ультура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Формы и особенности средневековой науки презентация
- Главная
- Без категории
- ультура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Формы и особенности средневековой науки
Содержание
- 2. В истории развития науки выделяют 2 этапа, которые соответствуют двум различным методам получения знаний: Первый этап
- 3. На этапе преднауки первичные идеальные объекты выводились из практики, и лишь затем внутри созданной системы знаний
- 4. Проблема начала науки. Существуют различные представления о времени возникновения науки. Одни считают, что наука возникла вместе
- 5. Наука – это сложное многогранное общественное явление, которое вне общества не могло ни возникнуть, ни развиваться.
- 6. Научные знания Древнего Востока. Возникновение первых форм научного знания связывают с древними цивилизациями Востока (Египет, Шумер,
- 7. Античная наука. Наука как самостоятельная отрасль культуры и теоретическое знание появилась в Древней Греции в VI-IV
- 8. Предпосылкой возникновения знаний многие исследователи истории науки считают миф. Миф — не только сказание, предание или
- 9. Понятием «античная наука» охватывается совокупность научно-философских идей, возникших в период с VI в. до н.э. до
- 10. Некоторые из крупнейших научных достижений античности: атомистика Демокрита (V в. до н.э.), Эпикура (III в. до
- 11. Особенности греческого мышления, которое было рациональным, теоретическим, что в данном случае равносильно созерцательному, наложили отпечаток на
- 12. Об объёме научного знания античности косвенно свидетельствует тот факт, что александрийская библиотека в III-II вв. до
- 13. «Идея Университета». Научное знание не может нормально функционировать, будучи исключенным из системы образования. Сама идея университета
- 14. Платоновская Академия, или, как ее называли, «Платоническая семья» (Platonica familia), во Флоренции имела свою краткую, но
- 15. Средневековый университет – это корпорация студентов и профессоров, объединенных общим стремлением к познанию. Университеты были созданы
- 17. Скачать презентацию
В истории развития науки выделяют 2 этапа, которые соответствуют двум различным
В истории развития науки выделяют 2 этапа, которые соответствуют двум различным
Первый этап характеризует зарождающуюся науку (преднауку);
Второй этап характеризует науку в собственном смысле слова, т. е. как форму духовной деятельности и социальный институт.
Преднаука изучает в основном те явления, предметы, с которыми человек постоянно сталкивается в повседневности. Предметы повседневности фиксируются в форме идеальных образов, которыми мышление начинает оперировать как специфическими предметами, замещающими предметы реальности (Платон).
Эта деятельность мышления формировалась на основе практики. Связь с практикой можно обнаружить во-первых, в знаниях, относящихся к геометрии. Древние греки заимствовали первичные геометрические знание в Египте и Вавилоне. По мере развития познания и практики формируется новый способ построения знаний.
На этапе преднауки первичные идеальные объекты выводились из практики, и лишь
На этапе преднауки первичные идеальные объекты выводились из практики, и лишь
На этапе развития непосредственно науки знание уже не формируется как предписание для практики, а выступает как знание, на основе которого вырабатывается модель будущего практического применения реальных объектов.
Культуры традиционных обществ (Др. Египет, Вавилон, Индия, Китай), несмотря на создание большого объёма знания разных видов, так и не вышли за рамки преднауки.
Переход к науке был связан с двумя коренными изменениями:
Во-первых, это такие изменения в культуре античного мира, которые обеспечили применение научного метода в математике и вывели её на уровень теоретического исследования.
Во-вторых, такие изменения в европейской культуре эпохи Возрождения, когда теоретическое исследование стало достоянием естествознания (науки о природе) и возник экспериментально-математический метод.
Проблема начала науки. Существуют различные представления о времени возникновения науки. Одни
Проблема начала науки. Существуют различные представления о времени возникновения науки. Одни
В зависимости от того, какой аспект мы будем исследовать, нами будут получены разные точки отсчета времени рождения науки:
· как знания и деятельность по производству этих знаний – с начала человеческой истории;
· как форма общественного сознания и сфера культуры – в Древней Греции (VI-IV вв.);
· как социальный институт – в Новое время.
Разное время рождения имеют и конкретные науки: античность дала миру математику и астрономию, Новое время – физику, химию, биологию (классическое естествознание); ХIХ век – обществознание.
Наука – это сложное многогранное общественное явление, которое вне общества не
Наука – это сложное многогранное общественное явление, которое вне общества не
Научные знания Древнего Востока. Возникновение первых форм научного знания связывают с
Научные знания Древнего Востока. Возникновение первых форм научного знания связывают с
Научные знания передавались по принципу наследственного профессионализма – от старшего к младшему внутри касты жрецов. Знание считалось идущим от бога – покровителя этой касты. В силу этого оно было тайным, доступным только посвященным. По отношению к нему отсутствовала критическая позиция, так как не дело человека – исправлять богов.
Таким образом, культура Древнего Востока, сделав немало открытий, не оставила систематизированного научного знания, можно говорить лишь о наличии разрозненных научных представлений.
Античная наука. Наука как самостоятельная отрасль культуры и теоретическое знание появилась
Античная наука. Наука как самостоятельная отрасль культуры и теоретическое знание появилась
Особенности античной науки:
Греки разделяли практические знания и умения и теоретические знания о мире, которые и были предметом науки.
Научные знания в Древней Греции почти не были связаны с повседневной жизнью и ее запросами.
Наукой там занимались из чистого интереса к истине.
Научное познание отождествлялось с созерцанием природы. Знания о природе развивались в форме натурфилософии – чисто умозрительного учения об устройстве мироздания. Подлинная цель науки виделась в непосредственном усмотрении истины в природе, а всякие практические действия с природными объектами рассматривались как мешающие научному познанию.
Основная деятельность ученого состояла в созерцании и осмыслении созерцаемого.
Впервые в истории появляется теоретическое знание, первые дедуктивные системы.
Научное знание впервые становится предметом философской рефлексии: появляется и теория науки.
Предпосылкой возникновения знаний многие исследователи истории науки считают миф. Миф —
Предпосылкой возникновения знаний многие исследователи истории науки считают миф. Миф —
В мифе совмещены два аспекта: диахронический (рассказ о прошлом, о первопредках, о первопредметах в «начальном» сакрально-священном времени) и синхронический (объяснение настоящего, а иногда и будущего).
Понятием «античная наука» охватывается совокупность научно-философских идей, возникших в период с
Понятием «античная наука» охватывается совокупность научно-философских идей, возникших в период с
Новый уровень был достигнут благодаря возникновению философии, то есть мировоззрения, принципиально отличного от религиозно-мифологического взгляда на мир в цивилизациях Древнего Востока.
Математика становится чистой наукой об идеальных, неизменных, бестелесных сущностях, дедуктивной системой, выводящей и доказывающей свои положения из определений, аксиом и постулатов.
В это время появляется натурфилософия, как исторически первая форма теоретического познания природы, формируются основные категории, принципы и программы научного естествознания, выделяется ряд конкретных областей научного исследования, от теории музыки, статики, гидростатики, ботаники и зоологии до грамматики, риторики
Некоторые из крупнейших научных достижений античности:
атомистика Демокрита (V в. до н.э.),
Некоторые из крупнейших научных достижений античности:
атомистика Демокрита (V в. до н.э.),
диалектика и теория идей Сократа и Платона (V-IV вв. до н.э.);
теория государства Платона и Аристотеля (IV в. до н.э.);
метафизика, физика, логика, психология, этика, экономика, поэтика Аристотеля (IV в. до Р.Х.);
геометрия и теория чисел, изложенные в форме дедуктивной научной системы в «Началах» Евклида (III в. до Р.Х.), предпосылки которой были заложены Пифагором и Академией Платона;
статика и гидростатика Архимеда (III в. до н.э.), его математические работы по вычислению площадей и объёмов;
теория конических сечений Аполлония (III-II в.в. до н.э.);
геоцентрическая астрономия Клавдия Птолемея (II в.), гелиоцентрическая система Аристарха Самосского (III в. до Р.Х.), работы Эратосфена (III в. до Р.Х.) по определению радиуса Земли и расстояния до Луны;
теория архитектуры Марка Витрувия (I в. до Р.Х.);
исторические труды Геродота и Фукидида (V-IV вв. до Р.Х.), Цезаря (I в. до Р.Х.), Тацита (I-II вв.) и др.;
медицина Гиппократа (V в. до Р.Х.) и Клавдия Галена (II в.).
классическая система римского права, труды древнеримских юристов, и др.
Особенности греческого мышления, которое было рациональным, теоретическим, что в данном случае
Особенности греческого мышления, которое было рациональным, теоретическим, что в данном случае
Среди значимых натурфилософских идей античности представляют
интерес атомистика и элементаризм.
Атомистика. Решение космогонической проблемы, поставленной Парменидом, далее развитая . Левкиппом и Демокритом. Мысль о том, что все вещества состоят из мельчайших частиц - атомов, красной нитью проходит через всю историю естествознания.
Элементаризм. Речь идет о логической связи идей. Космос Эмпедокла образован четырьмя элементами (другое название - стихиями): огнем, воздухом, землей, водой - и двумя силами - любовью и враждой. Элементы Эмпедокла не подвержены качественным изменениям, они вечны и непреходящи, они однородны, способны вступать друг с другом в различные комбинации в разных пропорциях. Все вещи состоят, по Эмпедоклу, из элементов, как слова из букв. Аристотель добавил к названным выше четырем элементам тончайший эфир надлунных сфер, и в таком виде это учение просуществовало около 2000 лет.
Платон объединил учение об элементах и атомистическую концепцию строения вещества, утверждая, что четыре элемента — огонь, воздух, вода и земля — не являются простейшими составными частями вещей. Он предлагает их называть началами и принимать за стихии. Аристотель (384—322 гг. до н.э.) создал всеобъемлющую систему знаний о мире, наиболее адекватную сознанию своих современников. В эту систему вошли знания из области физики, этики, политики, логики, ботаники, зоологии, философии. Для объяснения процессов движения, изменения развития вводит четыре вида причин: материальные, формальные, действующие и целевые.
Об объёме научного знания античности косвенно свидетельствует тот факт, что александрийская
Об объёме научного знания античности косвенно свидетельствует тот факт, что александрийская
Античная наука в общем и целом:
Имеет теоретически-созерцательный характер. Это не означает, что она имеет чисто «умозрительный» или «спекулятивный» характер.
Она опирается и на обыденный жизненный опыт, и на специальные систематические, внимательные, тонкие наблюдения, и на обширный ремесленный опыт, но предпочтение отдаёт логике, рассуждению, легко воспаряя от отдельных фактов опыта к самым общим философским обобщениям.
Идея «эксперимента» и тем более систематического экспериментирования как основы науки в античности отсутствует. Практически-ремесленная, производственная деятельность той эпохи не опирается на науку, если не считать единичных, исключительных случаев, подобных работе Архимеда по созданию оборонительных машин.
Научно-философское знание не было направлено на практически-техническое применение. Наука и «искусство», познание и техника были отделены друг от друга и даже противопоставлены друг другу.
«Идея Университета». Научное знание не может нормально функционировать, будучи исключенным из
«Идея Университета». Научное знание не может нормально функционировать, будучи исключенным из
Величайшим достижением античности стало создание философско-научных центров (школ), самыми известными из которых стали школа Пифагора в Кротоне (в конце VI веке до н.э.), Академия Платона в Афинах (ок. 387 г. до н.э.) и Ликей Аристотеля (335 г. до н.э.). Именно они и заложили основу всех современных форм и видов научных сообществ. Академия Платона вообще поставила своеобразный рекорд по продолжительности своего существования – 912 лет (с 387 г. до н.э. по 529 г. н.э.). Продолжением этой традиции стали средневековые университеты.
При этом не надо забывать, что возникновению университетов в Западной Европе предшествовало одно явление, которое было незаслуженно забыто историками науки. Речь идет о Платоновской Академии (780 – 800-е гг.) Алкуина (ок. 735 – 804) при дворе Карла Великого. Тогда Алкуину на короткое время удалось восстановить идеалы платоновской Академии, в результате чего об этом времени современные историки говорят как о «каролингском возрождении». Знаковым явлением для самой эпохи Возрождения стало открытие в 1459 г. во Флоренции Платоновской Академии, которая стала своего рода продолжением Академии Платона и Академии Алкуина.
Платоновская Академия, или, как ее называли, «Платоническая семья» (Platonica familia), во
Платоновская Академия, или, как ее называли, «Платоническая семья» (Platonica familia), во
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. С. 320.
Средневековый университет – это корпорация студентов и профессоров, объединенных общим стремлением
Средневековый университет – это корпорация студентов и профессоров, объединенных общим стремлением
Многие средневековые элитарные школы Англии сохраняют свою значимость и по сей день. Свою родословную они ведут от средневековых грамматических школ, впоследствии получивших наименование «паблик скул». Старейшая – Винчестер (основана в 1380 г.) для сыновей духовных лиц (зачастую небогатых), самая знаменитая – Итон (в 1440 г.) – преимущественно для детей дворян (выпускники ее продолжали образование в университетах Оксфорд и Кембридж), Вестминстер (в 1560 г.), Харроу (в 1571 г.).
Ашин Г.К., Бережнова Л.Н., Карабущенко П.Л., Резаков Р.Г. Теоретические основы элитологии образования. Монография / Под ред. П.Л. Карабущенко. М., 1998. С. 148.