- Главная
- Без категории
- Великие Капподокийцы. Святитель Василий Великий (Кесарийский) (ок. 329-379)
Содержание
- 2. Жизненный путь Святитель Василий Великий родился около 329 года в Кесарии Каппадокийской, находящейся в Понтийской области,
- 3. Два брата Василия впоследствии стали епископами. Большую роль в духовном воспитании Василия сыграла также его сестра,
- 4. Преувеличенный аскетизм Евстафия, требовавшего, чтобы все христиане придерживались монашеской дисциплины, был осужден на соборе в Гангре
- 5. В 360 году Василий был посвящен в чтецы, что ознаменовало конец его монашеской жизни. В 364
- 6. В это время среди восточного епископата почти никто не принимал никейского исповедания. Сам Василий был рукоположен
- 7. Оказавая давление на Василия, Валент разделил Каппадокию на две части, оставив его митрополитом «первой» Каппадокии, а
- 8. Василию пришлось много пострадать как от ариан, так и от православных. Ариане ненавидели его как прямого
- 9. Значение личности Богословские заслуги святого Василия состоят не только в разрешении арианского кризиса и умиротворении Церкви.
- 10. Труды 1. «Против Евномия», в трех книгах. Евномий был представителем крайнего арианства и основателем ереси аномеев.
- 11. 4. 365 писем к различным лицам, в которых содержится много богословских рассуждений, особенно о Святой Троице.
- 12. Свт. Василий Великий писал также о литургической жизни Церкви. Замечания на богослужебные темы рассеяны в его
- 13. Богословские взгляды свт. Василия Великого Космология Учение Василия Великого об устройстве мира (космология) излагается в его
- 14. Учение о богопознании Проблема богопознания, то есть возможности знания Бога и общения с Ним, обсуждается в
- 15. Триадологические проблемы IVв. На Первом Вселенском Соборе в Никее (325 г.) было принято вероопределение, в котором
- 16. После Никейского собора восточные епископы почти единодушно решили отвергнуть единосущие... Западное же духовенство, плохо разбиравшееся в
- 17. Богословские споры вокруг единосущия не затихали. Крайнее арианство представляли аномеи вроде Евномия, утверждавшие, что Сын «не
- 18. Для того чтобы правильно объяснить смысл этой идеи, чтобы истолковать в терминах греческой философии, каким образом
- 19. Каппадокийская Триадология Согласно каппадокийскому богословию, в Святой Троице Отец, Сын и Дух Святой – три божественные
- 20. Введя личностный подход к пониманию Святой Троицы, каппадокийцы значительно углубили понимание проблемы по сравнению со староникейской
- 21. Учение о Духе Святом Очень важное значение имеет небольшая книга святого Василия «О Святом Духе», адресованная
- 22. О крещении еретиков Очень важным для обсуждения некоторых вопросов канонического права является знаменитое письмо святого Василия
- 23. В IV в. внутреннее положение Восточной Церкви изменилось. Все восточные епископы, за исключением одного лишь святого
- 24. Ересями, если которые совершенно отторглись и стали чуждыми по самой вере; расколами, если в разногласии между
- 26. Скачать презентацию
Слайд 2Жизненный путь
Святитель Василий Великий родился около 329 года в Кесарии Каппадокийской, находящейся в
Жизненный путь
Святитель Василий Великий родился около 329 года в Кесарии Каппадокийской, находящейся в
Его семья была зажиточной, отец был юристом в Неокесарии
Василий и его братья получили очень хорошее образование и воспитание
В возрасте восемнадцати лет Василий отправился в Константинополь, где слушал лекции знаменитого софиста Ливания, а потом провел несколько лет в Афинах, где еще существовала старая афинская академия, основанная Платоном
Там он подружился с будущим святым отцом Церкви Григорием Назианзином (Богословом), а также познакомился с будущим императором Юлианом (Отступником), который тоже был студентом академии
Слайд 3Два брата Василия впоследствии стали епископами. Большую роль в духовном воспитании Василия сыграла
Два брата Василия впоследствии стали епископами. Большую роль в духовном воспитании Василия сыграла
Несмотря на то что его родители были христианами, Василий крестился только в 354 г., в возрасте двадцати пяти лет. В те времена к крещению относились чрезвычайно серьезно (пример имп. Константина)
Приняв святое крещение, Василий проникся чрезвычайным энтузиазмом, столь свойственным неофитам (новообращенным). Он захотел вплотную познакомиться с монашеской жизнью и отправился путешествовать в Сирию и Египет. Увлекшись аскетическими идеалами, он стал духовным сыном Евстафия Севастийского знаменитого подвижника и главы крайней монашеской группы
Слайд 4Преувеличенный аскетизм Евстафия, требовавшего, чтобы все христиане придерживались монашеской дисциплины, был осужден на
Преувеличенный аскетизм Евстафия, требовавшего, чтобы все христиане придерживались монашеской дисциплины, был осужден на
Примерно год спустя чрезмерный пыл Василия утих, и он сменил аскетизм на более умеренный образ жизни. Вместе с Григорием Назианзином и несколькими другими друзьями он основал в имении своего отца «аристократическую» христианскую общину
Друзья вели полумонашеский образ жизни, сообща молились и читали философскую и богословскую литературу. Особенно они увлекались Оригеном и совместно опубликовали антологию избранных мест из Оригена под названием «Филокалия», или «Добротолюбие» (не путать с другим «Добротолюбием», составленным Макарием Коринфским и святым Никодимом Святогорцем в конце XVIII века и представляющим собой собрание аскетических и мистических писаний IV-XV веков)
Слайд 5В 360 году Василий был посвящен в чтецы, что ознаменовало конец его монашеской
В 360 году Василий был посвящен в чтецы, что ознаменовало конец его монашеской
К этому периоду относится его деятельное участие в церковных делах: он организует благотворительность, помогает бедным, заступается за всех гонимых и несчастных. В сочетании с безупречно строгим образом жизни все это принесло Василию огромную популярность
Помимо этого Василий ревностно занимался и общецерковными делами. Он старался противодействовать арианам, пользовавшимся поддержкой императора Валента
Слайд 6В это время среди восточного епископата почти никто не принимал никейского исповедания. Сам
В это время среди восточного епископата почти никто не принимал никейского исповедания. Сам
Василию предстояло объяснить единосущие таким образом, чтобы оно стало приемлемым для этих епископов, колебавшихся где-то между арианством и Православием
Борьба Василия против арианства приобретала серьезный характер. Назначенный правителем Каппадокийской провинции арианин Модест потребовал от Василия признания правоты арианства, в противном случае угрожая сместить его с кафедры
Слайд 7Оказавая давление на Василия, Валент разделил Каппадокию на две части, оставив его митрополитом
Оказавая давление на Василия, Валент разделил Каппадокию на две части, оставив его митрополитом
Стремясь избежать арианского зсилия, Василий продолжал назначать православных епископов в переданной Анфиму части Каппадокии. Так, епископом Нисским стал брат Василия Григорий
Стараясь теснее сплотить силы Православия, Василий вступил в переписку со святителем Афанасием Александрийским и с папой римским Дамасом. В это же время он начал заниматься писательской деятельностью
В своих многочисленных произведениях он защищает никейское единосущие, утверждая при этом наличие в Боге трех ипостасей. Кроме этого он написал много сочинений на духовные и аскетические темы
Слайд 8Василию пришлось много пострадать как от ариан, так и от православных. Ариане ненавидели
Василию пришлось много пострадать как от ариан, так и от православных. Ариане ненавидели
Святитель Василий разрушил свое здоровье неустанным подвижничеством. Он умер 1 января 379 года в возрасте 49 лет, лишь немного не дожив до торжества своих богословских идей на Втором Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.)
Слайд 9Значение личности
Богословские заслуги святого Василия состоят не только в разрешении арианского кризиса и
Значение личности
Богословские заслуги святого Василия состоят не только в разрешении арианского кризиса и
Убедившись на собственном опыте, что чрезмерное монашеское рвение может привести к разрыву монашества с Церковью, и в то же время сознавая важность монашеского движения для церковной жизни, он всеми силами старался предотвратить уход монахов из Церкви
Будучи уже епископом, он опубликовал монашеские правила в двух редакциях, пространной и краткой. Его же стараниями в монастырский распорядок были введены восьмикратные общие молитвы в течение дня: утреня, вечерня, повечерие, полунощница и молитвы -первого, третьего, шестого и девятого часов
Слайд 10Труды
1. «Против Евномия», в трех книгах. Евномий был представителем крайнего арианства и основателем
Труды
1. «Против Евномия», в трех книгах. Евномий был представителем крайнего арианства и основателем
2. «О Святом Духе». Книга написана доступным, легким языком. В ней Василий доказывает божественную природу Святого Духа
3. Беседы, или проповеди (гомилии):
-«На Шестоднев», комментарий к 1-й главе книги Бытия (9 бесед)
- 16 бесед на разные псалмы.
- Полный комментарий к книге пророка Исайи.
- 21 проповедь на различные темы, из которых наиболее известно «Увещание к молодежи о том, как извлечь наибольшую пользу от чтения языческих авторов». В этой проповеди говорится о необходимости и пользе светского образования
Слайд 114. 365 писем к различным лицам, в которых содержится много богословских рассуждений, особенно
4. 365 писем к различным лицам, в которых содержится много богословских рассуждений, особенно
5. «Монашеские правила», пространные и краткие. В них Василий определял монашество не как обособленное движение, а как особую категорию христиан, ведущих определенный образ жизни. Основной идеей «Правил» было избавиться от индивидуалистического понимания монашества. Если человек решил уйти в монашество, он уже не может делать все, что хочет, так же как и мы, живя в миру, подчиняемся правилам человеческого общежития. Для святого Василия монашество представляло не исключительную, но идеальную форму христианской жизни. Его «Правила» чужды всякого формализма и отличаются здравомыслием и человеческой чуткостью
Слайд 12Свт. Василий Великий писал также о литургической жизни Церкви. Замечания на богослужебные темы
Свт. Василий Великий писал также о литургической жизни Церкви. Замечания на богослужебные темы
Известная нам Литургия Василия Великого была составлена в более поздний период, однако ученые считают, что евхаристическая молитва этой Литургии действительно написана самим Василием (в отличие от Литургии, носящей имя Иоанна Златоуста, которая восходит к гораздо более позднему времени)
Слайд 13Богословские взгляды свт. Василия Великого
Космология
Учение Василия Великого об устройстве мира (космология) излагается в
Богословские взгляды свт. Василия Великого
Космология
Учение Василия Великого об устройстве мира (космология) излагается в
Объясняя историю сотворения мира в категориях греческой философии того времени, Василий ссылается на Платона
Слайд 14Учение о богопознании
Проблема богопознания, то есть возможности знания Бога и общения с Ним,
Учение о богопознании
Проблема богопознания, то есть возможности знания Бога и общения с Ним,
Свт. Василий расходился с Евномием по всем пунктам. Во-первых, при сотворении мира Бог пользовался Своей реальной властью, Своим Словом. В творении присутствует реальная божественная жизнь. Поэтому в созерцании тварного мира нам доступно истинное знание Бога, а не только символы, или, как называл их Евномий, «нереальные образы» (φάντασμα, фантаста)
Во-вторых, свт. Василий был убежден, что, несмотря на свою сотворенность Богом, человеческий разум не может постичь божественной сущности, разум «пресыщается», его ограниченность не позволяет ему постичь трансцендентное
В-третьих, свт. Василий протестовал против употребления Евномием термина «нерожденный», которое предполагало, что Сын Божий – тварь.
Сын рожден от Отца, но о Нем нельзя сказать, что Он стал, то есть пришел в бытие из небытия, как весь остальной тварный мир. Он вечно рожден Отцом
Слайд 15Триадологические проблемы IVв.
На Первом Вселенском Соборе в Никее (325 г.) было принято вероопределение,
Триадологические проблемы IVв.
На Первом Вселенском Соборе в Никее (325 г.) было принято вероопределение,
Нужно заметить, что на Никейском соборе эта формулировка была принята без особых раздумий и обсуждений, почти что между делом. Позднее некоторые епископы спохватились, что, пожалуй, совершили ошибку. Слово единосущие вызывало сомнение
Т.к., в III в., следуя Оригену, говорили, что Бог существует в трех ипостасях. Но греческое слово «ипостась» в Аристотелевой терминологии означает примерно то же самое, что и «сущность», поэтому единосущие для многих предполагало, что три божественные ипостаси имеют относительное значение и представляют собой всего лишь различные способы выражения (модусы) одной и той же сущности
Слайд 16После Никейского собора восточные епископы почти единодушно решили отвергнуть единосущие... Западное же духовенство,
После Никейского собора восточные епископы почти единодушно решили отвергнуть единосущие... Западное же духовенство,
Слайд 17Богословские споры вокруг единосущия не затихали. Крайнее арианство представляли аномеи вроде Евномия, утверждавшие,
Богословские споры вокруг единосущия не затихали. Крайнее арианство представляли аномеи вроде Евномия, утверждавшие,
Таких умеренных ариан было очень много, и в 70-е годы IV в. они были вполне готовы принять православную формулировку, предложенную отцами-каппадокийцами – святыми Василием Великим и Григорием Назианзином
Среди сторонников Православия в то время также существовали разногласия. Приверженцы так называемой староникейской веры вслед за святым Афанасием хотели принятия единосущия без каких бы то ни было добавлений или разъяснений. Отцы-каппадокийцы или «новоникейцы» настаивали на необходимости принятия как единосущия, так и учения о трех ипостасях
Слайд 18Для того чтобы правильно объяснить смысл этой идеи, чтобы истолковать в терминах греческой
Для того чтобы правильно объяснить смысл этой идеи, чтобы истолковать в терминах греческой
Аристотель верил в существование только конкретных, реальных объектов, поэтому в его понимании реальное существование имеют только ипостаси, или первосущности. Вторая сущность — не более чем абстракция; мы можем представить ее себе, но реального конкретного бытия она не имеет. В новоникейском учении святых Василия и Григория вторая сущность также имеет реальное, хотя и трансцендентное существование.
Нововведение состояло в том, что понятие ипостаси, то есть Аристотелева конкретного бытия, было связано с понятием личности – категории чуждой и даже просто незнакомой греческой философии, но основной для христианской библейской веры
Слайд 19Каппадокийская Триадология
Согласно каппадокийскому богословию, в Святой Троице Отец, Сын и Дух Святой –
Каппадокийская Триадология
Согласно каппадокийскому богословию, в Святой Троице Отец, Сын и Дух Святой –
Слайд 20Введя личностный подход к пониманию Святой Троицы, каппадокийцы значительно углубили понимание проблемы по
Введя личностный подход к пониманию Святой Троицы, каппадокийцы значительно углубили понимание проблемы по
В западном богословии учение каппадокийских отцов не было воспринято с полным пониманием, и западные представления о Троице до сих пор страдают некоторым модализмом (с этим связано западное учение о Fllioque)
Но на Востоке дело каппадокийских отцов увенчалось успехом. Их богословие было утверждено Вторым Вселенским Собором (381г.), и стало основополагающим в православном учении о Святой Троице
Именно поэтому каппадокийцы стали почитаться истинно «вселенскими учителями исвятителями»
Слайд 21Учение о Духе Святом
Очень важное значение имеет небольшая книга святого Василия «О Святом
Учение о Духе Святом
Очень важное значение имеет небольшая книга святого Василия «О Святом
В книге «О Святом Духе» мы находим знаменитый текст о Предании. В нем говорится о важности таких обычаев и верований, как осенение себя крестным знамением, обряды совершения Евхаристии или Крещения
В этой книге Василий полемизирует с еретиками, отрицавшими личную природу Святого Духа, которых он называет «топиками»
Они определяли Духа как богоприсутствие, как дар благодати Божией, но не как субъекта, не как личность, Лицо Святой Троицы, Которому Церковь молится и воссылает славу
Помимо очевидного расхождения с литургической традицией эта ересь была еще одной формой субординационизма, ибо утверждала неравенство Лиц Троицы
В книге «О Святом Духе» замечательна форма, Дух Святой есть Бог, что по своей сущности Он не ниже Отца и Сына, Дух не назван прямо «Богом». Это яркий пример икономии
Дух Святой во всем совершенно неотлучен и неотделим от Отца и Сына
Будучи «жизни Подателем», Дух не может не быть Богом, и более того – именно через Него мы и получаем обожение
Слайд 22О крещении еретиков
Очень важным для обсуждения некоторых вопросов канонического права является знаменитое письмо
О крещении еретиков
Очень важным для обсуждения некоторых вопросов канонического права является знаменитое письмо
В IV в. Церковь предстала перед проблемой: перекрещивать или не перекрещивать еретиков, пожелавших стать православными, и что делать с верующими, получившими крещение от еретиков
До IV в. все единодушно считали, что невозможно получить крещение вне Церкви, ибо вхождение в Церковь возможно только через крещение. Поэтому крещение, полученное от еретиков, недействительно, а еретики, желающие присоединиться к Церкви, должны быть крещены заново
Слайд 23В IV в. внутреннее положение Восточной Церкви изменилось. Все восточные епископы, за исключением
В IV в. внутреннее положение Восточной Церкви изменилось. Все восточные епископы, за исключением
Почитаемый в нашей Церкви святым император Константин получил крещение от крайнего арианина Евсевия Никомидий-ского. В такой ситуации простое четкое решение было невозможно. Василий предлагает различать степени еретичности:
Ибо в древности иное назвали ересями, иное – расколами, а иное – недозволенными сборищами
Слайд 24Ересями, если которые совершенно отторглись и стали чуждыми по самой вере;
расколами, если
Ересями, если которые совершенно отторглись и стали чуждыми по самой вере;
расколами, если
недозволенными сборищами собрания, составляемые непокорными пресвитерами или епископами и невежественным народом
Признавая, что крещение неотделимо от Церкви, свт. Василий предлагает крестить заново только настоящих еретиков, ибо их разногласие с Церковью «касается самой веры в Бога». Схизматиков же или участников недозволенных собраний, то есть тех, кто расходится с Церковью по менее важным вопросам правил, обычаев или дисциплины и «принадлежащих еще к Церкви», можно присоединять к Церкви без крещения, но после надлежащего покаяния