- Главная
- Без категории
- Закон Моисев как детоводитель ко Христу
Содержание
- 2. Гора Моисея
- 3. Синайские горы
- 4. Мон. Св.Екатерины
- 5. Неопалимая купина
- 6. Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской
- 7. Законы любви к богу и ближнему Заповедь любви является прекрасным завершением законов, регламентирующих отношения между членами
- 8. В этом отношении особенно характерно то место из Второзакония, где Господь заключает завет (договор) со всеми
- 9. : «...поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над
- 10. В. п. предусматривалось и относительное равенство израильтян в исполнении налоговой повинности - в Израиле не было
- 11. Помимо десятины для помощи малоимущим, и в частности вдовам и сиротам, установлены были и иные меры.
- 12. занимает значительное место в Пятикнижии. Нек-рые темы религ. закона по содержанию имеют аналог в нормах канонического
- 13. Для служения Богу из всех израильтян было избрано одно колено - потомки Левия, левиты. В свою
- 14. Для проживания левитам было выделено 48 городов среди разных колен Израиля, из к-рых в 13 жили
- 15. Договор по природе своей предполагает равенство договаривающихся сторон хотя бы в формально юридическом отношении, к-рое немыслимо,
- 16. К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота,
- 17. «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи чистосердечно ближнего твоего, и не понесешь за
- 18. Еще яснее и чисто по-евангельски звучит следующее наставление книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Злоба и гнев
- 19. В своеобразно преломленном виде Ветхозаветное право составило основу позднейшего иудейского талмудического права. Оно оказало также влияние
- 20. Всю свою обязательную силу для христиан сохранили Десять заповедей Моисея. Суть этих заповедей Господь Иисус Христос
- 21. Но отдельные институты юридического В. п. послужили образцом и основой для христ. установлений, напр. ветхозаветный институт
- 22. Принципиальный подход к предписаниям ветхозаветного законодательства в Церкви таков: ветхозаветные нормы юридического и литургического содержания не
- 23. Схема скинии
- 24. Храм Соломона
- 25. Внутреннее устройство храма Соломона
- 26. Схема храма Соломона
- 27. Царь Давид
- 29. Скачать презентацию
Слайд 2Гора Моисея
Гора Моисея
Слайд 3Синайские горы
Синайские горы
Слайд 4Мон. Св.Екатерины
Мон. Св.Екатерины
Слайд 5Неопалимая купина
Неопалимая купина
Слайд 6Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка
Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка
Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Десять заповедей
Слайд 7Законы любви к богу и ближнему
Заповедь любви является прекрасным завершением законов, регламентирующих отношения
Законы любви к богу и ближнему
Заповедь любви является прекрасным завершением законов, регламентирующих отношения
«Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18), и в отношении чужаков: «Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его. Пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской» (Лев. 19:33-34)
«и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.» (Втор. 6:5).
Завет с Богом категорически запрещал проявления языческих религий в Израиле: магию и некромантию (Втор. 18.10-11), человеческие жертвоприношения (лев. 20.1-5), проституцию в религиозных целях (Лев. 19.29; втор. 23.19), которые вызывают омерзение у верующего в истинного Бога человека.
Слайд 8В этом отношении особенно характерно то место из Второзакония, где Господь заключает завет
В этом отношении особенно характерно то место из Второзакония, где Господь заключает завет
Из участия в этом основополагающем договоре всех израильтян вытекает их принципиальное равноправие как в политической жизни, так и в экономических отношениях. «Один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами» (Исх 12. 49; ср.: Числ 15. 16, 29; Лев 24. 22).
Равенство людей перед Богом
Слайд 9: «...поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев
: «...поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев
Самуил по воле Божией поставил царем Саула из колена Вениаминова, к-рый получил через помазание от Самуила Божие благословение на царство. Причем благословение дано было Саулу при условии исполнения воли Божией. Когда же Саул преступил заповеди Господни, Бог отверг его (1 Цар 16. 1), велев Самуилу помазать на царство др. избранника - Давида.
Равенство людей перед Богом
Слайд 10В. п. предусматривалось и относительное равенство израильтян в исполнении налоговой повинности - в
В. п. предусматривалось и относительное равенство израильтян в исполнении налоговой повинности - в
Одной из форм подати был т. н. «выкуп души» - выплата полсикля серебра с израильтянина, достигшего 20 лет, когда всякий годный к воинской службе попадал в их число, и эта подать предназначалась для содержания скинии (Исх 30. 12-16). Эта выплата не зависела от имущественного положения израильтянина. Но большая часть податей имела характер подоходного налога, потому что налагалась не в виде твердо установленных выплат, а в виде десятины - 10-й доли от доходов, в основном плодов земли, вина и елея (Числ 18. 21; Втор 14. 22).
Налоговое право и милосердие
Слайд 11Помимо десятины для помощи малоимущим, и в частности вдовам и сиротам, установлены были
Помимо десятины для помощи малоимущим, и в частности вдовам и сиротам, установлены были
Ради поддержки бедных и малоимущих установлен был субботний (7-й) год, когда пользование плодами предоставлялось исключительно бедным (Исх 23. 11). С этой же целью полагалось прощать долги в 7-й год (Втор 15. 1-2).
В кн. Второзаконие содержится запрет ссужать деньги в рост своему соплеменнику-израильтянину, но по отношению к иноплеменнику ростовщичество не запрещалось (Втор 23. 19-20). В др. месте Пятикнижия запрет ростовщичества распространяется и на пришельцев (Лев 25. 35-36).
Во Второзаконии содержится предписание нашедшему заблудившихся вола, или овцу, или осла либо потерянную вещь не оставлять их без присмотра и не присваивать себе, но возвращать владельцу, когда таковой найдется (Втор 22. 1-4).
Законы милосердия
Слайд 12занимает значительное место в Пятикнижии. Нек-рые темы религ. закона по содержанию имеют аналог
занимает значительное место в Пятикнижии. Нек-рые темы религ. закона по содержанию имеют аналог
Из числа иноплеменников в «общество Господне» могли войти идумеи и египтяне (Втор 23. 7-8). Условием принятия иноплеменников было исповедание веры Авраама, Исаака и Иакова в единого истинного Бога и соблюдение закона; что касается народов, выходцы из к-рых ни при каких обстоятельствах не могли войти в «общество Господне», во Второзаконии названы только аммонитяне и моавитяне, «потому что они не встретили вас с хлебом и водою на пути, когда вы шли из Египта, и потому что они наняли против тебя Валаама, сына Веорова, из Пефора Месопотамского, чтобы проклясть тебя» (Втор 23. 4).
Законодательство, относящееся к богослужению, храму, к жертвоприношениям
Слайд 13Для служения Богу из всех израильтян было избрано одно колено - потомки Левия,
Для служения Богу из всех израильтян было избрано одно колено - потомки Левия,
Законодательство, относящееся к богослужению, храму, к жертвоприношениям
Слайд 14Для проживания левитам было выделено 48 городов среди разных колен Израиля, из к-рых
Для проживания левитам было выделено 48 городов среди разных колен Израиля, из к-рых
Не все потомки Аарона допускались до священнического служения. Священником не мог быть «ни слепой, ни хромой, ни уродливый, ни такой, у которого переломлена нога или переломлена рука, ни горбатый, ни с сухим членом, ни с бельмом на глазу, ни коростовый, ни паршивый, ни с поврежденными ятрами» (Лев 21. 18-20).
Главной характерной чертой ветхозаветного законодательства является то обстоятельство, что оно представляет собой именно завет Бога с человеком, т. е. своего рода договор, союз. Причем в ВЗ речь идет о последовательном ряде таких заветов: с первозданным Адамом, с Ноем, с Авраамом, с Израилем в лице прор. Моисея на Синайской горе, к-рый содержит в себе уже целостную правовую систему, и, наконец, Новый Завет. Причем завет представляет собой действительно договор, к-рый сопровождается клятвой со стороны Самого Бога: «Господь, Бог твой, есть Бог (благий и) милосердый; Он не оставит тебя и не погубит тебя, и не забудет завета с отцами твоими, который Он клятвою утвердил им» (Втор 4. 31).
Законодательство, относящееся к богослужению, храму, к жертвоприношениям
Слайд 15Договор по природе своей предполагает равенство договаривающихся сторон хотя бы в формально юридическом
Договор по природе своей предполагает равенство договаривающихся сторон хотя бы в формально юридическом
Разумеется, аналогия между юридическими отношениями земного порядка и мистической реальностью общения Бога и человека может носить лишь самый отдаленный характер, но так обстоит дело и со всеми без исключения характеристиками Божества, к-рые существуют на человеческом языке, напр., когда мы именуем Господа Царем царствующих, или Царем Небесным, или Отцом. В любом случае, говоря о Боге, мы вынуждены словами, характеризующими в прямом смысле явления видимого мира, выразить нечто относящееся к невидимому, неописуемому и непостижимому Существу.
Законодательство, относящееся к богослужению, храму, к жертвоприношениям
Слайд 16К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и
К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и
О жертвах
Слайд 17«Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи чистосердечно ближнего твоего, и
«Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи чистосердечно ближнего твоего, и
«Если найдешь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося, приведи его к нему. Если увидишь осла упавшим под ношею своею, то не оставляй его, развьючь вместе с ним» (Исх 23, 4-5).
«Не говори: «Я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя» (Притч 20, 22).
«Не радуйся, когда упадет враг твой; и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе увидит Господь, и не угодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев свой и обратит его на тебя» (Притч 24, 17-18).
«Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи» (Притч 10, 12).
О любви к ближнему
Слайд 18Еще яснее и чисто по-евангельски звучит следующее наставление книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова:
«Злоба
Еще яснее и чисто по-евангельски звучит следующее наставление книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова:
«Злоба
Евангельская молитва: «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» и предписание: «прощайте, и простится вам» ничего нового не прибавляют к этому предписанию Ветхого Завета, кроме провозвестия сверхчеловеческого сыновства и братства, высшего оправдания новозаветной любви
О любви к ближнему
Слайд 19В своеобразно преломленном виде Ветхозаветное право составило основу позднейшего иудейского талмудического права. Оно
В своеобразно преломленном виде Ветхозаветное право составило основу позднейшего иудейского талмудического права. Оно
Ветхозаветные правовые нормы оказали влияние и на каноническое право христ. Церкви. Авторитет ветхозаветных и новозаветных книг в Церкви не одинаков. «...Закон был для нас детоводителем ко Христу...» (Гал 3. 24), «имея тень будущих благ, а не самый образ вещей» (Евр 10. 1), явленный во Христе, Который, по слову апостола, «отменяет первое, чтобы постановить второе» (Евр 10. 9). Тем не менее Господь говорил о ВЗ: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф 5. 17). Идея Царства Божия в ВЗ дана в обетовании, в прообразовании, а в НЗ она явлена в личности и учении Христа, в жизни Церкви, в житиях святых.
Влияние ветхозаветного закона
Слайд 20Всю свою обязательную силу для христиан сохранили Десять заповедей Моисея. Суть этих заповедей
Всю свою обязательную силу для христиан сохранили Десять заповедей Моисея. Суть этих заповедей
На Иерусалимском Соборе апостолов в связи с разномыслием первых христиан об обязательности Моисеева закона для новообращенных из язычников принято было постановление написать братиям из язычников: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного, и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян 15. 28-29). Т. о., большая часть ветхозаветных предписаний богослужебного, ритуального характера, а также собственно юридических норм в их буквальном смысле утратила силу для христиан. Так, в христ. брачном праве безусловно отменен ветхозаветный левират.
Влияние ветхозаветного закона
Слайд 21Но отдельные институты юридического В. п. послужили образцом и основой для христ. установлений,
Но отдельные институты юридического В. п. послужили образцом и основой для христ. установлений,
В канонах часто встречаются ссылки на ветхозаветные тексты. В 21-м прав. свт. Василия Великого цитируется Книга прор. Иеремии (3.1) и Книга Притчей Соломоновых (18.23). На эти же места ссылаются и отцы Трулльского Собора в 87-м прав. В 16-м прав. VII Вселенского Собора цитируется Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова (1. 25). Нек-рые канонические нормы основаны на ветхозаветных текстах, к-рые сами по себе не содержат соответствующих юридических формул, но в к-рых заключены мысли, используемые для их обоснования, такие места из ВЗ и цитируются в канонах. Так, за свои преступления и грехи клирики не подлежат наравне с мирянами отлучению от Причащения, а только извержению из сана на основании общего принципа, не допускающего налагать двойное наказание за одно и то же преступление. Эта норма сформулирована в Ап. 25, где содержится ссылка на Книгу прор. Наума (1. 9).
Влияние ветхозаветного закона
Слайд 22Принципиальный подход к предписаниям ветхозаветного законодательства в Церкви таков: ветхозаветные нормы юридического и
Принципиальный подход к предписаниям ветхозаветного законодательства в Церкви таков: ветхозаветные нормы юридического и
В связи с тем, что далеко не все юридические нормы ВЗ признаются действующими в Церкви, встает вопрос о принадлежности этих норм к области Божественного права. Нек-рые канонисты ограничивают сферу Божественного права только теми нормами, к-рые имеют абсолютно неизменный характер. При такой т. зр. не все правовые заповеди, включенные в Свящ. Писание, могут быть наделены авторитетом Божественного права. Однако не включать в Божественное право те заповеди, к-рые хотя и имеют свой источник в Божественной воле, но не носят абсолютно неизменного характера, а вызваны преходящими обстоятельствами времени, было бы нелогично.
Влияние ветхозаветного закона
Слайд 23Схема скинии
Схема скинии
Слайд 24Храм Соломона
Храм Соломона
Слайд 25Внутреннее устройство храма Соломона
Внутреннее устройство храма Соломона
Слайд 26Схема храма Соломона
Схема храма Соломона
Слайд 27Царь Давид
Царь Давид