Жизнь и творчество Андрея Рублева. Книжная выставка презентация

Содержание

Слайд 2

Жизнь и творчество Андрея Рублева

Слайд 3

Андрей Рублев –
наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и

монументальной живописи XV века.
Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных.

Слайд 4

«Андрей Рублев – древне-русский живописец; преподобный (канонизирован в 1988 ).
…Искусство Андрея Рублева определило

в 15 веке развитие русской школы живописи.
…Память Андрея Рублева отмечается 4 (17) июля; 6 (19) июля – в Соборе Радонежских святых»

Большая Российская энциклопедия: в 30 т. / Председатель Науч.-ред. Совета Ю. С. Осипов. Отв. Ред. С. Л. Кравец. Т. 1. А – Анкетирование. – Москва : Большая Российская энциклопедия, 2005. – 766 с.: ил.: карт.

Слайд 5

Сергеев, В.Н. Рублев / В.Н.Сергеев. – Москва: Молодая гвардия, 1990. - 255 с.,

ил. – (Жизнь замечательных людей. Вып. 618; Избр. сер. В 10 т. Т. 2).

«Никто не найдет среди многих тысяч древних рукописей, сберегаемых по большим и малым книгохранилищам России, никаких записей о детстве Рублева, поскольку их никогда не было. …где, в каком году и в какой среде он родился. Навсегда сокрытым останется даже имя, данное будущему художнику при рождении , ибо Андрей – его второе, монашеское, имя…»

Слайд 6

«Достоверных сведений о жизни и творчестве этого замечательного русского художника сохранилось очень мало…»

Что

такое. Кто такой : В 3 т. Т. 3. – 4-е изд., перераб. И доп. – Москва : Педагогика-Пресс, 1999. – 336 с. , ил.

Слайд 7

Прибытков, В.С. Андрей Рублев / В.С.Прибытков. – Москва: Молодая гвардия, 1960. - 216

с., ил. – (Жизнь замечательных людей. Вып. 14).

«…Вот он идет, пятнадцатилетний, по пыльной дороге из Радонежа к монастырю Святой Троицы». …Здесь он будет писать иконы, говорить людям о том, как им следует жить!
…И он ступает на тропу, ведущую к островерхому деревянному храму, откуда слышится хор, славящий «спасителя».
Отроку кажется, что он у цели. Он еще не знает себя.
Но именно с этого дня начинается жизнь художника Андрея Рублева…»

Слайд 8

«…Это было время, когда на Руси начался расцвет искусства. В Москве возводились белокаменные

кремлевские соборы: Успенский, Благовещенский, Архангельский. Для их украшения приглашали лучших русских, греческих и итальянских художников.
Жил тогда замечательный русский художник Андрей Рублев…»

Каменева, Е. О. Какого цвета радуга.: Научно-художественная литература / Каменева Е. О., оформл. И подбор ил. Н. Мищенко. – Переизд. - Москва : Детская литература, 1984. – 79 с., ил.

Слайд 9

«…Среди толпы спешащих на молитву – юный инок Андрей Рублев, русый, худой, с

ясными синими глазами, открытым простым лицом…
«Как незаметно летят годы», - подумал Рублев. Давно ли босоногим мальчишкой пришел он сюда. Сироту приютили старцы, заметили его дар к живописи…»

Долгополов, И. В. Рассказы о художниках. / И. В. Долгополов. – Москва : Изобразительное искусство, 1982. Т.1 – 672 с., ил.

Слайд 10

«В конце девяностых годов XIV века Андрей Рублев – послушник в Троицком монастыре.

Где-то между 1400 и 1405 годами он переходит в Андроников монастырь, расположенный в непосредственной близости к Москве, а в 1405 году оказывается в числе мастеров-живописцев, призванных украсить кремлевский Благовещенский собор».

Прибытков, В. С. Сквозь жар души. (О трех древнерусских живописцах.) /В. С. Прибытков. – Москва: Молодая гвардия, 1968 . – 136 с., с ил.

Слайд 11

«В 1405 году Феофан Грек (он назван в источниказ первым как старший и

руководитель), Прохор с Городсца и Андрей Рублев расписали Благовещенский собор и создали для него иконостас…
…иконостас Благовещенского собора – одно из великих произведений мирового искусства».

Петров-Строминский, В. Ф. Тысяча лет русского искусства: история, эстетика, культурология / В. Ф. Петров-Строминский. – Москва : ТЕРРА, 1999. – 352 с. – («Терра» – школе)

Слайд 12

«…Рублев не изображает ослепительные световые полосы и длинные лучи, но вся икона светится

как бы изнутри мягким серебристым свечением. …Эти иконы выделяются звучностью и чистотой колорита, который можно назвать поэтическим…
Вскоре после 1410 г. Андрей Рублев и его верный товарищ Даниил создают небывало монументальный иконостас в Успенском соборе во Владимире. Он состоял из трех рядов, общая высота которых достигала почти шести метров. Ничего подобного Московская Русь не знала не только до этого, но и многие годы спустя. Владимирский иконостас надолго стал образцом для подражания…»

Энциклопедия для детей. . Искусство. Ч. 1. – 2-е изд., испр. /Глав. Ред. М. Д. Аксенова. – Москва: Аванта+, 1999. – 688 с.: ил.

Слайд 13

«…Феофан Грек был окружен талантливыми учениками. Лучшим из них был инок Андрей Рублев,

который работал с учителем в Москве. Андрей писал иначе, чем Феофан. У Андрея нет характерной для Феофана суровости образов: главное в его живописи – сострадание, любовь и прощение. Настенные росписи и иконы Рублева поражали своей одухотворенностью уже современников, которые приходили смотреть как работает на лесах художник».

Анисимов, Е. В. Древняя Русь: Школьный путеводитель / Е. В. Анисимов. – СПб.: «БКК», 2007. – 112 с., ил. – («Узнай мир»)

Слайд 14

Романовский, С.Т., Повесть об Андрее / С. Т. Романовский. – Москва: Советский писатель,

1982. - 263 с.

«…Когда он брал кисть, его твердые от всегдашней работы пальцы становились ласковыми, будто принимали ребенка, и в монастыре, в окрестных селах, городе Радонеже знали его как искусного иконописца...»

Слайд 15

«…иконописцы – особые люди. Большинство из них были монахами (посвятили свою жизнь служению

Богу). По обычаю, прежде всего иконописец должен был очистить тело и мысли – только тогда он имел право приступить к изображению ликов святых.
…Как правило, иконописец не оставлял на иконе своего имени. Одним из самых известных является Андрей Рублев, творивший в конце XIV – XV века…»

Я познаю мир: Культура : Детская энциклопедия / Автор-составитель Н. В. Чудакова; художники А. В. Кардашук, Е. В. Дедова. – Москва : АСТ, 2003. – 475 с. : ил.

Слайд 16

Путилов, Б. Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. / Б. Н.

Путилов. – СПб.: Азбука, 1999. – 368 с.

«…На мир он (А. Рублев) смотрел глазами христианина и многому учился у Сергия Радонежского. Но как гениальный художник, он вкладывал в писанные им фрески и иконы – вольно или невольно – свое миропонимание, свой взгляд на людей, на события…»

Слайд 17

«Троица»
(1411 – 1422 гг.)
Самой знаменитой работой Рублева стала икона «Троица», которую сейчас признают

шедевром во всем мире.
Идея триединого Бога была важна как символ единения и объединения всех русских земель вокруг Москвы.
Написана икона в память Сергия Радонежского.

Слайд 18

«…время для Руси было тяжелое. Ордынские набеги мучили ее, не давали пахать и

сеять, и Русь голодала и холодала. Русские княжества жили недружно и никак не могли объединиться, чтобы дать отпор захватчикам.
Вот в такое нелегкое время великий художник Андрей Рублев написал икону «Троица»

Романовский, С. Т. Родина. / С. Т. Романовский. – Москва : Детская литература, 1990. – 221 с.

Слайд 19

Рыжов , К. В. 100 великих россиян / К. В. Рыжов. – Москва:

Вече, 2001. – 656. – (100 великих)

«Более всего известно нам о работе Рублева в знаменитой Троице-Сергиевой обители, куда его пригласил троицкий игумен Никон. Именно тогда Андрей написал свое самое великое, проникновенное и таинственное произведение – знаменитую «Троицу» – главную храмовую икону для монастырского собора и одно из самых совершенных произведений древнерусской живописи».

Слайд 20

«…На довольно значительной по размерам доске Андрей Рублев изобразил ветхозаветную Троицу – явление

Аврааму Бога в виде трех ангелов.
…Библейский рассказ в интерпретации Андрея Рублева утратил все те повествовательные черты, колторые традиционно входили в композицию иконы на этот сюжет…»

Величайшие творения человечества : Энциклопедия . – Москва : АСТ, 2001. – 688 с., ил.

Слайд 21

«Святая Троица» по праву считается величайшим произведением древнерусской иконописи, представляя собой вершину художественного

и духовного откровения преподобного Андрея Рублева…»

Малков, Ю. Г. Русские иконы XII-XIX веков / Ю. Г. Малков. – Москва : Искусство, 1988. – 79 с.

Слайд 22

«Три ангела, воплощающие три лица Троицы, объединены не только беседой о предстоящей жертве

Бога Сына, которую они ведут. Их единство изначально, они – абсолютное целое. И вместе с тем каждый обособлен, погружен в себя. Нераздельность и неслиянность! В этом сакральный смысл учения о Троице. Тайна, недоступная разуму, но с такой изумительной глубиной и точностью угаданная кистью гениального иконописца!»

Майорова, Н., Скоков, Г. История русской живописи : Иконопись / Майорова Н., Скоков Г. – Москва : Белый город, 2009. – 127 с.

Слайд 23

Ветрова, Г. Русское искусство : Детская энциклопедия / Г. Ветрова . – Москва:

Белый город, 2000. – 63 с.

«…Эта икона – итог всей жизни Рублева. Даже он, гениальный художник, не смог бы ее повторить. В годы бесконечных бедствий, кровопролитий, моров и страданий он говорит о том, что всего дороже, призывает людей к миру и любви. Икона писалась в память Св. Сергия Радонежского, «дабы воззрением на Св. Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего»».

Слайд 24

«Несмотря на то, что в прошлом икона пострадала от многих повреждений, краски ее

до сих пор словно изучают свет, пронизывающий все ее детали. Советский художник и искусствовед И. Грабарь писал, что «Троица» сверкает высшим, неземным светом , тем самым, который излучают только создания гениев». Свет этот сияет в белых и голубоватых пробелах, он напоминает одновременно и голубизну неба, и зацветающий лен, и первые васильки (появляющиеся к Троицыну дню) в зеленеющей еще ржи…».

Ионина, Н. А. 100 великих картин. / Н. А. Ионина. – Москва : Вече, 2000. – 512 с. (100 великих)

Слайд 25

«Рублев до конца своих дней прожил в Андрониковом монастыре и скончался 29 января

1430 года. В памяти людей он остался самым известным и почитаемым мастером московской школы иконописи. Примерно век спустя после его кончины иконопись Рублева была провозглашена образцом для подражания. Один из церковных соборов постановил: «писать живописцам иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев».

Афонькин, С.Ю. Православные святые : Школьный путеводитель /С.Ю. Афонькин. – СПб.: «БКК», 2010. – 96 с., илл. – («Узнай мир»)

Слайд 26

«…Мир, согласие, любовь – вот к чему призывал современников Андрей Рублев, и не

было в ту эпоху призыва более важного, более созвучного времени!...
Несмотря на религиозное содержание, условность иконописного языка, созданные им образы земной красоты вплотную приближают нас к миру чувств и мыслей наших далеких предков…»

Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. – Москва : Педагогика, 1983. – 416 с., ил.

Слайд 27

Память
об Андрее Рублеве

Слайд 28

4 (17) июля – День памяти преподобного Андрея Рублева.
На протяжении XVI-XVII веков память

преподобного Андрея была окружена почитанием. Можно найти свидетельства о духовном признании святости его в строгановском иконописном подлиннике: «Преподобный Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы написал, все чудотворные…».

Слайд 29

«…Дошедшие до наших дней со значительными утратами фрески Андрея Рублева и Даниила Черного

являются сегодня драгоценной достопримечательностью владимирского Успенского собора».

Губарева, М. В., Низовский, А. Ю. 100 великих храмов мира / М. В. Губарев, А. Ю. Низовский. – Москва : Вече, 2000. – 512 с.- (100 великих)

Слайд 30

А. Рублев. Из собрания Государственной Третьяковской галереи: Альбом / автор-составитель Э. К. Гусева.

– Москва : Изобразительное искусство, 1990. – 47 с., ил.

«От работ Андрея Рублева во владимирском Успенском соборе до наших дней дошли иконы иконостаса, составлявшие единый ансамбль с фресками, частично сохранившимися на стенах храма…
…После реставрации эти иконы вошли в собрания Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея….»

Слайд 31

«В 1966 году «Андрей Рублев» – житие великого художника в средневековой княжеской Руси

– раздался, как удар колокола…
«…Главное для создателей картины – рассказать о творческом процессе, о процессе познания жизни и претворении ее в искусство…»
(о фильме «Андрей Рублев» («Страсти по Андрею» режиссер А. Тарковский).

Иваново и кино / ред. –составитель М. В. Смирнов. - Иваново, ИД «Шаша Родина», 2016. – 256 с.

Слайд 32

«…Прошло много лет…
…Если вы перейдете широкий мост через Яузу и поднимитесь на высокий

холм, опоясанный цепью белокаменных стен, то, миновав ворота, попадете на землю древнего Андроникова монастыря. Ныне здесь находится Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.
В соборе, отличающемся стройностью облика, до наших дней сохранились остатки рублевской живописи, обнаруженные на откосах стен…»

Осетров, Е. И. Мое открытие Москвы : Рассказы о столице / Е. И. Осетров. – Москва : Московский рабочий, 1987. – 302 с.

Имя файла: Жизнь-и-творчество-Андрея-Рублева.-Книжная-выставка.pptx
Количество просмотров: 60
Количество скачиваний: 0