Центры художественной росписи по дереву в России презентация

Содержание

Слайд 2

Роспись по дереву широко бытовала на Мезени и по Северной Двине, по

Сухоне. Наиболее частыми были сюжеты, отражавшие мечты крестьянина о счастливой и благополучной жизни: свадебные путешествия, гуляния, чаепития, деревенские посиделки, народные пляски, сцены охоты и т.д..

Слайд 3

Северные центры росписи:

Мезенская
Пинежская
 Печорская (пижемская)  
Вологодская   
Олонецкая (онежская)   
Северодвинская    
Пермогорская    
Верхнеуфтюгская   
Ракульская   
Борецкая    
Нижнетоемская    
Пичужская    
Шенкурская    
Каргопольская    

Слайд 4

Мезенская роспись

Мезенская роспись возникла в начале XIX века в низовьях реки Мезень Архангельской

области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись».

Слайд 5

Пинежская роспись

Роспись, близкую к палащельской, можно было наблюдать в некоторых деревнях на Пинеге,

притоке Северной Двины.
Грубоватый получался рисунок, гораздо меньше было элементов, не такое плотное заполнение плоскости орнаментом, отсутствие летящих линий и многих «закорючек».  

Слайд 6

Печорская(пижемская) роспись

На Печоре широко распространены расписные короба с довольно простыми орнаментальными узорами.

Узор печорских сундуков напоминает пучки трав, связанных в узлы. Ритм этого орнамента строгий, упругий, вполне подходящий к суровым географическим условиям печорского края.

Слайд 7

Вологодская роспись

Вологодскую роспись в отличие от других северных промыслов можно назвать богатой на

цветовое решение. Присуще ей и множество элементов в орнаменте, детализация узора, композиционная выверенность. Особую известность приобрела так называемая вологодская хохлома. Это голубая роспись по серебру, придуманная именно в Вологде.

Слайд 8

Олонецкая (онежская)

Старой олонецкой росписи по дереву свойственен синий, реже зеленый фон (позже появился красно-коричневый).

Основой украшения был цветочный узор в виде вытянутого букета, раскинутого на плоскости. Характерной чертой является декоративность, крупномасштабность письма и свободная, непринужденная кистевая манера

Слайд 9

Северодвинская роспись

Промысел под этим названием принято разделять на три равноценные группы –

пермогорская, борецкая, ракульская росписи. Названия направлений связаны с местностью, поселениями, где они зародились. Это важно: несмотря на общие черты росписи Северной Двины, каждое художественное течение имеет существенные отличия.

Слайд 10

Пермогорская роспись

Колористика промысла – это белофонное искусство с доминированием красного цвета. Желтый

и зеленый цвета сопутствуют активному красному, не заслоняют его, а только подыгрывают. Важный отличительный элемент – тонкий черный контур, традиционно наносимый гусиным пером.

Слайд 11

Верхнеуфтюгская 

Верхнеуфтюгская роспись по дереву была истинно народным искусством, ее основная тема - крестьянская

жизнь на фоне природы. Стилизованные изображения растений встречаются на туесах, прялках, резных наличниках. Часто художники изображали птиц. Среди них - популярные на всем Севере лебеди, а также куры, голуби и даже павлины

Слайд 12

Ракульская роспись

В деревнях по реке Ракулке, что впадает в Северную Двину, зародилась

особая техника. Ее основой был растительный орнамент, представленный декоративными листочками. Птицы, окаймленные черным контуром, доминирующие золотистая охра и черный цвет, различные усики, завитки, прожилки – все это приметы ракульской росписи.

Слайд 13

Борецкая роспись

Борецкая техника – это нарядная белизна фона, узор на ножке, продуманные до

мелочей растительные мотивы. Круг сюжетов направления широк: труд и быт, обряды, праздники. И, конечной, северный промысел делал акцент на сакральности изображения, смысловом богатстве работы.

Слайд 14

Нижнетоемская роспись

Нижнетоемские прялки расписывались либо по белому фону с обилием красного цвета и

золота, либо по золотому фону. Плоскость довольно большой и широкой лопасти этой прялки, обычно "коренушки", то есть сделанной из одного куска с использованием корня дерева.

Слайд 15

Пичужская роспись

В основе пучужской росписи по дереву лежит яркий рисунок, в котором преобладает

красный оттенок. Он был выбран как основной, основываясь не только на эстетических показателях. Данный цвет нес в себе и практическое назначение. При ежедневной эксплуатации древесина теряла внешний вид. Чтобы как можно дольше сохранить нарядность изделиям, узор выполнялся в ярких, контрастных тонах

Слайд 16

Шенкурская роспись

Для шенкурской росписи характерен оранжевый, красный фон, встречается охристо-желтый, изумрудно-зеленый, темносиний. Цветовая

гамма росписи - насыщенная, преобладают красноватые, оливковые, охристые, коричневые, зеленые цвета, белый - для оживки, черный - для орнамента. В основе рисунка - три крупных цветка, нанесенных по центральной оси лопасти один над другим.

Слайд 17

Каргопольская роспись

Каргопольская роспись по дереву, весьма оригинальная, не похожая на другие северные росписи,

так как сочетает в себе резьбу и роспись одновременно. 

Слайд 18

Поморская роспись

Для шенкурской росписи характерен оранжевый, красный фон, встречается охристо-желтый, изумрудно-зеленый, темносиний. Цветовая

гамма росписи - насыщенная, преобладают красноватые, оливковые, охристые, коричневые, зеленые цвета, белый - для оживки, черный - для орнамента. В основе рисунка - три крупных цветка, нанесенных по центральной оси лопасти один над другим.

Слайд 19

Центр Росии:

Костромская
Загорская (Сергиев Посад)
Мстёрская
Тверская

Слайд 20

Костромская роспись

Основные мотивы костромской росписи – фантастические алые и лазоревые цветы, виноградные грозди,

ягоды смородины, всевозможные листья. Костромские художники очень любили зеленовато-синий, бордовый, коричневый фон, на котором писали крупные распластанные розаны с белыми оживками, ягоды и фрукты. Жанровые сцены были редкостью, но не исключением.

Слайд 21

Загорская роспись (Сергиев Посад)

Загорская роспись – это сочетание выжигания и росписи по дереву.

Родоначальник этого стиля Владимир Иванович Соколов.

Слайд 22

Мстёрская роспись

Характерной особенностью мстёрской живописи является ярко выраженная декоративность, разнообразие колорита, которые составляют

единое целое с общим тоном композиции. Живопись на изделиях напоминает панно, она отличается цветовым многообразием, но при этом преобладают голубоватый, красный и охристо-жёлтые тона.

Слайд 23

Тверская роспись

В Тверской росписи преобладают незамысловатые растительные орнаменты с использованием белого цвета.

Слайд 24

Поволжская роспись:

Городецкая
Хохломская
Мериновская
Семеновская
Полховско-Майданская

Слайд 25

Городецкая роспись

Мастера городецкой росписи для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого

цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем.

Слайд 26

Хохломская роспись

Роспись выглядит ярко, несмотря на тёмный фон. Для создания рисунка используются такие

цвета, как красный, жёлтый, оранжевый, немного зелёный и голубой. Также в росписи всегда присутствует золотой цвет. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.

Слайд 27

Мериновская роспись

Палитра, которой пользуются мериновские мастерицы, кажется необычайно богатой, несмотря на то, что

в росписи участвуют два, три, самое большее, четыре цвета. Впечатление богатства достигается чистотой локального цвета и смелостью контрастов, на которых строится мериновская роспись

Слайд 28

Семеновская роспись

История знаменитой семеновский матрешки началась в 19-ом столетии. Несмотря на то, что

сегодня русский сувенир считается исконным отечественным брендом, появились матрешки благодаря японскому искусству. Семеновцы усложняли роспись: они использовали эффектное фоновое письмо – нарядная роспись считалась более трудоемкой, нежели знаменитая хохломская.

Слайд 29

Полховско-Майданская роспись

Основные мотивы росписи – птицы, животные, цветы (мак, роза, ромашка, тюльпан, шиповник).

Сюжетная роспись тоже встречается, в основном мастера изображают сельский пейзаж: река, домики, мельница на берегу и церквушка. И обязательно венчает и умиротворяет этот пейзаж красная заря.

Слайд 30

Урало-сибирская роспись

Уральская роспись по дереву – это следующие особенности:
один цвет для всей зелени;
один

цвет для группы цветов;
один цвет для ягод;
цвета в росписи контрастируют с цветом фона;
разживка белая и используется не всегда, а только там, где для росписи берется темный цвет или присутствует цветной фон;
для светлого фона разживка может быть темной (или же двояко-окрашенная кисть переворачивается внутрь белым цветом);
черный цвет используется для приписок.

Слайд 31

Урало-сибирская роспись

Слайд 32

Алтайская роспись

 Все росписи выполнялись «с маху» - быстрыми, выработанны­ми движениями кисти приемом "разбел".

Мастера использовали своеобразный живописный прием - они писали широкой, плоской кистью, двойным мазком набирая на одну сторону кисти цветную краску, на другую белила. При на­писании цветов получали объем­ные лепестки, построенные на цветотени. Непременным моти­вом считались многолепестковая цветочная розетка и вазон с цве­тами, или куст, растущий из вазона. 
Имя файла: Центры-художественной-росписи-по-дереву-в-России.pptx
Количество просмотров: 86
Количество скачиваний: 0