ингруппы, то есть такие, к которым молодой человек чувствует
свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что оценивает членов группы как «мы».
аутогруппы, то есть такие группы, к которым молодой человек не принадлежит и для которых он подбирает символические значения «не мы», «другие».
Слайд 7В основе классификации
Э. Богардус лежат взаимоотношения
первичные, то есть такие в которых каждый
член группы видит в другом индивида и личность;
вторичные, то есть такие, в которых контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер.
Слайд 8Классификация по степени общения
малые группы, то есть такие, в которых молодые люди имеют
личностные контакты каждый с каждым;
большие группы, то есть такие, в которых нет непосредственного общения молодых людей со всеми членами группы.
Слайд 9Общая классификация
Н. Фрадкина
просоциальные, асоциальные, антисоциальные;
группы принадлежности и референтные;
большие и малые;
постоянные
и случайные;
с демократическим и авторитарным подчинением;
разновозрастные и одновозрастные;
однополые и разнополые и т. д.
Слайд 10Классификация А.В. Толстых по направлениям деятельности групп
общественно-политические группы ставят своей целью пропаганду определенных
общественно-политических взглядов; они не агрессивны;
радикалы (люберы, скины) очень агрессивны; во главе радикалов стоят в основном представители старшего поколения:
эколого-этические группы (например, «зеленые»);
группы образа жизни, или собственно неформально-молодежные объединения (например, панки, хиппи и т. д.);
нетрадиционно-религиозные группы (например, сатанисты, буддисты, культовые группы);
группы по интересам (например, значкисты, филателисты, спортивные и музыкальные фанаты).
Слайд 11Общая типология А.С. Сергеева
романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкиенисты, с известными оговорками байкеры);
гедонистическо-развлекательные («мажоры»,
рэйверы, рэпперы и т. п.);
криминальные («гопники», люберы);
анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.
Слайд 12Классификация не пересекающихся
«молодежных миров» А. Тарасова
«золотая молодежь» в столицах;
наркоманская субкультура;
уголовная среда;
«голубая» тусовка;
неофашисты и скинхеды;
«нацболы» (национал-большевики);
футбольные фанаты;
«попсовики»;
«старая контр культура» (субкультура, развивающая традиции хиппи 60-х годов);
сатанисты;
«новая контркультура» (оппозиционная молодежная субкультура, соединившая традиции старых хиппи, национал-большевизма и левацкого революционаризма).
Слайд 13Классификация по степени конформности
конформный,
условно конформный,
нонконформный (протестная группа).
Слайд 14Классификация молодежных субкультур
России по С.И. Левиковой
группы, объединяющие приверженцев музыкальных вкусов и стилей
(металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны и т. п.);
группы, ценностные ориентации которых имеют некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, анархисты, пацифисты, отклонисты, «зеленые»);
группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки, люди «Системы»);
эстетствующие группы («митьки»);
группировки, исповедующие «культ мускулов» и физической силы («качки»);
криминогенные группировки, объединяющиеся по признакам агрессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности («теляги», гопники, люберы и т.п.).