Церковь и государство в 16 в. История России. 7 класс презентация

Содержание

Слайд 2

Изменения в положении русской православной церкви

Полная самостоятельность от греческой церкви
Прочитайте документ на стр.

191
« Русский историк П. Н. Милюков об избрании митрополита Ионы»

1453 г.

Слайд 3

Ереси

Еще в XIV в. на Руси появляются еретические движения. Ереси - это религиозные учения,

противоречащие ортодоксальным догматам церкви.
Так, возникшая в 70-х годах в Новгороде ересь стригольников критиковала Библию и сочинения "отцов церкви", отвергала церковные обряды, осуждала возвеличивание духовенства. Идеи стригольников (происхождение этого названия неясно) содержали также социальный протест: они выступали против закабаления свободных людей. Несмотря на преследования, сторонники стригольничества (низшее духовенство и ремесленники) встречались и в середине XV в.
Новая ересь (вторая половина XV в.) получила название ереси "жидовствующих", так как ее приверженцы обвинялись в переходе в иудаизм. Видимо, действительно, эти еретики использовали какие-то сочинения иудейских авторов, в целом оставаясь в пределах христианского вероучения. Еретики-священники отрицали церковную иерархию, не принимали догмат о троичности божества, считали ненужными иконы и обряды.

Слайд 4

Борьба против ереси- жидовствующие

Против еретичества повела решительную борьбу церковь.
Высшие церковные иерархи: новгородский архиепископ Геннадий

и игумен крупнейшего монастыря Иосиф Волоцкий - призывали применить силу против них.
В 1490 г. ересь была осуждена церковным собором в Москве.
Тем не менее она проникла даже в великокняжеский дворец, и одно время еретикам покровительствовал Иван III. Но в 1502 г. он окончательно порвал с ними. Тогда новый церковный собор в 1504 г. осудил еретиков на смерть.
Однако в последующее время под влиянием ереси "жидовствующих" находились так называемые русские вольнодумцы: Матвей Башкин и один из его соратников Феодосии Косой.

Слайд 5

Нестяжатели

Внутреннее церковное движение связано и с такими направлениями, как «иосифлянство" и "нестяжательство". В центре спора

между ними стоял вопрос о церковных богатствах.
Теория "нестяжательства" зародилась в конце XVв. среди монашества заволжских монастырей. Их идеологом стал Нил Сорский. Он настаивал на необходимости строгого использования церковных правил и обрядов, в целях нравственного самоусовершенствования проповедовал ведение аскетического образа жизни и отказ от мирских удовольствий.
В этой связи Нил пришел к выводу о вреде монастырского крупного землевладения и считал возможной его ликвидацию.
На церковном соборе 1503 г. нестяжатели выдвинули программу, "чтобы у монастырей сел не было, а жили бы они по пустыням, а кормились бы рукодельем.

Слайд 6

Иосифляне

Другие же церковные деятели настаивали на необходимости для церкви иметь большие материальные средства,

чтобы можно было успешно выполнять функции проводника христианской веры.
Они также требовали невмешательства светской власти в церковные дела, добиваясь сильной, богатой и независимой церкви, занимающей высокое положение в политической жизни государства.
Во главе этого направления стоял настоятель подмосковного Волоцкого монастыря Иосиф (отсюда - «иосифляне").

Слайд 7

"Москва - третий Рим" -

"Москва - третий Рим" - политическая теория в XVI

в. в России, обосновавшая всемирно - историческое значение столицы русского государства Москвы как политического и церковного центра.
Теория "Москва - третий Рим" утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй, павших, создателя этой теории, из-за отклонения от "истинной веры", является Московская Русь - "третий Рим".
Теория "Москва - третий Рим" была сформулирована в начале XVI в. в посланиях псковского монаха Филофея к московскому великому князю Василию III Ивановичу.

Слайд 8

Троице- Сергиев монастырь

В стенах этого монастыря была разработана теория «Москва- Третий Рим»

Имя файла: Церковь-и-государство-в-16-в.-История-России.-7-класс.pptx
Количество просмотров: 63
Количество скачиваний: 0