Слайд 2
![Эволюционизм Эволюция – процесс постепенного непрерывного количественного изменения чего-то, подготавливающий](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-1.jpg)
Эволюционизм
Эволюция – процесс постепенного непрерывного количественного изменения чего-то, подготавливающий качественные
изменения.
Основные факторы эволюции по Ч. Дарвину (1809-1882)
Изменчивость;
Наследственность;
Естественный отбор.
Слайд 3
![Школа эволюционистов: общие идеи. • в природе существует единство человеческого](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-2.jpg)
Школа эволюционистов: общие идеи.
• в природе существует единство человеческого рода,
а значит единство и единообразие развития человеческой культуры в любой части света;
• в человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс и культура, как часть общества, также всегда развивается от низшего к высшему путем непрерывных, постепенных изменений;
Слайд 4
![• развитие любого элемента культуры изначально предопределено, развитие культуры многоступенчато](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-3.jpg)
• развитие любого элемента культуры изначально предопределено, развитие культуры многоступенчато
и происходит в соответствии со стадиями, едиными для всех культур в мире;
• все народы в конечном итоге должны прийти к высоте европейской культуры (даже без контактов и заимствований достижений европейской культуры);
• источник развития культуры – безличные силы (естественный отбор, производительные силы, классовая борьба ит.д.)
Слайд 5
![Недостатки теории эволюционизма Данная теория не обладает силой всеобщности, о](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-4.jpg)
Недостатки теории эволюционизма
Данная теория не обладает силой всеобщности, о чём свидетельствует
опыт мировой истории.
Утверждение о единообразном развитии культуры всех народов современной наукой отвергнуто.
Идея эволюции, отождествляемой с прогрессом, утрачивает свои ключевые позиции в социальном мышлении.
Слайд 6
![Психоаналитические теории культуры Истоки культуры в психике человека. I. Зигмунд](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-5.jpg)
Психоаналитические теории культуры
Истоки культуры в психике человека.
I. Зигмунд Фрейд (1856-1939)
Культура: -
налагает запреты на подсознательные влечения человека и создает механизм этих запретов;
- средствами искусства, религии ит.п. смягчает эти запреты, порождает определенные компенсационные иллюзии.
Слайд 7
![Психика человека Бессознательное оно – «кипящий котел инстинктов» унаследованных человеком,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-6.jpg)
Психика человека
Бессознательное оно – «кипящий котел инстинктов» унаследованных человеком, его безотчетные
влечения и душевные движения.
Сознательное Я – посредник между бессознательным и внешним миром, содействующий влиянию этого мира на бессознательную деятельность индивида.
Сверх Я – инстанция олицетворяющая собой запреты и нормы социокультурного характера.
Слайд 8
![Возможные варианты выхода энергии бессознательного (либидо) 1. Инстинктивный импульс либидо](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-7.jpg)
Возможные варианты выхода энергии бессознательного (либидо)
1. Инстинктивный импульс либидо может быть
разряжен в действии.
2. Инстинктивный импульс либидо может быть вытеснен в бессознательное.
3. Инстинктивный импульс либидо может быть погашен посредством переключения энергии с социально и культурно неприемлемых на приемлемые и одобряемые цели(Сублимация).
Слайд 9
![Заслуга Фрейда – впервые предпринял попытку исследования влияния подсознания на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-8.jpg)
Заслуга Фрейда – впервые предпринял попытку исследования влияния подсознания на поведение
и деятельность людей.
Главная мысль Фрейда в предопределенности человеческого поведения биологическими факторами.
Недостатки учения Фрейда:
отождествление индивидуального и коллективного бессознательного;
слишком сузил ракурс человеческого бытия, приравняв социальное в человеке к инстинктам;
Фрейдовский индивид лишен подлинной свободы, он скорее марионетка, за право манипулирования которой бьются природа и культура.
Слайд 10
![II. Карл Густав Юнг (1875 – 1961) Исследовал коллективное бессознательное](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-9.jpg)
II. Карл Густав Юнг (1875 – 1961)
Исследовал коллективное бессознательное
Наподобие инстинктов животных
у человека врожденными для различных рас являются архетипы, представляющие собой не индивидуальное, а коллективное бессознательное.
Архетипы – априорные организаторы нашего опыта, первичные структуры коллективного бессознательного. Они первосмысл нашей души, передающееся по наследству биологическим путем.
Слайд 11
![Заслуги К. Юнга – раскрыл органическую связь культуры и человеческого](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-10.jpg)
Заслуги К. Юнга – раскрыл органическую связь культуры и человеческого бессознательного:
история культуры и её символического мира предстали как осуществление бессознательных основ души;
- предложил типологию характеров, разделяющих людей на экстравертов (т.е. обращенных во вне) и интровертов (т.е. обращенных к своему внутреннему миру).
Слайд 12
![Недостатки учения К.Юнга Антиисторический подход К.Юнга очевиден и не может](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-11.jpg)
Недостатки учения К.Юнга
Антиисторический подход К.Юнга очевиден и не может инструментом анализа
культуры;
Эволюция культурных ценностей выводилась К.Юнгом из мифических вневременных свойств человеческой души.
Слайд 13
![Марксистская концепция культуры Культура – явление производное от базисных социально-экономических](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-12.jpg)
Марксистская концепция культуры
Культура – явление производное от базисных социально-экономических отношений в
обществе, которое порождается бытием человечества отнюдь не простым путем.
В соответствии с двумя основными видами производства Маркс подразделял культуру на материальную и духовную.
Слайд 14
![В учении К.Марса просматривается классовый подход к явлению мировой культуры.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-13.jpg)
В учении К.Марса просматривается классовый подход к явлению мировой культуры. Культура
элиты, культура народных масс. Буржуазная и пролетарская культуры. Образование единой культуры возможно в бесклассовом обществе.
Культура – особого рода объективная реальность, возникающая как результат общественного производства.
Слайд 15
![Игровая теория культуры Й. Хейзинга (1872 – 1945) В процессе](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-14.jpg)
Игровая теория культуры
Й. Хейзинга (1872 – 1945)
В процессе игры человек творит
мир культуры и самого себя;
Культура не происходит из игры, она развивается в игре и как игра;
Всё культурное творчество это игра;
Игра старше культуры;
Основанием новой культуры все в большей степени стала не игра, а польза, что привело к кризису культуры.
Слайд 16
![Х. Ортега-и-Гасет (1883-1955) Массовой культуре противопоставляет «живую» культуру; Сущность культуры](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-15.jpg)
Х. Ортега-и-Гасет (1883-1955)
Массовой культуре противопоставляет «живую» культуру;
Сущность культуры спонтанность, отсутствие прагматической
установки;
Необходимость возрождение игровой доминанты культуры, способной противостоять злу, пошлости и бездуховности;
Жизнь выдающихся людей сосредоточена в сфере игровой деятельности.
Слайд 17
![Г.Гессе (1877 – 1962) - Вечность и незыблемость игры как](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-16.jpg)
Г.Гессе (1877 – 1962)
- Вечность и незыблемость игры как важнейшего духовного
основания культуры;
Игра разновидность высокоразвитого тайного языка, доступна лишь уму гибкому, одухотворенному;
Овладевая языком игры, человек входит в мир как личность свободная, яркая, одухотворенная.
Слайд 18
![Концепции локальных культур и цивилизаций Суть цивилизационного подхода неприятие того](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-17.jpg)
Концепции локальных культур и цивилизаций
Суть цивилизационного подхода
неприятие того положения, что
все народы планеты проходят одни и те же этапы в своем развитии;
каждая культура имеет своё смыслообразующее ядро, при разрушении
которого наступает кризис;
отрицание социокультурного прогресса;
абсолютизация специфических особенностей отдельных культурных типов.
Слайд 19
![О. Шпенглер (1880 – 1936) Культура – это символически выраженная](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-18.jpg)
О. Шпенглер (1880 – 1936)
Культура – это символически выраженная целостность (система),
в которой естественно и многообразными способами реализует себя соответствующая душа
Все культуры равноправны и не могут оцениваться с позиции другой культуры
Каждая культура проходит стадию детства, юности, расцвета, старости
Смерть культуры – это исчерпания потенциала ее души, это цивилизация, когда цель достигнута
Слайд 20
![А.Дж.Тойнби (1889-1975) Считал принципиально неверным рассмотрение культуры как обособленного и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-19.jpg)
А.Дж.Тойнби (1889-1975)
Считал принципиально неверным рассмотрение культуры как обособленного и замкнутого в
своей жизнедеятельности организма
Каждая культура как одна из множества ступеней на пути реализации человеком своего божественного предназначения
Теория «вызова» и «ответа»
Неизбежность диалога культур
Слайд 21
![Деятельностный подход в культурологии 1. Деятельность есть специфически человеческая форма](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-20.jpg)
Деятельностный подход в культурологии
1. Деятельность есть специфически человеческая форма отношения к
миру, содержание которой составляет целенаправленное и целесообразное преобразование мира, творение людьми собственных общественных отношений и самих себя.
2. В отличие от целенаправленного биологического поведения в животном мире, деятельность предполагает свободное целеполагание, проектирование целей. Она всегда произвольна.
Слайд 22
![3. Способ деятельности определяется не биологическими задатками, а исторически выработанными](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-21.jpg)
3. Способ деятельности определяется не биологическими задатками, а исторически выработанными социокультурными
программами. Эти программы не только реализуются в деятельности, в ней они вырабатываются и изменяются.
4. Деятельность способна к неограниченному саморазвитию. В этом обнаруживается ее принципиальная открытость и универсальность.
5. Первичной формой деятельности является ее совместное, коллективное выполнение.
Слайд 23
![Два направления в рамках деятельностного подхода 1. Для представителей первого](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-22.jpg)
Два направления в рамках деятельностного подхода
1. Для представителей первого (Н.
Каган, Н. Злобин и др.) культура является процессом творческой деятельности, в ходе которого происходит и духовное обогащение общества, и самосозидание человека как субъекта культурно-исторического процесса. Здесь внимание акцентируется на том, что культура дает возможность человеку родиться второй раз (первое рождение это биологический акт!).
Слайд 24
![2. Представители второго направления (Э. Маркарян, В. Давидович, Ю. Жданов)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-23.jpg)
2. Представители второго направления (Э. Маркарян, В. Давидович, Ю. Жданов)
усматривают в культуре специфический способ деятельности, который способствует сохранению и воспроизведению цивилизации в условиях изменчивости окружающего мира.
Разные ориентации, существующие в рамках деятельностного подхода, дополняют друг друга и имеют общую методологическую основу культура выводится из человеческой деятельности.
Слайд 25
![Лесли Элвин Уайт (1900-1975) Американский антрополог и культуролог, основатель современной культурологии](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-24.jpg)
Лесли Элвин Уайт (1900-1975)
Американский антрополог и культуролог, основатель современной культурологии
Слайд 26
![Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) Немецкий философ, критик, эстетик Один из](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-25.jpg)
Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803)
Немецкий философ, критик, эстетик
Один из первых ученых, специализировавшихся
на изучении проблем культуры
Слайд 27
![Жан-Жак Руссо (1712-1778) Французский мыслитель эпохи Просвещения, философ, реформатор педагогики,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-26.jpg)
Жан-Жак Руссо (1712-1778)
Французский мыслитель эпохи Просвещения, философ, реформатор педагогики, писатель.
Основатель сентиментализма в литературе.
Критик общественного неравенства и двойственности прогресса
Слайд 28
![Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) Русский публицист и социолог, идеолог панславизма](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-27.jpg)
Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)
Русский публицист и социолог, идеолог панславизма
В книге
«Россия и Европа» обосновал цивилизационный подход
к историко-культурному процессу
Представитель теории «жизненных циклов»
Слайд 29
![Освальд Шпенглер (1880-1936) Немецкий философ-идеалист, историк, представитель философии жизни В](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-28.jpg)
Освальд Шпенглер (1880-1936)
Немецкий философ-идеалист, историк, представитель философии жизни
В работе «Закат Европы»
определил цивилизацию как «предсмертную» фазу
в развитии культуры
Слайд 30
![Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) Английский историк и социолог, Автор работы](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-29.jpg)
Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975)
Английский историк и социолог,
Автор работы «Постижение истории», теории
локальных цивилизаций,
развивающихся циклически
Слайд 31
![Зигмунд Фрейд (1856-1939) Австрийский психиатр и психолог, основатель психоанализа Считал, что культура, подавляя «бессознательное», невротизирует личность](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-30.jpg)
Зигмунд Фрейд (1856-1939)
Австрийский психиатр и психолог, основатель психоанализа
Считал, что культура, подавляя
«бессознательное», невротизирует личность
Слайд 32
![Карл Густав Юнг (1875-1961) Швейцарский психолог и философ-идеалист, основатель “аналитической психологии” Ввел понятие архетипов «коллективного бессознательного»](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-31.jpg)
Карл Густав Юнг (1875-1961)
Швейцарский психолог и философ-идеалист, основатель “аналитической психологии”
Ввел понятие
архетипов «коллективного бессознательного»
Слайд 33
![Фридрих Ницше (1844-1900) Немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма, один](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-32.jpg)
Фридрих Ницше (1844-1900)
Немецкий философ, представитель иррационализма и волюнтаризма,
один из основателей
”философии жизни”
Выделял в культуре два начала: аполлоновское и дионисическое
Был одним из первых критиков зарождавшейся «массовой» культуры
Слайд 34
![Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948 Русский религиозный философ Исследовал](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/44851/slide-33.jpg)
Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948
Русский религиозный философ
Исследовал проблемы свободы
и кризиса культуры, особенности русского
национального характера