Слайд 2
Чудотворны бывают в истории мгновения, когда гений отдельного человека вступает в союз с
гением эпохи, когда отдельная личность проникается творческим томлением своего времени.
С. Цвейг
Слайд 3
Реализм
как художественный
метод и литературное направление
Сущность классического реализма ХIХ века — не в
социально-критическом пафосе, хотя он и играл немалую роль, а прежде всего в широком освоении живых связей человека с его близким окружением...
Слайд 4
Своеобразие подхода писателей-реалистов к художественному изображению действительности:
объективность,
выявление законов социальной жизни,
причинно-следственные связи в историческом развитии общества,
исторический и социальный детерминизм (взаимообусловленность человеческих отношений, истории и общества).
Слайд 5
Типическое раскрывается в реализме через противоречие общего и индивидуального, а общее выступает
в индивидуальной оболочке.
Для реализма характерно смешение жанров, в нем нет условностей жанрового мышления, как в классицизме, и неразрешимого противопоставления идеала и действительности, как в романтизме.
Главный принцип реализма — жизнеподобие, изображение жизни в формах самой жизни.
Мерой оценки действительности становится авторский идеал, связанный с ее критикой, и степень несоответствия жизни гуманистическим ценностям. Сама действительность одновременно является источником и красоты, и безобразия.
Слайд 6
Стадии развития реализма
ранний реализм
зрелый реализм
реализм периода кризиса
Слайд 7
Постоянные признаки реализма
историзм
социальный анализ
типизация и широкая распространенность героев и жизненных
явлений и характеров, осуществляемая через раскрытие индивидуальности
«саморазвитие» характеров и «самодвижение сюжета
стремление воссоздать мир как противоречивую и сложную цельность
Слайд 8
Литературе реализма присуща критика бездуховности и материальной власти денег над человеческой душой, свойственно
изображение деградации человеческой личности под влиянием пошлой среды.
Слайд 9
Реализм в Америке
Образ мира. Конфликт между естественностью и цивилизацией, между человечностью и буржуазными
нормами жизни. Мечта о естественном равенстве людей, уничтожении условностей их социального разделения. Столкновение феодализма и капитализма. Разочарование в благотворной роли технического прогресса. Изображение бездуховности современной Америки и тревога за будущее человечества.
Слайд 10
Слайд 11
Творчество Марка Твена – свидетельство кризиса европейско-американской цивилизации. Оно было последним словом западного
реализма, словом, проникнутым тревогой, обращенной к человечеству и сострадающей болью за его грядущую судьбу.
Слайд 12
Реализм в Англии
Одновременное становление романтизма и реализма в Англии. Бытописательные и нравописательные очерки.
Многообразие видов романа. Критика безнравственного и антигуманного буржуазного мира. Нравственная проблематика, сатира и гротеск.
Слайд 13
Слайд 14
Уильям Мейкпис
1811 - 1863
Слайд 15
В конце ХIХ века в английской литературе, как и во всей Европе, ощущается
кризис реализма, возникают, а потом и усиливаются натуралистические тенденции.
Слайд 16
Реализм во Франции
Поиск причин жизненных явлений в окружающей действительности, акцент на внутреннем мире
человека. Жизнь человека на фоне буржуазного общества . Новый герой-буржуа. Нравственные критерии ценностей буржуазной эпохи и буржуазного человека. Деньги как мерило буржуазной «морали». Психологизм в изображении внутренней жизни человека.
Слайд 17
Фридерик Стендаль
1783 - 1842
Слайд 18
Слайд 19
Проспер Мериме
1803 - 1870
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Слайд 25
ПЛАН
Причины страданий Матильды Луазель.
Приглашение на бал и его последствия.
Ожерелье госпожи Форестье.
Пропажа.
10 лет нищеты.
«Ожерелье
было фальшивое».